Автор: Демина Наталия Филипповна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Активизация речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование
Активизация речемыслительной деятельности на уроках английского языка.
Владение
иностранным
языком
способствует
формированию
всесторонне
развитой, социально-активной личности , открывает доступ к культурным и
научным ценностям других народов , обеспечивает установление с ними
деловых и культурных связей. Иностранный язык как общеобразовательный
учебный предмет обладает большим воспитательным, образовательным и
развивающим потенциалом и вносит свой вклад в решение поставленных
перед
школой
задач.
В
настоящее
время
обучение
иностранного
языка
рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности,
умению
общаться.
Ученик
должен
получить
возможность
пользоваться
языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке , поэтому все
мои усилия направлены на поиски резервов для решения значимых проблем ,
а именно :
-комплексное решение практических, образовательных,
воспитательных и
развивающих целей;
-коммуникативная направленность процесса обучения;
-использование
таких
форм
деятельности
учащихся,
при
которых
достигается активное участие каждого учащегося в овладении иностранным
языком;
-выбор оптимальных для каждого класса приёмов и методов обучения;
-сохранность устойчивой положительной мотивации изучения иностранного
языка;
-систематическое использование различных средств обучения.
Коммуникативная
направленность
процесса
обучения
подразумевает
коммуникативно - ориентированное обучение, целью которого является не
только
усвоение
грамматики
и
лексики
английского
языка,
но
и
формирование
умений
иноязычной
коммуникации.
Основные
принципы
коммуникативного подхода в обучении:
1.В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.
Это значит, что учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие
мышление: игры, головоломки, викторины.
2.Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
Для того, чтобы успешно изучать язык, учащиеся должны принимать в этом
самое активное участие: задавать вопросы в процессе обучения и исследовать
закономерности изучаемого языка.
3.Учащихся
просят
выразить
собственное
мнение,
чувства,
поделиться
опытом.
Для
создания
мотивации
на
уроке
необходимо
дать
учащимся
возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что-либо значимое
для себя, реальное.
4.Учащиеся
принимают
участие
в
деятельности,
имитирующей
реальные
ситуации. Общение на английском языке в классе выглядит неестественно:
оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации, но учащимся
понятно, что они должны знать, как это сделать в жизни.
5.Поощряется совместная работа учащихся. Когда учащиеся общаются по-
английски друг с другом, общая продолжительность речи каждого ученика
больше,
чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Парная
работа
позволяет
поговорить
на
английском
языке
в
неформальной
обстановке. Работа в группах
повышает мотивацию учащихся, давая им
возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
6. Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у
себя умение учиться.
Главной
целью
своей
работы
считаю
задачу
достижения
устойчивого
положительного результата. В главные «помощники» в преодолении обилия
отрицательных
и
тормозящих
факторов
беру
два
«Т»
-
творчество
и
тщательность.
Именно
творческий
подход
и
тщательная
подготовка
к
задуманному помогает в организации такой речевой практики,
которая
предполагает
высокую
мыслительную
активность
учащихся,
развитие
их
творческой
инициативы
и
способствует
повышению
коммуникативной
направленности урока. И может быть поэтому, для решения поставленной
перед
собой
задачи
я
выбрала
методическую
тему:
«Активизация
речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка».
Активизация - это побуждение учащихся к высказыванию с использованием
изученного
материала.
Речемыслительная
деятельность
учащихся
проявляется
в
их
активности,
их
речевой
инициативе.
Когда
говорят
о
речемыслительной деятельности, то имеют в виду как внутреннюю, так и
внешнюю
активность.
Внутренняя
активность
связана
с
мыслительной
деятельностью личности, внешняя - с речевой. Существуют особые приёмы
активизации,
с
помощью
которых
можно
вызвать
у
учащихся
желание
выразить
своё
мнение
или
идею
без
дополнительных
указаний
учителя.
Преимущество этих приёмов в том,
что учащиеся активно участвуя в
процессе
обучения,
начинают
обдумывать,
вспоминать,
использовать
изученный языковой материал. Учитель, таким образом, узнаёт, какой объём
материала учащиеся действительно усвоили и как они могут использовать его
в речи. Хотелось бы остановиться на тех приёмах, которые я применяю в
своей работе:
-управляемый разговор или «мозговая атака»
-парная работа
-работа в группах или обучение в сотрудничестве
-проект
-игра, ролевая игра
Умение ставить вопросы, отвечать на них является проявлением внутренней
активности и говорит о речевой инициативе учащихся. Сформированный
навык
постановки
вопросов
развязывает
речевую
активность
учащихся,
делает их равноправными участниками коммуникации. На уроках помимо
обычной
работы
над
отработкой
вопросов,
использую
так
называемый
«метод управляемого разговора» во время речевой зарядки, когда учащимся
предлагаю большое количество вопросов, требующих осмысления и реакции.
Речевой материал подобных мозговых атак может ограничиваться рамками
изучаемой темы или изученной ранее. Эти вопросы может задавать учитель
или более важно ученики. Очень полезно учащихся спрашивать о них самих,
используя
вопросы
из
учебника.
Это
способствует
дополнительному
закреплению конструкций и поддерживает интерес к обучению посредством
его индивидуализации. Такие вопросы следует задавать как можно чаще.
Этот приём способствует созданию ситуаций общения, поощряет попытки
учащихся принять в них участие, что готовить учащихся к использованию
языка в реальной жизни. Например: после того, как учащиеся 5 класса
познакомились в начале учебного года, у них не возникает потребности
сделать это ещё раз. Однако для лучшего усвоения необходимо повторять
языковой
материал
по
теме
«Знакомство»
несколько
раз
и
в
различных
ситуациях ( «В международном лагере», «Новый ученик», «Международный
космический экипаж» и другие).
Работа в парах . Она позволяет отработать большое количество материала за
короткий
срок
.Кроме
того
работа
в
парах
сменного
состава
позволяет
ребятам поговорить с большим количеством партнёров, что соответствует
функции
речи-общению
людей
между
собой
.
Эта
работа
раскрепощает
детей, они не боятся делать ошибки , учатся друг у друга , контролируют
друг друга. При организации эффективной работы в парах я придерживаюсь
следующих рекомендаций:
-делю класс на пары
-объясняю задание
-показываю всем как выполнить задание,
в качестве партнёра – сильный
ученик
-прошу одну из пар повторить действия перед классом
-прошу
после
подготовки
других
учащихся
сказать
то
же
самое
своим
партнёрам.
Во время выполнения задания хожу по классу, отмечая хорошую работу
одних и записывая серьёзные ошибки других. После окончания задания даю
оценку работы и исправляю ошибки , которые услышала. Одним из самых
эффективных приёмов организации говорения является поиск недостающей
информации. Такие задания обычно выполняются парами, где один ученик
знает
то,
чем
другой
не
владеет,
но
должен
получить
для
выполнения
задания. Например, у обоих учащихся есть карта , но у одного ученика на ней
указано место , которое должен найти другой ученик. Таким образом, второй
ученик просит первого сказать ему, как найти это место на своей карте.
Происходит реальное общение на английском языке. Такие задания могут
выполняться и под контролем учителя. При изучении темы «Путешествие»
учащиеся в парах разыгрывают диалог. Каждому учащемуся даётся задание,
каждый
в
паре
выполняет
свою
роль,
в
зависимости
от
предложенной
ситуации. Так учащийся А - служащий туристического агентства, учащийся
В-
человек,
отправляющийся
в
отпуск.
Учащийся
В
старается
получить
информацию
о
месте
отдыха,
а
учащийся
А
отвечает
на
его
вопросы,
пользуясь информационным листом. При изучении темы «Средства массовой
информации» учащиеся проводят интервью в парах: один из них служащий
бюро,
изучающего
популярность
теле
и
радиопередач,
другой
ученик
-
прохожий.
Младшие школьники любят инсценировать короткие рассказы и диалоги в
парах и маленьких группах. Позднее, когда учащиеся становятся старше,
когда владеют лучшими навыками и большим словарным запасом, можно
провести следующее задание:
-
раздайте каждому учащемуся рисунок, например: два дома на улице;
-
попросите их нарисовать два облака, три птицы,
два дерева, машину, собаку, мальчика и девочку;
-
когда учащиеся выполнят задание, они должны сравнить свои рисунки,
описывая
их
по-английски,
многие
учащиеся
нарисуют
разные
рисунки;
-
по этим рисункам проводим диктант, где один ученик описывает свой
рисунок, в то время, как его партнёр старается нарисовать то, о чём
идёт речь.
Работа
в
группах
или
обучение
в
сотрудничестве.
Идея
обучения
в
сотрудничестве
была
разработана
тремя
американскими
педагогами.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной учебной
деятельности
учащихся
в
разных
учебных
ситуациях.
Существует
много
разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. В группе должно быть
не более 5 человек, при этом в каждой группе должен быть сильный ,
средний
и
слабый
ученик.
Группе
даётся
одно
задание,
но
при
этом
распределяются роли между членами группы. Работу в группах не следует
затягивать. Я стараюсь не вмешиваться в работу после её начала, хожу по
классу, слушаю то, что обсуждают участники групп, но не останавливаюсь
надолго, так как моё присутствие может помешать работе. Оценка ставится
одна на группу. В данном случае обучение в сотрудничестве уделяет особое
внимание
«групповым
целям»
и
успеху
всей
группы,
что
может
быть
достигнуто только в результате работы каждого члена группы, в постоянном
взаимодействии
друг
с
другом.
В
каждой
группе
есть
учащиеся:
продвинутые,
средние
и
отстающие.
Им
даётся
равная
возможность
в
получении очков для всей группы. Лидер группы держит слабого ученика
постоянно в поле зрения и помогает ему по мере возможности. Главная цель
в обучении сотрудничества: сильный учит слабого. Для активизации работы в
группах и парах я использую Flashcards.
Flashcards – это ценные средства
обучения для учителей и родителей. Они используются как лингвистические
или наглядные возбудители для обучения чтению, говорению, письму. Они
могут быть разных размеров и разного содержания. Размер Flashcards зависит
от того, как они используются: для всего класса или для групповой работы.
По содержанию они могут быть Picture Flashcards,
Word Flashcards. На этих
карточках
может
быть
определённый
предмет
или
это
может
быть
тематическая
картинка,
определенное
слово
или
фраза. Flashcards
используются для тренировки лексических, грамматических единиц. Они
необходимы, потому что учителя и ученики могут собирать их, передвигать
их и показывать их в разных местах и последовательности. Я использую в
своей
работе Word
Flashcards,
благодаря
которым
мы
отрабатываем
исчисляемые
и
неисчисляемые
существительные,
правильные
и
неправильные
глаголы,
вопросительные
слова,
дни
недели,
в
старших
классах
строим
предложения
простые
и
сложные.
Работа
с
карточками
нравиться ребятам, она оживляет урок, разнообразит его. Picture Flashcards
используются для изучения и тренировки лексических единиц через игры
(“Where the dog?” Hide and see, Show me, Describe and Guess).
Проектная работа.
Преимущества проектной работы известны уже давно и
используются
в
западной
методике
преподавания
других
школьных
предметов: естествознания, географии, истории, применяться и на уроках
иностранного языка. В своей работе я тоже использую метод проектной
деятельности учащихся. Проекты выполняются учащимися индивидуально,
попарно или группой. Работы выставляются на общее обозрение. Таким
образом,
дети
учатся
друг
у
друга,
дают
оценку
деятельности
каждого.
Устраиваем защиту проектов. Необходимо отметить положительные стороны
этого вида работы:
1.Повышение
общей
мотивации
учащихся.
Проекты
-
личностно
ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье,
доме,
городе,
увлечениях
и
т.д.
При
подготовке
проекта
они
изучают
интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся:
они
должны
писать,
вырезать,
наклеивать,
рыться
в
справочниках,
разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец,
учащиеся
с
разным
уровнем
языковой
подготовки
могут
участвовать
в
проектной
работе
в
соответствии
со
своими
возможностями.
Например,
ученик, который ещё недостаточно хорошо говорит по-английски, может
прекрасно рисовать.
2.Повышение
значимости
иностранного
языка
как
средства
общения.
Сообщая
другим
о
себе
и
окружающем
мире
на
иностранном
языке,
учащиеся
открывают
для
себя
ценность
языка.
Они
могут
оказаться
в
ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и
проектная работа готовит их к этому.
3.Образовательная и воспитательная ценность. В большинстве методических
пособий указывается, что межпредметные связи способствуют развитию у
учащихся
познавательной
активности,
воображения,
самодисциплины,
навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
Выполнение проектов даёт возможность на практике использовать знания и
методы, взятые из других областей.
Основной
залог
успешной
работы
над
проектом
-
его
тщательная
подготовка и организация. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить
нужную информацию, обращаясь к учителю только тогда, когда они сами не
могут
найти
ответ на вопрос. Они должны научиться планировать свои
действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для
подготовки проекта и где их найти. При оценке готового проекта следует
обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным
стимулом для развития личности учащихся является степень их творчества и
оригинальности
при
выполнении
проекта.
Так
по
теме
“Takeaways
and
cafes”учащиеся создавали проект своего кафе, меню, рецепты блюд.
И,
конечно
же,
речевую
и
мыслительную
деятельность
учащихся
стимулируют такие формы обучения, как игры и ролевые игры. Роль игры в
обучении
огромна.
Дети
живут
игрой,
она
их
стихия.
Игра
–это
всегда
эмоции, а там , где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там
работает мышление. Игру можно использовать во всех классах, на всех
ступенях
обучения.
Учащиеся
освобождаются
от
боязни
ошибок,
группа
объединяется
единой
деятельностью,
создаётся
благоприятный
климат
общения,
группа
превращается
в
субъект
учебного
процесса,
каждый
поочерёдно
становится
центром
общения,
поэтому
удовлетворяются
его
потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. Место игры на уроке
и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся,
изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Так, скажем,
если
игра
используется
в
качестве
тренировочного
упражнения
при
первичном
закреплении,
то
ей
можно
отвести
20-25
минут
урока.
В
дальнейшем эта же игра может проводиться в течении 3-5 минут и служит
своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой
на
уроке.
Все
игры
делятся
на
две
большие
основные
группы:
подготовительные игры (формирование речевых навыков) и творческие игры
(развитие
речевых
умений).
К
подготовительным
играм
относятся
грамматические,
лексические,
фонетические,
орфографические,
а
к
творчески-
аддитивные,
речевые
игры.
Формы
игр
разнообразны,
используется
весь
их
арсенал,
накопленный
опытом
людей.
К
обучению
приспособлены и лото, и карты, и домино, и загадки, и конкурсы, и детские
игры, и всевозможные жизненные события: оборудование квартиры, сборы в
поход,
покупки
в
магазине
и
т.п.
Игра
может
быть
одноразовая
и
многоразовая, большая игра - ролевая игра (несколько игр, каждая из которых
проводится
на
одном
уроке,
связанных
единым
сюжетом
).
Примеры
некоторых игр, которые я использую в своей работе:
1.Для формирования навыков: при изучении темы «Город» я даю ученикам
задание совершить «путешествие» по городу от указанного места до другого
объекта, используя предлоги места и глаголы движения; при изучении темы
«Квартира» мы проводим игру «Где я?». Я представляю ребятам рисунок
комнаты,
мысленно
прячусь
в
комнате
и
спрашиваю
учащихся,
где
я
нахожусь.
Ребята
пытаются
отгадать,
используя
лексические
единицы
и
предлоги места.
2.Для развития умения: после прохождения темы «Квартира», «Еда», «В
магазине» я провожу специальные уроки - ролевую игру.
3.Для
развития
умения
общаться:
игра
«В
магазине»
(продавец
и
покупатель),
в
ролевой
игре
по
теме
«Еда»
участники
команд
должны
разыграть сценку за столом.
4.Для развития способностей и психических функций провожу игры на
внимание:
на
столе
картинки
с
предметами
по
изучаемой
теме,
ученик
смотрит одну минуту, затем отворачивается и называет их; игру «Снежный
ком» использую при изучении тем «Квартира», «Мой день».
5.Для познания в сфере страноведения и языка, использую викторины,
тесты:
6.Для запоминания речевого материала я разучиваю рифмовки, стихи:
В своей работе я использую ролевые игры на итоговых уроках. Ролевые игры
с
применением
натурального
реквизита
позволяют
участникам
игры
полностью войти в роль, почувствовать себя в реальной обстановке, то есть
принцип практического применения языка имеет место в ролевой игре. Как
результат этой работы я могу отметить повышение интереса к предмету,
развивается монологическая и диалогическая речь, снимается умственная
перегрузка, ребята учатся общению, учатся переживать неудачи и поражения.
Разнообразные,
красочно
оформленные
наглядные
пособия,
реквизит
воспитывают учащихся эстетически.
Используя все эти приемы для активизации речемыслительной деятельности
учащихся,
я
стараюсь
поддерживать
интерес
учащихся
к
иностранному
языку, развиваю творческий потенциал школьников, обучаю иностранному
языку, создавая реальные ситуации общения.