Напоминание

Познавательно – исследовательский проект «Наш любимый господин Лук!» для детей старшей группы


Автор: Найденышева Лариса Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1373 (ОДО №4)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: Познавательно – исследовательский проект «Наш любимый господин Лук!» для детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно – исследовательский проект

«Наш любимый господин Лук!»

для детей старшей группы

1.

Наименование проекта:

«Наш любимый господин Лук!»

2.

Разработчик проекта:

Воспитатель старшей группы - Найденышева Л. А.

3.

Время реализации проекта:

Март – Апрель 2018 года

4.

Вид проекта: Среднесрочный

5.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель старшей группы и

родители.

6.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Актуальность:

В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм

воспитательно –образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект

познавательно – исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют,

экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект: во - первых, позволяет

почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет

объединить детей, учителя – логопеда, родителей и воспитателя в совместной

деятельности.

Проблема: Дети почти ни чего не знают о зеленом витамине.

Цель проекта: формировать экологическую воспитанность дошкольников,

активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей; активизировать у

ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка,

привлечь к работе проекта детей, учителя – логопеда, воспитателя, родителей.

Задачи: 1. Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук»;

представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

2. Познакомить со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста

растения; со значением витаминов в жизни человека.

3. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.

4. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в контейнере с

почвой и в воде.

5. Создать условия для исследовательской деятельности.

6. Учить бережно относиться к природе.

7. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

8. Научить детей видеть результат своего труда.

Предварительная работа:

1. Знакомство с художественным произведением Дж. Родари «Чиполлино»;

2. Чтение стихотворений о луке;

3. Заучивание пословиц и поговорок;

4. Разгадывание загадок;

5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по

цвету, форме, размеру, вкусу);

6. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде; что мы знаем о витаминах?

7. Презентация «Что мы знаем о луке? »;

Материал: земля, вода, лук, контейнеры для посадки, дневник наблюдения, лейка

для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для

детей.

1 ЭТАП – подготовительный.

Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад,

Приходите все к нам в сад.

Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми

выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в

нем полезного и как его надо выращивать практически ни кто не знал. В

групповой комнате детского сада мы разбили грядки на подоконнике. Но прежде

чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе с детьми

изготовили дневник наблюдения, подобрали художественную литературу:

поговорки и пословицы, стихи, сказки, загадки о луке. Были проведены беседы с

детьми: «Витамины с грядки», «Как растут овощи, сбор урожая». Дети узнали

что существует много видов лука (лук батун, шнитт –лук, лук репчатый, лук –

порей). Узнали так же, что в России лук получил широкое распространение ещё в

8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только

приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная

пища. Дети теперь знают, что лук, это лекарство. У лука есть особые летучие

вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов.

Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта. Интересно

прошла презентация «Что мы знаем о луке?».

Во время проекта проводилась работа с родителями:

— Поиск информации о луке;

— Консультация «Как предупредить авитаминоз в весенний период у

детей?»;

— Консультация для родителей «Рецепты лечения некоторых заболеваний

луком»;

— Рецепты интересных блюд от родителей.

2 ЭТАП – исследовательский.

1.В процессе исследований дети рассматривали иллюстрации, картины на

овощную тематику. Проводились: образовательная деятельность по

познавательному развитию «Наш любимый господин Лук!» и

образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию

(Лепка) «Огород на окне». Провели с детьми дидактические игры:

«Толстячки - худышки», «В огороде», «Готовим обед».

2.Организация эксперимента – «Наблюдение за ростом лука».

Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный

процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются

конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей. Наше наблюдение

совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение

требует обязательной фотофиксации каждого этапа наблюдения. Устанавливали

связи: растения — земля, растения — вода, растения — Человек, растения – свет,

растения – воздух. Результаты экспериментов фиксировали в дневнике

наблюдений.

Эксперимент 1

Дети принесли по 1-2 луковицы. Всего получилось 28

луковиц. Мы подготовили два контейнера с землей и 12 марта

2018г посадили в них лук. Контейнеры поставили на

подоконник, на солнечную сторону. Два раза в неделю

(понедельник и четверг) дети поливали лук. На пятый день у

шести луковиц проросли листики.

На восьмой день у 13 луковиц проросли листики. На двенадцатый

день не проросли листики только у трех луковиц. На пятнадцатый день две

луковицы так и не проросли, мы их заменили на новые, т.к. они были внутри

повреждены. Двадцатый день - новые луковицы проросли. Двадцать третий день -

лучок тянется к солнышку. Высота самых больших листиков – 42 см. Двадцать

пятый день (5 апреля) - урожай готов. Высота самых длинных листиков - 43 см.

Каждый день на обед дети кушали витамины, выращенные на «своем огороде».

Эксперимент 2

Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в

разные условия.

Первый день – 5 апреля. Две луковицы посадили в баночки с водой и

сделали «парник» - накрыли пластиковой бутылкой, а две другие

луковицы просто посадили в баночки с водой. И распределили: две баночки (в

парнике и обычную) поставили на солнечную сторону, а две другие (в парнике и

обычную) поставили в тень, где никогда не бывает солнца.

Второй день.

Солнечная сторона.

Луковицы, которые стояли на солнечной стороне (и в парнике и без) появились

усики 0,5 мм.

Тень. Луковицы «не дали никаких признаков жизни».

Пятый день.

Солнечная сторона.

У луковицы, которая стояла в парнике на солнечной стороне усики выросли на 1.5

см, но очень редкие и слабые, а у обычной луковицы усики выросли на 3.0 см –

густые и сильные.

Тень. В парнике у луковицы, ни усики, ни перышки не проросли. А у обычной

луковицы проросли усики на 2.5 см

Девятый день.

Солнечная сторона.

У луковиц проросли перышки: в парнике – на 1 см; обычная - на 1.5 см

Тень.

Перышки проросли только у обычной луковицы на 1см.

Четырнадцатый день.

Солнечная сторона.

Тень.

Лук, у которого созданы парниковые условия, ни корни, ни перышки так и не

проросли. А у обычного лука корни проросли – на 3,5 см, а перышки – на 1,5 см.

Девятнадцатый день.

Солнечная сторона.

Лук, у которого созданы парниковые условия, корни проросли на 3,0 см, а

перышки – 2,0 см. А у обычного лука корни выросли на 4.0 см,

а перышки – на 3,0 см.

Перышки в парнике проросли на 5 см,

окрепли и стали густые. А у обычного лука проросли на 4,5 см, но редкие.

Тень.

3 ЭТАП — заключительный.

Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе

исследовательской деятельности детей: оказалось, лук лучше растет в земле, чем

в воде.

И в конце нашего эксперимента вместе с детьми выявили условия для роста

лука:

луку, как и любому растению, нужны:

— свет

— земля

— воздух

— вода

— Человек.

Оформили выставку рисунков «Зеленый витамин».

В парнике лук, так и не пророс.

А перышки у обычной луковицы проросли на 4 см, но редкие.

Выращенный лук дети кушали на обед.

Результат.

1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста

лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.

2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в

комнатных условиях, как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. 3.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания

успеха, осознание собственных умений.

Список литературы:

1.

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская

деятельность дошкольников», Москва, 2016г.;

2. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших

школьников», № 10 - 2006г.;

3. И.Э.Куликовская и Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование старшего

дошкольного возраста», Москва – 2003г.;

4. А.И.Савнеков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать

знания», Ярославль – 2002г.



В раздел образования