Автор: Былин Дмитрий Петрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №98"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания."
Раздел: среднее образование
Тр е б ов а н и я
Ф Г О С
и
п р о бл е м ы реализации
проектной
деятельности в школьном курсе обществознания
.
Актуальность
данной
темы
обусловлена
тем,
что
в
современной
России
образование
вообще
и
историко-обществоведческое
образование
в
частности
служит
важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития
общества
и
его
граждан.
Начало
XXI
в.
характеризуется
динамизмом
социальных
процессов
в
стране
и
мире,
широкими
информационными
контактами
в
постиндустриальном
обществе,
глобализацией
в
различных
сферах
жизни,
частым
и
тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.
Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. В настоящее
время идёт активная переориентация системы традиционной знаниевой модели школьного
образования на компетентностную модель, что предполагает не только и не столько
закладывание определённого объёма знаний в головы учащихся, сколько формирование у
них
навыков
по
использованию
этих
знаний
и
дальнейшему
расширению
информационной базы самостоятельным образом.
Модернизация образования, которая была заложена требованиями ФГОС, нацелена
на внедрение новых ориентиров мышления, как педагогов, так и учащихся и их родителей.
Среди наиболее общих задач, которые ставит современность перед российским педагогом
– обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации,
анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в
различных видах деятельности. Это требует от школьников умения планировать свои
действия по работе с информацией, тщательного обдумывания принимаемых решения,
владения коммуникативными навыками коллективного творчества и пр. Ставка делается
на проектные технологии, от внедрения которых ожидается возможность приобретения
тех навыков, о которых шла речь выше. Предполагается, что проектная, интерактивная в
своей
основе,
образовательная
деятельность,
содержащая
элементы
научно
-
исследовательской
работы,
сможет
обеспечить
повышение
инициативности
и
ответственности
обучаемых
за
результаты
своего
труда,
что,
в
целом,
повысит
эффективность всей учебной работы.
Данная тема интересна мне прежде всего потому, сто, на мой взгляд, сегодня
многое
зависит
от
учителя,
его
заинтересованности
в
результатах
своего
труда,
эффективности используемых технологий, развития профессиональных компетентностей,
желания работать в инновационном режиме.
Проект - цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во
времени
деятельности,
направленной
на
достижение
определенных
целей
через
осуществление
изменений,
а
проектную
деятельность
как
предвосхищенную
деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление
изменений в условиях ограниченности во времени.
Проектная
деятельность
школьников
-
учебно-познавательная
активность
школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели
по
созданию
творческого
продукта
через
выполнение
последовательных
действий
с
обязательной
презентацией
результата.
Проектная
деятельность относится
к
разряду
инновационной,
так
как
предполагает
преобразование
реальности,
строится
на
базе
соответствующей
технологии,
которую
можно
унифицировать,
освоить
и
усовершенствовать.
Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений
и
навыков,
приобретенных
при
изучении
различных
предметов
(на
интеграционной
основе).
Задачи проектной деятельности:
-
Обучение
планированию
(учащийся
должен
уметь
четко
определить
цель,
описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении
цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы,
презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу,
энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и
графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать
соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести
подготовку
учащихся
к
выполнению
проектов
(проведение
специальной
ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом
этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы,
плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся
делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник
должен
помочь
учащемуся
при
составлении
отчета
в
том
случае,
если
проект
не
представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время
собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой
вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Факторы проектной деятельности:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Проектная деятельность является основой метода проектов.
Метод
проектов
-
совокупность
приемов,
операций
овладения
определенной
областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь
познания,
способ
организации
процесса
познания.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
Наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы/задачи,
требующей
интегрированного
знания,
исследовательского
поиска
для
ее
решения
(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание
серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния
кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного
региона,
факторах,
влияющих
на
это
состояние,
тенденциях,
прослеживающихся
в
развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места
событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.
Использование
исследовательских
методов,
предусматривающих
определенную
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе
совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
-
обсуждение
методов
исследования
(статистических
методов,
экспериментальных,
наблюдений, пр.);
-
обсуждение
способов
оформление
конечных
результатов
(презентаций,
защиты,
творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1.
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая,
ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.
(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2.
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
3.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый
(неявный,
имитирующий
участника
проекта,
характерно
для
телекоммуникационных
проектов).
4.
Характер
контактов (среди
участников
одной
школы,
класса,
города,
региона,
страны, разных стран мира).
5.
Количество участников проекта.
6.
Продолжительность проекта.
Реализация
метода
проектов
и
исследовательского
метода
на
практике
ведет
к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности
своих
учеников.
Изменяется
и
психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою
учебно-воспитательную
работу
и
работу
учащихся
на
разнообразные
виды
самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского,
поискового, творческого характера.
Требования ФГОС к реализации проектной деятельности в школьном курсе
обществознания.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на
жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований,
научном
аппарате
комплекса
общественных
наук
(социология,
экономическая
теория,
политология,
культурология,
правоведение,
этика,
социальная
психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного
предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной
жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и
в старшей школе.
На современном этапе реализации ФГОС формирование универсальных учебных
действий, в частности, умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно
в
практической
деятельности,
готовности
находить
решение
учебных
и
социальных
проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в
процессе проектной и исследовательской деятельности школьников. В ФГОС общего
образования данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных
способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.
Формирование УУД на различных этапах работы над проектом по обществознанию
Содержание
деятельности
учащихся
Личностные
УУД
Коммуникативн
ые УУД
Познавательные
УУД
Регулятивн
ые УУД
I . Подготовка: постановка проблемы, определение темы и целей проекта, его
исходного положения.
Обсуждают
тему проекта с
учителем и
получают при
необходимости
дополнительну
ю информацию
- наличие
мотивации к
обучению и
целенаправленн
ой
познавательной
деятельности,
направленной
на изучение
темы
- планировать
учебное
сотрудничество
с учителем,
целеполагание
- самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели
- владение
умениями
совместной
деятельнос
ти;
-
способност
ь
самостояте
льно
формулиро
вать тему и
цели после
предварите
льного
обсуждения
II. Планирование: определение источников необходимой информации.
Определение способов сбора и анализа информации, представления результатов.
Формулируют
задачи проекта.
Вырабатывают
план действий.
- развитие
умений ставить
учебные задачи
на основе того,
что уже
известно и
усвоено, и того,
что еще не
известно
- планировать
учебное
сотрудничество
с учителем и
сверстниками,
определять цель,
функции
участников и
способы их
взаимодействия
- определение
структуры
объектов познания
- поиск и
выделение
значимых
функциональных
связей и
отношений между
частями целого
-
согласован
ие и
координаци
я своей
деятельнос
ти
III. Исследование: сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение
исследовательских задач проекта.
Поэтапно
выполняют
задачи проекта
- формирование
стремления к
самообразовани
ю,
самоконтролю
и анализу своих
действий
- использование
для решения
поставленных
задач различных
источников
информации;
- умение
инициативно
сотрудничать в
поиске и сборе
информации;
- расширение
знаний учащихся о
методах изучения
природы, особой
роли наблюдений
для изучения
природы;
- применение
методов
информационного
поиска, в том
числе с помощью
компьютерных
средств
-
согласован
ие и
координаци
я своей
деятельнос
ти
IV. Выводы: анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют
исследование и
работают над
проектом,
анализируя
информацию.
Оформляют
проект.
- эмоционально-
ценностное
отношение к
собственному
здоровью и
здоровью
близких,
стремление к
познанию
нового,
самоконтролю и
анализу своих
действий
- способность
передавать
содержание
текста в сжатом
или
развернутом
виде в
соответствии с
целью учебного
задания
- обрабатывать
полученную
информацию;
- делать выводы на
основе обобщения
знаний;
- представлять
информацию в
виде текста,
таблицы
-
согласован
ие и
координаци
я
результатов
своей
деятельнос
ти
V. Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных
результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный
отчет).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин
этого.
Представляют
проект,
участвуют в его
коллективном
самоанализе и
оценке.
- умение
понимать
смысл
поставленной
задачи, ясно и
четко излагать
свои мысли в
устной речи,
выстраивать
аргументацию
- отражение в
устной или
письменной
форме
результатов
своей
деятельности
- осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания в
устной и
письменной
форме
- определять
степень
успешности
выполнения
своей
работы и
работы
других,
исходя из
имеющихся
критериев;
- оценка
своих
учебных
достижений,
поведения и
эмоциональн
ого
состояния
В курсе обществознания проектная деятельность имеет некоторые особенности.
Во-первых, это социальная направленность проектов, обращение к современным реалиям
в отличие от проектов по истории, которые в той или иной степени отражают события
прошлого.
Во-вторых,
проектирование
в
курсе
обществознания
ориентировано
на
практическую полезность, а в идеальном варианте, на применение новаторских идей в
современной жизни или недалеком будущем.
Например, в рамках изучения тем по экономике учащимися 1- 11 классов может
быть
реализован
проект
«Моногорода
нашего
региона:
проблемы
и
перспективы
развития». В рамках реализации данного проекта учащиеся должны будут реализовать
несколько задач:
1.
Проанализировать
данные
по
своему
региону,
выявить
наличие
в
нем
моногородов;
2.
Собрать информацию по моногородам, которая позволит не только дать им
характеристику,
но
и
выявить
имеющиеся
у
них
проблемы
и
перспективы
развития;
3.
Учащиеся должны будут предложить свои способы развития моногородов их
региона на основе проблем и перспектив.
Еще одним методом проектного обучения является деловая игра. Она особенно
эффективна при изучении сложной темы, т. к. в процессе игры у школьников появляется
больше
мотивации,
они
легче
усваивают
необходимые
знания,
могут
проявить
свои
творческие
способности. Например,
при
изучении
темы
«Избирательное
право
в
Российской Федерации» можно реализовать деловую игру «Выборы». Игра может быть
реализована как в рамках одного класса, так и в рамках всей школы. Главное учащиеся
должны
спроектировать
игру
так,
чтобы
она
соответствовала
существующему
избирательному праву Российской Федерации.
В
тесной
взаимосвязи
с
проектной
деятельностью
в
школьном
курсе
обществознания находится исследовательская деятельность, которая так же способствует
проявлению
самостоятельности
и
активности,
учащихся
так
как
носит
научный
и
одновременно
творческий
характер.
Решая
исследовательские
задачи
в
рамках
индивидуальной
или
групповой
работы,
учащиеся
приобретают
опыт
социального
взаимодействия,
взаимопомощи,
умения
отстаивать
свое
мнение
и
заявлять
о
нем,
аргументируя ту или иную точку зрения.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
посредством
проектной
деятельности,
мы
формируем
у
учащихся
культуру
умственного
труда,
приучая
детей
к
исследовательской
деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Рассуждать
о
проектировании
можно
много,
особенно
в
отношении
места
проектной деятельности в современной российской школе. Готовых рецептов в этом
вопросе нет, и не может быть, хотя остаётся ряд сложных вопросов, на которые также
хотелось бы обратить внимание:
Чем учебный проект отличается от других проектов?
Насколько
широкой
должна
быть
тема
проекта,
чтобы
он
не
превратился
в
несколько проектов?
Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?
Каким образом должна проводиться презентация проекта?
Какова роль руководителя (учителя) в проекте? Можно ли проектным способом
изучать весь курс?
Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом
современных требований)?
Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?
Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?
Является ли урок проектом для учителя?
В каком случае? Все ли так относятся к уроку?
Каковы критерии оценивания подготовленных проектов?
Российское
образование
находится
только
на
пороге
серьёзного
разговора
о
проектной деятельности. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно.
Если
мы
хотим,
чтобы
новые
поколения
российских
граждан
осознавали
свою
ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в
свои силы и видели пути к их рациональному применению, то в той или иной степени
должны включать проектирование в учебный процесс.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие
результаты,
указывающие
на
преимущества
применения
проектного
метода
в
образовательном процессе школы:
1.
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию
и способствует повышению интереса к предметам.
2.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по
уровню развития и способностям учащихся.
3.
В
условиях
перехода
на
Федеральные
государственные
стандарты
образования
организация
проектной
деятельности
школьников
обеспечивает
формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности
учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-
нравственного воспитание.
Однако,
далеко
не
все
учителя
понимают,
как
воплотить
новые
стандарты
в
реальных условиях. При всех прогрессивных характеристиках, которыми традиционно
отличается образовательная система, она, всё же, обладает некоторой инертностью. Её не
столько
воплощают
устоявшиеся
нормы
работы,
сколько
«человеческий
фактор»
-
мировоззрение учителя, в котором теория и практика не всегда уживаются необходимым
образом.