Напоминание

"Работа с детьми с нарушением речи и письма на уроках русского языка"


Автор: Говорова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 3 города Няндома"
Населённый пункт: Архангельской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с детьми с нарушением речи и письма на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с детьми с нарушением речи и письма на уроках русского языка

С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. С началом обучения

в школе у этих детей обнаруживаются затруднения в чтении и письме. Ребята оказываются не

в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами,

где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут

настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы.

Учителю необходимо начинать работу с развития фонематического восприятия,

постановки и автоматизации звуков, коррекции нарушений письменной речи.

Исследованиями института физиологии детей и подростков установлено, что уровень

развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим

фактором,

стимулирующим

речевое

развитие

ребенка,

способствующим

улучшению

артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным

средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В своей работе использую следующие виды работ, способствующие развитию мелких

мышц

пальцев

и

кистей

рук:

игры

с

пальчиками,

сопровождающиеся

проговариванием

чистоговорок,

скороговорок,

стихотворений,

потешек;

пальчиковая

гимнастика;

игры

и

действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.;

раскрашивание

картинок,

обведение

контуров,

штриховка,

рисование

карандашами

и

красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразная

работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук

должна проводиться систематически по 3 - 5 минут ежедневно дома или в школе.

Предлагаю несколько упражнений для преодоления дисграфии, которые использую в

своей работе: 1) Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом.

Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием:

зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а".

Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по

одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая

подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в

сознании ученика.

2) Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается

пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением

слабых долей.

То

есть,

"Ещ-Ё

О-дин

ч-рЕз-вы-ча-Й-нО

важ-ны-Й

прИ-Ём"

(ведь

на

самом

деле

мы

произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример

проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой

речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное

положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим

согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для

дисграфика дописать слово до конца трудно.

3) "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все

пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка

письма.

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я

п__ед__те__е__.

Ни

в

к__ем

__л__ч__е

н__

м__ж__т

б__т__

н__

ст__ро__е

Петлюры

ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й

на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__

с__ов__, в ч__ст__о__ти...

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья),

внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа

бумаги.

6)В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в

клеточку

переписывается

каждый

день

абзац

текста

из

любого

художественного

произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно,

переписывается по клеточкам, по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку

целиком!

Учителю необходимо соблюдать правила при написании диктантов с дисграфиками:

1. Диктовать чрезвычайно медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у

дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ваш

подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и

слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и др.

Затем

диктуется

первое

предложение.

Попросите

ученика

назвать

знаки

препинания,

количество

запятых

в

нем,

попробовать

их

объяснить.

Не

настаивайте,

подсказывайте,

поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два

сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после

двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3.

Предложение

диктуется

по

частям

и

записывается

с

проговариванием

вслух

всех

особенностей произношения и знаков препинания.

4.

Каждый

день

пишите

короткие

диктанты

карандашом.

Небольшой

текст

не

утомит

ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по

150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях

зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь

на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки,

написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а

тетрадь в прекрасном состоянии.

Списывание как

простейший

вид

письма

наиболее

доступен

детям,

страдающим

дисграфией.

Ценность

его

в

возможности

согласовывать

темп

чтения

записываемого

материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.

С первых упражнений в списывании формирую у школьников навыки самопроверки, для

чего,

просматривая

работы,

не

исправляю

ошибки,

а

лишь

отмечаю

их

на

полях

соответствующих строк, предлагая ученику сверить свою запись с текстом. Во всех видах

письма чтение выполняет функцию контроля.

В своей работе большое внимание в 1 классе уделяла нетрадиционной форме письма под

слуховую диктовку – графическому диктанту. Наиболее полно эта форма отвечает задаче

проверки усвоения детьми пройденных тем по дифференциации смешиваемых пар фонем, то

есть тем, составляющих значительную часть при коррекции фонемного анализа и синтеза.

Графический

диктант

выполняет

контрольную

функцию,

но

является

щадящей

формой

контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Использование

данных видов в коррекционной работе позволяет победить у детей страх перед письменными

работами. Так же выработать навык самоконтроля и внимательного отношения к слову.

Нужно стараться так организовать педагогический процесс, чтобы не только на уроках,

но и дома осуществлялось закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь

родителей

в

коррекции

речевых

расстройств.

На

всем

протяжении

занятий

ребенку

необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных

разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.



В раздел образования