Напоминание

"Техническое развитие в классе домры"


Автор: Цупина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: г.Бологое Тверской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Техническое развитие в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств »

муниципального образования « Бологовский район»

Методическое сообщение

«Развитие технических навыков в классе домры»

Преподаватель высшей категории

МБОУДО ДШИ г. Бологое

Цупина Елена Владимировна

Оглавление

1.

Введение.

2.

Значение упражнений в развитии техники исполнителя.

3.

Гаммы, арпеджио необходимый материал для свободного владения

инструментом.

4.

Литература.

5.

Нотное приложение.

Введение

Встреча с искусством приносит человеку радость. Счастлив, бывает тот,

кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю свою

жизнь. И особая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку

эту встречу. В отечественном массовом музыкальном воспитании основную

роль

в

привлечении

детей

к

музыкальному

искусству

призваны

играть

учреждения дополнительного музыкального образования, в том числе и детские

музыкальные школы.

Занятие

музыкой

-

мощное

средство

эстетического

и

нравственного

воспитания школьников. И поэтому педагогу здесь отводится ведущая роль в

жизни

ученика.

Авторитет

педагога

по

специальности

часто

является

авторитетом для ученика.

Основной

принцип

работы

над

техническими

трудностями

в

произведениях, упражнениях, гаммах, этюдах – это постепенное продвижение

от медленного темпа к быстрому, и наоборот. Это очень важно! Когда мы

работаем

в

медленном

темпе

слух

вычленяет

каждую

ноту,

учащийся

в

состоянии проконтролировать каждое свое движение, а в быстром же внимание

переключается на охват последовательности этих движений, объединяя их в

целый единый мелодический или ритмический комплекс (игровое движение).

Так же при смене темпа меняется двигательная установка: в медленном темпе

задачей является ровность удара медиатора вниз-вверх, точность координации,

а в быстром - максимальное приближение к струне медиатора (амплитуда

движений медиатора уменьшается), и пальцев к ладам в левой руке.

Необходимость

исследования

сферы

технического

развития

ученика,

особенно в первые годы обучения одна из главных задач данной работы, в том

числе, показать перспективу развития первоначальных навыков до решения

весьма

сложных

задач.

Проблемы,

связанные

с

развитием

техники,

принадлежат к числу наиболее острых, волнующих музыкантов-исполнителей

любых специальностей. С точки зрения большинства учеников, техника-это

беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», - и при этом

крепко,

четко,

уверенно.

Техника-это

ясная,

отчетливая,

исполнительская

дикция. Техническая база исполнителя закладывается в детстве, формируется

на первоначальном этапе. Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять

технике

больше

внимания,

чем

в

дальнейшем.

Двигательно-моторные

(технические) навыки

складываются

в

различных

видах

исполнительской

деятельности,

например

при

разучивании

музыкальных

произведений,

преимущественно виртуозного склада.

Значение упражнений в развитии техники исполнителя

Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает

«искусство», «мастерство».

Надо

ли

музыканту

-

исполнителю

для

развития

техники

прибегать

к

специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному.

Сегодня преподаватель имеет обширный материал упражнений для учащихся

всех

ступеней

обучения.

Технические

упражнения

общепризнанны,

как

хорошее средство для достижения и сохранения техники на должном уровне.

В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Упражняясь, исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся

способы

выполнения

тех

или

иных

игровых

действий.

Начальный

период

обучения игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником

немало

сложных

проблем.

Подходить

к

методике

формирования

основ

пальцевой

техники

домриста

с

учетом

физиологических

и

возрастных

особенностей детского организма. Учащийся обучаясь музыкальной школые

обладает

определенным

комплексом

двигательных

навыков.

Из

них

необходимыми важными для обучения на музыкальном инструменте являются,

в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и отчасти,

кистевого

сустава.

Поэтому

очень

важно

научить

учащегося

выполнять

самостоятельные

движения

пальцев.

Из

методических

положений,

определяющих

постановку

левой

руки,

необходимо

придерживаться

следующих :

1.

Кисть и предплечье составляют одну линию.

2.

Все пальцы закруглены.

3.

Пальцы ( 1, 2, 3, 4 ) слегка развернуты вперед в направлении корпуса

инструмента.

4.

Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.

5.

Большой палец находится приблизительно напротив 1 – го и 2 – го

пальцев.

Упражнение «Вверх и вниз по лесенке».

После второго пальца подключаем к работе третий. Третий палец серединой

подушечки

прижимает

струну

на

5-м

ладу.

Вначале

следует

использовать

попевки из звуков А, Д.

На этом этапе следует предусмотреть упражнения с передвижением руки

вдоль грифа. Одновременно решаются и художественные задачи. В репертуар

включаются мелодии народных песен, состоящих из двух-трех звуков:

«Скок»,

«Мячик»

и

другие.

В

связи

с

обилием

знаков

альтерации

эти

и

подобные им упражнения разучиваются по слуху, с рук и слов педагога.

Переходим к включению в игру 1-2 пальцев.. Упражнение «Лошадка», «Как на

нашем на лугу», «Во саду ли, в огороде». Включение в игру 3,4 пальца -

ответственный момент как для преподавателя, так и для ученика. Песенные и

танцевальные мелодии,

Упражнение «Верёвочка», «Лесенка. Напряжение и расслабление и

пальцев

ученика.

Необходимо

уделять

много

внимания

специальным

упражнениям на «хроматическом» тетрахорде.

Движение

в

пальцев

эффективны

для

выработки

автоматизма

игровых

движений. Хроматические последовательности из тетрахордов можно играть

от разных ладов, приучая таким образом руку ученика к движению вдоль грифа.

Важно

в

этих

упражнениях

и

то,

что

предплечье

«учится»

делать

корректирующие движения,

Использовать

в

своей

работе

упражнения

Г.

Шрадика.

Во

время

скольжения

левой

руки

по

грифу

нужно

следить

за

движением

большого

пальца, он должен двигаться параллельно с остальными и после смены позиции

останавливаться напротив фаланги нажимающего пальца.

Много сил и времени уходит, чтобы выработать у ученика одинаковую

силу в пальцах левой руки во время прижатия струны к ладу. Упражнения по

хроматическому тетрахорду благодатный для этого материал.

Во время работы с конструктивным материалом не следует забывать

про

средства

выразительности:

динамические

оттенки,

темп,

тембр,

артикуляцию. Ведь именно от работы правой руки зависит качество и сила

звука, характер исполнения музыкального произведения.

Владение в совершенстве техникой правой руки, конечно же, облегчит

работу над динамикой, тембром и качественным, без призвуков, звуком, т.е. даст

возможность

получить

звуковую

константу,

необходимую

при

исполнении

произведения. Конечно, это зависит и от многих факторов:

выбора места звукоизвлечения на струне (на грифе, у подставки, на

панцире)

применения одного из четырёх приёмов движения правой руки

наличия веса руки в медиаторе – степень усилия прилагаемого

исполнителем, чтобы удержать медиатор в руке

глубина

погружения

медиатора

в

струну

(чем

больше

площади

медиатора соприкасается со струной, чем громче звук)

туше (нажим, толчок, бросок)

угла

наклона

медиатора

по

отношению

к

струне

точность

прикосновения медиатора к струне (угол атаки)

частота тремоло – число оборотов медиатора за единицу времени

слухового

самоконтроля,

который

приобретается

на

уроках

в

процессе

показа

произведения

педагогом

или

прослушивания

записей, выступлений исполнителей, учеников. (Круглов)

При подаче конструктивного материала учащемуся педагог должен учесть

несколько моментов:

Любое

упражнение

должно

быть

осознано

исполнителем, как

необходимое.

Необходимо тщательно контролировать не только точность технического

выполнения задания и достижения задуманного звукового результата, но

и состояние игрового аппарата учащегося.

Следует

располагать

задания

в

последовательности

от

простого

к

сложному.

Вовремя заменять выученное учащимся упражнение на более сложную

версию, т.к. заученный до высокой степени автоматизма прием, может

стать непреодолимым препятствием в художественном произведении, где

все непрерывно изменяется во времени, имеет своё логическое развитие.

Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую

они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на выполнении

требуемой задачи и следил за качеством звучания.

При

работе

над

упражнениями

крайне

важна

точность

заданий

и

систематичность их проверки. Но как полезное сделать ещё и интересным?

Проявите

фантазию:

варьируйте

штрихи,

ритм

(добиваясь

ритмической

точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах

(играйте

с

различными

оттенками,

используйте

крещендо

и

диминуэндо),

экспериментируйте с тембровыми красками. Словом, не играйте механически:

следите

за

двигательными

ощущениями

и

контролируйте

слухом

художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и упражнений

станет для ученика занятием несравненно более полезным и к тому же по-

настоящему увлекательным

Гаммы, арпеджио необходимый материал для свободного владения

инструментом.

Особенно

большое

внимание

в

настоящее

время

уделяется

гаммам,

арпеджио. Во время игры и изучения гамм учащийся приобретает необходимый

навык и фундамент исполнения различных гаммообразных пассажей. Так же

нельзя забывать про тот факт, что во время исполнения гамм идёт изучение

расположения нот на грифе инструмента в верхних позициях. Гаммы так же

тренируют ладогармонический слух учащегося, чувство тональности, являются

универсальным средством для изучения и закрепления различных штриховых и

ритмических навыков.

Гаммы, арпеджио - необходимый материал для профессионального

становления

музыканта,

путь

к

свободному

владению

инструментом.

Целенаправленная работа над инструктивным материалом это одновременно

работа

над

ритмом

и

звуком,

она

укрепляет

игровой

аппарат,

улучшает

звукоизвлечение, способствует быстрой ориентации на грифе. Значение гаммы

в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более

прочное

знание

мажорно

-

минорной

системы,

воспитывают

чувство

ладотональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков.

Предлагается

играть

гаммы

обязательно

ff

и

pp,

с

крещендо

и

диминуэндо,

стремясь

достичь

самого

быстрого

темпа,

который

только

доступен ученику. Для лучшего закрепления материала рекомендуется играть

гаммы в разных ритмических и штриховых вариантах В домровой практике

большой популярностью пользуются этюды В. Чунина, А. Пильшикова, Ю.

Шишакова, Л. Бейгельмана, А. Александрова, А. Гедике, Н. Красавина и т.д.

написанные

специально

для

домры

или

позаимствованные

из

нотной

литературы

других

инструментов. Исполнение

этюда

это

освоение

и

закрепление конкретного технического приёма игры на домре. Так же в своей

работе

педагог

должен

соблюдать

принцип

систематического

и

последовательного обучения. Правильное планирование работы с учащимся и

точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, в том

числе,

верно

сбалансированное

соотношение

учебно-педагогического

и

художественного материала – это показатель педагогического мастерства, от

которого напрямую зависит развитие исполнительской техники учащегося.

Методическая литература.

Александров А. «Школа игры на трехструнной домре» Москва 1990 г.

«Ассоль» Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих

Анчутина Н. «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной

домры.

Новосибирск 2000 г. Составитель Владимиров В.

Чунин В. Гаммы и арпеджио Москва 1967г.

Чунин В. «Школа игры»

А. Александров « Школа игры на 3х струной домре»



В раздел образования