Автор: Ахмадишина Гульнур Акрамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: ООД по ПДД
Тема: Азбука дорожного движения
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность в детском саду. (Конспект занятия)
Организационная информация
Прим
ечание
1
.1
Доминирующая
образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
1
.2
Виды
деятельности
детей
Игровая,
коммуникативная,
продуктивная,
в о с п р и я т и е
художественной
литературы,
развитие
речи,
творческая
активность,
двигательная активность
Методическая информация
1
.
Тема
образовательной
деятельности
Азбука дорожного движения.
2
.
Методы
и
приемы
реализации
содержания
занятия
Наглядный: анализ сюжетных картинок «Как вести себя культурно в
транспорте, слайды по правилам поведения в общественном транспорте,
разметка
на
дорогах»
-
перекрёсток,
дидактические
игры
«Найди
ошибку», слайды на закрепления поведения в общественном транспорте.
Словесный: поощрение, беседа, чтение художественной литературы
С. Волкова
«Азбука пешехода», чтение стихов, отгадывание загадок.
Пополнение словарного запаса: «Перекрёсток», «Зебра», «Общественный
транспорт», «Проезжая часть», «Пешеход».
Практический: дидактическая игра «найти ошибки на дороге и в
поведении».
3
.
Интеграция областей
1.Познавательные.
2.Социально-коммуникативное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно - эстетическое развитие.
5. Физическое развитие
4
.
Возрастная группа
Средняя группа
5
Цель:
Формировать систему знаний о правилах
дорожного движения и
1
.
правилах
поведения
в
общественном
транспорте,
повторить
сигналы
светофора; познакомить с правилами поведения в транспорте и на улице.
6
.
Задачи:
1.Познавательные:
1.
Обучающие:
-закрепить знания о цветах светофора;
-учить правильно, переходить перекрёсток;
-учить правильному поведению на дороге и в общественном транспорте.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
-воспитывать видеть красоту в изделиях своими руками.
2.
Развивающие:
-развивать память, внимание, сознательное мышление;
-развивать умения применять знания для применения в новых условиях.
2. Социально-коммуникативное развитие:
- формировать чувства товарища, умение приспосабливаться к новым
условиям, используя свой опыт и знания.
3. Речевое развитие:
-активизировать речевой запас посредством дидактической игры, диалога
и монологической речи.
4. Художественно - эстетическое развитие:
- развивать музыкальный слух, умение петь под музыку.
5. Физическое развитие:
-укреплять
своё
здоровья
посредством
выполнения
упражнений
и
активной двигательной деятельности.
7
.
Планируемые
результаты:
Сформированы
первоначальные представления о переходе через
улицу по знаку светофора.
Сформированы представления об опасностях на дорогах.
Дети
способны
самостоятельно
рассказать
об
опасностях
на
дорогах.
Дети способны самостоятельно определить культуру и безопасное
поведение в общественном транспорте.
2
8
.
Организация
развивающей
среды
для
проведения занятия.
Разметка
дорожного
движения
с
перекрёстком,
электронным
светофором, автобусной остановкой, макетом автобуса, дидактическими
играми
«Найди
ошибку»,
индивидуальные
карточки
«Поведение
в
общественном
транспорте»,
презентация
«Поведение
в
общественном
транспорте»
9
.
Предварительная
работа
с
родителями
и
подготовка к занятию детей
в режимных моментах.
Разучивание песни Л. Белых «Пешеходный переход», разучивание
физминутки «Светофорик», разучивание стихов, чтение художественной
литературы С. Волкова «Про правила дорожного движения», наблюдение
на прогулке за движением транспорта и пешеходами.
Работа с родителями: анкета для родителей «Выполняешь ли ты
правила
дорожного
движения
на
дороге
и
в
транспорте»,
подготовка
макета автобуса, беседа с родителями «Анализ анкетирования», выпуск
бюллетеня для родителей «Внимание дети!»
Конспект занятия (образовательная деятельность)
1
.
Вводная часть
4 мин
1
.1
В е д е н и е
в
т е м у
(создание
п р о бл е мн о й
ситуации)
В комнату вбегает перебинтованный Незнайка.
Воспитатель:
Что случилось Незнайка?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, покажите,
Дорогу как переходить,
2 мин.
3
Чтоб под трамвай не угодить!
1
.2.
Мотивация
деятельности детей
Через
сюрпризный
момент.
А
ты
знаешь
правила
дорожного
движения?
Незнайка: А где их взять?
Воспитатель: Их не берут, их учат. Поможем, ребята, Незнайки,
выучить правила дорожного движения.
Дети: Да, поможем.
1 мин.
1
.3
Целеполагание
( с
помощью
педагога
дети
формируют
цель
своей
деятельности)
Воспитатель: Почему Незнайка попал под машину?
Что мы сегодня будем рассказывать и показывать Незнайке?
Мы расскажем, как переходить правильно через улицу, чтобы не
попасть под машину.
1 мин.
Основная деятельность
2
.1
Актуализация
ранее
приобретённых знаний
Воспитатель:
Но
прежде
мы
с
вами
сами
повторим
правила
дорожного
движения.
Посмотрите
перед
вами
дорога
и
пешеходный
переход. Что вы видите на перекрёстке?
Загадка.
С тремя глазами живёт
По очереди мигает.
Как мигнёт - порядок наведёт.
Что это такое?
Дети: светофор.
Рассказ стихотворения детьми.
Есть сигналы светофора,
Пешеход, пешеход,
Подчиняйся им без спора.
Помни ты про переход:
Красный свет нам говорит:
«Стой, опасно, путь закрыт!»
Похожий на зебру –
Знай, что только переход
Жёлтый свет – предупреждение,
5 мин
4
От машин тебя спасёт.
Жди сигнала для движения,
Зелёный свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
Физминутка «Светофорик».
Цель: развивать умение детей реагировать на определённый сигнал
светофора.
Закрепить
умение
детей
сопоставлять
свои
действия
с
сигналом светофора.
На зелёный свет - дети маршируют, имитируя ходьбу;
на жёлтый - руки на пояс, подготовиться к движению;
на красный - поднимают руки вверх.
Воспитатель: запомнил, Незнайка?
Незнайка: запомнил.
2
.2
Добывание
(сообщение
и
принятие)
новых знаний
Незнайка: запомнил, но я поиграть хочу.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь,
По дороге побежал,
под машину забежал.
Незнайка бежит на проезжую часть за мячом.
Воспитатель: Ты, Незнайка, не беги на дорогу, там опасно! Ребята,
какую ошибку сделал Незнайка?
Дети: На дороге нельзя играть, можно попасть под машину.
Мы недавно читали книгу «Правила дорожного движения», давайте
мы ее вспомним.
Воспитатель: это улица. Здесь есть специально отведённые места
для движения транспорта и пешеходов. Посмотрите как много машин: они
везут взрослых на работу, детей в детский сад, доставляют продукты в
магазины.
К а к
н а з ы в а ю т
л ю д е й ,
к о т о р ы е
и д у т
п о
у л и ц е ?
- Правильно, пешеходы.
Как
называется
часть
улицы,
по
которой
едут
машина?
- Правильно, проезжая часть.
4 мин.
5
Как
называется
часть
улицы,
по
которой
идут
пешеходы?
- Правильно, тротуар.
Воспитатель:
посмотрите,
как
нам
надо
пройти
до
остановки
автобуса?
Отгадайте загадку.
Полосатая лошадка
Ее зеброю зовут
Но не та, что в зоопарке
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)
Дети: нужно переходить по пешеходному переходу, когда горит
зелёный свет.
Воспитатель: пешеходный переход или зебра.
Давайте
поиграем
в
игру
«разрешается
и
запрещается».
Воспитатель:
П ом н и т ь
п р а в и л а
д в и же н и я
п е ш еход ы
вс е
д ол ж н ы :
П р о х о д и
п о
т р о т у а р у
т о л ь к о
с
п р а в о й
с т о р о н ы !
Ту т
ш а л и т ь ,
м е ш ат ь
н а р од у разрешается
или
запрещается?
Дети:
з а п р е щ а е т с я .
Б ы т ь
п р и м е р н ы м
п е ш е х о д о м
Дети:
р а з р е ш а е т с я .
Е с л и
т ы
г у л я е ш ь
п р о с т о ,
в с е
р а в н о
в п е р е д
г л я д и .
Через шумный перекрёсток осторожно
Дети:
п р о х о д и .
П е р е х о д
п р и
к р а с н о м
с в е т е
Дети:
з а п р е щ а е т с я .
П р и
з е л ё н о м
д а ж е
д е т я м
Дети: разрешается.
Воспитатель: Ребята нам надо попасть в город Светофорск, для
этого мы должны пройти к автобусу. А теперь встали парами, и пошли к
автобусной остановке. Где мы должны пройти?
Дети: по пешеходному переходу, когда загорится зелёный свет.
Все дети переходят на другую сторону улицы. Ребята как нужно
6
садиться в автобус?
Дети: по-очереди, нельзя толпиться и толкаться, можно упасть под
колеса.
Дети по очереди входят в автобус и рассаживаются на места.
Воспитатель: давайте пока мы едем к городу Светофорску, споем
песенку «Пешеходный переход».
Воспитатель: кто знает, почему автобус называют общественным
транспортом?
А как надо вести себя в общественном транспорте?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, у вас у каждого на стульчике лежат картинки,
рассмотрите их и скажите, что можно делать в транспорте и что нельзя во
время движения транспорта.
Дети рассматривают картинки и отвечают.
Ребята, давайте правила эти повторим, слайды:
1.нельзя бегать по салону и кричать;
2. нельзя стучать ногами по сиденью, которое перед вами;
3.нельзя нажимать на незнакомые рычаги и кнопки;
4. нельзя торопиться у дверей автобуса или трамвая;
5.перед тем как войти, сначала пропустить тех, кто выходит;
6.нельзя отвлекать водителя во время движения;
7.нельзя высовываться из окна.
Дети перечисляют. Воспитатель вывешивает картинки.
Воспитатель оценивает ответы детей поощрением.
2
.3
Самостоятельная
деятельность
детей
по
закреплению новых знаний
Воспитатель: Вот мы попали в город Светофорск.
Разбиваем детей на 4 группы, каждая группа подходит к столу с
дидактической
игрой
«Наведи
порядок»
или
«Найди
ошибку».
Воспитатель обращает внимание детей на макет перекрёстка, на котором
заранее расставлены фигурки домов, машин с несколькими ошибками
(машинка
стоит
на
тротуаре,
пешеходы
на
проезжей
части,
создана
ситуация
ДТП,
но
нет
светофора).
Воспитатель
работает
с
каждой
группой.
5 мин.
7
Выяснить,
почему
во
всех
случаях
создались
такие
ситуации,
опасные для жизни.
Дети выясняют, что на перекрёстке нет светофора.
Воспитатель:
Показ
слайдов
с
неправильным
поведением
в
общественном транспорте. Дети находят ошибку.
Воспитатель отмечает лучшие ответы детей.
Заключительная часть
3
.1
Анализ и самоанализ
деятельности детей
Зачем нужен светофор?
Что означают цвета у светофора?
Где нужно переходить улицу?
Что нельзя делать на проезжей части дороги?
Что нельзя делать в автобусе?
Молодцы
ребята.
Ну
что
Незнайка,
выучил
правила
дорожного
движения?
Незнайка:
Да,
спасибо
ребята!
Как
вы
знаете
хорошо
правила
поведения
в
транспорте
и
поведения
на
дорогах.
Я
приеду
в
свой
цветочный городок, и всех буду обучать, и никто не попадёт под машину.
1-2
мин.
Дальнейшая
разработка темы
Проведение сюжетно-ролевых игр « Я пешеход», «Я водитель», «Я
регулировщик». Конкурс рисунков «мой любимый светофор», праздник с
родителями и детьми «Я умелый пешеход».
8
Список источников
1.
Ковригина Т.В.,
Косьяненко М.В.
Комплексные
занятия
по
программе
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Волгоград: Учитель, 2012– с.262 с.
2.
Романова Е.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – с.64.
3.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для
работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – с.112.
4.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей.-3-е
издание, исправлено и дополнено. – М.: Просвещение 2009-с.208.
9