Автор: Порубова Ираида Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ д. Илюши
Населённый пункт: д. Илюши, Афанасьевский район, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умножение многозначного числа на однозначное"
Раздел: начальное образование
Урок математики для 4 класса (УМК «Школа России»).
Разработала: учитель начальных классов МКОУ ООШ д. Илюши Порубова Ираида Семёновна
Предмет: математика
Класс: 4
Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное. Повторение.»
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (фишки разного цвета, алгоритм умножения
на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе
. рабочая тетрадь.
Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации
опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии),
информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Письменные приёмы умножения»
на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны
учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность
понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД:
развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение
самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных
задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном
процессе.
Познавательные УУД:
добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной
информации для формулировки выводов.
Прогнозируемые результаты.
1
Предметные. В конце урока ученики:
1.Умеют письменно умножать многозначные числа на однозначные.
Метапредметные. В конце урока ученики:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. В конце урока ученики:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая, в парах ( помощь однокласснику),
индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) ,
метод самоорганизации
познавательной работы на всех этапах урока.
Цель
урока:
формирование
у
учащихся
умения
овладеть
письменным
приёмом
умножения
многозначного
числа
на
однозначное; организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности;
воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Задачи занятия:
1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.
2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№п/
п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Самоопределение
к деятельности. /
2 мин/
Создаёт условия для возникновения
внутренней потребности включения
в деятельность.
Прозвенел звонок – начинается урок.
Стоят в круге.
Включаются в учебную
деятельность. Поддерживают
диалог.
Личностные УУД:
самоопределение.
2
Цель:
мотивация
учащихся к
учебной
деятельности на
личностно-
значимом уровне
Повернитесь друг к другу, пожелайте
удачи, добра… улыбнитесь.
Учитель
предлагает
занять
свои
рабочие места.
- Много лет тому назад один античный
мудрец сказал: «Не для школы, а для
жизни мы учимся».
- В чём же заключалась его мудрость?
- А для чего вы учитесь?
- Для чего вы учите математику?
- Очень ли важен урок математики?
- Тогда я желаю вам удачи! Будем
двигаться дальше за новыми знаниями
Девиз нашего урока:
« С малой удачи начинается большой
успех».
- Как вы понимаете данное
высказывание?
- Вы с ним согласны?
Не будем терять времени. (Слайд 2)
-А пока проверим вашу готовность к
предстоящей работе.
Блиц-турнир
«Горячая двадцатка».
Хором дополняют реплику учителя.
Диалог в круге.
- Положительные эмоции, внимание
других, доброе отношение
окружающих, хорошие знания и т.д.
Объясняют смысл высказывания.
Садятся за парты.
3
-
как называются числа при сложении?
-
к а к
н а з ы в а ю т с я
ч и с л а
п р и
вычитании?
-
к а к
н а з ы в а ю т с я
ч и с л а
п р и
у м н о ж е н и и ?
( м н о ж и т е л и ,
произведение)
-
как называются числа при делении?
(делимое, делитель, частное)
- как
узнать
на
сколько
одно
число
больше или меньше другого?
-
как узнать во сколько раз одно число
больше или меньше другого?
-
что такое периметр?
-
как найти площадь?
-
что такое квадрат?
-
что такое прямоугольник?
-
Если
к
числу
прибавить
0,
то…(то
число не изменится)?
-
Если из числа вычесть 0, то…(число
не изменится)?
-
Разность
двух
одинаковых
чисел
равна…(0)
-
какое число получится при делении
на 0?
-
сколько дней в году?
-
сколько кг в 1 т.?
-
с к о л ь к о
у ш е й
в
к л а с с е
у
присутствующих? (шутка)
Покажи знак действия, которым
сАМОПРОВЕРКА
4
решается задача: стр. 169 (СЛАЙД
3)
Ответы
1) +
2) :
3) :
4) Х
5) -
6) -
7) +
2.
Актуализация
знаний.
/5 мин/
Цель:
готовность
мышления и
осознания
потребности к
построению
нового способа
действий.
Ведёт подводящий диалог.
( Активизирует у учащихся
мыслительные операции, внимание,
память)
- Посмотрите внимательно на экран и
предложите работу, которую мы можем
выполнить.
-Какую закономерность вы установили,
исследуя первое выражение?
-Предлагаю, прежде чем вы назовёте
произведение, объяснить приём
умножения.
1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0
4) 264·10 5) 92· 100 6) 523·300
( По мере поступления ответов на
Участвуют в диалоге.
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
1) табличное умножение
2) внетабличное умножение
( разбиваем на разрядные
слагаемые)
Познавательные
УУД:
- общеучебные;
- логические.
Коммуникативные
УУД:
умение вступать в
диалог и участвовать в
коллективном
обсуждении
проблемы.
5
экране появляются результаты
рассуждения) (Слайд 4)
3) умножение на нуль
4) увеличение числа в 10 раз, приём
умножения на 10
5) приём умножения на 100
6) умножение многозначного числа
на однозначное
3.
Постановка
учебной задачи.
Создание
проблемной
ситуации.
/5 мин/
Цель:
выявление места
и причины
затруднения,
постановка цели
урока.
1. Ведёт побуждающий диалог.
- Почему вы затруднились назвать
произведение в 6 треугольнике?
Побуждает к осознанию темы и цели
урока.
- Как вы думаете, какова же тема
нашего урока? (Слайд 5)
Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как значение этого
выражения нужно вычислить
столбиком.
(Умн. Многозн числа на однознач)
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел на
однозначные числа.
Дети предпочитают «открывать»
Познавательные
УУД:
- постановка и
формулирование
проблемы;
- поиск и выделение
необходимой
информации.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные
УУД:
умение выражать свои
мысли.
6
новое знание сами.
4
ПОВТОРЕНИЕ
Цель:
построение
детьми способа
действий и
формирование
способности к его
выполнению.
1. Организует деятельность.
- Вы предложили устно выполнить
вычисления. Как именно?
- Какой закон математики вы
применили?
- Всегда ли устно можно быстро и
правильно выполнить умножение
многозначного числа, учитывая то, что
числа могут быть достаточно
большими?
( Слайд 6)
- Какой способ мы можем
использовать?
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку
темы нашего урока.
- Какую учебную задачу вы поставите
перед собой? ( Слайд 7)
Объясняют приём умножения.
-Решение столбиком.
-дА
Дети формулируют тему и
учебную задачу урока:«Письменное
умножение МНОГОЗНАЧНОГО
ЧИСЛА на ОДНОЗНАЧНОЕ».
- Мы должны научиться умножать
письменно многозначные числа /в
столбик /на однозначные числа.
Пытаются решить пример
Познавательные
УУД:
- построение
логической цепи
рассуждений;
- самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера.
Коммуникативные
УУД:
- инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации со
сверстниками и
учителем.
7
2.Предлагает записать пример
столбиком самостоятельно и
решить его.
592563
3
-------------
- проверим?
- Откройте учебники на
стр.74, № 368
6008 97 168
4 6
24032 583 0 0 8
91005 23884
3 7
273 015 16 7 1 88
Решите самостоятельно!
- Я прошу поднять руку тех ребят,
которые выполнилэту работу
ПРОВЕРЬТЕ !
(Слайд 8)
самостоятельно.
1777689
- В учебнике.
Дети открывают учебники и решают,
затем проверяют в парах поменявши
тетрадями и сверяют с ответами на
СЛАЙДЕ 8
Называют произведение в
треугольнике.
Регулятивные УУД:
-прогнозирование;
-самоконтроль;
-коррекция.
8
- Молодцы. Значит, вы умеете
применять ранее полученные знания.
3. Вызывает к доске ученика, верно
решившего пример.
- У кого другая запись?
4. Организует работу в парах
.
-
Ответы детей. (Мой прогноз совпал
с результатом, был уверен и
правильно выполнил. Мой прогноз
не совпал с результатом, я был
уверен, что справлюсь, но допустил
ошибку).
.
7.
Физминутка.
/1 мин/
Комплекс «Красивая осанка»
1. «Поза дерева». Упражнение выполняется стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты
к полу, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох, плавно поднять руки вверх, ладонями друг к
другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом. Дыхание произвольное, спокойное. Держать позу 15-20
секунд. Плавно опустить руки и расслабиться.
2. «Поза статуи». Выполняется сидя или стоя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить
9
ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по
всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спина прямая, плечи обязательно отвести
назад. Дыхание произвольное. Удерживать позу 20-30 секунд, затем медленно вернуться в исходное
положение. Для снятия напряжения рук погладить запястья, встряхнуть кистями рук и спокойно
подышать.
8.
Включение нового
в систему знаний
и повторения.
/7 мин/
Цель:
- закрепление
умения решать
текстовые задачи;
- применение
нового способа
действия;
- создание
ситуации успеха.
1. Организует индивидуальную
работу с последующей проверкой в
группе и самопроверкой по эталону.
Внимание на экран. (Слайд 9)
Перед вами 3 задания.
- Какое из них далеко от темы нашего
урока?
А) 736·3 6 324· 5
Б) 6 895+ 72 456 + 658
В) 78564 · 6 + 2 95607 · 3
Осталось 2 задания.
- Выберите себе то, которое для вас
более интересно и которое вы в силах
Анализируют и делают вывод, что
лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не
подходит к теме нашего урока. Оно
подошло бы к теме – сложение
многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности
заданий и конкретизируют их.
А – выполнить умножение
столбиком, В - вспомнить порядок
действий и вычислить
Выбирают и выполняют задание.
Познавательные
УУД:
- анализ с целью
выделения главных
признаков;
- умение осознанно
строить речевое
высказывание в
устной форме;
- выделение и поиск
необходимой
информации.
Коммуникативные
УУД:
- умение достаточно
полно и чётко
выражать мысли;
-интегрирование в
10
выполнить. Выполните его.
/ Учитель проходит по классу,
наблюдает, какой уровень выбрал
каждый из учащихся и кладёт рядом с
его работой фишку (цвет фишки –
уровень сложности выбранного
задания)/
- Ребята, попрошу вас собраться в
группы в соответствии с выполненным
заданием. Проверьте своё решение с
решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите
внимательно на экран и сверьте свою
работу с образцом. (Слайд 10)
2. Организует работу над задачей.
- Вернёмся к учебнику.
Задача № 364.
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
Выделите главные слова и
сделайте краткую запись задачи.
Собираются в группы по цвету
фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на
слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют
затруднения.
Дети отвечают на вопросы
учителя по содержанию задачи.
группы и продуктивное
взаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.
11
Пш.- на 10 маш. По 42ц
Яч.- ? в 3 раза <? чем
1)42*10=420 (ц) пшеницы
2)420:3= 140(ц) ячменя
3)420-140=280(ц)
Ответ: на 280 центеров > отправлено
пшеницы, чем ячменя.
(Слайд 11)
-Решите
-Запишите ответ.
1 ученик записывает решение
задачи на доске.
9.
Рефлексия
учебной
деятельности.
/ 3 мин/
Цель:
- оценивание
результатов
собственной
деятельности;
- осознание
метода
построения
границ применения
нового знания.
Благодарит ребят за работу.
- Вспомните девиз нашего урока.
(Слайд 12)
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к
знаниям помогла нам сделать на уроке
открытие. Эта удача приблизила ещё
на один шаг каждого из вас к успеху.
- Какая тема нашего урока? (Слайд 13)
- Какую учебную задачу мы ставили
перед собой? (Слайд 14)
- Чему новому научились? Над чем
ещё надо поработать? (Слайд 15)
- Достигли мы успеха?
В память о нашем уроке, чтобы вы
Проговаривают девиз урока.
« С малой удачи начинается
большой успех».
Умножение многозначных на числа,
оканчивающиеся нулями.
- Научиться умножать письменно на
числа, оканчивающиеся нулями.
-Достигли.
Регулятивные:
- оценка того, что
усвоено, осознание
качества и уровня
усвоения.
Познавательные:
- умение
структурировать
знания.
Коммуникативные
УУД:
12
ничего не забыли - домашнее задание.
(Слайд 16)
Проводит инструктаж домашнего
задания.
С. 75 № 368 (1) – обязательно для
всех,
№ 366, 367– предлагаю тем, кто не
боится трудностей.
Оценивание работы учащихся.
(Слайд 17)
- Я прошу подняться тех детей,
которые считают, что их объём работы
на уроке можно оценить.
- Почему ты так считаешь?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Всем спасибо за урок. (Слайд 18)
Записывают задание в дневники.
Тот, кто поднялся, анализирует и
оценивает свою работу на уроке.
Высказывают своё мнение.
- аргументировать
свои высказывания.
13