Автор: Овсеенко Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ЦДЮТиЭ
Населённый пункт: г. Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Родители–наблюдатели? Родители – помощники!
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Тренинг для родителей
Род
Род
ители–помощники!
ители–помощники!
Подготовила:
Овсеенко Е.А.,
педагог
дополнительного
образования
ЦДЮТиЭ
г. Амурск
Одной
из
проблем
дополнительного
образования
является
недостаток
взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями учащихся.
Причин этого достаточно много.
1.
Наиболее частая причина – это загруженность родителей работой и другими
делами.
2.
Отсутствие интереса к тому, что делается в учреждении дополнительного
образования.
3.
Приоритетным
для
родителей
является
платное
дополнительное
образование, которое могут получить дети.
4.
Родители
не
считают
важными
знания
и
опыт,
полученные
в
дополнительном образовании для развития личности ребенка.
На
сегодняшний
момент
Концепция
модернизации
Российского
образования
подчеркивает роль семьи в решении задач воспитания.
Основная
цель
работы
с
родителями
учащихся
в
создании
психолого-
педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских
отношений педагогов, родителей, детей
Таким образом, успех процесса воспитания возможен только при объединении
усилий семьи и других социальных институтов.
Задачи сотрудничества с родителями:
1.
Установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.
2.
Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и
воспитания.
3.
С о зд а н и е
ат м о с ф е р ы
о б щ н о с т и
и н т е р е с о в ,
э м о ц и о н а л ь н о й
взаимоподдержки.
4.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений
дополнительного образования и родителей воспитанников
могут стать Конвенция
о
правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон
«Об
образовании»,
Методические
рекомендации
"О
взаимодействии
ОУ
с
семьей"
(Приложение
к
письму
МО
РФ
от
31.01.01
г.
№90/30-16),
Программа
развития
учреждения.
Ведущими методами взаимодействия могут стать:
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов,
идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы организации деятельности и формирование общественного поведения:
общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение,
благодарность, одобрение;
-методы
самоконтроля
и
самооценки:
педагогическое
наблюдение,
анализ
результатов деятельности, психологические опросники;
-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
В дополнительном образовании используются активно следующие формы работы с
семьей:
1.
Групповые формы:
Родительское собрание.
Открытые занятия
Дни открытых дверей
Творческие мастерские.
Совместная игровая деятельность.
Спортивные праздники
Мастер-классы
2.
Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.
Остановимся на вышеперечисленном более подробно:
Интерактивные формы работы.
Анкетирование, диагностика.
Проводится
для
выяснения
запросов
родителей,
удовлетворенности
работой
преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам
помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.
Конференция.
Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление
и
закрепление
знаний
о
воспитании
детей.
Конференции
могут
быть
научно-
практическими,
теоретическими,
читательскими,
по
обмену
опытом,
конференциями
матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают
активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для
родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть
конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в
отделе или в организации в целом.
Индивидуальная консультация (беседа).
Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в
семье,
обговорить
волнующие
родителей
и
педагогов
проблемы.
Эта
форма
очень
эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых
встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение
при
встрече
или
по
телефону,
письменное
приглашение)
или
по
инициативе
самих
родителей.
Дни открытых дверей.
Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и
обучения, условиями детской деятельности.
Творческие мастерские.
Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в
творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских
подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и
как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание.
В
подготовке
и
проведении
родительских
собраний
надо
учесть
следующие
моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок
позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст
психологический настрой на посещение ОДОД.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным,
эмоциональным, доброжелательным.
Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к
общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне
общих дел видят деятельность своих детей.
3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.
Золотые
правила,
которые
помогут
вам
эффективно
взаимодействовать
с
родителями:
• родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
Создайте необходимые
условия для общения.
• не беседуйте с родителями второпях, на бегу.
• разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать
— это вызывает раздражение родителей.
• то, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей,
учащихся
и
педагогов.
Если
есть
профессиональная
необходимость
поделиться
этой
информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность.
• каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться рекомендациями для
родителей.
Список литературы
1.
Куликов В.М, Л.М. Ротштейн «Школа туристских вожаков», «Владос»,1999
2.
Симаков В.И. «Туристские походы выходного дня», Москва, «Советская Россия»,
1984
3.
Штюрмер, Ю.А. Охрана природы и туризм, 1996
4.
Штюрмер. Ю.А – М.: Физкультура и спорт, 1998