Автор: Адамич Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровская СОШ
Населённый пункт: Московская область, Наро–Фоминский го, село Петровское
Наименование материала: статья
Тема: «Использование произведений современных авторов при подготовке к написанию итогового сочинения и ЕГЭ по литературе» (роман С. Шаргунова «1993»)
Раздел: среднее образование
Статья
«Использование произведений современных авторов при подготовке к написанию итогового
сочинения и ЕГЭ по литературе» (роман С. Шаргунова «1993»)
Материал данной статьи адресован старшеклассникам(выпускникам 11 класса), а также
педагогам и может быть использован как на уроках, так и в ходе самостоятельной подготовки
к итоговому сочинению по литературе. Сочинение позволяет проверить широту кругозора,
умение
мыслить
и
доказывать
свою
позицию
с
опорой
на
самостоятельно
выбранные
произведения, владение речью, содействует формированию самосознания учащегося, так как
выбор материала за учеником. Цель сочинения: вслед за писателем ответить на вопрос,
поставленный
в
формулировке
темы.
Примеры
формулировок:
1.
На
какие
жизненные
вопросы
поможет
тебе
ответить
литература?
2.
Мечта
уводит
от
жизни
или
ведёт
по
жизненному
пути?
3.
Чем
люди
живы?Чтобы
ответить
на
эти
вопросы
предлагаю
познакомиться с творчеством современного писателя С.Шаргунова.
Сергей Шаргунов - личность знаковая, важная, вызывающая и споры, и раздражение, и
восхищение. Писатель, который стал известен уже в 19 лет, сразу начал публиковаться в
лучших
журналах
и
самых
мощных
издательствах.
С
тех
пор
ритма
не
сбавляет.Эмоциональный,
взрывной,
яркийС.Шаргунов
либо
сразу
очаровывает,
либо
отталкивает.
Но от Сергея идёт замечательная человеческая энергетика: упрямо, жестко,
уверенно,
страстными
рывками. В прессе личности Шаргунова даются противоречивые
оценки.
Так,
по
мнению Захара Прилепина: «Он словно вгоняет себя — в историю, в
литературу, в политику, в жизнь». О себе С.Шаргунов говорит: « Да, я все время спорю
внутренне с собой. Тот, кто не переживает идеи, события, людей, внутри себя не имеет права
всерьез рассуждать о социальной реальности. На самом деле, я всегда был последователен в
главном - в ценностях, в чувствах, в эстетике. Говоря шире - о своем мировоззрении, хочу
заметить: идеология растет из стиля, образ идет дальше, чем конкретный тезис. Я всегда
отстаивал творчество как великое начало, и всегда был за свободу в постижении мира, за
свободу праздника и свободу отчаяния. И всегда был русским человеком, как бы это ни было
скучно, отвратительно или модно для других».
Шаргунов Сергей Александрович родился в Москве 12 мая 1980 года. Его книги
переведены на французский, английский и итальянский языки. Автор произведений:
1
«Ура!», «Книга без фотографий», «Птичий грипп», «Битва за воздух свободы», «Как
меня зовут», «1993». Лауреат премий:
2001 — Премия «Дебют» в номинации «Крупная проза»
2003 — Государственная премия Москвы в области литературы и искусства
2005 — Премия «Эврика!»
2011 — Премия «Arcobaleno» (Италия)
2013 — Международный конкурс «Литературной России»
2014 — Всероссийская литературная премия Антона Дельвига
2014 — Международная литературная премия «Москва-Пенне»
2014 — Премия «Слово к народу» за «Донбасский дневник» — репортажи и беседы.
2014 — Международная литературная премия «Белые журавли России» за роман
«1993».
2015 — Горьковская литературная премия в номинации «Художественная проза» за
семейно-исторический роман «1993».
Истоки,
питающие
прозу
С.Шаргунова,
залегают
на
глубине
и
требуют
серьезных
геологических изысканий. Видно, что писатель сознательно ограничивает себя, избегает
соблазна
языковой
игры,
жонглирования
метафорами.
В
своих
произведениях
Сергей
Шаргунов
поэтичен,
внимателен
к
подробностям,
скромен
в
оценках.
Объект
его
исследований
–
жизнь
заурядных
людей,
и
аскетизм
в
выборе
выразительных
средств
позволяет следить за развитием авторской мысли, не отвлекаясь на спецэффекты.
В
2013
году
был
напечатан
его
роман«1993»—
семейная
хроника,
переплетённая
с
историческим расследованием. 1993-й — гражданская война в Москве. Время больших
надежд и больших потрясений. История одной семьи вдруг оказывается историей всей
страны. Похожие проблемы поднимаются в произведениях С.Кузнецова «Хоровод воды»,
«Подобно тысяче громов», А.Иванова «Ненастье».В центре романа «1993» обычная семья,
живущая в пригороде Москвы - муж, жена, дочка. Они вынуждены находиться по разные
2
стороны баррикад. Так история страны отражается на семейной жизни.Как многие, они
расстались
с
мечтами
и
надеждами,
Виктор
(муж)
-
до
перестройки
талантливый
электронщик,
изобретатель,
теперь
вкалывает
ремонтником
-
электриком,
тут
же,
в
"аварийке" жена (Лена) диспетчером. Странная особенность русской семьи: не сказать, чтобы
не любили друг друга, но постоянные ссоры как стремление доказать и обвинить друг друга,
какая -то обречённость, озлобленность и на себя, и на всю окружающую серость будней,
давящая тоска и безнадёга. Жена хочет видеть мужа сильным, крепким хозяином, а он вдруг
ударился в политику, пытается найти всеобщую справедливость, отстаивать мифические
гражданские права народа, пропадает у ТВ в "Парламентский час", на митингах, не находя
времени для единственной дочери, которая растёт под влиянием улицы. Каждый в семье сам
по себе, такие далёкие, чужие, слепые в поисках выхода из непростых житейских ситуаций.
Казалось бы, напротив, только любовь, тепло близкого по крови и духу родного человека
поддержит, спасёт от беды в это смутное время. И вот, как когда-то сама мать (в юности, по
пьянке)
лишилась
невинности,
так
и
её
несовершеннолетняя
девочка,
влюбившись
в
уличного бандита, забеременела. А спустя 20 лет, уже внук Виктора попадает в кутузку за
участие в уличных акциях протеста.
С.Шаргунов не пугает, не сотрясает, не пророчествует. Не ставит перед собой задачи окунуть
читателя в ледяную прорубь сразу всейметафизики русской жизни. «1993» - не политический
роман, хотя заглавие отсылает к событиям двадцатилетней давности, к эпохе очередного
исторического слома. Как врач исследует сустав, чтобы сделать заключение о состоянии
всего
организма,
так
писатель
методично
разбирает
жизнь
одной
типичной
семьи,
крошечного нерва в гигантском теле общества.
Трое людей – муж, жена, их подрастающая дочь – одновременно чужие и бесконечно близкие
друг другу, связаны нерасторжимыми узами привычки, материальной зависимости и страха
одиночества. Каждый из них мечтает о чем-то большем, каждый боится потерять то, что
имеет. Любовь их тлеет под спудом бытовых проблем, то вспыхивая, то угасая, и эта
невозможность постоянного горения любви – самая трагическая нота бытия Вити Брянцева,
его жены Лены и дочки Тани.
Эта строптивая девочка, эта нежная и добрая женщина, этот крупной породы мужчина –
неглупый, в меру порядочный, в меру пьющий – в другое время могли бы многого добиться.
Здесь же, в 1993 году, они стоят на сквозняке Истории, между городом и деревней, одной
частью сердца с ученой интеллигенцией, другой – с темной народной стихией. В них нет
востребованной в новые времена предприимчивости, но есть живучесть рода. Их соединяют
3
с землей невидимые корни и не прицельный выстрел, но слепой удар рока уничтожает
Виктора Брянцева, «ватного богатыря», как в насмешку называет его жена.
Главный
герой
Виктор
Брянцев
–
несостоявшийся
ученый-электронщик,
человек,
оказавшийся то ли по воле судьбы, то ли по собственному желанию где-то ниже своих
изначальных возможностей и уж тем более амбиций, в прямом и переносном смысле ближе к
земле, в подвалах, рядом с рвущимися от старости и коррозии трубами и вешающимися на
них бомжами. Рвутся трубы, трещит страна, и из труб, и из страны рвется перегретый пар. В
подвале авария, в стране революция. Кто-то должен все это устранять, ремонтировать,
чинить. Вот главный герой и пытается. Получается плохо. И то плохо, и другое. Виктор – не
самостоятельный,
он
ведомый.
Он
продукт
пропагандистской
эпохи.
Пусть
и
эпохи
девяностых, менее выстроенных, чем сегодняшние, десятые, двадцать лет спустя, но продукт.
Перестройка,
ломка
государства
сильно
изменили
героя.
Из
«статного,
высокого,
светлоглазого парняги» середины семидесятых с «широким свежим лицом» он по ходу
романа превращается в подрастерявшего жизненный драйв мужика. Жизнь вертится по
заведенному
несколько
лет
назад
циклу:
электричка-работа-электричка-дом-электричка…
Дом в поселке «43-й километр». Ни имени, ни истории. Какой-то километр. Рядом железка,
поезда, ларек, магазин, тоска. Постоянные конфликты с женой, просто так, без причины, на
пустом месте, порой от бессмысленной ревности, порой от ее претензий уже в его адрес.
Скуку, тоску, стремление вырваться герой топит в водке. Все так узнаваемо. Какой русский
не ищет в водке смысл жизни! Нет, нельзя назвать Брянцева опустившимся. Он пытается
найти какой-то выход, стремится выскочить за пределы этого круга, в который сам себя и
затащил в восьмидесятые годы, порвав с наукой. Наверное, только телескоп, который он
смастерил в своем доме, знает о его стремлении уйти из той затянувшейся, во многом
бессмысленной
жизни,
про
которую
многие
бы
наши
соотечественники
сказали
–
да
нормально, мы все так живем. Брянцев так не хочет. Брянцеву помогает время. Трудно это, не
разбираясь в политике, понять, кто прав, кто виноват. Виктор входит в политику медленно,
обстоятельно,
шаг
за
шагом,
постигая
суть
процессов,
изучая
партийные
программы.
Брянцев, наверное, как и многие в нашей стране, изучает политику по телевизору. Главной
передачей в доме становится программа «Парламентский час». Она и превращается для
Виктора в тот самый общеобразовательный ликбез и наталкивает на мысль, что из круга, по
которому он ходит уже который год, есть выход. Этот выход – революция! Поиск этой
революции и становится для героя смыслом жизни и главной целью.Роман «1993» четко
демонстрирует,
что
людям,
профессионально
занимающимся
тем
или
иным
видом
деятельности, бывает трудно – а некоторым невозможно – понять, что другие далеко не
4
всегда знают тему так же хорошо, как профессионалы, а порой вообще в ней не разбираются.
«Это элементарно, Ватсон», – словно говорит автор. «Как вы можете этого не знать», –
в т о р и т
е м у
Б р я н ц е в .
Главный герой умирает не 4-го октября, в день, когда был расстрелян Белый Дом, когда были
арестованы его защитники, а на сутки раньше, очень символично. Тем самым автор глазами
своего героя как будто не признает поражения в войне, намекая, что ничего не потеряно, что
нужно
бороться
дальше,
за
лучшую
жизнь,
против
антинародного,
с
точки
зрения
Шаргунова,
режима.
Это
подтверждается
действиями
внука
Брянцева,
мелькающего
в
подводке и в окончании романа. Он выходит на Болотную площадь. Для него это важнее, чем
тусоваться в московском ресторане «Жан Жак».
С.Шаргунов написал: «Главная проблема, главный вызов - это смерть духовная и телесная.
Как
быть
человеку,
если
он
так
мало
живет?
Как
жить?
Строго
говоря,
я
пишу
об
экзистенциальных вопросах. Но мои герои помещены в реальные условия, в эту самую
российскую
действительность,
полную
жгучих
бед
и
мучительных
вопросов.
Многие
называют направление, в котором я пишу, «новым реализмом», то есть на страницах - реалии
современной жизни, в том числе катастрофичные признаки. Ведь криминал, пьянство и
прочие «все тяжкие» - это правда, под этими «тяжкими» распластан сегодня народ, корчатся
мои ровесники.
Шаргунов
недавно
перешагнул
порог
тридцатилетия;
в
1993
году
он
был
ребенком,
и
молодого автора принято упрекать в недостаточной достоверности и неверном понимании
событий тех лет. В романе нет ни романтической Свободы на баррикадах, ни революции,
пожирающей
своих
детей.
Оказавшийся
в
гуще
народного
восстания
Виктор
Брянцев
чувствует ту же растерянность, что и Пьер Безухов, блуждающий по занятой французами
Москве – от костра к костру, от одного горящего дома к другому, без видимой цели.
Стремления
шаргуновского
героя
невнятны,
но
через
поток
его
сумбурных
мыслей,
в
обрывочных
речах,
в
мимолетных
знакомствах
предстает
истинная
стихия
русского,
«ватного» бунта, в котором не бывает победителей и побежденных, где все – заложники
неизбежного предательства, где все виноваты и правы одновременно.
Сила Шаргунова в том, что он старательно избегает оценок и выводов. Причиной тому – не
столько желание сохранить независимость взгляда, сколько невозможность завершения этой
истории. Через двадцать лет внук Брянцева выйдет на Болотную площадь, где будет слышать
те же разговоры, и так же пылко воспламеняться при звучании слов «справедливость»,
5
«свобода»,
«предательство»,
«Россия».
И
снова
не
будет
ни
правых,
ни
виноватых,
и
бесконечная спираль истории возьмет свою привычную дань.
Хотя формально в 1993-ем году герой и его жена оказываются по разные стороны баррикад,
их
развела
не
идеология,
а
случайность.
Вернее,
затянувшийся
семейный
конфликт,
недоверие и недопонимание, паралич языка.
Виктор Брянцев, «ватный богатырь», винтик в механизме Истории или один из тысяч
атлантов, держащих на своих плечах русскую землю, погибает от мечты – о бессмертии, о
всеобщем блаженном рае.
Роман
Шаргунова
уже,
насколько
я
знаю,
переведен
на
иностранные
языки.
И
вполне
возможно, в эту минуту в отдаленной точке земного шара кто-то открывает еще пахнущую
типографской краской книгу и думает: «Ну-ка, посмотрим, что там у них на этот раз?». А в
этот раз все то же, что и в прошлый – непознаваемая русская душа. Проходят десятилетия, но
ничего
не
меняется
в
нашем
общем
доме:
то
же
глухое
равнодушие
в
семьях,
та
же
неразбериха в политических противостояниях. Лишь меняются вывески партий и кукловоды.
Границы семьи всё шире и шире, и теперь это уже и не только Россия.
Писатель о своём творчествеговорит: «Другое дело, что я повседневный мрак, конечно, не
приветствую. Хемингуэй сказал: «Если бы я знал, что хочу сказать, я бы не писал этих книг, я
бы
просто
сказал».
Поэтому
попробую
ответить
обобщенно:
«Смысл
жизни
-
в
преодолении». Таков мессидж, такова телеграмма, которую я направляю читателю.»
Данная статья поможет при подготовке к итоговому сочинению по литературе.
Ибо
в
начале XXI века перед нами встали вопросы как образовательного характера, так
воспитательного. Образование – основа духовности. Литература в этом помогает. Учитель,
по-моему, должен ориентировать учащихся на общечеловеческие ценности, создавать на
уроках проблемные ситуации, использовать новые образовательные технологии. Например,
технологию французских мастерских, проблемное обучение.В наше время необходимо учить
разрешать самые разнообразные проблемы: от личных до глобальных. Всё это возможно при
проблемном
и
культурологическом
подходах
к
изучению
литературы.
Основными
ценностями в проблемном подходе к воспитанию и образованию выступают человек как
предмет воспитания; культура как среда, растящая и питающая личность; творчество как
способ развития человека.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса
обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель, создавая проблемную ситуацию,
направляет учащихся на ее решение, организует поиск.Таким образом, ребенок ставится в
6
позицию субъекта своего обучения, и, как результат, у него образуются новые знания. , он
сможет написать «сочинение без шпаргалки».
Используемая литература
1.
Сочинение без шпаргалки. Лимонад Т.В .ТОО «Материк Альфа» 1998
2.
Сергей Шаргунов. Материал из Википедии.
3.
Шаргунов С. «1993». Москва АСТ 2013
4.
Котюсов А. Рецензия на роман С. Шаргунова «1993». Журнал «Волга»(Саратов) №5-6
2014
5.
Официальный сайт Сергея Шаргунова
6.
Десницкий А. Рецензия на книгу С.Шаргунова «1993» Ежедневное интернет-издание
«Православие и мир» 13 ноября 2013
7