Напоминание

"Движение воды в океане"


Авторы: Голубова Наталия Львовна, Трофимов Максим Владимирович
Должность: учитель географии, литературы
Учебное заведение: МБОУ СМШ №65 "Спектр"
Населённый пункт: город Липецк, липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Движение воды в океане"
Раздел: полное образование





Назад




Предмет: география

Учитель: Голубова Наталия Львовна, Трофимов Максим Владимирович МБОУ СМШ №65 г. Липецк

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема урока: Движение воды в океане

Тип урока: урок формирования новых знаний. Интегрированный урок(география, литература)

Форма проведения урока: проблемный урок

Время проведения: сентябрь - октябрь

Участники: 6-ые классы

Цель: знакомство с различными видами движения воды в океане и причины их возникновения

Задачи урока:

Образовательная:

- познакомить учащихся с основными движениями вод в океане;

- сформировать понятие волна;

- выявить причины вызывающие движение вод;

- установить причинно – следственные связи между процессами, происходящими в оболочках Земли и возникновением разных

видов волн;

- сформировать представления о безопасном поведении при сильном волнении, цунами, приливах.

Развивающая:

- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, выделять существенные признаки объекта;

- развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;

- развивать умение анализировать, делать выводы, и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

- способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в парах;

- способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;

- воспитывать культуру труда;

- воспитывать аккуратность;

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- проводить наблюдения и делать соответствующие выводы;

- обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

-выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия: ветровые волны, рябь, прибой, прилив, цунами.

Межпредметные связи: ОБЖ, литература.

Ресурсы: фотографии различных видов волн, результатов деятельности цунами, репродукция картины Ивана Константиновича Айва-

зовского «Девятый вал».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1.Организационный

момент

Приветствие учащихся с целью создания

благоприятной атмосферы урока. Предла-

гается учащимся занять свои места, про-

верить готовность рабочего места

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного со-

трудничества с учителем и

сверстниками.

2. Определение потреб -

ностей и мотивов.

(Мотивация к учебной

деятельности)

На прошлых уроках мы с вами изучили

Свойства океанической воды. Сегодня

мы будем говорить об океане, а что

мы будем изучать, вам подскажут

строки стихотворения:

На море барашки

Их целое стадо!

И мама сказала:

Купаться не надо.

Сижу на песочке

И думаю: Все же

Они на барашков

Совсем не похожи

Нет рожек у них

И не могут бодаться

Тогда почему

Запрещают купаться?

Сформулируйте тему сегодняшнего уро-

ка.

Постановка проблемного вопроса.

Учащиеся предлагают тему

урока. После точной

формулировки учащиеся

записывают тему в тетрадь.

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов;

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации;

владение монологической

и диалогической формами

речи.

Познавательные УУД:

Постановка и формулиро –

вание познавательной цели

Регулятивные УУД:

целепологание (постановка

учебной задачи на основе

соотношения того, что уже

известно и усвоено, и того,

что еще не известно

Ребята, как вы считаете, почему образу-

ются волны? Подсказкой могут служить

строки А.С.Пушкина

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь, стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Учащиеся высказывают

свои предположения.

Формулируется цель урока:

Волны в океане и причи-

ны их возникновения.

3. Принятие учебных

целей и условий их до-

стижения.

Учитель предлагает рассмотреть Рису-

нок в учебнике «Ветровые волны»

Используя рисунок ученики

Формулируют понятия:

Что такое подошва, гребень,

высота и длина волны.

Учитель показывает презентацию, где

изображены разные виды движения воды

в океане и зачитывает стихи о цунами:

Волна в четыре этажа,

Несётся в берег.

Всё, заливая и круша,

Учащиеся выявляют при-

чинно – следственные свя-

зи.

Причина - следствие

Ветер - движение

воды на поверхности, т.е.

ветровые волны.

Учащиеся записывают

определения в тетрадь.

Ученики выдвигают гипо-

тезу, что не все движения

воды вызываются ветром.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной пол-

нотой и точностью выра-

жать свои мысли в соответ-

ствии с задачами и условия-

ми коммуникации; владение

монологической и диалоги-

ческими формами

речи.

Регулятивные УУД:

планирование (составление

плана, последовательность-

действий), целепологание

(постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно, и того,

что еще неизвестно)

Как бритвой бреет.

Не предсказать, не отвести,

Земли волнение.

И чьи-то прерваны пути

Землетрясением.

Волна в четыре этажа,

Не кадр рекламы.

Застыла в ужасе душа

... Идёт цунами...

Алекс Василен

Давайте сформулируем гипотезу.

Образование цунами связа-

но с движениями земной

коры на дне океана.

Для подтверждения гипо-

тезы

ученики анализируют схе-

му образования цунами и

карту

«Строение земной коры».

И делают выводы подтвер-

ждающие гипотезу.

Выдвигают план действий.

1. Выявить места распро-

странения цунами.

2.Проанализировать карту

4.Мотивация учебной

деятельности

Итак, мы с вами выяснили, что слово

цунами при переводе с японского

языка означает "волна в гавани"

т. е цунами это большие и длинные

волны, которые образуются благодаря

воздействию на всю толщу воды.

Кроме ветровых волн и цунами, в океане

существуют еще приливы и отливы.

Учитель читает отрывок из произведе-

ния Н. Некрасова «Капитан Врунгель».

Отрывок, в котором говориться, как капи-

тан ввел судно в узкий пролив, где оста-

новились на ночевку. Утром помощник

докладывает температуру воздуха, давле-

ние, силу ветра и утверждает, что темпе-

ратуру воды за бортом измерить не пред-

ставилось возможным «за отсутствием

таковой» «То есть, как это за отсутствием

таковой, а куда она делась?

-Ушла с отливом, - рапортует Лом». Суд-

но заклинилось между скалами и пребы-

вает в состоянии устойчивого равнове-

«Строения земной коры».

3. Рассмотреть схему.

4. Сделать выводы.

Каковы же причины

Возникновения цунами?

Ученики теперь могут от-

ветить.

Причины возникновения

это

подводные землетрясения,

оползни, а также изверже-

ния подводных вулканов.

На данном этапе учащиеся

не могут ответить на во-

прос:

Что это такое и причины

возникновения?

5. Итоговый само-

контроль и самооцен-

ка.

(диагностика уровня

освоения учащимися но-

вого знания)

сия. То, что капитан принял за пролив-

чик, оказалось ущельем. К утру, вода со-

шла, судно встало на твердый грунт (на

выступы между двумя скалами). Под ки-

лем пропасть в 40 футов, и выбраться нет

никакой возможности. Пришлось ждать

прилива.

Могло ли быть такое на самом деле?

На данном этапе учащиеся не могут отве-

тить на вопрос. Учитель предлагает

ознакомиться с текстом учебника

Задание 1. Заполнить таблицу: «Виды

волн в мировом океане».

Задание 2.Заполнить таблицу: «Сравне-

ние признаков цунами и приливов и от-

ливов».

После изучения текста

учебника и демонстрации

слайдов учащиеся находят

причину приливов и отли-

вов.

Это воздействие Луны.

Учащиеся выполняют за-

дания в паре с возможно-

стью взаимопроверки.

Учащиеся записывают до-

машнее задание в дневни-

ки.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной

точностью и полнотой выра-

жать свои мысли.

Познавательные УУД:

структурирование знаний;

построение рассуждений;

умение делать выводы.

Регулятивные УУД:

Умение самостоятельно

контролировать свое время;

6. Подведение итогов и

домашнее задание.

Подведение итогов, выставление оценок

в дневники.

Изучить текст учебника. Самостоятельно

разобрать, что такое течения. Используя

атлас выписать в тетрадь теплые и холод-

ные течения.

Оценка и выделение того,

что уже усвоено и что нуж-

но усвоить.

Познавательные УУД:

Рефлексия способов и усло-

вий действий, контроль и

оценка процесса и результа-

тов деятельности.

Приложение 1

Виды волн в Мировом океане

Волны

Причины возникновения

Характеристика

Ветровые

Ветер

Средняя высота 4м, максимальная –

12м и более; длина до 250м.

Цунами

Подводные землетрясения, оползни, извержения

вулканов

Высота в открытом море 1 м,

на мелководье – до 40м;

длина100 – 200 км;

скорость 700 – 800км/час

Приливы

Притяжение вод Мирового океана Луной и Солнцем

За сутки происходит два прилива и

отлива; максимальная высота приливной

волны 18м (залив Фанди)



В раздел образования