формирование социально-коммуникативных качеств детей 6-7 лет
Автор: Беседина Наталья Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №25 Населённый пункт: город Миасс, Челябинская область Наименование материала: конспект НОД "ДОМ ДРУЖБЫ" Тема: формирование социально-коммуникативных качеств детей 6-7 лет Раздел: дошкольное образование
«ДОМ ДРУЖБЫ»
Подготовила и провела воспитатель
Беседина Н.П.
МБДОУ д/с №25
г. Миасс
декабрь 2015г
Задачи:
• обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;
• конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
•
формировать
социально-коммуникативные
качества
(сотрудничество,
гибкость,
терпимость);
•
воспитание
дружелюбия,
сопереживания,
доброжелательного
отношения
друг
к
другу;
•
закладывать
нравственные
основы
личности
в
процессе
формирования
представлений о дружбе;
• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные
эмоции;
• продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали,
удивления, страха;
• учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.
Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание, социализация,
художественное творчество.
Оборудование:
конверт; крупный лего-конструктор; магнитные буквы, мольберт; клубок ниток; гуашь
или
акварель,
кисточки,
трубочки
для
коктейля,
восковые
мелки,
фломастеры,
цветные карандаши, бумага; пиктограммы эмоций.
Ход НОД:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель:
Ребята,
как
вы
приветствуете,
друг
друга,
когда
приходите
утром
в
детский сад?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим
телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка -
дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинами.
Игра «Поздороваемся»
Сегодня утром к нам в группу пришло письмо, оно с подписью-загадкой:
У бабулички чудной
Нрав веселый, заводной.
Сумочка в руке ее –
Там животное одно.
Без друзей она грустит
И от скуки всем вредит.
Ей без шалостей никак
Хулиганит…..
Дети: Письмо прислала Шапокляк.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?
Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.
Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и
тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена
и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите
мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и
хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.
Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?
Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.
Воспитатель: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и
позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим,
если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая
простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое
задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.
1 задание: «Составь слово». Нужно составить слова из букв, которые находятся перед
вами на доске: Р Д Ж Б У А. Какое слово получилось?
«Мозговой штурм» - что такое дружба?
Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Воспитатель: А с кем можно дружить?
Дети: С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает
тебя.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Воспитатель: Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети: В беде друзья всегда помогут.
Воспитатель:
Приятно
ли
вам,
когда
друзья
разделяют
с
вами
радость?
А
неприятности? Что друзья могут делать вместе?
Д е т и : Играть,
работать,
учиться,
отдыхать,
смеяться,
шутить,
разговаривать,
помолчать и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый
кирпич дома Дружбы.
Игра «Семьи слов».
У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один
кирпич дома Дружбы.
Воспитатель:
Хочу
предложить
вам
ещё
одну игру,
которая
называется «Мир без
друга». Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его:
Мир без друга был бы не интересным, потому что…
Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
Мир без друга был бы мрачным, потому что...
Воспитатель: Третий кирпичик дома Дружба мы заложили. Идём дальше.
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Упражнение «Паутина добрых слов».
У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза
свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят,
сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок,
обматывает
нитью
свою
ладонь
и
с
добрыми
словами
передает
клубок
другому
ребенку и т.д.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое
у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети: Настроение
стало
радостным,
веселым,
потому
что
было
приятно
слушать
добрые слова.
Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Воспитатель: Четвертый кирпичик дома Дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех
такое радостное настроение, давайте устроим «Радостный салют».
Дети делятся на две подгруппы (мальчики и девочки), методом «кляксографии», с
помощью трубочки выдувают «салют».
Воспитатель:
Вот
так.
Хорошо.
Здорово.
Чудесно.
Прекрасно.
И
с
этим
заданием
справились. Ставим пятый кирпичик.
Упражнение-разминка. «Теремок».
На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок, (сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок. (поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор, (руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор. (щелчки каждым из пальцев поочередно)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони)
Открывайте! (широко развести руки в стороны).
Я ваш друг! (ладони сомкнуть одна поперек другой)
Воспитатель: Чтобы получить этот кирпичик, мы должны с вами вспомнить пословицы
о дружбе.
Пословицы:
• Ссора до добра не доводит.
• Нет друга – ищи, а нашел, береги.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Один за всех, и все за одного.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
• Лучше честный враг, чем коварный друг.
• Друг за друга держаться - ничего не бояться.
• Друзья познаются в беде.
• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
• Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
• Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
• Друг спорит, а враг поддакивает.
Воспитатель: Молодцы много знаете пословиц о дружбе! Шестой кирпичик положили.
Игра «Узнай настроение».
А
как
можно
узнать
настроение
у
человек?
Правильно,
по
лицу.
Вот
здесь
расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное
настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился. Давайте
поиграем. Игра «Раз, два, три …покажи»… Я вам буду давать команды. Например,
раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи.
Вы должны показать на лице страх. А как еще можно узнать настроение человека, не
видя лица? Правильно, по интонации, с которой он говорит. Закрывайте глаза, я буду
произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.
Фразы:
- Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная.
Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.
- Вот так дела?! Мою избушку лиса заняла!
- Пойдем. Я ее выгоню.
- Одеваюсь. Шубу надеваю.
- Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Справились с задание, вот и следующий кирпичик.
Теперь о дружбе вы знаете все. Пришло время составить правила дружбы, которыми
вы можете пользоваться в жизни.
• Помогать другу.
• Быть честным.
• Уступать.
• Не бояться просить прощения.
• Не грубить.
• Не жадничать.
• Не злиться.
Воспитатель:
Как
много
трудных
заданий
мы
выполнили,
как
много
вы
знаете
о
дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими
товарищами.
Благодаря
вашим
стараниям
дом
Дружбы
получился
большим
и
красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?
Дети: Людей. Жильцов.
Воспитатель: Кто будет жить в доме Дружбы? В окошках нужно поместить друзей,
чтобы было светло, весело!
Рисуют портреты друзей. Помещают их в дом Дружбы (на двухсторонний скотч).
Воспитатель: Замечательные работы у вас получились. Посмотрите, как озарился дом
Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!
В
завершение
занятия
проводится упражнение
«Всем-всем,
до
свидания!»
-
упражнение на объединение и сплочение детей в группе. Дети образуют круг, а затем
ставят
свои
кулачки
в
единый
«столбик»
и
громко
произносят:
«Всем-всем,
до
свидания!», затем убирают кулачки.