Автор: Авдиенко Наталья Витальевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№191 структурное подразделение начальная школа–детский сад
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: программа пропедевтики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста
Тема: Пропедевтика дисграфии и дислексии.
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка «Программа пропедевтики
дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста с ТНР
».
Занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе имеют ряд
особенностей.
1.
Фонематический слух логопатов нарушен, следовательно, выделение звуков в
речевом потоке, дифференциация звуков (особенно нарушенных и сходных) крайне
затруднено.
2.
Пространственные представления нарушены, это в дальнейшем обучении часто
приводит к оптической дисграфии.
3.
Произношение некоторых звуков у детей нарушено, изучение таких звуков и букв
начинается только после их постановки и автоматизации.
Мною разработана система мер по предупреждению дисграфии и дислексии у логопатов в
условиях работы детского сада в группе с ТНР.
Задачи первого года обучения.
1 Раздел. Развитие пространственных представлений и ориентировки.
1)
Ориентировка в частях и сторонах собственного тела.
a)
Учить понимать названия частей тела (колено, локоть, шея, пятка, носок, плечо,
бок, спина и т.д.)
b)
Учить показывать правой рукой части тела, расположенные слева и наоборот,
левой
рукой
показывать
части
тела,
расположенные
справа
(перекрёстная
ориентировка).
c)
Учить производить движения по инструкции (шагни назад, подними руки вверх,
хлопни под коленями и т.п.)
2)
Соотношение предметов в пространстве.
a)
Ввести
в
пассивный
словарь
понятия:
«справа»,
«слева»,
«впереди»,
«сзади», «вверху», «внизу», «близко», «далеко», «низко», «высоко».
b)
Учить понимать значения пространственных предлогов: «в», «на», «за»,
«под», «перед», «между», «около», «из-за»
c)
C) Учить по устной инструкции восстанавливать определённый порядок
предметов.
3)
Развитие памяти на пространственное соотношение предметов.
a)
Учить
сравнивать
и
описывать
первоначальное
и
изменившее ся
местонахождение предметов.
b)
Учить воспроизводить по памяти взаиморасположение 3-6 предметов.
2 Раздел. Развитие фонематических представлений.
1)
Воспитание слухового внимания.
a)
Учить определять по слуху местонахождение звучащего предмета.
в) Учить определять по тембру голоса, кто произнёс фразу, слово.
2) Развитие фонематического слуха.
а) Учить чётко артикулировать и различать по беззвучной артикуля-
ции гласные первого ряда и «и».
б) Учить различать на слух гласные первого ряда.
в) Учить различать на слух мягкие и твёрдые согласные.
г) Учить различать на слух глухие и звонкие согласные.
3) Обучение фонематическому анализу и синтезу.
а) Учить делить слова на части, путём отхлопывания, отстукивания,
прошагивания.
б) Учить по заданию находить слова из одного, двух, трёх слогов.
в) Обучать синтезу из звуков трёх - звуковых слов.
г) Учить выделять начальный ударный звук.
К концу первого года обучения дети должны
По первому разделу:
Понимать названия частей тела, владеть перекрёстной ориентировкой,
производить движения по одноступенчатой и двух - ступенчатой инструкции,
понимать слова и предлоги, объясняющие пространственные понятия,
замечать изменение местонахождения предметов в пространстве,
замечать изменение местонахождения предметов и восстанавливать
их порядок.
По второму разделу:
Определять направление звучания и источник звука, чётко артикулировать
гласные первого ряда и «и», различать на слух гласные, мягкие и твёрдые
согласные, глухие и звонкие согласные, по инструкции определять
количество слогов в слове, синтезировать трёх - звуковые слова, выделять
начальный гласный звук.
Задачи второго года обучения.
1.
Раздел. Развитие пространственной ориентировки.
1)
Усвоение словаря, связанного с пространственными представлениями.
а) Учить пользоваться в речи предлогами: «в», «на», «за», «под»,
«у», «около», «между», «из-за», «из-под».
б) Учить использовать в речи слова : «выше», «ниже», «дальше»,
«ближе», «шире», «уже», «короче», «длиннее», «вперёд», «назад»
2)
Усвоение навыков пространственной ориентировки.
а) Учить определять и называть отсутствующие значимые части
предметов.
б) Учить синтезировать картинки из частей (от 4-х)
2. Раздел. Развитие фонематических представлений.
1) Развитие фонематического слуха.
а) Учить выделять часто встречающийся в тексте звук.
б) Учить определять наличие звука в слове.
в) Учить анализировать ряд гласных звуков.
г) Учить различать сходные по звучанию звуки.
2) Работа над фонематическим анализом и синтезом.
а) Учить анализу и синтезу обратных слогов.
б) Учить анализу и синтезу прямых слогов.
в) Учить выделять начальный и конечный звук в слове.
г) Учить преобразовывать слова, путём замены, добавления или
отнимания звука, слога.
д) Учить выбирать подходящее слово по гласным с опорой на картинки.
е) Учить восстанавливать деформированные слова.
3. Раздел. Формирование зрительного прослеживания.
1) Учить выделять предметы в схематическом перекрёстном изображении.
2) Учить прослеживать путь линий в лабиринте.
3) Передавать изображение движениями руки в воздухе.
По итогам второго года дети должны уметь
По первому разделу:
Пользоваться в речи словами, выражающими пространственные соотношения,
Определять и называть отсутствующие части предметов, синтезировать картинки из
частей.
По второму разделу:
Выделять часто встречающиеся в тексте звуки, определять наличии звука в слове,
анализировать ряд гласных, различать сходные по звучанию фонемы, анализировать
и синтезировать обратные и прямые слоги, выделять начальный и конечный звук в
слове, угадывать слова по гласным, восстанавливать деформированные слова, пре-
образовывать слова.
По третьему разделу:
Выделять предметы в перекрёстном изображении, прослеживать путь линии в
лабиринте и т.п.
Составление перспективного плана работы по подготовке к обучению грамоте
проводится
по
результатам
обследования
после
составления
психолого-
педагогической характеристики группы.