Автор: Ратникова Татьяна Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ как фактор их успешной социализации в образовательной организации дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ как фактор их
успешной социализации в образовательной организации
дополнительного образования
Сегодня
проблема
социализации
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
актуальной
и
часто
обсуждаемой
на
различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация,
как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой
благополучия
человека
в
обществе.
Личное
и
социальное
благополучие
любого
человека
зависит
от
его
успешного
труда,
условий
его
быта,
интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья
процесс
социализации
существенно
затруднен,
при
этом
их
будущее
напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от
умения
создать
свой
быт,
выстроить
отношения
с
окружающими,
организовать свой досуг.
Социализация —
это
процесс
и
результат
усвоения
и
активного
воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов,
установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная
с о ц и а л и з а ц и я ,
з а к л а д ы ва ю щ а я
о с н о ву
в с е го
п о с л е д у ю щ е го
функционирования человека, происходит в семье.
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и
общества. Данное взаимодействие
включает
в
себя, с одной
стороны,
способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в
систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных
изменений.
Если
наиболее
существенные
задачи
социализации
на
каком-то
возрастном
этапе
не
решаются,
это
приводит
к
торможению
развития
личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном
поведении.
Социализация учащихся с ОВЗ должна быть интегрирована во все виды
деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную,
общественно-полезную, она, в первую очередь, формирует уклад школьной
жизни.
Мощным
фактором
социализации
ребенка
является
образование,
выступающего
в
качестве
одного
из
массовых
каналов
его
социальной
мобилизации и интеграции в общество. Поэтому вопросу повышения степени
доступности образования в последнее время стало уделяться пристальное
внимание.
Д е т и
с
О В З дифференцируются п о
с в о и м
м е д и ц и н с к и м
и
психофизиологическим
показателям,
что
отражается
на
показателях
их
обучаемости.
Поэтому
важнейшей
задачей
является
определение
того,
какими знаниями и умениями должны овладеть дети с ОВЗ одновременно с
формированием
некоторых
личностных
показателей
на
основе
учета
их
обучаемости. Речь идет о содержании образования, главной особенностью
которого является ориентация на конкретную практическую деятельность.
Вопросам содержания образования детей с ОВЗ в последнее время уделяется
значительное
внимание,
так
как
оно
связано
с
получением
конкретного
ответа на вопрос – какими знаниями и умениями их надлежит вооружить.
При этом содержание рассматривается в двух аспектах: объективном – как
отражение текущих и перспективных потребностей общества и отдельных
людей, и субъективном – как основу для всестороннего развития учащихся,
формирования у них мышления, познавательного интереса и подготовки к
трудовой деятельности.
В силу этого принципиально важным является обеспечение единства
теоретической
и
практической
деятельности,
вследствие
чего
должен
измениться сам подход к определению содержания обучения.
На первый план выдвигается практическая направленность содержания
образования, которая будет проявляться в успешной социализации личности
ребенка с ОВЗ. Оптимальные результаты могут быть получены лишь при
условии постоянного совершенствования содержания образования.
Содержание
образования
рассматривается
и
с
общепедагогических
позиций,
и
с
позиций
конкретизации
его
с
учетом
типа
и
специфики
конкретных групп детей.
Дополнительное
образование
–
составная
часть
образовательной
системы
России,
показатель
реализации
прав
детей
на
реализацию
потребностей
в
развитии.
Дополнительное
образование
направлено
на
создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и
творчеству;
обеспечивает
эмоциональное
благополучие
ребенка,
профилактику
асоциального
поведения;
укрепляет
психическое
и
физическое здоровье ребенка.
Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование.
В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-
2 «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная
задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей
данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их
социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в
обществе.
Коллегия, в частности, обращает особое внимание на:
интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в
среду здоровых сверстников;
допрофессиональную
подготовку
детей
с
ОВЗ
в
целях
обеспечения их социальной незащищенности;
разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в
учреждениях дополнительного образования детей;
усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями
детей с ОВЗ;
активнее
вовлекать
детей
с
ОВЗ
в
подготовку
и
проведение
массовых
мероприятий
с
учащимися,
участие
в
конкурсах,
смотрах,
фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного
образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
Детям с ОВЗ трудно дается деятельность, где требуется воображение,
смелость, фантазия.
Цель занятий в театральной студии: раскрепостить детей, придать им
уверенность
в
своих
силах.
Интенсивно
развивается
речь,
обогащается
словарный запас, формируется грамматический строй речи.
Это уникальная возможность социализации ребенка. Лучше всего, если
абсолютно все дети будут на сцене - петь, танцевать, просто поддерживать
друг друга, и в этой деятельности у детей возникнет совершенно новый
уровень взаимоотношений.
Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и
сверстников.
Именно
поэтому
все
дебютанты
заражаются
этим
видом
деятельности
и
затем
возвращаются
на
сцену
снова
и
снова.
При
этом,
ребятам
хочется
уже
более
детально
разобраться
в
законах
сцены,
в
её
культуре, познать всю красоту сценической речи и все тонкости театрально-
концертной деятельности. И вот тут, как раз, без педагогов – никак! Очень
важно, что в концертных и постановочных программах они участвуют вместе
с учащимися. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к
выходу
на
сцену,
наблюдают
за
тем,
как
педагоги
тоже
волнуются,
и
начинают ещё серьезнее относиться к этому процессу. Дети и взрослые
волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.
Аплодисменты, овации, крики «браво», искренняя радость за своих
друзей. Буквально на глазах оживают дети, которые основное время своей
жизни проводят в инвалидной коляске. Вместе со всеми выходят на сцену,
поют, танцуют, читают стихи, улыбаются. Общение самое настоящее, они
интересны другим, они нужны людям – это даёт жизненные силы.
На занятиях кружковой деятельности в первую очередь необходимо
наладить эмоциональный контакт с каждым ребёнком, на основе которого
затем строится взаимодействие между педагогом и ребёнком и между детьми.
Важно
привить
ребёнку
умение
взаимодействовать
с
окружающими,
принимать поставленную задачу, положительно относиться к заданию.
Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со
стороны
окружающих.
В
этот
момент
необходимо
а д е к ват н о
проанализировать
успех
и
неудачи,
подбодрить,
похвалить,
поддержать
стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности
делать ещё лучше.