Напоминание

Мир игрушек «Дети и взрослые»


Автор: Чурилова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №224
Населённый пункт: г. Москва САО
Наименование материала: Статья
Тема: Мир игрушек «Дети и взрослые»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мир игрушек «Дети и взрослые»

Из множества вещей, окружающих ребёнка – дошкольника, для него важнее всего игрушка.

Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь

ребёнка, его характер.

Однако взрослые не всегда относятся к тому, какая игрушка нужна ребёнку, рассуждая: чем бы

дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Если родители смотрят на игрушку как на забаву, то дети

относятся к ней со всей серьёзностью, находя в ней возможность дополнить своё понимание

жизни, обрести радость творчества.

С какой игрушкой будет общаться ребёнок, зависит от способности окружающих его взрослых

грамотно осуществить её выбор. Однако взрослые не всегда серьёзно относятся к тому, какая

игрушка нужна ребёнку, рассуждая: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Если родители

смотрят на игрушку как на забаву, то дети относятся к ней со всей серьёзностью, находя в ней

возможность дополнить своё понимание жизни, обрести радость творчества.

Для детей раннего и младшего школьного возраста на современном рынке широко представлена

продукция западноевропейского производства. Это сборно-разборные игрушки со звуковыми и

световыми эффектами, вращающимися частями различных размеров и конфигурации, волчки,

шары, мячи, кубики, пирамидки, каталки и качалки, способствующие моторному и сенсорному

развитию. Характерными особенностями таких игрушек являются их яркость, оригинальность

образов, применение современных промышленных материалов в их производстве, в основном

резины и пластика, что отвечает гигиеническим требованиям и делает их более безопасными в

использовании.

С младшего школьного возраста особое внимание детей обращено на образную игрушку, без

которой невозможна сюжетно-ролевая игра. Большая роль отводится куклам – мягконабивным,

пластиковым, резиновым, а также игрушкам, изображающих животных. Цветовое оформление и

привлекательность материала, прежде всего ткани и меха, определяют особое эмоциональное

отношение к ним детей. Необходимо отметить, что сюрреализм и несоответствующие росту

дошкольника размеры мягконабивных игрушек импортного не всегда позволяют использовать их в

воспитательно-образовательном процессе.

Многообразие современного ассортимента кукол таково, что охватывает все возрастные категории

– от младенцев до подростков. Особое внимание следует уделить куклам, воплощающим образы

детей разных национальностей и даже рас. От них следует отличать этнографическую куклу,

которая выступает скорее как типаж ил и модель определённой народности, с детализацией и

характерной подчёркнутостью особенностей внешности и костюма.

Специфический вид кукол - бибабо, перчаточные и др. – требует специального обучения ребёнка в

управлении и действии с ними. В основном современный рынок насыщен театрализованными

куклами отечественного производства, воплощающими традиционные образы русских народных

сказок, былин, авторских сказок, а также знакомые образы отечественной мультипликации. Такие

игрушки в сочетании с материалами для сценической деятельности - костюмами, масками,

париками, различными аксессуарами – помогают развивать творческие способности ребёнка.

Особое место в настоящее время занимают игры и игрушки, направленные на развитие

познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих и других

способностей, которые стимулируют и укрепляют различные виды мышления. Памяти, речи,

воображения. К таким игрушкам относятся различные виды конструктора, строительного

материала, лото и домино, мозаика, кубики. Сборные технические модели, настольно-печатные

игры, графические рамки и вкладыши, и многое другое.

Современный отечественный рынок также наполнен игрушками и материалами,

представляющими широкие возможности для развития конструктивной деятельности с

использованием ткани. Глины, гипса, пластилина, бисера, бумаги и пр. Подобные материалы дают

ребёнку возможность самому создавать поделки.

Самодельная игрушка приучает ребёнка к самостоятельности.

Одним из видов игрушек, имеющих противоречивые оценки со стороны общественности, является

военная игрушка, включающая различного рода оружие, технику, а также кукол-героев «звёздных

войн, боевиков, фильмов ужасов. Вопрос о военной игрушке должен обсуждаться не в русле её

существования или отмены, а в направлении определения условий, при которых такая игрушка

может быть хорошим средством воспитания. С её помощью можно формировать представление о

том, что право на ношение личного оружия, даже если оно игрушечное, надо заслужить, что

оружие не должно находиться в руках человека, обижающего слабых; от человека, владеющего

оружием, требуются определённая самодисциплина, умение сдерживать себя, управлять своими

эмоциями и т.д.

Для детей всех возрастов необходимы игрушки для игр на воздухе и спортивных занятий. На

современном отечественном рынке они представлены продукцией, в большинстве своём

ориентированной на старший дошкольный и школьный возраст, среди которых каталки, мячи,

прыгалки, кегли и другие игрушки для малышей.

Важно, чтобы игрушка не стесняла ребёнка, чтобы она помогала развиваться всем его

способностям. И формируя игровую среду ребёнка, любой взрослый должен это помнить.

При покупке игрушек необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

Игрушка (или игра) должна быть безопасной для ребёнка.

Игрушка (или игра) должна обязательно соответствовать возрасту ребёнка.

Игрушка (или игра) должна быть яркой, понятой ребёнку.

Игрушка (или игра) должна нести смысловую нагрузку; развивать в детях этические,

нравственные качества.



В раздел образования