Автор: Ковалев Павел Владимирович
Должность: учитель географии и педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 516 Невского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования туристско–краеведческой направленности "Живая история"
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к
Использованию решением Педсовета
Протокол №
Председатель Педсовета
_________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ по ГБОУ СОШ № 516
Директор
_____________
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Живая история»
Возраст учащихся: 10 - 13 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Ковалев П.В.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой блок
1.
Конституция
Российской
Федерации.
Основной
закон
Российского
государства
(12.12.1993 г.).
2.
Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1990
г.).
3.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
4.
Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-
Петербурге"
5.
Государственная
программа
«Развитие
образования»
на
2013-2020
г.г.»
от
22.11.2012 №2148-р
6.
Национальная
стратегия
действий
в
интересах
детей
на
2012-2017
г.г.
Указ
президента РФ № 761 от 01.06.2012
7.
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011 - 2020 г.г.
8.
Модернизация общего образования в 2011-2015 г.г., национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа» - постановление правительства СПб от 08.06.
2012 года № 750
9.
Концепция создания и развития дистанционного образования в Санкт-Петербурге,
2007 г.
10. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
11. Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении.
12. Инструкция по охране труда при проведении занятий, экскурсий, мероприятий.
Программа «Живая история» по изучению истории и природы Ленинградской области,
Санкт-Петербурга и Невского района является модифицированной интегрированной
дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения
туристско-краеведческой направленности.
Основой программы «Живая история» послужила дополнительная
общеобразовательная программа «Краеведческая азбука» (авторы: Лончинская И.В.,
Алексеева Е.С.) и примерные программы краеведческих курсов для средних школ Санкт-
Петербурга (А.В. Даринский, И.В. Асеева).
Программа
«Живая
история»
направлена
на
развитие
познавательных,
исследовательских навыков обучающихся по изучению истории, природы и культуры
родного
края,
привлечение
обучающихся
к
социальным
инициативам
по
охране
памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов по
истории родного края, обучение навыкам исследовательской, проектной, экскурсионной,
музейной и архивной работы.
Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира,
явлений,
времен,
своеобразная
школа
понимания
исторического
опыта,
взаимосвязи
общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу.
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории -
основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно
важно,
чтобы
рост
начинался
именно
с
корней».
Осознание
ценности
культурного,
2
природного,
исторического
наследия
способствует
формированию
чувства
гордости,
сопереживания, ответственности, гражданственности.
Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации
личности
отвечает
интересам
стабилизации
и
процветания
всего
общества.
Развитие
растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без
осознания
им
культурного
наследия.
В
условиях
становления
национальной
государственности
и
возрождения
национальной
духовности
народа
приоритетным
направлением
работы
образовательных
учреждений
стало
развитие
национально-
регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны,
по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как
говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-
региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт
последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и
традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался
некий
вакуум
в
эмоционально-ценностном
отношении
к
родной
стране,
заполнить
который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный
компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в краеведческих учебных
курсах.
Под краеведением в системе дополнительного образования понимают
изучение
обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона,
города, села, района, области.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что программа «Живая история»
помогает обучающимся понять собственное место в жизни родного края, участие социо-
культурной среды города и района в его будущей жизни. Это достигается, в том числе, за
счёт отбора содержания программы, включающей темы, связанные с семьёй ребёнка,
жизнью современного ему города и района, его историей и культурой; а также за счёт
разнообразных форм организации практической деятельности учащихся, в том числе
внедрение в образовательный процесс
ИКТ, в частности - ШГИС «Живая история» и
«Живая география».
Изучение истории родного региона помогает ребенку установить связь с историей
России, воспитывает чувство гражданственности и любви к городу, региону и стране, в
которой он живет.
Знания по истории и географии Петербургского региона даются в
контексте
общей
истории
и
географии
России.
Все
программы,
утвержденные
Министерством Образования
РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не
отражают особенности географии и истории территории малой Родины для обучающихся
Невского района. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной
программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть
этого
можно
путем
тщательного
отбора
краеведческого
материала
и
применения
различных форм и методик подачи материала. В связи с тем, что наш регион и город
обладает особым мегаобразовательным пространством, актуальным является введение в
содержание курса регионального компонента, ориентированного на:
комплексное
осмысление
обучающимися
историко-географических
процессов,
сформировавших территорию Северо-запада и Ленинградской области;
приобщение
обучающихся
к
духовно-нравственным
ценностям
такого
поликультурного города, как Санкт-Петербург;
изучение миграционных процессов, характерных для нашего края в целом и данного
мегаполиса и накладывающих отпечаток на развитие поликультурного пространства;
3
формирование комплексного подхода к истории как совокупности судеб (человека,
рода, семьи).
Эффективность реализации регионального компонента повышается за счет введения в
содержание курса изучения истории Невского района.
ЦЕЛЬ:
Образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей
способностью
и
стремлением
к
познанию
и
сохранению
исторического
и
культурного наследия своего прошлого.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
формирование знаний в области исторического краеведения;
углубление
знаний,
связанных
с
памятными
местами
Ленинградской
области,
Санкт-Петербурга и Невского района;
формирование знаний по созданию цифровых карт;
проведение
несложного
пространственного
анализа,
моделирования
и
прогнозирования с использованием ШГИС «Живая история» и «Живая география»;
обучение применению полученных знаний через создание краеведческих проектов
и цифровых карт, написание исследовательских работ по краеведению, составление
и проведение экскурсий;
понимание
взаимосвязи
локальных
и
глобальных
процессов,
происходящих
в
регионе, стране и мире;
расширение
кругозора
через
формирование
знаний
по
географии,
истории,
биологии и археологии Северо-запада, архитектуре и искусству Санкт-Петербурга,
памятных мест Невского района.
Развивающие задачи
развитие навыков исторического и пространственного мышления;
формирование умения коллективно и самостоятельно работать над проектами с
разнообразными краеведческими источниками, литературой и в ШГИС «Живая
история» и «Живая география»;
формирование умения использовать компьютерные технологии;
ознакомление
с
элементами
ораторского
искусства
и
овладение
приемами
дискуссии;
овладение умениями планирования деятельности;
формирование пространственно-временных представлений, развитие
воссоздающего воображения;
формирование навыков публичного выступления.
Воспитательные задачи
совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и
общекультурных навыков.
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему
краю;
формирование
личностно-ценностного
отношения
к
своему
родному
краю,
пробуждение деятельной любви к малой родине;
4
укрепление
семейных
связей:
заинтересованность
содержанием
предмета
не
только учащихся, но и родителей;
создание
атмосферы
успешности
каждого
и
совместной
работы
коллектива
в
целом;
формирование позитивно-сберегающего
отношения
к
окружающей
среде
и
социально-ответственного поведения в ней.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Структура курса – это систематический блок знаний по истории,
географии и
культуре Северо-запада нашей страны, Санкт-Петербурга и Невского района. С этой целью
в программу включены шесть блоков:
1.
история
формирования
природы
Северо-западного
региона
и
зарождение
государственности нашего края;
2.
Невский район - район, в котором мы живем;
3.
основы работы в программе ШГИС «Живая история» и «Живая география»
4.
основы экскурсионного дела;
5.
проектная деятельность;
6.
исследовательская и работа.
Методика включения учащихся в разнообразную, постепенно усложняющуюся
познавательную и практическую деятельность строится на принципах:
относительной суверенности, когда общение с памятниками культурного
наследия происходит в контексте художественного процесса, при этом
идейный замысел раскрывается художественным языком, на котором автор
«говорит» со зрителем;
единства познавательного и эмоционального, данный принцип предполагает
такую
деятельность
учащихся,
которая
нацелена
на
освоение
различных
пластов культуры через их проживание и сопереживание – работа в ШГИС
«Живая история» и «Живая география»;
личностный принцип, восприятие различных объектов культурного наследия, в
зависимости от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов
на
мир)
и
возможность
претерпевать
изменения
в
процессе
общения
с
культурными ценностями;
наглядности, так
как
формирование
собственного
мнения
и
отношения
к
памятникам
возможно
только
в
процессе
вдумчивого
рассмотрения
и
размышления, идеальный вариант – исследование подлинников на музейных
экспозициях,
но
возможно
и
на
основе
работы
с
иллюстрациями,
видеоматериалами, Интернет-ресурсами.
Используется
сочетание
индивидуальных
форм
деятельности
учащихся
и
индивидуального
подхода
с
включением
их
в
разнообразные
формы
коллективных
творческих дел (проведение экскурсий, лекций, викторин, защита проектов, участие в
конкурсах).
Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в
основном
подчинено
периодизации
истории
родного
края.
Задания
строятся
на
постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность, основанную на
самостоятельном
выборе
творческих
заданий,
заключается
в
выборе
тем
и
форм
исследовательских работ, проектов, проведения экскурсий, тем сообщений и докладов.
Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе в ШГИС
5
«Живая
история»
и
«Живая
география».
Это
дает
возможность
развивать
память,
наблюдательность,
способствует
развитию
любознательности.
Работа
строится
как
исследовательская
и
проектная
деятельность,
обучающиеся
находят
дополнительную
литературу,
систематизируют
материал,
знакомятся
с
историческими
памятниками.
Осуществляется
предпрофильная
подготовка
обучающихся.
Содержание
курса
дает
возможность
обучающимся
узнать
о
профессии
экскурсовода,
краеведа,
историка,
помогает овладеть навыками исследовательской, проектной и экскурсионной работы.
В процессе обучения вводятся специальные задания по развитию творческого
мышления учащихся, а также нелогических элементов (догадки, фантазии, воображение).
Особое
внимание
в
построении
занятий
уделяется
развитию
памяти,
на
занятиях
отрабатывается реакция, острота ощущений, внимательность.
Для выполнения заданий, связанных с работой на персональном компьютере в ШГИС
«Живая история» и «Живая география» при изучении истории и культуры нашего края и
Невского района и проведении виртуальных экскурсий, необходимо обратить внимание на
овладение учащимися навыками самостоятельной работы в ШГИС «Живая история» и
«Живая география».
Использование современных педагогических технологий, а также использование
информационно-компьютерных
технологий,
позволяет
разнообразить
формы
работы,
используя
популярные
Интернет-ресурсы
и
ШГИС
«Живая
история»
и
«Живая
география»,
что
активизирует
мотивационную
установку
обучающихся
на
исследовательскую и проектную деятельность.
Основные принципы, идеи и мотивы построения программы
1.
принцип природосообразности -
обязательный
учет
природы
ребенка,
его
половозрастных
особенностей,
максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
2.
принцип культуросообразности -
воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных
традиций и обычаев;
3.
идея гуманизации -
признание
приоритета
личности
ребенка,
организации
учебно-воспитательного
процесса так, чтобы обучающийся, прежде всего способствовал формированию и
развитию
интересов,
потребностей,
склонностей
ребенка,
реализовывал
индивидуально-личностный подход;
4.
идеи демократизации и сотрудничества -
включение как можно большего числа людей в организацию жизни объединения.
Реализация
идей
гуманизации
и
демократизации
создает
условия
для
развития
отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия;
5.
идея творчества -
развитие индивидуальных способностей детей за счет активных форм и методов,
предоставление ребёнку возможностей для проявления нестандартного мышления;
6.
идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует
развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным
6
образом
это
осуществляется
через
дела,
являющиеся
яркими,
красивыми,
запоминающимися, интересными детям.
7.
идея
интеграции
предполагает
целевое
деятельное
эмоциональное
единство
школы, объединения, семьи, детских творческих объединений различного уровня.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Программа адресована детям 10 – 13 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек; второй год
обучения — 12 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором году обучения
объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Живая история» рассчитана на два года обучения:
I год обучения - 72 часа в год,
II год обучения – 72 (144) часа в год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной
форме.
Занятия групп I года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. 2 часа в неделю
(72 часа в год).
Занятия групп II года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 (2) часа, т.е. 2 (4) часа в
неделю 72 (144) часа в год.
Реализация программы будет проводиться в виде занятий творческого объединения,
включающие теоретические и практические занятия, согласно составленному расписанию.
Основная организационная форма работы с обучающимися: групповая с учетом
индивидуального
подхода
к
личности
обучающегося.
Обучение
по
данной
образовательной программе осуществляется в форме традиционного, комбинированного и
зачетного занятий.
Ведущими формами организации деятельности обучающихся в рамках программы
являются:
занятия
на
основе
работы
с
видеоматериалами,
беседы,
лекции,
учебные
экскурсии и прогулки по городу, походы, творческие гостиные, викторины, работа в
ШГИС «Живая история» и «Живая география», решения кроссвордов, чтение рассказов с
пропусками, уроки вопросов и ответов, работа с бумажной картой и фотоматериалами,
выполнение творческих проектов, образовательные путешествия, праздники, экскурсии в
школьный музей.
7
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы:
обучающиеся углубят знания в области исторического краеведения;
научаться создавать цифровые карты;
научатся проведению несложного пространственного анализа, моделирования и
прогнозирования с использованием ШГИС «Живая история» и «Живая география»
научатся самостоятельно работать с разнообразными краеведческими источниками,
литературой,
справочниками,
в
среде
ШГИС
«Живая
история»
и
«Живая
география»;
научатся применению полученных знаний через участие в краеведческих проектах,
написание исследовательских работ, составление и проведение экскурсий;
увидят взаимосвязи локальных и глобальных процессов, происходящих в регионе,
стране и мире;
увеличат границы кругозора через формирование знаний по географии, истории,
биологии Ленинградской области, археологии, архитектуре и искусству.
Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы:
усовершенствуют навыки историко-географического мышления;
сформируют
умения
коллективно
и
самостоятельно
работать
над
проектами
с
разнообразными краеведческими источниками, литературой и в среде ШГИС;
приобретут умения использовать компьютерные технологии;
познакомятся с элементами ораторского искусства;
овладеют навыками публичного выступления;
овладеют умениями планирования деятельности;
сформируют пространственно-временные представления, усовершенствуют
элементы воссоздающего воображения.
Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:
обучающиеся усовершенствуют общеучебные, интеллектуальные,
коммуникативные и общекультурные навыки;
получат дальнейшее развитие гражданских и духовных качеств, патриотического
отношения к России и своему краю;
сформируют на более высоком уровне эмоциональное и личностно-ценностное
отношение к своему району и к своему месту жительства;
получат опыт деятельностного отношения и любви к родному краю, укрепления
семейных
и
общественных
связей,
сформируется
заинтересованность
содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей;
обучающиеся
будут
вовлечены
в
создание
атмосферы
успешности
каждого
и
совместной работы коллектива в целом;
сформируется позитивно-сберегающее
отношение
к
окружающей
среде
и
социально-ответственное поведение в мире.
8
Способы определения результативности:
Освоение образовательной программы «Живая история» на всех этапах обучения
отслеживается путем бесед, тестирования и анализа выполнения и предоставления
обучающимися творческих заданий на конкурсы различного уровня, а также участия
обучающихся в мероприятиях различного уровня (от общешкольного и муниципального
до всероссийского и международного). Оценка результативности сопровождается
педагогическим наблюдением.
Условия эффективности реализации программы.
применение
различных
форм
и
методов,
совершенствующих
учебно-
воспитательный процесс;
применение
в
образовательном
процессе
ШГИС
«Живая
история»
и
«Живая
география»;
наличие учебно-методической литературы;
создание атмосферы дружелюбия и поддержки между учащимися, педагогами и
родителями.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации программы предусмотрены следующие виды аттестации:
промежуточная (декабрь) – в форме зачетного занятия;
итоговая
(май)
–
в
форме
зачетного
занятия
или
оформление
портфолио,
выступление на открытом мероприятии или проведение экскурсии на площадке
школьного музея.
При изучении каждого раздела образовательной программы предполагаются
обобщающие
занятия,
а
также
такие
формы
контроля,
как
игры
и
творческие
конкурсы, самостоятельная работа над проектами, позволяющие определить уровень
усвоения изученного материала.
Оценка результатов может также проводиться в форме защиты проектов, участия в
конкурсах,
тестирование,
написание
текста
и
проведения
своей
экскурсии
в
образовательном
пространстве
школьного
музея
«Живая
история».
Результаты
фиксируются в учебных журналах.
9
«Живая история»
Учебно-тематический план I года обучения (72 учебных часа в год)
№
Раздел программы
Количество
часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
4
-
4
2.
История нашего края
2.1
История и география приневских земель
2
8
10
2.2
Невский район XVIII века.
6
8
14
3.
Основы экскурсионного дела.
4
10
14
4.
Исследовательская работа.
4
10
14
5.
Организационно-массовая работа.
2
12
14
6.
Итоговое занятие. Аттестация.
-
2
2
Всего часов:
22
50
72
Содержание программы «Живая история» I года обучения (72 учебных часа в год)
1. Вводные занятия.
правила техники безопасности на занятиях, техника безопасности в компьютерном
классе, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения и
правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
первоначальное тестирование;
введение в курс (знакомство с программой – что такое «краеведение», историческая
география);
знакомство с ШГИС «Живая история» и «Живая география»;
мир города и района (Санкт-Петербург – музей под открытым небом, особенности
освоения территории современного Невского района).
2. История нашего края.
2.1 История и география приневских земель.
Теоретические занятия:
знакомство с историей края с IX по XVII век;
знакомство с картой нашего края (география, растительный и животный мир);
коренные народы ижорской земли;
крепости на территории края (Корела, Орешек, Ладога, Копорье, Ям, Ивангород);
монастыри и храмы на территории края (Ладога, Тихвин, Юксовичи, Согинцы, Свирь);
торговый путь «из варяг в греки»; Ижорская битва.
топонимика края.
10
Практические занятия:
уроки-экскурсии (Музей «Истории города», «Этнографический музей», краеведческий
музей «Невская застава», крепости Ленинградской области, Усть-Ижора);
работа с картосхемой Ленинградской области, словарем краеведческих, географических
и топонимических терминов;
создание картосхемы или портфолио обучающихся «Там, где я провожу свои каникулы»;
подготовка к конкурсу на лучшую экскурсию и карту-схему Ленинградской области;
конкурс
на
лучший
рассказ-сообщение,
рисунок,
стихотворение,
словарик
топонимических терминов;
использование рассказа с пропусками, викторины, изобразительного материала;
письменный рассказ «Мои впечатления после экскурсии»;
составление кроссвордов, ребусов, вопросов к викторине «История края в названиях
географических объектов», рассказов с пропусками;
создание
проектов,
творческих
работ,
составление
краеведческих
маршрутов
по
территории Ленинградской области с использованием ШГИС «Живая география» и
«Живая история».
2.2 Невский район XVIII века.
Теоретические занятия:
Великая
Северная
война
(русские
на
Неве;
взятие
Нотебурга
и
Ниеншанца);
Ингерманландия и Санкт-Петербургская провинция на правом берегу Невы в начале
XVIII века.
Уткина Заводь – история освоения территории, загадки топонимики и коренные жители
приневских берегов (первые карты региона, быт и культура финно-угорских племен).
Указ
Петра I - строительство Шлиссельбургского тракта, основные этапы заселения
территории
Невской
заставы
и
достопримечательности
района
(Глухое
озеро,
Стеклянный
городок,
Смоленская
Ямская,
село
Михаила
Архангела,
Фарфоровая
колония,
Щемиловка,
Куракина
дача,
село
Александровское,
Мурзинка
и
село
Рыбацкое).
Кирпичные заводы, Порцелиновая мануфактура (Императорский фарфоровый завод),
Д.И.Виноградов, М.В.Ломоносов.
История заселения правого берега Невы немецкими колонистами – Ново-Саратовка.
Загадки Невского лесопарка и парка Сосновка на правом берегу Невы.
Малая
Рыбачья
Слобода,
река
Оккервиль,
дача
Долгорукова,
деревня
Клочки
и
брандвахта.
Исчезнувшие храмы, усадьбы, кладбища и колонии Невской заставы.
Легенды и святыни Невской заставы – Александро-Невская Лавра, деревянная часовня
Тихвинской Богоматери в Секлянном городке, история обретения иконы Тихвинской
Божией Матери, Озерки, Фарфоровское Спасо-Преображенское кладбище, церковь во
имя Преображения Господня и ниеншанский колокол, Троицкая церковь «Кулич и пасха»
и
чудотворная
икона
«Всех
скорбящих
радость
с
грошиками»,
село
Покровское
и
утраченные сфинксы, обелиск ополчению села Рыбацкого. А. Ринальди.
Практические занятия:
11
уроки-экскурсии
(Краеведческий
музей
«Невская
застава»,
музей
Ломоносовского
фарфорового завода, Троицкая церковь «Кулич и пасха», Александро-Невская Лавра,
пешеходные экскурсии по району);
сообщения учащихся и защита творческих краеведческих проектов;
работа с изобразительным материалом, обмен впечатлениями; просмотр видеофильмов;
составление словаря топонимов исторической части Невского района;
работа с картой в ШГИС «Живая история» и «Живая география»;
составление вопросов к викторине «Самые первые исторические здания в Невском
районе»;
создание
проектов,
творческих
отчетов,
экскурсий
в
образовательном
пространстве
школьного музея «Живая история».
3. Основы экскурсионного дела.
Теоретические занятия:
профессия – экскурсовод (личность экскурсовода, классификация экскурсий);
ознакомление с образовательным пространством школьного музея «Наш край».
Практические занятия:
специальные тренинги и ситуационные игры;
работа с картами в оболочке ШГИС «Живая география» и «Живая история»;
самостоятельная
подготовка
презентации
(слайд-путешествий),
краеведческих
маршрутов, защита проектов на экспозиции школьного музея «Живая история»;
подготовка и проведение экскурсий в образовательном пространстве школьного музея
«Живая история».
4.
Исследовательская работа.
Теоретические занятия:
организация научного труда;
выбор
темы
исследования;
постановка
цели
и
задачи
исследования
планирование
исследовательской деятельности;
работа с литературой;
работа над рукописью исследования.
Практические занятия:
постановка цели и задач проектных работ и исследований;
планирование проектной и исследовательской деятельности;
оформление рукописи исследования;
подготовка сообщений, докладов, рефератов, портфолио;
защита сообщений, докладов, рефератов, творческих проектов.
5.
Организационно-массовая работа.
подготовка, проведение и участие в тематических массовых мероприятиях учреждений,
района и города.
12
6.
Аттестация.
промежуточная (декабрь) – в форме зачетного занятия (тестирование, викторины);
итоговая (май)
–
в
форме
итогового
мероприятия
(конкурсы,
экскурсии,
защита
проектов).
Учебно-тематический план II года обучения 72 (144) учебных часа в год
№
Раздел программы
Количество
часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
2
2
4
2.
История и культура Невского района
XIX и XX века.
2.1
Невский район в XIX веке.
2(12)8(14)
10
(26)
2.2
Невский район в XX веке.
6(12)8(14)
14
(26)
3.
Основы экскурсионного дела.
4(10)
10
(16)
14
(26)
4.
Исследовательская работа.
4(12)
10
(16)
14
(28)
5.
Организационно-массовая работа.
2(6)
12
(24)
14
(30)
6.
Итоговое занятие. Аттестация.
-
2(4)
2(4)
Всего часов:
20
(54)
52
(90)
72
(144)
Содержание программы «Живая история» II года обучения 72 (144) учебных часа в
год
1. Вводное занятие.
Теоретические занятия
правила техники безопасности на занятиях, техника безопасности в компьютерном
классе, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения и
правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
первоначальное тестирование;
Невский район – уникальный район, музей под открытым небом;
Топонимическое путешествие по улицам Невского района.
13
Практическая работа
Создание презентаций «Топонимическое путешествие по Невскому району», «История
улицы, на которой я живу». Просмотр видеоматериалов, отснятых на экскурсиях.
Викторина «Имена исторических и государственных деятелей на карте Невского района»,
работа над проектом «История, запечатленная в именах».
2. История и культура Невского района XIX и XX века.
2.1. Невский район XIX века.
Теоретические занятия
«Вдоль Шлиссельбургского тракта…» – история развития промышленного
производства в Невском районе в XIX веке. Паровая конка.
Императорский стеклянный завод при Николае I, Глухоозерская ферма и первый в
России цементный завод, Семянниковский (Невский машиностроительный)завод
(военные крейсеры, ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», «русский Манчестер» -
фабрика Паля, Петровская и Спасская мануфактура (фабрика Максвелла – фабрика
«Рабочий»), бумажная и толевая фабрики, Громовская лесная биржа, Невский
стеариновый и мыловаренный завод («Невская косметика»), Александровский
чугуннолитейный завод – Пролетарский завод (первый пароход «Нева», подводная
лодка К.Шильдера, первый в России пассажирский паровоз), «Вена»,
Александровская мануфактура, Обуховский завод («Большевик») - П.М.Обухов,
А.А.Колокольцев, фабрика Торнтона («Невская мануфактура»), Киновиевский
ультрамариновый завод, Невская писчебумажная фабрика Варгуниных.
Никольское кладбище (Модест Корф, Павел Обухов, Александр Колокольцев,
Алексей Суворин, Сергей Уточкин), Лазаревское кладбище (М,В.Ломоносов, С.
Витте, А.Воронихин, К.Росси, Дж.Кваренги, И.Старов, Тома де Томон, А.Захаров),
Благовещенская усыпальница (Анна Леопольдовна, А.Безбородко, А.Ушаков,
И.Шувалов, А.В.Суворов), Некрополь мастеров искусств (Н.М. Карамзин,
Жуковский, Крылов, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Достоевский).
Революционная история Невской заставы: Н.Чайковский, С.Синегуб, Н.Рогачев,
С.Перовская, П.Кропоткин, Н.А.Варгунин, Смоленская (Корниловская) вечерне-
воскресная школа для рабочих, Степан Халтурин, в. Фигнер, Н.К.Крупская,
В.И.Ленин, И.В.Бабушкин, В.Шелгунов, Г.Гапон, В.Чернов, А.Бадаев
Строительство церкви Скорбящей Божией Матери, обретение чудотворной иконы
Божией Матери «Всех скорбящих радость с грошиками» и Матренушка-босоножка.
Катастрофическое наводнение 1824 года и перенесение часовни Тихвинской БМ в
селение Клочки.
Невская застава - театральная, музыкальная и литературная.
Организация комитета Невского общества народных развлечений (братья
Варгунины, М.С.Агафонов, И.Щеголев, А.Суворин, Н.Лейкин, Л.Книпович,
А.Брянцев, Ф.Шаляпин).
Императорский Воспитательный дом, Николаевский сиротский институт
(И.Бецкой), Мариинская школа глухонемых и Школа-ферма для глухонемых
девушек в Мурзинке, Женское ремесленное убежище для для слепых.
Водонапорная башня («Обуховская»), 5-я ГЭС «Красный Октябрь», дача
А.И.Чернова.
14
Практические занятия
Уроки-экскурсии (пешеходные экскурсии по району).
Выполнение
познавательных
и
творческих
заданий
на
маршруте.
Обсуждение
путешествия. Возможные темы путешествий: «Говорящие дома Невского района»,
«Назло
надменным
шведам!..»
(Стрелка
Усть-Ижоры),
«Тайна
старого
замка»,
«Сказки
и
легенды
старинных
зданий
Невского
района»,
«Готика
за
Невской
заставой», «Тайны Куракиной дачи».
Проекты творческих работ и сообщения учащихся;
Работа с изобразительным материалом, обмен впечатлениями; просмотр
видеофильмов;
Составление словаря топонимов исторической части Невского района;
Работа с картой в ШГИС «Живая история» и «Живая география»;
Составление вопросов к викторине «Загадки зданий Невского района XIX века»;
создание проектов, творческих отчетов, экскурсий в образовательном пространстве
школьного музея «Живая история».
2.2. Невский район XX века.
Теоретические занятия:
Этапы развития Невского (Володарского района) района;
Революционная история Невского района (Обуховская оборона (Дж.Рид,
В.Грибакин, 1-е российское общество землеробов-коммунаров), Сад имени 30-
летия Октября, В.И.Ленин, рабочий Костин и Стеклянная улица, В.Володарский,
Н.К.Крупская, И.В.Бабушкин, В.А.Шелгунов. Памятники революционерам
(В.Володарскому, В.И.Ленину, В.П.Ногину, Жертвам 9-го января
Рабочие поселки и дачные пригороды Невского (Володарского) района;
Уничтоженные памятники в Невском районе – церковь во имя Сошествия Святого
Духа, Преображенская церковь Фарфорового завода, Смоленская церковь, церковь
Михаила Архангела, храм Святого Апостола Павла,
Жилмассивы для рабочих – первое грандиозное строительство в 1920-е годы в
Невском (Володарском) районе.
Архитектурный ансамбль Ивановской улицы и Володарского моста (Г.Передерий,
К.Дмитриев, А.Никольский, Е.Левинсон, И.Фомин, С.Евдокимов) в 1930-е годы.
Подвиг и трагедия жителей Невского района в Великой Отечественной войне.
Блокада Ленинграда (А.Т.Севастьянов, О.Берггольц, Невский мемориал «Журавли»,
«Белые журавли», эсминцы у Володарского моста, зенитные батареи, дежурство
противопожарных дружин на крышах домов, блокадные булочные, госпитали в
школах, блокадные захоронения).
Современный Невский район – крупнейший промышленный район Санкт-
Петербурга (Обуховский завод, Невская косметика, Комбинат хлебопродуктов
им.Кирова, Невская мельница, Стекольный завод, Императорский фарфоровый
завод, Невский завод, Комбинат технических сукон, Писчебумажная фабрика
им.Володарского, завод Турбинных лопаток, ОАО «Звезда», НПФ «Пигмент»,
Пролетарский завод, Октябрьский электровагоноремонтный завод).
Станции метрополитена в Невском районе.
Экологическая ситуация в Невском районе.
Вузы, колледжи, техникумы и лицеи Невского района.
Культурно-досуговые центры и парки Невского района.
15
Современная инфраструктура Невского района (Южная водопроводная станция,
речной вокзал, станция Московская-Сортировочная, мосты через Неву: проблемы и
перспективы развития)
Памятник курсантам, погибшим в Афганистане
Практические занятия
Уроки-экскурсии (Кладбище жертв 9 января, музей Фарфорового завода, музей
Пролетарского
завода,
музей
завода
«Звезда»
и
«Большевик»,
пешеходные
экскурсии по городу, району);
Выполнение
познавательных
и
творческих
заданий
на
маршруте.
Обсуждение
путешествия. Возможные темы путешествий: «Никто не забыт и ничто не забыто»,
«Соратники В.И.Ленина и Н.К.Крупской» (по местам большевистского подполья),
«Шедевры пролетарского конструктивизма» (дома на Тракторной, Щемиловка - дом
«колбаса», микрорайон по ул. Ткачей), послевоенное строительство;
Сообщения учащихся;
Работа с изобразительным материалом, обмен впечатлениями; просмотр
видеофильмов;
Составление словаря топонимов юго-восточной части Ленинграда и Невского
района;
Составление вопросов к викторине «Загадки Невского района в XX веке».
Создание проектов, творческих отчетов, экскурсий в образовательном пространстве
школьного музея «Наш край».
Работа в ШГИС «Живая история» - составление родословных обучающихся.
Работа с картой в ШГИС «Живая география».
3.
Основы экскурсионного дела
Теоретические занятия:
классификация
краеведческих
ресурсов
и
их
роль
в
музееведении:
городское
пространство, архивы, библиотеки, музеи, Internet;
библиотеки
города:
типология
и
фонды
–
универсальные,
научные,
специализированные
и
др.
Правила
пользования
библиотекой
(документы,
необходимые для записи, пользования отдельными видами фондов);
правила и особенности работы в Internet. Поиск информации в Internet (по адресу,
тематический
поиск).
Каталоги,
поисковые
агенты,
российские
и
зарубежные
поисковые системы;
частные (семейные) архивы, коллекции и собрания как источник информации и
правила работы с ними;
Практические занятия
16
работа с каталогами районной и городской библиотеки (по выбору). Составление
библиографических карточек. Викторина по знанию истории и ресурсов городских
библиотек;
поиск и сохранение материала в сети по теме «Школьный музей», «Виртуальный
музей»;
подготовка устной презентации семейных архивов учащихся;
работа
с
мемуарными
источниками:
сбор
и
обработка
материала,
выявление
авторского
мнения;
критический
анализ
материала
(установление
степени
его
достоверности, соотнесение с исторической действительностью);
работа с устными источниками: сбор и обработка информации (воспоминания,
интервью);
работа с устными источниками: сбор и обработка информации (воспоминания,
интервью). Критический анализ источников.
4.
Исследовательская работа.
Теоретические занятия:
организация научного труда;
выбор
темы
исследования;
постановка
цели
и
задачи
исследования
планирование
исследовательской деятельности;
работа с литературой;
работа над рукописью исследования.
Практические занятия:
постановка цели и задач исследования;
планирование исследовательской деятельности;
оформление рукописи исследования;
подготовка сообщений, докладов, рефератов;
защита сообщений, докладов, рефератов, творческих проектов.
5.
Организационнно-массовая работа
подготовка, проведение и участие в тематических массовых мероприятиях учреждений
района и города.
6.
Итоговое занятие аттестация
промежуточная (декабрь) – в форме зачетного занятия (тестирование, викторины);
итоговая (май)
–
в
форме
итогового
мероприятия
(конкурсы,
экскурсии,
защита
проектов).
Ожидаемые результаты
17
После двух лет обучения по программе «Живая история» обучающиеся:
углубят и систематизируют знания по истории, географии и культуре родного края
(территория современной Ленинградской области) и Невского района XVIII – XX века;
сформируют
умения
коллективно
и
самостоятельно
работать
над
проектами
с
разнообразными краеведческими источниками, литературой, Internet и ШГИС «Живая
география» и «Живая история»;
приобретут навыки основ экскурсионного дела и публичных выступлений;
сформируют умения по созданию проектов и исследовательских работ;
получат позитивный опыт бережного и деятельностного отношения к природе и любви к
родному краю.
Методические
рекомендации
по
проведению
исследовательских
работ,
учебных прогулок, экскурсий и образовательных путешествий сводятся к главной
схеме, включающей основные этапы:
•
Подготовительный
этап,
на
котором
изучается
тема,
связанная
с
темой
исследовательской
работы,
прогулки,
экскурсии
или
образовательного
путешествия;
даются опережающие задания.
•
Этап деятельности, на котором выполняются задания, исследовательские работы или
создаются
тексты
экскурсий.
Для
этого
необходимо
подбирать
материал
по
теме
исследования, либо быть «активным» экскурсантом-слушателем, либо самостоятельно
(при помощи педагога) определять точки маршрута.
•
Заключительный этап, на котором проверяется правильность выполнения заданий,
обсуждаются результаты, оформляются учебные материалы и проводятся сами экскурсии.
Главным
итогом
деятельности
является
участие
в
творческих
конкурсах
различного
уровня.
Эффективным
условием
организации
практической
деятельности
учащихся
является совместное участие детей с родителями в творческих
проектах - гостиных,
конкурсах, экскурсиях, играх, праздниках и других мероприятиях.
В результате семейного сотрудничества может сложиться целый семейный «клуб
выходного дня», в котором
дети вместе со своими мамами и папами, бабушками и
дедушками совместно рисуют, сочиняют, путешествуют, играют.
Программа
сопровождается
методическими
разработками
игр,
конкурсов,
творческих гостиных, праздников.
Методические разработки игр:
1.
«У истоков Петербурга»;
2.
«Ожерелье Петербурга»;
3.
«Свистать всех наверх» (автор-составитель: Маркова Е.Н.);
4.
«Летопись поколений»;
5.
«По следам исчезнувшего острова русов»
(автор-составитель: Маркова Е.Н.):
6.
«Мы летим в Арктику» (автор-составитель: Маркова Е.Н.)
7.
«Загадочный остров руссов» (автор-составитель: Маркова Е.Н.)
Дидактические материалы:
18
1.
Наглядный материал (фотографии, иллюстрации, изображения с памятниками
истории и культуры, карты города), словари, предметы быта, учебные
пособия);
2.
«Шаг за шагом по Невскому району», настольная игра для учащихся начальной
школы (автор: И.В.Лончинская, ГОУ ДОД ПДДТ, 2006 г.);
3.
«Архитектура Санкт-Петербурга». Мультимедийная программа
(Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2005 г.);
4.
Махинько Л.Н., «Я – петербуржец», учебный видеофильм (студия «Интеракт»,
СПб, 2009)
5.
Мультмедийный проект «С чего начинается Родина» (автор: Маркова Е.Н.)
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы необходимы:
учебный кабинет (№ 204); компьютерный класс(№ 414);
оборудование (классная доска, столы, стулья, шкафы);
техническое
оснащение (персональные
компьютеры
(15),
интерактивная
доска
(1),
принтер, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, медиа-проектор, экран);
методический
материал (ШГИС «Живая история», «Живая география», программы,
набор слайдов, репродукции картин, аудиокассеты, СD, видеофильмы, DVD, интернет-
карты, карты-схемы, образцы разработок экскурсий).
CD-диски
1.
Мультимедийный альбом. Петербург от Петра до Путина. 2500 лучших слайдов.
2.
«Царское
Село».
Мультимедийный
диск.
Государственный
художественно-
архитектурный дворцово-парковый заповедник «Царское Село». 2001.
3.
Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга XVIII века. Мультимедийный учебник.
СПБ: СПБГУП, 2002.
4.
Виртуальный Петербург. Мультимедийный диск.
5.
Экскурсия «По рекам и каналам». Мультимедийный диск.
6.
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Мультимедийный диск.
7.
Юности честное зерцало. Библиотека Стекольщикова. Мультимедийный диск.
8.
Информатика тесты. Мультимедийный диск. Новая школа. 2006.
9.
Честь тебе, Петербург. Клуб песни «Восток». Мультимедийный диск. – СПб. 2001.
10. Образовательно-игровая
программа
«За
детство
счастливое
наше».
Музей
С.М. Кирова. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Студия «Март»,
2005.
11. Городская скульптура Санкт-Петербурга на рубеже веков (XX-XXI). ЦГПБ им.
В.В.
Маяковского.
ОАО
Альт-Софт.
Информационные
и
коммуникативные
технологии. Мультимедийный диск.
12. Санкт-Петербург, – DVD, 2010
Издатель: П-2, Иван Федоров
Год: 2001
ISBN: 5-8194-0040-2
Описание: Этот альбом знакомит с достопримечательностями не только Санкт-
Петербурга, но и его окрестностей. Северную столицу, подобно драгоценному
19
ожерелью, окружают пригороды, где расположены бывшие царские резиденции.
Это Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум. Многие дворцово-
парковые комплексы возникли одновременно с Санкт-Петербургом. Каждый из них
уникален, обладает своей неповторимой красотой. В великолепных загородных
резиденциях воплотились эстетические вкусы различных исторических эпох, но
они хранят и отпечаток личных пристрастий сменявших друг друга царственных
владельцев. Неподалеку от Санкт-Петербурга, на острове Котлин, расположенном в
Финском заливе, находится город Кронштадт. До недавнего времени он был
недоступен для туристов. Сегодня Кронштадт соединен с Петербургом автотрассой,
проходящей по дамбе, и каждый желающий сможет оценить красоту и
архитектурное своеобразие морской крепости и самого города.
13. Дворцы Санкт-Петербурга
В видеофильмах рассказывается о дворцах Санкт-Петербурга: Строгановском,
Мраморном, Михайловском, Михайловском замке и дворце Великого князя Владимира
Александровича.
Продолжительность: 55 мин. Выпускается в двух форматах DVD и VHS. 2010 г.
14. Санкт-Петербург и пригороды (16 яз.) – DVD, 2009 г.
15. Петербург вымышленный и реальный (Живописный Петербург) – DVD, 2010
16. "Звезда Пресветлая: образ Богоматери" – DVD, 2010
Дева Мария, Матерь Божия - одна из самых почитаемых фигур в христианстве. В
православии особенно много праздников, посвященных чудотворным иконам Богоматери.
Одна из них, "Звезда Пресветлая", была обретена в XVII в., её сюжет повествует о
Вифлеемской звезде, поклонении волхвов и злом царе Ироде. На диске представлены
галереи изображений: образ Богоматери в византийском и русском искусстве (иконы,
фрески, мозаики), чудотворные иконы и акафисты, слайд-шоу "Богородичные праздники".
Издание дополнено книгами И. Бухарева "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы" и
Е. Поселянина "Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон".
17. "Два града: Москва и Санкт-Петербург" – DVD, 2009 г.
Диск "Два града: Москва и Санкт-Петербург" представляет города, которые особенно
много значат для жителя России. Это одновременно библиотека изображений и тексты
двух книг одного автора. Интересна идея издания: воспроизводятся книги знаменитого
бытописателя, театрального и художественного критика XIX века Михаила Ивановича
Пыляева, издание дополнено гравюрами и живописными работами, а также подборками
стихов русских поэтов, посвящённых двум столицам, чьё единство и противостояние так
много даёт русской культуре.
18. "Путь к Леонардо" – DVD, 2009 г.
Диск "Путь к Леонардо" содержит 21 слайд-шоу и знакомит читателя с шедеврами
архитектуры, скульптуры, книжной миниатюры и живописи. Вы сможете проследить пути
развития европейского искусства - от первых таинственных символов в катакомбах до
великолепного синтеза христианства и эзотерики в работах Леонардо.
19. "Древности Российского государства", – DVD, 2010
20
Проект "Электронная библиотека Государственного исторического музея" обещает
множество открытий для историков и тех, чьи личные или профессиональные интересы
связаны со сферой гуманитарных знаний. Первое издание серии - раритетная книга
"Древности Российского государства", с огромным (свыше 500 листов цветных
хромолитографий) количеством иллюстраций, всего 5 тысяч страниц.
20. "Энциклопедия истории России «862 - 1917" от компании "Новый Диск" , 2008
"Энциклопедия истории России 862 - 1917" - отличный помощник для школьника в
изучении истории. Большое количество разнообразной исторической информации,
удобный интерфейс, красивая охристая цветовая гамма, множество иллюстраций,
видеоинформация делают работу с энциклопедией не только полезной, но и приятной.
21. Электронная библиотека "5555 шедевров мировой живописи" от DirectMedia, 2006
Издание "5555 шедевров мировой живописи" в равной степени будет полезно и удобно как
для искусствоведов - в их профессиональной работе, так и для любителей искусства.
Кроме того, его можно использовать в учебном процессе в образовательных учреждениях
разного уровня.
22. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви, DVD - 2007 г.
Электронная книга повествует о наиболее известных православных храмах и монастырях
Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Ярославля,
Костромы, Нижнего Новгорода, Вологды, Владимира, других великих и древних городов
России.
Методическое обеспечение программы
Раздел
или тема
программы
Формы
занятий
Приёмы и
методы
организации
образователь
ного
процесса (в
рамках
занятия)
Дидактичес
кий
материал
Техничес
кое
оснащен
ие
занятий
Формы
подведения
итогов
1.Вводные
занятия.
Игра-
путешествие,
викторина
Метод
словесного
объяснения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
ШГИС
«Живая
история» и
Компьют
ер, ИА
доска,
макбуки
Создание
кроссворда
21
«Живая
география»
2.История
нашего края.
2.1 История и
география
приневских
земель.
Учебная
прогулка,
Творческая
гостиная,
Экскурсия,
Образователь
ное
путешествие,
Игра
Метод
словесного
объяснения,
метод
наглядного
обучения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
картины,
иллюстрац
ии,
диафильмы
, слайды,
диапозитив
ы,
транспаран
ты,
фотоматери
алы
Макбуки,
ИА доска
Маршрутны
й лист игры
Фото-отчёт
Книга
путешествий
по краю,
Дневник
экскурсанта
(задания,
впечатления)
Рабочий
путевой лист
Книга
фотографий,
Выставка
Альбом,
фотогазета
2.2 Невский
район XVIII
века.
Учебная
прогулка,
Творческая
гостиная,
Экскурсия,
Образователь
ное
путешествие,
Игра
Метод
словесного
объяснения,
метод
наглядного
обучения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
картины,
иллюстрац
ии,
диафильмы
, слайды,
диапозитив
ы,
транспаран
ты,
фотоматери
алы
Макбуки,
ИА
доска,
компьюте
р
Маршрутны
й лист игры
Фото-отчёт
Петербургск
ая Книга
путешествий
Дневник
экскурсанта
(задания,
впечатления)
Рабочий
путевой лист
Книга
фотографий,
Выставка
Альбом,
фотогазета
2.3 Невский
район XIX века.
Учебная
прогулка,
Творческая
гостиная,
Метод
словесного
объяснения,
метод
обучающие
прикладны
е
программы
Макбуки,
ИА доска
Маршрутны
й лист игры
Фото-отчёт
Петербургск
22
Экскурсия,
Образователь
ное
путешествие,
Игра
наглядного
обучения,
игровой
метод
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
картины,
иллюстрац
ии,
диафильмы
, слайды,
диапозитив
ы,
транспаран
ты,
фотоматери
алы
ая Книга
путешествий
Дневник
экскурсанта
(задания,
впечатления)
Рабочий
путевой лист
Книга
фотографий,
Выставка
Альбом,
фотогазета
2.4 Невский
район XX века.
Учебная
прогулка,
Творческая
гостиная,
Экскурсия,
Образователь
ное
путешествие,
Игра,
Семейный
праздник.
Метод
словесного
объяснения,
метод
наглядного
обучения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты)
картины,
иллюстрац
ии,
диафильмы
, слайды,
диапозитив
ы,
транспаран
ты,
фотоматери
алы
Компьют
ер, ИА
доска,
макбуки
Маршрутны
й лист игры
Фото-отчёт
Петербургск
ая Книга
путешествий
Дневник
экскурсанта
(задания,
впечатления)
Рабочий
путевой лист
Книга
фотографий,
Выставка
Альбом,
фотогазета
3. Основы
экскурсионного
дела.
Игра-
путешествие,
викторина,
конкурс
экскурсоводов
, участие в
игровых
программах
Метод
словесного
объяснения и
наглядного
обучения
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
ШГИС
«Живая
история» и
Компьют
ер, ИА
доска,
макбуки
1.Игровая
программа
«Мир
музея».
2.Составлен
ие и
проведение
экскурсии в
школьном
музее;
3. Дневник
экскурсанта
23
«Живая
география»
(задания,
впечатления
фото и
видео-
материалы)
4.Исследовател
ьская работа.
Игра,
путешествие,
исследователь
ский конкурс,
участие в
игровых
программах
Метод
словесного
объяснения,
наглядного
обучения и
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
ШГИС
«Живая
история» и
«Живая
география»
Компьют
ер, ИА
доска,
макбуки
1.Выполнени
е
познавательн
ых и
творческих
заданий.
2.Проектная
деятельность
3.Презентац
ия
результатов
детского
творчества:
Петербургск
и х
к н и г
сказок,
путешествий
и
фотографий,
цифровых
карт.
5.Организацион
но-массовая
работа.
Семейный
праздник,
игра,
экскурсии,
участие в
конкурсах,
соревнования
х, игровых
программах
Метод
наглядного
обучения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты),
ШГИС
«Живая
история» и
«Живая
география»
Компьют
ер, ИА
доска,
макбуки
1.Участие в
районных и
городских
конкурсах
экскурсоводо
в школьных
музеев,
ученических
конференция
х, выставках,
праздниках и
других
мероприятия
х.
2.Шефство
над
воинскими
захоронения
ми, выезды в
военные
госпитали,
вахты
памяти и
24
другие виды
гражданской,
социально-
значимой
деятельности
3.Участие в
праздниках,
митингах,
приуроченны
х к
памятным
датам.
6. Аттестация.
Презентация
экскурсии на
базе музея
«Наш край»,
игра,
викторина
Метод
словесного
объяснения,
игровой
метод
обучающие
прикладны
е
программы
в
электронно
м виде (CD,
дискеты)
Итоговое
тестировани
е.
Выполнение
творческих и
познавательн
ых
заданий,
конкурсы,
викторины
Список литературы
для учащихся:
1.
175 лет на службе Отечеству. Александровский завод – ОАО «Пролетарский
завод»
1826-2001
/
Под
общей
редакцией
академика
Санкт-Петербургской
инженерной
академии,
генерального
директора
ОАО
«Пролетарский
завод»
И. А. Пашкевича. СПб: «Гангут», 2001.
2.
90 лет. Невский район. 1917-2007. СПб: «Саваж», 2007.
3.
Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903. –
СПб.: «Сопик», 2003.
4.
Архитекторы блокадного Ленинграда. СПб: НП-Принт, 2005.
5.
Воронов Н. В., Дубова М. М. Невский хрусталь. Очерки основных этапов
развития. Л: Художник РСФСР, 2004.
6.
Воронцов В.Л. Могущество знания. – М.: «Знание», 1979.
7.
Город можно как книгу читать. Рекомендуемый список литературы. – М., 2004.
8.
Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII-XIX вв. – СПб.: Лениздат, 2004.
9.
Гутнов А.Э. Мир архитектуры. Язык архитектуры. – М.: Эврика, 2005.
10. Даль В. Месяцеслов. – Л.: Лениздат, 2002.
Список литературы
для педагогов:
11. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Уч. пособие по истории города с заданиями и
тестами. – СПб.: «Коронапринт», 2008.
12. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. –
М.: «Русский язык»,
2005.
25
13. Каталог школьных музеев. – СПб.: ГОУ СПбГДТЮ, 2008.
14. Кириков Б. М. Александр Дмитриев. СПб: «Белое и черное», 2004.
15. Кормчие России. Адмиралтейские Верфи в трех веках: Судьбы и решения на
переломе эпохи. СПб: «Мор Вест», 2005.
16. Краеведческие
ресурсы
в
информационном
пространстве
Санкт-Петербурга,
ЦГПБ им. В.В.Маяковского – СПб, 2008.
17. Ломакина
И.И.
Невский
завод
имени
Ленина.
История
производственного
объединения «Невский завод имени В.И.Ленина». Л: Лениздат, 2001.
18. Мавродин В. Основание Петербурга. – Л., 2003.
19. Маслаков А. Потерь не было. СПб: Пальмира, 2005.
20. ОАО «Звезда». История и современность. 1932-2002. / Под общей редакцией
академика Санкт-Петербургской академии транспорта, генерального директора
Открытого
акционерного
общества
«Звезда»
В.А.
Радченко.
Калининград:
«Янтарный сказ», 2002.
21. Павленко Н.И. Петр I и его время. – М, 2009.
22. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: «Мысль», 2004.
23. Памятники истории и культуры Петербурга. Исследования и материалы. Вып.8.
– СПб: «Белое и черное», 2005.
24. Памятники
истории
и
культуры
Санкт-Петербурга
состоящие
под
государственной охраной. Справочник. СПб: «Альтсофт», 2005.
25. Памятники
истории
и
культуры
Санкт-Петербурга
состоящие
под
государственной охраной. Справочник. СПб: «Альтсофт», 2005.
26. Подготовка
и
проведение
экскурсий
/
Методические
рекомендации.
ЦРИБ
«Турист». – М., 2004.
27. Праздники народного календаря. – СПб,2003.
28. Тихонов Л.П. Музеи Ленинграда. – Л.: Лениздат, 2010.
29. Экскурсии по Санкт-Петербургу с юными экскурсоводами / Путеводитель для
школьников. Выпуск 2. – СПб.: ГОУ СПб ГДТЮ, 2008.
26