Напоминание

"Умножение многозначного числа на однозначное"


Автор: Порубова Ираида Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ д. Илюши
Населённый пункт: д. Илюши, Афанасьевский район, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Умножение многозначного числа на однозначное"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики для 4 класса (УМК «Школа России»).

Разработала: учитель начальных классов МКОУ ООШ д. Илюши Порубова Ираида Семёновна

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное. Повторение.»

Тип урока: закрепление изученного материала

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (фишки разного цвета, алгоритм умножения

на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь на печатной основе

. рабочая тетрадь.

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации

опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии),

информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Письменные приёмы умножения»

на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны

учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность

понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД:

развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие

самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение

самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных

задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном

процессе.

Познавательные УУД:

добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной

информации для формулировки выводов.

Прогнозируемые результаты.

1

Предметные. В конце урока ученики:

1.Умеют письменно умножать многозначные числа на однозначные.

Метапредметные. В конце урока ученики:

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные. В конце урока ученики:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая, в парах ( помощь однокласснику),

индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) ,

метод самоорганизации

познавательной работы на всех этапах урока.

Цель

урока:

формирование

у

учащихся

умения

овладеть

письменным

приёмом

умножения

многозначного

числа

на

однозначное; организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности;

воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи занятия:

1. Закрепить знания и умения детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№п/

п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение

к деятельности. /

2 мин/

Создаёт условия для возникновения

внутренней потребности включения

в деятельность.

Прозвенел звонок – начинается урок.

Стоят в круге.

Включаются в учебную

деятельность. Поддерживают

диалог.

Личностные УУД:

самоопределение.

2

Цель:

мотивация

учащихся к

учебной

деятельности на

личностно-

значимом уровне

Повернитесь друг к другу, пожелайте

удачи, добра… улыбнитесь.

Учитель

предлагает

занять

свои

рабочие места.

- Много лет тому назад один античный

мудрец сказал: «Не для школы, а для

жизни мы учимся».

- В чём же заключалась его мудрость?

- А для чего вы учитесь?

- Для чего вы учите математику?

- Очень ли важен урок математики?

- Тогда я желаю вам удачи! Будем

двигаться дальше за новыми знаниями

Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой

успех».

- Как вы понимаете данное

высказывание?

- Вы с ним согласны?

Не будем терять времени. (Слайд 2)

-А пока проверим вашу готовность к

предстоящей работе.

Блиц-турнир

«Горячая двадцатка».

Хором дополняют реплику учителя.

Диалог в круге.

- Положительные эмоции, внимание

других, доброе отношение

окружающих, хорошие знания и т.д.

Объясняют смысл высказывания.

Садятся за парты.

3

-

как называются числа при сложении?

-

к а к

н а з ы в а ю т с я

ч и с л а

п р и

вычитании?

-

к а к

н а з ы в а ю т с я

ч и с л а

п р и

у м н о ж е н и и ?

( м н о ж и т е л и ,

произведение)

-

как называются числа при делении?

(делимое, делитель, частное)

- как

узнать

на

сколько

одно

число

больше или меньше другого?

-

как узнать во сколько раз одно число

больше или меньше другого?

-

что такое периметр?

-

как найти площадь?

-

что такое квадрат?

-

что такое прямоугольник?

-

Если

к

числу

прибавить

0,

то…(то

число не изменится)?

-

Если из числа вычесть 0, то…(число

не изменится)?

-

Разность

двух

одинаковых

чисел

равна…(0)

-

какое число получится при делении

на 0?

-

сколько дней в году?

-

сколько кг в 1 т.?

-

с к о л ь к о

у ш е й

в

к л а с с е

у

присутствующих? (шутка)

Покажи знак действия, которым

сАМОПРОВЕРКА

4

решается задача: стр. 169 (СЛАЙД

3)

Ответы

1) +

2) :

3) :

4) Х

5) -

6) -

7) +

2.

Актуализация

знаний.

/5 мин/

Цель:

готовность

мышления и

осознания

потребности к

построению

нового способа

действий.

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся

мыслительные операции, внимание,

память)

- Посмотрите внимательно на экран и

предложите работу, которую мы можем

выполнить.

-Какую закономерность вы установили,

исследуя первое выражение?

-Предлагаю, прежде чем вы назовёте

произведение, объяснить приём

умножения.

1) 6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0

4) 264·10 5) 92· 100 6) 523·300

( По мере поступления ответов на

Участвуют в диалоге.

- Можно посчитать треугольники.

- Можно выявить закономерность.

1) табличное умножение

2) внетабличное умножение

( разбиваем на разрядные

слагаемые)

Познавательные

УУД:

- общеучебные;

- логические.

Коммуникативные

УУД:

умение вступать в

диалог и участвовать в

коллективном

обсуждении

проблемы.

5

экране появляются результаты

рассуждения) (Слайд 4)

3) умножение на нуль

4) увеличение числа в 10 раз, приём

умножения на 10

5) приём умножения на 100

6) умножение многозначного числа

на однозначное

3.

Постановка

учебной задачи.

Создание

проблемной

ситуации.

/5 мин/

Цель:

выявление места

и причины

затруднения,

постановка цели

урока.

1. Ведёт побуждающий диалог.

- Почему вы затруднились назвать

произведение в 6 треугольнике?

Побуждает к осознанию темы и цели

урока.

- Как вы думаете, какова же тема

нашего урока? (Слайд 5)

Участвуют в диалоге.

- Не можем, так как значение этого

выражения нужно вычислить

столбиком.

(Умн. Многозн числа на однознач)

Формулируют тему урока.

-Умножение многозначных чисел на

однозначные числа.

Дети предпочитают «открывать»

Познавательные

УУД:

- постановка и

формулирование

проблемы;

- поиск и выделение

необходимой

информации.

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные

УУД:

умение выражать свои

мысли.

6

новое знание сами.

4

ПОВТОРЕНИЕ

Цель:

построение

детьми способа

действий и

формирование

способности к его

выполнению.

1. Организует деятельность.

- Вы предложили устно выполнить

вычисления. Как именно?

- Какой закон математики вы

применили?

- Всегда ли устно можно быстро и

правильно выполнить умножение

многозначного числа, учитывая то, что

числа могут быть достаточно

большими?

( Слайд 6)

- Какой способ мы можем

использовать?

- Умеем мы это правильно делать?

- Дайте более точную формулировку

темы нашего урока.

- Какую учебную задачу вы поставите

перед собой? ( Слайд 7)

Объясняют приём умножения.

-Решение столбиком.

-дА

Дети формулируют тему и

учебную задачу урока:«Письменное

умножение МНОГОЗНАЧНОГО

ЧИСЛА на ОДНОЗНАЧНОЕ».

- Мы должны научиться умножать

письменно многозначные числа /в

столбик /на однозначные числа.

Пытаются решить пример

Познавательные

УУД:

- построение

логической цепи

рассуждений;

- самостоятельное

создание способов

решения проблем

поискового характера.

Коммуникативные

УУД:

- инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и

учителем.

7

2.Предлагает записать пример

столбиком самостоятельно и

решить его.

592563

3

-------------

- проверим?

- Откройте учебники на

стр.74, № 368

6008 97 168

4 6

24032 583 0 0 8

91005 23884

3 7

273 015 16 7 1 88

Решите самостоятельно!

- Я прошу поднять руку тех ребят,

которые выполнилэту работу

ПРОВЕРЬТЕ !

(Слайд 8)

самостоятельно.

1777689

- В учебнике.

Дети открывают учебники и решают,

затем проверяют в парах поменявши

тетрадями и сверяют с ответами на

СЛАЙДЕ 8

Называют произведение в

треугольнике.

Регулятивные УУД:

-прогнозирование;

-самоконтроль;

-коррекция.

8

- Молодцы. Значит, вы умеете

применять ранее полученные знания.

3. Вызывает к доске ученика, верно

решившего пример.

- У кого другая запись?

4. Организует работу в парах

.

-

Ответы детей. (Мой прогноз совпал

с результатом, был уверен и

правильно выполнил. Мой прогноз

не совпал с результатом, я был

уверен, что справлюсь, но допустил

ошибку).

.

7.

Физминутка.

/1 мин/

Комплекс «Красивая осанка»

1. «Поза дерева». Упражнение выполняется стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты

к полу, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох, плавно поднять руки вверх, ладонями друг к

другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом. Дыхание произвольное, спокойное. Держать позу 15-20

секунд. Плавно опустить руки и расслабиться.

2. «Поза статуи». Выполняется сидя или стоя, руки опущены. Завести руки за спину, соединить

9

ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по

всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спина прямая, плечи обязательно отвести

назад. Дыхание произвольное. Удерживать позу 20-30 секунд, затем медленно вернуться в исходное

положение. Для снятия напряжения рук погладить запястья, встряхнуть кистями рук и спокойно

подышать.

8.

Включение нового

в систему знаний

и повторения.

/7 мин/

Цель:

- закрепление

умения решать

текстовые задачи;

- применение

нового способа

действия;

- создание

ситуации успеха.

1. Организует индивидуальную

работу с последующей проверкой в

группе и самопроверкой по эталону.

Внимание на экран. (Слайд 9)

Перед вами 3 задания.

- Какое из них далеко от темы нашего

урока?

А) 736·3 6 324· 5

Б) 6 895+ 72 456 + 658

В) 78564 · 6 + 2 95607 · 3

Осталось 2 задания.

- Выберите себе то, которое для вас

более интересно и которое вы в силах

Анализируют и делают вывод, что

лишнее задание Б.

- Лишнее задание Б, так как оно не

подходит к теме нашего урока. Оно

подошло бы к теме – сложение

многозначных чисел.

Формулируют уровень сложности

заданий и конкретизируют их.

А – выполнить умножение

столбиком, В - вспомнить порядок

действий и вычислить

Выбирают и выполняют задание.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение осознанно

строить речевое

высказывание в

устной форме;

- выделение и поиск

необходимой

информации.

Коммуникативные

УУД:

- умение достаточно

полно и чётко

выражать мысли;

-интегрирование в

10

выполнить. Выполните его.

/ Учитель проходит по классу,

наблюдает, какой уровень выбрал

каждый из учащихся и кладёт рядом с

его работой фишку (цвет фишки –

уровень сложности выбранного

задания)/

- Ребята, попрошу вас собраться в

группы в соответствии с выполненным

заданием. Проверьте своё решение с

решением товарищей.

- Садитесь на свои места, посмотрите

внимательно на экран и сверьте свою

работу с образцом. (Слайд 10)

2. Организует работу над задачей.

- Вернёмся к учебнику.

Задача № 364.

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

Выделите главные слова и

сделайте краткую запись задачи.

Собираются в группы по цвету

фишек с целью взаимопроверки.

Сверяют решение с образцом на

слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют

затруднения.

Дети отвечают на вопросы

учителя по содержанию задачи.

группы и продуктивное

взаимодействие.

Регулятивные УУД:

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- самооценка.

11

Пш.- на 10 маш. По 42ц

Яч.- ? в 3 раза <? чем

1)42*10=420 (ц) пшеницы

2)420:3= 140(ц) ячменя

3)420-140=280(ц)

Ответ: на 280 центеров > отправлено

пшеницы, чем ячменя.

(Слайд 11)

-Решите

-Запишите ответ.

1 ученик записывает решение

задачи на доске.

9.

Рефлексия

учебной

деятельности.

/ 3 мин/

Цель:

- оценивание

результатов

собственной

деятельности;

- осознание

метода

построения

границ применения

нового знания.

Благодарит ребят за работу.

- Вспомните девиз нашего урока.

(Слайд 12)

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к

знаниям помогла нам сделать на уроке

открытие. Эта удача приблизила ещё

на один шаг каждого из вас к успеху.

- Какая тема нашего урока? (Слайд 13)

- Какую учебную задачу мы ставили

перед собой? (Слайд 14)

- Чему новому научились? Над чем

ещё надо поработать? (Слайд 15)

- Достигли мы успеха?

В память о нашем уроке, чтобы вы

Проговаривают девиз урока.

« С малой удачи начинается

большой успех».

Умножение многозначных на числа,

оканчивающиеся нулями.

- Научиться умножать письменно на

числа, оканчивающиеся нулями.

-Достигли.

Регулятивные:

- оценка того, что

усвоено, осознание

качества и уровня

усвоения.

Познавательные:

- умение

структурировать

знания.

Коммуникативные

УУД:

12

ничего не забыли - домашнее задание.

(Слайд 16)

Проводит инструктаж домашнего

задания.

С. 75 № 368 (1) – обязательно для

всех,

№ 366, 367– предлагаю тем, кто не

боится трудностей.

Оценивание работы учащихся.

(Слайд 17)

- Я прошу подняться тех детей,

которые считают, что их объём работы

на уроке можно оценить.

- Почему ты так считаешь?

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Всем спасибо за урок. (Слайд 18)

Записывают задание в дневники.

Тот, кто поднялся, анализирует и

оценивает свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение.

- аргументировать

свои высказывания.

13



В раздел образования