Автор: Нестерова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: город Данков, Липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картин “Ленивая Галина и трудолюбивая Марина”.
Раздел: дошкольное образование
Коллективное составление рассказа
по серии сюжетных картин “Ленивая Галина и трудолюбивая Марина”.
Цели:
1. Связная речь: развивать у детей умение связного построения рассказа при заданном
начале и конце; уточнять представления о жанровых особенностях рассказа, сказки;
закреплять представления о структуре текста (начало, середина, конец); учить соотносить
смысл пословиц с содержанием сказки (кто не работает, тот не ест, лениться да гулять, добра
не видать).
2. Грамматика: учить использовать разные синтаксические конструкции; учить
распространять предложения из двух слов.
3. Словарь: активизировать в речи фразеологизмы (не покладая рук, как в воду опущенный);
учить подбирать определения, обстоятельства времени, действия. 4.Звуковая культура речи:
упражнять в произнесении скороговорки в разном темпе (Звала на малину Марина Галину,
Галина Марину звала на калину).
Оборудование:
Четыре сюжетные картинки. (Приложение 2)
Ход занятия
Перед детьми выставлены четыре сюжетные картинки: первая и четвёртая открыты, вторая и
третья закрыты.
Воспитатель: Сегодня мы будем составлять рассказ. Чем он отличается от сказки?
Дети отвечают.
Посмотрите на первую картинку и скажите, о чём говорится в начале рассказа?
Дети: Девочки пошли по грибы да ягоды.
Воспитатель: Каким был день, когда девочки пошли гулять?
Дети: Солнечным, ясным, тёплым, летним.
Воспитатель: Давайте назовём девочку с платочком на шее – Марина, в сарафане – Галина.
Чем закончился рассказ? У кого полные корзинки грибов и ягод?
Дети: У Марины полные корзинки.
Воспитатель: Если Марина счастливая в конце рассказа, то Галина...
Дети: Несчастная, как в воду опущена, расстроена, горюет.
Воспитатель: Почему Галина как в воду опущена?
Дети высказываются.
Что нужно знать, чтобы составить рассказ?
Дети: Начало, середину, конец.
Воспитатель: Какой части в рассказе не хватает?
Дети: Середины.
Воспитатель: Что могло произойти в середине? Почему у Галины оказалась пустая корзина?
Когда будете составлять рассказ, скажите, какой был день, какое настроение было у девочек в
начале и конце рассказа.
Дети составляют рассказ, затем открывается вторая картинка.
Чем занималась Марина?
Дети: Собирала грибы.
Воспитатель: А Галина?
Дети: Спала.
Дети составляют рассказ с открытой второй картинкой. Позже открываются все картинки.
Воспитатель: Чем занимается Галина?
Дети: Играет в мяч.
Воспитатель: Что делает Марина?
Дети: Собирает малину.
Воспитатель: Какая Марина в рассказе?
Дети: Трудолюбивая.
Воспитатель: А Галина?
Дети: Лентяйка.
Воспитатель: Если Галина спала, то Марина трудилась как?
Дети: Не покладая рук.
Воспитатель: О чём рассказ? Какие пословицы подходят к рассказу?
Дети: Кто не работает, тот не ест; не верь чужим речам, а верь своим глазам; лениться да
гулять, добра не видать.
Воспитатель: Почему?
Дети размышляют, затем составляют полный рассказ по сюжетным картинкам.
Игра “Живые слова”.
Воспитатель: вызывает двух детей, говорит им предложение: “Галина спит”.
Дети произносят отдельные слова.
Воспитатель: Сколько слов в предложении? Сделайте так, чтобы слов в предложении стало
больше. Какая Галина?
Дети: Ленивая.
Воспитатель: Когда спит Галина?
Дети: Днём.
Воспитатель: Как спит Галина?
Дети: Крепко.
Каждый раз, когда в предложение добавляется новое слово, добавляется новый ребёнок.
Дети каждый раз читают новое предложение, отмечают, сколько слов в предложении
прибавилось: ленивая Галина спит, ленивая Галина спит днём, ленивая Галина крепко спит
днём.
Воспитатель: А теперь скажите скороговорку медленно, затем быстро: “Звала на малину
Марина Галину, Галина Марину звала на калину”.
Приложение № 2