Автор: Ежгурова Надежда Валерьевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: БМАДОУ"Детский сад №18"
Населённый пункт: Свердловская обл., г. Березовский., п. Монетный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Система артикуляционных упражнений, направленная на развитие звукопроизношения у дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Система артикуляционных упражнений, направленная на
развитие звукопроизношения у дошкольников».
Цель: разработать комплексы артикуляционных упражнений, направленные
на постановку правильного произношения отдельных групп звуков.
Задачи:
1. Подобрать комплексы артикуляционных упражнений, направленные на
формирование у детей правильного звукопроизношения.
2. Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей, через
проведение мероприятий по данной теме.
3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов
артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).
4. Пополнить РППС кабинета.
Ц е л е н а п р а в л е н н ы е
у п р а ж н е н и я
п ом о г а ют
п о д г о т о в и т ь
артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных
звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции
звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит
определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную
воздушную
струю,
то
есть
всё
то,
что
необходимо
для
правильного
образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки
основных
движений
и
положений
губ,
языка,
необходимых
для
четкого,
правильного произношения всех звуков.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на
развитие динамической координации речевых движений.
В процессе выполнения артикуляционных упражнений вырабатывается
умение
принимать
требуемую
позу,
удерживать ее,
а
также
плавно
переключаться с одной артикуляционной позы на другую, важно уделять
внимание
формированию
кинестетических
ощущений,
кинестетического
анализа и представлений.
В
комплексы
упражнений
крайне
важно
включать
упражнения
на
сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти
органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг
к другу (это явление носит название коартикуляции).
Упражнения
для
артикуляционной
гимнастики
нельзя
подбирать
произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые
необходимо сформировать.
Артикуляционная
гимнастика
включает
упражнения
как
для
тренировки
подвижности
и
переключаемости
органов,
отработки
определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков,
так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть
целенаправленными:
упражнения
подбирают
исходя
из
правильной
артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует
предусматривать
те
движения
и
положения
органов
артикуляционного
аппарата, в результате которых образуются звуки.
Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на три
вида упражнений:
1.Статические – умение принимать требуемую позу и удерживать её
необходимый период времени.
2.Динамические
–
развитие
динамической
рече
двигательной
координации.
3.Комбинированные-
статические
и
динамические
упражнения,
объединённые в единые динамические комплексы необходимые для развития
навыка плавного переключения с одного движения на другое. А также для
сочетания
движений
губ
и
языка
при
совместном
их
участии
в
артикулировании (явление коартикуляции).
Целью данных упражнений являться объединение отдельных движений
в серию последовательно организованных переключений.
Комплекс подготовительных упражнений для свистящих звуков
[ С ],[ СЬ ], [ З ],[ ЗЬ ], [ Ц ]
Особенности артикуляции:
- зубы сближены;
- губы немного растянуты;
- кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута.
- голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Артикуляционная поза:
- губы в улыбку;
- зубы заборчиком со щелью;
- кончик языка за нижними зубами;
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине
языка- свист длительный.
«Улыбка»
Зубы
сомкнуты,
губы
растянуты
в
улыбке.
Я сегодня веселюсь
Улыбаюсь и смеюсь.
«Заборчик»
Зубы сомкнуты, губы в улыбке.
За высокий наш забор
не залезет хитрый вор.
«Лопатка»
Края языка прижаты, широкий
кончик языка делает движения
сверху вниз.
Вновь широкая лопатка
Хорошо копает грядку.
«Мостик»
Выгнув спинку языка, упираем его
кончик в нижние зубы изнутри рта.
Выгни язычок, как спинку.
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
«Холодный ветерок»
Из положения «Мостик» вернуться к упражнению «Заборчик» и подуть на
язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4
раза.
Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводи пальчиком по
дорожке, произнося отчетливо: С-С-С... При произнесении звука
«С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли
(поднеси ладонь ко рту, проверь).
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком
упереться то в одну, то в другую
щеку.
Любим с мячиком играть,
Им в ворота попадать.
Влево вправо, будет гол,
Удивительный футбол.
«Чищу зубы»
Кончик языка за верхними и
нижними зубами. Выполняем
движения сверху вниз и наоборот.
Зубы вычищу я всем,
Ведь с их помощью я ем.
Комплекс подготовительных упражнений для шипящих звуков
[ Ш ],[ Ж ], [ Ч ],[ Щ ]
Особенности артикуляции:
- губы выдвинуты вперед и округлены;
- кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зуба;
- спинка языка приподнята;
- форма языка напоминает чашечку;
- голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Артикуляционная поза:
- губы слегка вытянуты и округлены;
- зубы заборчиком со щелью;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- воздушная струя направлена по середине языка вверх.
«Качели»
Движения языка вверх-вниз с
постепенным ускорением.
На качелях прокачаюсь,
Крепко я сейчас держусь.
«Грибок»
Рот открыт, язык «прикреплён»
к небу, края прижаты к верхним
коренным зубам, подъязычная
связка натянута.
Я грибок в лесу нашел,
Его срезал и пошел.
«Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык
высунут.
Боковые
края
и
кончик
языка
подняты,
средняя
часть
с п и н к и
я з ы к а
о п у щ е н а ,
прогибается к низу.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
«Вкусное варенье»
Передняя часть языка широкая,
языком облизываем то верхнюю,
то нижнюю губу.
Ел я вкусное варенье-
Это было наслажденье.
«Фокус»
Из положения «Чашечка», широким языком, прижатым к верхней губе
сильно подуть на кончик носа, сдувая ватку.
Я чашку выведу вперед, с нее подую вверх.
И теплый воздух обдает мой носик , например.
Комплекс подготовительных упражнений для сонорных звуков
[ Л ],[ ЛЬ ]
Особенности артикуляции:
- кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорочки за верхними
зубами;
- средняя часть спинки языка опущена;
- задняя часть спинки поднята;
- форма языка напоминает седло;
- выдыхаемый воздух проходит по бокам языка;
- голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Артикуляционная поза:
-
губы раскрыты, нейтральны, принимают положение последующего
гласного;
- зубы разомкнуты, язык свободный, распластанный «лопаткой»;
- кончик языка поднят к альвеолам или шейкам верхних резцов и
образует с ним плотную смычку;
- боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели,
через которые проходит воздух;
- корень языка поднят.
«Улыбка»
Зубы сомкнуты, губы растянуты в
улыбке.
Я сегодня веселюсь
Улыбаюсь и смеюсь.
«Лопатка»
Края языка прижаты, широкий
кончик языка делает движения
сверху вниз.
Вновь широкая лопатка
Хорошо копает грядку.
«Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык
высунут.
Боковые
края
и
кончик
языка
подняты,
средняя
часть
с п и н к и
я з ы к а
о п у щ е н а ,
прогибается к низу.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить
«Барабан»
Из положения «Парус» постучать
языком по альвеолам и
произносить троекратно звук [д].
Следить, чтобы кончик языка не
опускался и не выглядывал изо
рта. Если исправляется горловой
звук, то произносится звук [т].
Следить, чтобы не поднималась
нижняя челюсть.
За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.
«Вкусное варенье»
Передняя часть языка широкая,
языком облизываем то верхнюю, то
нижнюю губу.
Ел я вкусное варенье-
Это было наслажденье.
«Грибок»
Рот открыт, язык «прикреплён»
к небу, края прижаты к верхним
коренным зубам, подъязычная
связка натянута.
Я грибок в лесу нашел,
Его срезал и пошел.
«Пароход гудит»
Помоги пароходу доплыть до пристани.
Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л...(можно
слегка прикусить кончик языка).
Комплекс подготовительных упражнений для сонорных звуков
[ Р],[ РЬ ]
Особенности артикуляции:
- кончик языка касается бугорков за верхними зубами;
- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам;
- форма языка напоминает ложечку;
- под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит;
- голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Артикуляционная поза:
- губы раскрыты, нейтральны;
- зубы разомкнуты;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
«Заводим моторчик»
Во время произнесения д-д-д или
ж-ж-ж, прямым указательным
пальцем, либо мизинцем ребенка
производим частые колебательные
движения из стороны в сторону,
вызывая вибрацию языка.
Язычок у нас – мотор,
Заводи его, шофёр!
«Грибок»
Рот открыт, язык «прикреплён»
к небу, края прижаты к верхним
коренным зубам, подъязычная
связка натянута.
Я грибок в лесу нашел,
Его срезал и пошел
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть
языком. Тянуть подъязычную
связку.
На лошадке я скачу,
Цок-цок-цок- сказать хочу.
«Пулемет»
Язык вверху стучит по альвеолам
со звуками «Д — ДДД»
Пулемет строчит (д-д-д),
трясется, сбить мишень не
удается.
Литература
1.
В . Н .
Ч е р н я ко в а
И г р о в ы е
т е х н о л о г и и
ф о р м и р о в а н и я
звукопроизношения у детей 4-7 лет. ООО «ТЦ Сфера,2015г.»
2.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Автоматизация сонорных звуков.
Издательство ГНОМ Москва,2015г.
3.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Свистящих звуков. Издательство
ГНОМ Москва,2015г.
4.
В.В.
Коноваленко,
С.В.
Коноваленко
Шипящих
сонорных
звуков.
Издательство ГНОМ Москва,2015г.