Автор: Цупина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ
Населённый пункт: г.Бологое Тверской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Техническое развитие в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств »
муниципального образования « Бологовский район»
Методическое сообщение
«Развитие технических навыков в классе домры»
Преподаватель высшей категории
МБОУДО ДШИ г. Бологое
Цупина Елена Владимировна
Оглавление
1.
Введение.
2.
Значение упражнений в развитии техники исполнителя.
3.
Гаммы, арпеджио необходимый материал для свободного владения
инструментом.
4.
Литература.
5.
Нотное приложение.
Введение
Встреча с искусством приносит человеку радость. Счастлив, бывает тот,
кто прикоснется к этой радости в детстве, бережно пронеся её через всю свою
жизнь. И особая заслуга здесь будет принадлежать тому, кто подарит ребенку
эту встречу. В отечественном массовом музыкальном воспитании основную
роль
в
привлечении
детей
к
музыкальному
искусству
призваны
играть
учреждения дополнительного музыкального образования, в том числе и детские
музыкальные школы.
Занятие
музыкой
-
мощное
средство
эстетического
и
нравственного
воспитания школьников. И поэтому педагогу здесь отводится ведущая роль в
жизни
ученика.
Авторитет
педагога
по
специальности
часто
является
авторитетом для ученика.
Основной
принцип
работы
над
техническими
трудностями
в
произведениях, упражнениях, гаммах, этюдах – это постепенное продвижение
от медленного темпа к быстрому, и наоборот. Это очень важно! Когда мы
работаем
в
медленном
темпе
слух
вычленяет
каждую
ноту,
учащийся
в
состоянии проконтролировать каждое свое движение, а в быстром же внимание
переключается на охват последовательности этих движений, объединяя их в
целый единый мелодический или ритмический комплекс (игровое движение).
Так же при смене темпа меняется двигательная установка: в медленном темпе
задачей является ровность удара медиатора вниз-вверх, точность координации,
а в быстром - максимальное приближение к струне медиатора (амплитуда
движений медиатора уменьшается), и пальцев к ладам в левой руке.
Необходимость
исследования
сферы
технического
развития
ученика,
особенно в первые годы обучения одна из главных задач данной работы, в том
числе, показать перспективу развития первоначальных навыков до решения
весьма
сложных
задач.
Проблемы,
связанные
с
развитием
техники,
принадлежат к числу наиболее острых, волнующих музыкантов-исполнителей
любых специальностей. С точки зрения большинства учеников, техника-это
беглость и ловкость пальцев; это умение сыграть «в темпе», - и при этом
крепко,
четко,
уверенно.
Техника-это
ясная,
отчетливая,
исполнительская
дикция. Техническая база исполнителя закладывается в детстве, формируется
на первоначальном этапе. Поэтому на ранней стадии обучения следует уделять
технике
больше
внимания,
чем
в
дальнейшем.
Двигательно-моторные
(технические) навыки
складываются
в
различных
видах
исполнительской
деятельности,
например
при
разучивании
музыкальных
произведений,
преимущественно виртуозного склада.
Значение упражнений в развитии техники исполнителя
Само слово «техника» происходит от греческого слова techne, которое означает
«искусство», «мастерство».
Надо
ли
музыканту
-
исполнителю
для
развития
техники
прибегать
к
специальным упражнениям? Этот вопрос разрешался педагогами по-разному.
Сегодня преподаватель имеет обширный материал упражнений для учащихся
всех
ступеней
обучения.
Технические
упражнения
общепризнанны,
как
хорошее средство для достижения и сохранения техники на должном уровне.
В педагогической практике используются различные виды упражнений.
Упражняясь, исполнитель вырабатывает устойчивые, прочно закрепляющиеся
способы
выполнения
тех
или
иных
игровых
действий.
Начальный
период
обучения игре на домре ставит как перед педагогом, так и перед учеником
немало
сложных
проблем.
Подходить
к
методике
формирования
основ
пальцевой
техники
домриста
с
учетом
физиологических
и
возрастных
особенностей детского организма. Учащийся обучаясь музыкальной школые
обладает
определенным
комплексом
двигательных
навыков.
Из
них
необходимыми важными для обучения на музыкальном инструменте являются,
в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и отчасти,
кистевого
сустава.
Поэтому
очень
важно
научить
учащегося
выполнять
самостоятельные
движения
пальцев.
Из
методических
положений,
определяющих
постановку
левой
руки,
необходимо
придерживаться
следующих :
1.
Кисть и предплечье составляют одну линию.
2.
Все пальцы закруглены.
3.
Пальцы ( 1, 2, 3, 4 ) слегка развернуты вперед в направлении корпуса
инструмента.
4.
Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.
5.
Большой палец находится приблизительно напротив 1 – го и 2 – го
пальцев.
Упражнение «Вверх и вниз по лесенке».
После второго пальца подключаем к работе третий. Третий палец серединой
подушечки
прижимает
струну
на
5-м
ладу.
Вначале
следует
использовать
попевки из звуков А, Д.
На этом этапе следует предусмотреть упражнения с передвижением руки
вдоль грифа. Одновременно решаются и художественные задачи. В репертуар
включаются мелодии народных песен, состоящих из двух-трех звуков:
«Скок»,
«Мячик»
и
другие.
В
связи
с
обилием
знаков
альтерации
эти
и
подобные им упражнения разучиваются по слуху, с рук и слов педагога.
Переходим к включению в игру 1-2 пальцев.. Упражнение «Лошадка», «Как на
нашем на лугу», «Во саду ли, в огороде». Включение в игру 3,4 пальца -
ответственный момент как для преподавателя, так и для ученика. Песенные и
танцевальные мелодии,
Упражнение «Верёвочка», «Лесенка. Напряжение и расслабление и
пальцев
ученика.
Необходимо
уделять
много
внимания
специальным
упражнениям на «хроматическом» тетрахорде.
Движение
в
пальцев
эффективны
для
выработки
автоматизма
игровых
движений. Хроматические последовательности из тетрахордов можно играть
от разных ладов, приучая таким образом руку ученика к движению вдоль грифа.
Важно
в
этих
упражнениях
и
то,
что
предплечье
«учится»
делать
корректирующие движения,
Использовать
в
своей
работе
упражнения
Г.
Шрадика.
Во
время
скольжения
левой
руки
по
грифу
нужно
следить
за
движением
большого
пальца, он должен двигаться параллельно с остальными и после смены позиции
останавливаться напротив фаланги нажимающего пальца.
Много сил и времени уходит, чтобы выработать у ученика одинаковую
силу в пальцах левой руки во время прижатия струны к ладу. Упражнения по
хроматическому тетрахорду благодатный для этого материал.
Во время работы с конструктивным материалом не следует забывать
про
средства
выразительности:
динамические
оттенки,
темп,
тембр,
артикуляцию. Ведь именно от работы правой руки зависит качество и сила
звука, характер исполнения музыкального произведения.
Владение в совершенстве техникой правой руки, конечно же, облегчит
работу над динамикой, тембром и качественным, без призвуков, звуком, т.е. даст
возможность
получить
звуковую
константу,
необходимую
при
исполнении
произведения. Конечно, это зависит и от многих факторов:
выбора места звукоизвлечения на струне (на грифе, у подставки, на
панцире)
применения одного из четырёх приёмов движения правой руки
наличия веса руки в медиаторе – степень усилия прилагаемого
исполнителем, чтобы удержать медиатор в руке
глубина
погружения
медиатора
в
струну
(чем
больше
площади
медиатора соприкасается со струной, чем громче звук)
туше (нажим, толчок, бросок)
угла
наклона
медиатора
по
отношению
к
струне
–
точность
прикосновения медиатора к струне (угол атаки)
частота тремоло – число оборотов медиатора за единицу времени
слухового
самоконтроля,
который
приобретается
на
уроках
в
процессе
показа
произведения
педагогом
или
прослушивания
записей, выступлений исполнителей, учеников. (Круглов)
При подаче конструктивного материала учащемуся педагог должен учесть
несколько моментов:
Любое
упражнение
должно
быть
осознано
исполнителем, как
необходимое.
Необходимо тщательно контролировать не только точность технического
выполнения задания и достижения задуманного звукового результата, но
и состояние игрового аппарата учащегося.
Следует
располагать
задания
в
последовательности
от
простого
к
сложному.
Вовремя заменять выученное учащимся упражнение на более сложную
версию, т.к. заученный до высокой степени автоматизма прием, может
стать непреодолимым препятствием в художественном произведении, где
все непрерывно изменяется во времени, имеет своё логическое развитие.
Особенно важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую
они могут принести, чтобы он максимально сосредоточился на выполнении
требуемой задачи и следил за качеством звучания.
При
работе
над
упражнениями
крайне
важна
точность
заданий
и
систематичность их проверки. Но как полезное сделать ещё и интересным?
Проявите
фантазию:
варьируйте
штрихи,
ритм
(добиваясь
ритмической
точности в избранной вами фигуре), не забывайте о динамических нюансах
(играйте
с
различными
оттенками,
используйте
крещендо
и
диминуэндо),
экспериментируйте с тембровыми красками. Словом, не играйте механически:
следите
за
двигательными
ощущениями
и
контролируйте
слухом
художественный результат. В результате игра гамм, арпеджио и упражнений
станет для ученика занятием несравненно более полезным и к тому же по-
настоящему увлекательным
Гаммы, арпеджио необходимый материал для свободного владения
инструментом.
Особенно
большое
внимание
в
настоящее
время
уделяется
гаммам,
арпеджио. Во время игры и изучения гамм учащийся приобретает необходимый
навык и фундамент исполнения различных гаммообразных пассажей. Так же
нельзя забывать про тот факт, что во время исполнения гамм идёт изучение
расположения нот на грифе инструмента в верхних позициях. Гаммы так же
тренируют ладогармонический слух учащегося, чувство тональности, являются
универсальным средством для изучения и закрепления различных штриховых и
ритмических навыков.
Гаммы, арпеджио - необходимый материал для профессионального
становления
музыканта,
путь
к
свободному
владению
инструментом.
Целенаправленная работа над инструктивным материалом это одновременно
работа
над
ритмом
и
звуком,
она
укрепляет
игровой
аппарат,
улучшает
звукоизвлечение, способствует быстрой ориентации на грифе. Значение гаммы
в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более
прочное
знание
мажорно
-
минорной
системы,
воспитывают
чувство
ладотональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков.
Предлагается
играть
гаммы
обязательно
ff
и
pp,
с
крещендо
и
диминуэндо,
стремясь
достичь
самого
быстрого
темпа,
который
только
доступен ученику. Для лучшего закрепления материала рекомендуется играть
гаммы в разных ритмических и штриховых вариантах В домровой практике
большой популярностью пользуются этюды В. Чунина, А. Пильшикова, Ю.
Шишакова, Л. Бейгельмана, А. Александрова, А. Гедике, Н. Красавина и т.д.
написанные
специально
для
домры
или
позаимствованные
из
нотной
литературы
других
инструментов. Исполнение
этюда
–
это
освоение
и
закрепление конкретного технического приёма игры на домре. Так же в своей
работе
педагог
должен
соблюдать
принцип
систематического
и
последовательного обучения. Правильное планирование работы с учащимся и
точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, в том
числе,
верно
сбалансированное
соотношение
учебно-педагогического
и
художественного материала – это показатель педагогического мастерства, от
которого напрямую зависит развитие исполнительской техники учащегося.
Методическая литература.
Александров А. «Школа игры на трехструнной домре» Москва 1990 г.
«Ассоль» Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих
Анчутина Н. «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной
домры.
Новосибирск 2000 г. Составитель Владимиров В.
Чунин В. Гаммы и арпеджио Москва 1967г.
Чунин В. «Школа игры»
А. Александров « Школа игры на 3х струной домре»