Напоминание

"Прогрессивные системы развития навыков импровизации и сочинения в ДМШ"


Автор: Четина Елена Васильевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г. Ростова–на–Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Прогрессивные системы развития навыков импровизации и сочинения в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: «ПРОГРЕССИВНЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

ИМПРОВИЗАЦИИ И СОЧИНЕНИЯ В ДМШ»

Автор работы:

Четина Елена Васильевна,

заведующая теоретическим отделом

«Детской музыкальной школы

им. П.И. Чайковского»

г. Ростов-на-Дону

В

настоящее

время

односторонне

рационалистический

подход

образовательной

системы

переживает

кризис,

и

взоры

многих

педагогов

и

родителей обращены в сторону искусства. К сожалению, логический подход к

постижению художественных явлений до сих пор сохраняет свои позиции. В

педагогике искусства вообще, и в музыкальной педагогике в частности, еще

преобладает

так

называемый

«вербально-знаковый

метод»

основанный

на

информативной

подаче

материала

и

его

восприятии

учеником.

Разумное

использование этого метода необходимо, но при этом необходимо учитывать, что

в первую очередь у детей формируется не эмоциональное восприятие музыки, а

«формально – логические реакции» на нее.

Альтернативой вербально-знаковому методу в современной музыкальной

педагогике являются методы обучения, делающие акцент на самостоятельной

творческой

деятельности

ученика.

Девизом

прогрессивных

методик,

использующих различные приемы творческой активности ребенка, может служить

высказывание И. Г. Песталоцци: «Каждый знает только то, что сам пробует

сделать».

Прогрессивные

системы

музыкального

обучения

доказывают

эффективность

подобных

подходов

к

музыкальному

воспитанию

ребенка.

Необходимость изучения, внедрения в практику, а также постоянного поиска

новых методик, ориентированных на творческие виды деятельности, осознается

нами как актуальная проблема музыкальной педагогики.

Как

показывает

практика,

музыкальная

импровизация

в

силу

своих

специфических особенностей с наибольшей полнотой способна выявить и развить

музыкальные способности и творческие возможности учащихся и, таким образом,

может стать одной из ведущих форм творческого музицирования в музыкальной

школе.

В

процессе

занятий

импровизацией

происходит

развитие

тех

сторон

музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю

музыки

чуткость

музыкального

слуха,

эмоциональная

память,

творческое

воображение и мышление, самостоятельность. Это, в свою очередь, отвечает

основной

задаче

общего

музыкального

образования,

которая

заключается

в

воспитании

грамотного,

высококвалифицированного

слушателя,

истинного

ценителя музыкального искусства.

Особую

актуальность

импровизация

как

специфическая

форма

музыкальной

деятельности,

вид

творчества

детей

приобретает

в

процессе

изучения музыкально-теоретических дисциплин ДМШ, в частности в условиях

урока сольфеджио. Импровизация на уроках сольфеджио способствует развитию

музыкальных способностей и креативного мышления учеников, повышает интерес

к занятиям, соединяет ранее полученные теоретические знания и исполнительские

навыки.

Обратившись к исследованию данного процесса, мы столкнулись с

проблемой нехватки соответствующего учебно-методического обеспечения.

Метод

импровизации

как

одна

из

важнейших

категорий

музыкальной

педагогики имеет довольно давнюю традицию. Обучение искусству импровизации

уходит своими корнями в ранний период становления и развития музыкального

искусства.

Импровизация

в

своем

историческом

генезисе

предшествует

композиции. Это не случайно, так как импровизация доминирует тогда, когда

нотное письмо отсутствует или представляет собой общую систему фиксации

звуковых комплексов и их соотношений. В подобных условиях особую значимость

приобретают такие способности, как внутренний слух и музыкальное мышление,

чувство

формы

и

метроритма,

а

также

умение

быстро

реализовывать

теоретические знания в практике свободного музицирования. В целом названный

комплекс

представляет

собой

основу

формирования

и

развития

способности

творить музыку мгновенно и по собственному усмотрению.

История музыкальной педагогики прежних веков (до XX века) сохранила

крайне

мало

сведений,

связанных

с

методикой

применения

импровизации.

Общеизвестно,

что,

начиная

с

раннего

средневековья,

существовал

некий

негласный свод правил исполнения импровизаций, который передавался в устной

форме

от

учителя

к

ученику.

На

протяжении

веков

творческому

развитию

учащихся

отводилась

весьма

существенная

роль,

так

как

оно

признавалось

оптимальным путем усвоения знаний, формирования навыков и умений, средством

развития музыкальности.

Таким

образом,

импровизация

сыграла

важную

роль

в

истории

музыкального

образования

и

воспитания.

Одним

из

основополагающих

музыкально-дидактических

принципов

является

импровизационно е

музицирование

при

помощи

изучения

музыкального

материала

«изнутри»,

напрямую общаясь со средствами и способами эстетического самовыражения.

В музыкальной педагогике, наряду с общепедагогическими, существует ряд

специальных

методов

обучения.

Методы

обучения

музыке

детерминированы

самим музыкальным искусством, которое требует творческого акта, и назначением

предметов искусства.

К творческим методам Э. Абдуллин и Е. Николаева относят специальные

методы: эмоциональной драматургии (автором которого является Д. Кабалевский),

создания композиций и художественного контекста (автор – Л. Горюнова).

Метод создания художественного контекста является наиболее значимым для

занятий

импровизацией,

он

предполагает

своеобразный

«выход»

за

пределы

музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к

конкретным

жизненным

ситуациям.

На

наш

взгляд,

метод

создания

художественного контекста позволяет обеспечить ту необходимую связь музыки с

жизнью,

о

которой

пишет

Б.

Асафьев:

«Лаборатория

расширяет

круг

своих

наблюдений за пределы школы и возможно детально организует обсуждение и

2

оценку

происходящих

вокруг

музыкально-общественных

дел

и

проявлений

музыкального творчества и исполнительства».

В данном контексте обоснованным выглядит основной тезис: «Урок музыки

урок

искусства».

Это

предполагает

преобладание

на

уроках

творческого,

индивидуального

отношения.

Организация

собственной

творческой

практики

детей

средствами

импровизации

надежный

путь

к

развитию

восприятия

искусства и общения учащихся его средствами.

Об

этом

неоднократно

пишет

Д.

Кабалевский,

который

указывает,

что

тяготение к музыкально-творческой деятельности, заметное у большого числа

детей в раннем возрасте, необходимо развивать. Однако методика организации

творческой деятельности учащихся является недостаточно разработанной. Все это

побуждает

педагогов

к

применению

традиционных

и

поиску

новых

методов

работы по организации музыкального творчества.

В

настоящее

время

в

теории

и

практике

музыкального

образования

существуют

разные

подходы

к

трактовке

понятия

импровизации

как

вида

музыкально-творческой

деятельности детей и как средства их музыкального

развития.

В

частности,

Б.

Асафьев

трактует

импровизацию

как

высший

вид

музыкальной

деятельности,

который

способствует

овладению

теоретическим

материалом.

«Речь

идет

не

о

музыкальной

композиции

как

предмете

и

художественной цели творчества, а о проявлении максимума самодеятельности в

музыке путем творчески содержательного опыта».

Л.

Школяр

также

уделяет

большое

значение

приемам

обучения

музыкальной

импровизации.

Она

отмечает,

что

введение

в

урок

элементов

детского творчества в форме импровизаций и сочинение разного рода мелодий,

интонаций в определенном жанре или стиле становится педагогически значимым

методом, который «дисциплинирует работу воображения».

Творчество

детей

находит

свое

яркое

воплощение

в

исполнительской

интерпретации

песен

и

вокальной

импровизации,

и

потому

педагогу

в

практической

работе

следует

использовать

творческие

задания.

Много

интересных

рекомендаций

по

развитию

навыков

вокальной

импровизации

предлагает

методика

Б.

Яворского,

согласно

которой

большое

значение

приобретает формирование у детей творческих звуковых проявлений – в форме

«озвучивания имен» посредством метода «вопроса» и «ответа». Причем чаще

всего

«вопрос»

исходит

от

учителя

или

ученика,

то

есть

проявлялся

индивидуально,

а

«ответ»

исходит

от

всего

класса,

то

есть

выражается

коллективно. Эта форма детского музыкального творчества подводила учащихся к

следующему

уровню

развития,

где

ведущее

место

занимает

вокальная

импровизация – коллективная и индивидуальная. Сам по себе данный момент был

действительно важным, поскольку носил характер коллективного творчества и,

вместе с тем, служил переходом к индивидуализации творческих проявлений

детей. Так же Б. Яворский рекомендует использовать и форму инструментальной

импровизации.

Следующий, качественно новый этап формирования детского творчества,

как указывает Б. Яворский, связан с заданиями по сочинению к данной мелодии

3

второго

голоса,

что

отражает

уже

вполне

определенный

уровень

слухового

развития.

На сегодняшний день развитие навыков импровизации и их использование

в

рамках

музыкального

образования

становится

весьма

актуальным.

Так,

прогрессивные

системы

музыкального

обучения

показывают

необходимость

поисков новых подходов к музыкальному воспитанию ребенка в ДМШ.

Главной

целью

музыкального

обучения

становится

развитие

«музыкального интеллекта» и творческих способностей учащихся. Как уже ранее

отмечалось, творческие формы работы, в частности импровизация на уроках

сольфеджио,

исполняют

роль

своеобразного

«перводвигателя»,

запускающего

весь механизм музыкального развития ученика. Предполагается, что в каждом

ребенке есть внутренняя потребность к изучению окружающего мира, одной из

форм которого является активное творческое воздействие на него. Это самая

интересная и захватывающая «игра», которую «изобрело» человечество. Нужно

только

естественным

образом,

без

психологического

давления

заинтересовать

начинающего ученика этой игрой, способной целиком и полностью захватить его.

Однако здесь могут возникнуть некоторые трудности, большей частью как раз

именно психологического порядка.

Развитие

навыков

импровизации

на

уроках

позволяет

решить

целый

комплекс задач, направленных на развитие творческой личности ребенка. Условно

этот комплекс задач можно разделить на три группы:

1. Развитие мелодического мышления и интонации.

2. Развитие гармонического мышления и слуха.

3. Развитие творческих навыков, что включает в себя импровизацию и

сочинение.

Во-первых,

бытует

мнение,

что

музыкальное

творчество

это

что-то

запредельно

сложное,

трудное,

недоступное

простому

человеку

и

возникают

сомнения

не

только

в

полезности

этой

работы,

но

и

собственно

в

самой

возможности

ее

выполнения.

На

самом

деле

никакими

сверхъестественными

способностями для этого обладать не нужно, а вот преувеличить приносимую для

музыкального развития этим видом деятельности пользу невозможно.

Вторая проблема связана с тем, что в музыкальную школу дети приходят,

уже имея определенные приоритеты и модели поведения. Мир музыкального

творчества

может

испугать

своей

новизной,

необычностью

и

кажущейся

сложностью,

спровоцировав

реакцию

отторжения.

Поэтому

особенно

важно

правильно выстроить творческую работу на первых уроках.

Импровизация

является

одной

из

ведущих

форм

творче ского

музицирования в музыкальной школе. Ее можно рассматривать как особый вид

деятельности, в котором необходимые учащимся музыкальные навыки и умения

формируются

через

самостоятельный

поиск

нужных

элементов

музыкального

языка. Музыкальная импровизация в силу своей специфической особенности с

наибольшей

полнотой

способна

выявить

и

развить

творческие

возможности

учащихся.

При

этом

происходит

развитие

тех

сторон

музыкальности,

которые

необходимы

не

только

исполнителю,

но

и

слушателю

музыки

чуткости

4

музыкального

слуха,

эмоциональной

памяти,

творческого

воображения

и

мышления, самостоятельности. Это, в свою очередь, отвечает основной задаче

общего

музыкального

образования,

которая

заключается

в

воспитании

грамотного, высококвалифицированного слушателя.

Задачи развития творческой инициативы учащихся, их гармонического и

мелодического

мышления,

усвоения

основных

элементов

импровизации,

приобретения навыков гармонизации мелодии во многом успешно решаются в

ДМШ.

Занятия

по

импровизации

проводятся

в

тесной

связи

теории

с

непосредственным восприятием музыки и исполнительской практикой. Учащиеся

осваивают

различные

ритмические,

гармонические,

мелодические

модели.

А

также получают навыки транспонирования, чтения с листа гармонических схем,

записанных цифровыми или буквенными символами, учатся играть по слуху.

Особое

внимание

преподаватель

должен

уделять

взаимо связи

гармонического

мышления

ученика

с

«двигательной

памятью»,

умению

запоминать

расположение

аккордов

на

клавиатуре.

Для

этого

разработана

определенная система упражнений, позволяющих довести исполнение аккордов

до автоматизма. Также ученика знакомят с основами композиции, а именно с

общими

принципами

развития

исходного

материала

(выбор

мотива

и

его

развитие), фразировкой и другими приемами создания музыкальной ткани.

В процессе обучения музыке у ученика формируется определенный «набор

стереотипных заготовок», характерных для того или иного стиля, которые станут

основой для построения собственных импровизаций.

На первом этапе, в самом начале обучения в школе, а также и на более

поздних ступенях, можно вводить задания в импровизационной форме, с тем,

чтобы можно было опробовать задание уже на уроке, не занимая при этом много

времени.

Приведем перечень форм и жанров, используемых в импровизациях на

уроках сольфеджио:

- небольшие пьесы в форме периода на заданный текст, заданный ритм,

заданную гармонию;

- простые двух – и трехчастные формы: марш, вальс, менуэт, прелюдия;

-

вариации

на

темы:

русских

народных

песен,

популярных

эстрадных

мелодий, классической музыки (оперной, инструментальной, симфонической);

- импровизация на освоение различных видов фигурации с использованием

тематического материала классической музыки;

- импровизация в различных жанрах на заданную гармоническую схему

(импровизация в жанре прелюдии, вальса, мазурки, токкаты, и т. д.).

При

развитии

творческих

навыков

вспомогательным

средством

для

мелодической

импровизации

могут

служить

различные

визуальные

стимулы.

Необычные

линейные

эскизы

могут

спровоцировать

неожиданные

интонационные

варианты.

Возможно,

также

выполнять

мелодическую

импровизацию, используя ассоциативный ряд, привлекая произведения смежных

искусств, в частности изобразительного искусства и архитектуры. На уроках

сольфеджио

в

качестве

наглядных

пособий

для

импровизации

можно

использовать:

5

-

Изображения

памятников

архитектуры,

например:

Колизей

в

Риме,

Афинский

Акрополь,

Парфенон,

Собор

в

Кельне

(Германия),

Собор

Василия

Блаженного Москве, Собор Парижской Богоматери.

-

Репродукции

картин

известных

художников,

например:

Клод

Моне

«Скалы

в

Бель-Иль»,

«Руанский

собор

в

полдень»,

«Эффект

тумана»;

Анри

Матисс

«Музыка»,

«Танец»;

Поль

Гоген

«Подсолнечники»;

Николай

Рерих

«Этюды»; Михаил Врубель «Демон». Применение данных визуальных стимулов в

импровизациях

является

наиболее

эффективным,

так

как

они

дают

ребенку

конкретный образ, идею, которую он воплотит в звуках.

Для

самых

маленьких

учащихся

стимулом

для

создания

звуковой

импровизации может служить стихотворение или сказочный литературный текст.

С

этой

целью

можно

предложить

ученикам

сопровождать

чтение

стихов

исполнением

музыки

на

детских

инструментах.

Перед

началом

исполнения

необходимо обсудить с детьми варианты их тембрового озвучивания. И лишь

после

этого

можно

приступать

к

чтению

стихов

и

исполнению

вокальной

импровизации.

После освоения тембров отдельных инструментов можно переходить к

импровизации в детском ансамбле. Здесь доля импровизации небольшая, так как

при

сочетании

нескольких

тембров

музыкальная

деятельность

детей,

не

контролируемая педагогом, может превратиться в звуковой хаос. Поэтому при

исполнении групповой импровизации более разумным кажется использование

своеобразных

мини-партитур,

в

которых

выписана

вокальная

мелодия

и

ритмическое сопровождение.

Импровизация – это свободное музыкальное самовыражение учащихся. В

работе над импровизацией выделяют определенные этапы:

1.

Импровизация мелодической линии без гармонической поддержки на

заданный образ или настроение.

На начальном этапе обучения, эта форма работы предполагает создание

различных

мелодических

вариантов

с

несколькими

звуками

(2-5).

Эти

звуки

объединены в определенную интонацию, характеризующую музыкальный образ

или

настроение.

Подобная

интонация

может

быть

подвергнута

различным

изменениям

(звуковысотным,

ритмическим,

регистровым).

В

дальнейшем

возможно применение других методов развития. Из серии различных элементов

развития можно создать законченную мелодию.

Необходимо

отметить

основные

приемы

мелодического

развития:

движение

по

диатоническим

ступеням,

опевание

ступеней,

применение

хроматизмов,

движение

по

звукам

аккордов,

и

т.

д.

Главное

условие,

чтобы

развитие мелодической линии было логичным, грамотно построенным и имело

драматургическое решение.

Такого рода импровизации можно осуществлять на любом музыкальном

инструменте. На ударных инструментах целесообразно заниматься ритмической

импровизацией.

2.

Импровизация мелодии с фактурным оформлением

на заданный

образ или настроение.

6

Методика импровизации с фактурным оформлением во многом схожа с

методикой

импровизации

мелодической

линии,

так

как

в

основе

остается

мелодическая линия. Фактурные приемы призваны дополнять, украшать мелодию,

способствовать более точному раскрытию образа. В качестве наглядного примера

учитель может использовать свою импровизацию. На этом этапе практических

занятий

импровизацией

следует

воспитывать

у

ученика

умение

насыщать

музыкальную

ткань

тематическим

интонационным

материалом

и

добиваться

стройности музыкальной формы.

Как

показывает

практика,

из-за

отсутствия

этих

важных

моментов,

делающих

импровизацию

максимально

цельной,

импровизация

ученика

становится скучной и бессмысленной. После такого импровизирования ученик не

может

показать

даже

основные

элементы,

характеризующие

создаваемый

им

образ. Такого вида импровизация не приносит пользы.

3.

Импровизация мелодической линии на заданную гармонию.

На этом этапе принцип интонирования и мелодического развертывания

должен

реализоваться

в

рамках

гармонической

основы.

В

этом

случае

целесообразнее

использовать

музыкальную

форму

периода.

Гармония

для

импровизации предлагается преподавателем или сочиняется самим учащимся.

Ученику объясняется, по каким правилам должна выстраиваться мелодическая

линия. Так преподаватель напоминает о следовании мелодии по звукам аккорда,

заполнении

расстояния

между

звуками

данного

аккорда

диатоническими

ступенями или хроматическими тонами, использовании вспомогательных звуков,

опевании

тонов

аккорда

и

т.

д.

Также

необходимо

постоянно

следить

за

разнообразием ритма и развитием драматургической линии.

При

достаточной

подготовленности

учащихся

возможно

исполнение

коллективной

импровизации

мелодической

линии

на

заданную

гармонию.

Конечно, подобная импровизация требует определенного музыкального опыта,

накопленного в течение многих лет.

Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что:

1. Импровизация – это свободное музыкальное самовыражение учащихся.

2.

Формирование

навыков

импровизации

в

рамках

музыкально-

практической

деятельности

детей

предполагает

решение

задач,

связанных

с

развитием мелодического и гармонического мышления, музыкального слуха, а

также приобретением и развитием творческих навыков.

3. В процессе обучения музыке у ученика формируется определенный

набор «стереотипных заготовок», характерных для того или иного стиля, которые

станут основой для построения собственных импровизаций.

4.

При

развитии

творческих

навыков

вспомогательным

средством

для

мелодической импровизации могут служить различные визуальные стимулы.

5. Можно выделить следующие этапы работы над импровизацией:

- импровизация мелодической линии без гармонической поддержки на

заданный образ или настроение;

- импровизация мелодии на заданный образ или настроение с фактурным

оформлением;

- импровизация мелодической линии на заданную гармонию.

7

6. При достаточной подготовленности учащихся

возможно исполнение

коллективной импровизации мелодической линии на заданную гармонию.

Рассмотрим

этапы

освоения

и

особенности

применения

вокальной

импровизации в рамках урока сольфеджио.

8



В раздел образования