Напоминание

Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ как фактор их успешной социализации в образовательной организации дополнительного образования


Автор: Ратникова Татьяна Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ как фактор их успешной социализации в образовательной организации дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогическое взаимодействие с детьми с ОВЗ как фактор их

успешной социализации в образовательной организации

дополнительного образования

Сегодня

проблема

социализации

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

актуальной

и

часто

обсуждаемой

на

различных уровнях российского образования. Понятно, что социализация,

как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой

благополучия

человека

в

обществе.

Личное

и

социальное

благополучие

любого

человека

зависит

от

его

успешного

труда,

условий

его

быта,

интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья

процесс

социализации

существенно

затруднен,

при

этом

их

будущее

напрямую зависит от умения трудиться, зарабатывать себе на жизнь, от

умения

создать

свой

быт,

выстроить

отношения

с

окружающими,

организовать свой досуг.

Социализация —

это

процесс

и

результат

усвоения

и

активного

воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов,

установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная

с о ц и а л и з а ц и я ,

з а к л а д ы ва ю щ а я

о с н о ву

в с е го

п о с л е д у ю щ е го

функционирования человека, происходит в семье.

Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и

общества. Данное взаимодействие

включает

в

себя, с одной

стороны,

способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в

систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных

изменений.

Если

наиболее

существенные

задачи

социализации

на

каком-то

возрастном

этапе

не

решаются,

это

приводит

к

торможению

развития

личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном

поведении.

Социализация учащихся с ОВЗ должна быть интегрирована во все виды

деятельности школьника: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную,

общественно-полезную, она, в первую очередь, формирует уклад школьной

жизни.

Мощным

фактором

социализации

ребенка

является

образование,

выступающего

в

качестве

одного

из

массовых

каналов

его

социальной

мобилизации и интеграции в общество. Поэтому вопросу повышения степени

доступности образования в последнее время стало уделяться пристальное

внимание.

Д е т и

с

О В З дифференцируются п о

с в о и м

м е д и ц и н с к и м

и

психофизиологическим

показателям,

что

отражается

на

показателях

их

обучаемости.

Поэтому

важнейшей

задачей

является

определение

того,

какими знаниями и умениями должны овладеть дети с ОВЗ одновременно с

формированием

некоторых

личностных

показателей

на

основе

учета

их

обучаемости. Речь идет о содержании образования, главной особенностью

которого является ориентация на конкретную практическую деятельность.

Вопросам содержания образования детей с ОВЗ в последнее время уделяется

значительное

внимание,

так

как

оно

связано

с

получением

конкретного

ответа на вопрос – какими знаниями и умениями их надлежит вооружить.

При этом содержание рассматривается в двух аспектах: объективном – как

отражение текущих и перспективных потребностей общества и отдельных

людей, и субъективном – как основу для всестороннего развития учащихся,

формирования у них мышления, познавательного интереса и подготовки к

трудовой деятельности.

В силу этого принципиально важным является обеспечение единства

теоретической

и

практической

деятельности,

вследствие

чего

должен

измениться сам подход к определению содержания обучения.

На первый план выдвигается практическая направленность содержания

образования, которая будет проявляться в успешной социализации личности

ребенка с ОВЗ. Оптимальные результаты могут быть получены лишь при

условии постоянного совершенствования содержания образования.

Содержание

образования

рассматривается

и

с

общепедагогических

позиций,

и

с

позиций

конкретизации

его

с

учетом

типа

и

специфики

конкретных групп детей.

Дополнительное

образование

составная

часть

образовательной

системы

России,

показатель

реализации

прав

детей

на

реализацию

потребностей

в

развитии.

Дополнительное

образование

направлено

на

создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и

творчеству;

обеспечивает

эмоциональное

благополучие

ребенка,

профилактику

асоциального

поведения;

укрепляет

психическое

и

физическое здоровье ребенка.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями

здоровья является важной составляющей прав ребенка на образование.

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-

2 «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная

задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей

данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их

социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в

обществе.

Коллегия, в частности, обращает особое внимание на:

интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в

среду здоровых сверстников;

допрофессиональную

подготовку

детей

с

ОВЗ

в

целях

обеспечения их социальной незащищенности;

разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в

учреждениях дополнительного образования детей;

усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями

детей с ОВЗ;

активнее

вовлекать

детей

с

ОВЗ

в

подготовку

и

проведение

массовых

мероприятий

с

учащимися,

участие

в

конкурсах,

смотрах,

фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного

образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

Детям с ОВЗ трудно дается деятельность, где требуется воображение,

смелость, фантазия.

Цель занятий в театральной студии: раскрепостить детей, придать им

уверенность

в

своих

силах.

Интенсивно

развивается

речь,

обогащается

словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Это уникальная возможность социализации ребенка. Лучше всего, если

абсолютно все дети будут на сцене - петь, танцевать, просто поддерживать

друг друга, и в этой деятельности у детей возникнет совершенно новый

уровень взаимоотношений.

Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и

сверстников.

Именно

поэтому

все

дебютанты

заражаются

этим

видом

деятельности

и

затем

возвращаются

на

сцену

снова

и

снова.

При

этом,

ребятам

хочется

уже

более

детально

разобраться

в

законах

сцены,

в

её

культуре, познать всю красоту сценической речи и все тонкости театрально-

концертной деятельности. И вот тут, как раз, без педагогов – никак! Очень

важно, что в концертных и постановочных программах они участвуют вместе

с учащимися. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к

выходу

на

сцену,

наблюдают

за

тем,

как

педагоги

тоже

волнуются,

и

начинают ещё серьезнее относиться к этому процессу. Дети и взрослые

волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.

Аплодисменты, овации, крики «браво», искренняя радость за своих

друзей. Буквально на глазах оживают дети, которые основное время своей

жизни проводят в инвалидной коляске. Вместе со всеми выходят на сцену,

поют, танцуют, читают стихи, улыбаются. Общение самое настоящее, они

интересны другим, они нужны людям – это даёт жизненные силы.

На занятиях кружковой деятельности в первую очередь необходимо

наладить эмоциональный контакт с каждым ребёнком, на основе которого

затем строится взаимодействие между педагогом и ребёнком и между детьми.

Важно

привить

ребёнку

умение

взаимодействовать

с

окружающими,

принимать поставленную задачу, положительно относиться к заданию.

Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со

стороны

окружающих.

В

этот

момент

необходимо

а д е к ват н о

проанализировать

успех

и

неудачи,

подбодрить,

похвалить,

поддержать

стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности

делать ещё лучше.



В раздел образования