Автор: Денискина Наталья Ивановна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №810
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: «Автоматизация звука р в слогах, словах и в предложениях»
Раздел: дошкольное образование
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной
группе на тему: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и в предложениях»
Подготовила учитель-логопед: Денискина Наталья Ивановна
ГБОУ Школа №810, корпус 3.
Описание материала. Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации
звука [р] для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Данный
материал будет полезен учителям – логопедам детских садов, воспитателям.
Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, и в
предложениях.
Цель. Автоматизировать чёткое произношение звука [р] в слогах, словах и в
предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-упражнять в правильном произношении звука [р] в слогах, словах и в
предложениях;
-расширять словарный запас;
-совершенствовать лексико – грамматические категории;
-закреплять навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места
звука в словах, закрепляя навыки звукового анализа;
-развивать мыслительные операции.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых
приёмов;
-формировать самоконтроль во время произношения звука.
Предварительная работа:
-постановка звука [р];
-автоматизация звука [р] в слогах, словах, и в предложениях;
-проведение игр на развитие фонематического слуха;
-обучение фонематическому анализу.
Оборудование:
-предметные картинки;
-кроссворд;
-карточки;
-карандаш;
-конверт с письмом;
-мяч.
I.
Вводная часть
Учитель-логопед. Здравствуй, Савва! Сегодня наше занятие начнётся
необычно. Мы с тобой будем разгадывать кроссворд. Я буду загадывать
загадки, а слова – отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас
должно получится ключевое слово.
II.
Основная часть
Загадывание загадок
1.
В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыба)
2.
Цветок – пахучий,
А стебель колючий.
(роза)
3.
Маленькое сдобное
Колечко съедобное – бублик,
А что у бублика посередине?
(дыра)
4.
У двух матерей
По пять сыновей,
И все сыновья
Одинаково зовутся
(руки)
5.
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(гора)
6.
Если ты отпустишь их с поводка,
Улетят они от тебя за облака.
(шары)
РЫБА
РОЗА
ДЫРА
РУКИ
ГОРА
ШАРЫ
Ребёнок отгадывает загадки и записывает слова в кроссворд.
Учитель-логопед. Какое ключевое слово у нас с тобой получилось? Давай
прочитаем.
Ребёнок. Радуга.
Учитель-логопед. Молодец! Сегодня мы будем учиться чётко и правильно
произносить звук [р] и искать его место в словах. Давай поиграем в игру
«Угадай место звука в слове». Отбери только те картинки, в названии которых
звук [р] стоит в начале слова. Назови слова, выделяя звук [р] и поставь
картинки к соответствующей схеме
Учитель-логопед. Отбери только те картинки, в названии которых звук [р]
стоит в середине слова. Назови эти слова, выделяя звук [р] и поставь
картинки к соответствующей схеме.
Учитель-логопед. Отбери только те картинки, в названии которых звук [р]
стоит в конце слова. Назови эти слова, выделяя звук [р] и поставь картинки к
соответствующей схеме.
Ребёнок отбирает картинки и ставит картинки к соответствующей схеме.
Учитель-логопед. Давай ещё раз чётко и правильно произнесём эти слова,
выделяя звук [р].
Р ●●●● (ручка, раки, рубашка, рама, ракета, робот, рысь, руль, ручей, рукав).
●● Р ●● (воротник, портфель, баран, ворона, корова, тетрадь, ведро, трава,
сорока, пирамидка).
●●●● Р (комар, помидор, светофор, повар, кефир, тигр, самовар, забор,
топор, мухомор).
Игра с мячом «Слоговые цепочки».
Учитель-логопед. Савва, сейчас я буду называть слоги и бросать тебе мяч, а
ты повторяешь за мной слоги и бросаешь мяч обратно. Будь внимательнее.
Ра-ро-ру тра-тру-тры
Ар-ор-ур пра-про-пры
Ры-ру-ра кра-кро-кру
Ор-ар-эр бра-бры-бру
Дру-дро-дра гро-гры-гру
Ребёнок выполняет задание.
Игра «Эхо». Повторение чистоговорок
Учитель-логопед. А сейчас, мы с тобой поиграем в игру «Эхо». Я буду
произносить чистоговорки, а ты внимательно слушай и повторяй за мной.
Ра – ра – ра – Кате спать пора.
Ра – ра – ра – весёлая игра.
Ры – ры – ры – летают комары.
Ры- ры – ры – новые ковры.
Ро – ро – ро – мы поедем на метро.
Ро – ро – ро – у Ромы ведро.
Ру – ру – ру – в парке листьев соберу.
Ру – ру – ру – красим конуру.
Ар – ар – ар – красный самовар.
Ор – ор – ор – убираю двор.
Ур – ур – ур – кормим кур.
Ир – ир – ир – Ира пьёт кефир.
Ребёнок повторяет за взрослым чистоговорки.
Игра «Найди ошибку».
Учитель-логопед. Савва, я буду читать предложения, а ты должен в
предложении найти ошибку.
Мусор убирает Рому. (Рома убирает мусор).
Дровами рубят топор. (Топором рубят дрова).
Крышка накрыта ведром. (Ведро накрыто крышкой).
Сахар грызёт Иру. (Ира грызёт сахар).
Дорога едет по грузовику. (Грузовик едет по дороге).
Градусник несёт врача. (Врач несёт градусник).
Забор красит Рому. (Рома красит забор).
Ответ ребёнка.
Физкультминутка
Учитель-логопед. А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за столик тихо сесть.
Взрослый и ребёнок выполняют движения.
Учитель-логопед. Савва, почтальон принёс письмо от Незнайки. В нём он
просит помочь разобраться – правильно ли он сочинил стихи, ничего не
перепутал. Вот послушай внимательно.
Расцвели на клумбе Козы,
В огород забрались Розы.
Ползает вдоль речки Мак,
Расцветает в поле Рак.
На конверт наклею Маску,
На лицо надену Марку.
Я возьму от сыра Кошку,
Угощу я нашу Корку.
Ответ ребёнка.
Учитель-логопед. Савва, возьми карточки, на них написаны слова, прочти
их, замени первый звук в слове на звук [р]. Какие слова получатся?
Забота – работа
Пугать – ругать
Макеты – ракеты
Пыжик – рыжик
Мама – рама
Мука – рука
Ответ ребёнка.
Меняется всего лишь одна буква и получается новое слово.
Учитель-логопед. А сейчас я предлагаю тебе поучиться сочинять стихи.
Придумай слово в рифму и повтори всё стихотворение.
Как бы мне пошла корона,
Важно каркает … (ворона).
Захотела кошка спать,
Вот и лезет на … (кровать).
Научись держать в порядке,
Свои книжки и … (тетрадки).
Юра тащит вкусный груз,
Замечательный … (арбуз).
Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак).
Пришёл домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
Роет землю чёрный крот,
Разоряет … (огород).
В день рождения Петрушке,
Купили новые … (игрушки).
Ответ ребёнка.
III.
Заключительная часть.
Учитель-логопед. Молодец, Савва. Тебе понравилось наше занятие?
А какое задание особенно понравилось? С каким звуком мы играли,
выполняя задания?
Оцени свою работу. Возьми себе весёлый смайлик, если ты считаешь, что у
тебя сегодня всё получилось. Или возьми грустный смайлик, если считаешь,
что у тебя не всё получилось.
Ребёнок оценивает свою работу на занятии.