Автор: Найденышева Лариса Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1373 (ОДО №4)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: Познавательно – исследовательский проект «Наш любимый господин Лук!» для детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Познавательно – исследовательский проект
«Наш любимый господин Лук!»
для детей старшей группы
1.
Наименование проекта:
«Наш любимый господин Лук!»
2.
Разработчик проекта:
Воспитатель старшей группы - Найденышева Л. А.
3.
Время реализации проекта:
Март – Апрель 2018 года
4.
Вид проекта: Среднесрочный
5.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель старшей группы и
родители.
6.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Актуальность:
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм
воспитательно –образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект
познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют,
экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект: во - первых, позволяет
почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет
объединить детей, учителя – логопеда, родителей и воспитателя в совместной
деятельности.
Проблема: Дети почти ни чего не знают о зеленом витамине.
Цель проекта: формировать экологическую воспитанность дошкольников,
активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей; активизировать у
ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка,
привлечь к работе проекта детей, учителя – логопеда, воспитателя, родителей.
Задачи: 1. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»;
представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
2. Познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста
растения; со значением витаминов в жизни человека.
3. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
4. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с
почвой и в воде.
5. Создать условия для исследовательской деятельности.
6. Учить бережно относиться к природе.
7. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
8. Научить детей видеть результат своего труда.
Предварительная работа:
1. Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино»;
2. Чтение стихотворений о луке;
3. Заучивание пословиц и поговорок;
4. Разгадывание загадок;
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по
цвету, форме, размеру, вкусу);
6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде; что мы знаем о витаминах?
7. Презентация «Что мы знаем о луке? »;
Материал: земля, вода, лук, контейнеры для посадки, дневник наблюдения, лейка
для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для
детей.
1 ЭТАП – подготовительный.
Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад,
Приходите все к нам в сад.
Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми
выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в
нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал. В
групповой комнате детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Но прежде
чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе с детьми
изготовили дневник наблюдения, подобрали художественную литературу:
поговорки и пословицы, стихи, сказки, загадки о луке. Были проведены беседы с
детьми: «Витамины с грядки», «Как растут овощи, сбор урожая». Дети узнали
что существует много видов лука (лук батун, шнитт –лук, лук репчатый, лук –
порей). Узнали так же, что в России лук получил широкое распространение ещё в
8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только
приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная
пища. Дети теперь знают, что лук, это лекарство. У лука есть особые летучие
вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов.
Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта. Интересно
прошла презентация «Что мы знаем о луке?».
Во время проекта проводилась работа с родителями:
— Поиск информации о луке;
— Консультация «Как предупредить авитаминоз в весенний период у
детей?»;
— Консультация для родителей «Рецепты лечения некоторых заболеваний
луком»;
— Рецепты интересных блюд от родителей.
2 ЭТАП – исследовательский.
1.В процессе исследований дети рассматривали иллюстрации, картины на
овощную тематику. Проводились: образовательная деятельность по
познавательному развитию «Наш любимый господин Лук!» и
образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию
(Лепка) «Огород на окне». Провели с детьми дидактические игры:
«Толстячки - худышки», «В огороде», «Готовим обед».
2.Организация эксперимента – «Наблюдение за ростом лука».
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный
процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются
конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей. Наше наблюдение
совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение
требует обязательной фотофиксации каждого этапа наблюдения. Устанавливали
связи: растения — земля, растения — вода, растения — Человек, растения – свет,
растения – воздух. Результаты экспериментов фиксировали в дневнике
наблюдений.
Эксперимент 1
Дети принесли по 1-2 луковицы. Всего получилось 28
луковиц. Мы подготовили два контейнера с землей и 12 марта
2018г посадили в них лук. Контейнеры поставили на
подоконник, на солнечную сторону. Два раза в неделю
(понедельник и четверг) дети поливали лук. На пятый день у
шести луковиц проросли листики.
На восьмой день у 13 луковиц проросли листики. На двенадцатый
день не проросли листики только у трех луковиц. На пятнадцатый день две
луковицы так и не проросли, мы их заменили на новые, т.к. они были внутри
повреждены. Двадцатый день - новые луковицы проросли. Двадцать третий день -
лучок тянется к солнышку. Высота самых больших листиков – 42 см. Двадцать
пятый день (5 апреля) - урожай готов. Высота самых длинных листиков - 43 см.
Каждый день на обед дети кушали витамины, выращенные на «своем огороде».
Эксперимент 2
Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в
разные условия.
Первый день – 5 апреля. Две луковицы посадили в баночки с водой и
сделали «парник» - накрыли пластиковой бутылкой, а две другие
луковицы просто посадили в баночки с водой. И распределили: две баночки (в
парнике и обычную) поставили на солнечную сторону, а две другие (в парнике и
обычную) поставили в тень, где никогда не бывает солнца.
Второй день.
Солнечная сторона.
Луковицы, которые стояли на солнечной стороне (и в парнике и без) появились
усики 0,5 мм.
Тень. Луковицы «не дали никаких признаков жизни».
Пятый день.
Солнечная сторона.
У луковицы, которая стояла в парнике на солнечной стороне усики выросли на 1.5
см, но очень редкие и слабые, а у обычной луковицы усики выросли на 3.0 см –
густые и сильные.
Тень. В парнике у луковицы, ни усики, ни перышки не проросли. А у обычной
луковицы проросли усики на 2.5 см
Девятый день.
Солнечная сторона.
У луковиц проросли перышки: в парнике – на 1 см; обычная - на 1.5 см
Тень.
Перышки проросли только у обычной луковицы на 1см.
Четырнадцатый день.
Солнечная сторона.
Тень.
Лук, у которого созданы парниковые условия, ни корни, ни перышки так и не
проросли. А у обычного лука корни проросли – на 3,5 см, а перышки – на 1,5 см.
Девятнадцатый день.
Солнечная сторона.
Лук, у которого созданы парниковые условия, корни проросли на 3,0 см, а
перышки – 2,0 см. А у обычного лука корни выросли на 4.0 см,
а перышки – на 3,0 см.
Перышки в парнике проросли на 5 см,
окрепли и стали густые. А у обычного лука проросли на 4,5 см, но редкие.
Тень.
3 ЭТАП — заключительный.
Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе
исследовательской деятельности детей: оказалось, лук лучше растет в земле, чем
в воде.
И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста
лука:
луку, как и любому растению, нужны:
— свет
— земля
— воздух
— вода
— Человек.
Оформили выставку рисунков «Зеленый витамин».
В парнике лук, так и не пророс.
А перышки у обычной луковицы проросли на 4 см, но редкие.
Выращенный лук дети кушали на обед.
Результат.
1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста
лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.
2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в
комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. 3.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания
успеха, осознание собственных умений.
Список литературы:
1.
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников», Москва, 2016г.;
2. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших
школьников», № 10 - 2006г.;
3. И.Э.Куликовская и Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование старшего
дошкольного возраста», Москва – 2003г.;
4. А.И.Савнеков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания», Ярославль – 2002г.