Напоминание

Информационно–коммуникационные технологии в обучении истории и обществознания в условиях реализации требований ФГОС


Автор: Кокшарова Любовь Ивановна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: БПОУ ВО " ЧМК"
Населённый пункт: г.Череповец,Вологодской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Информационно–коммуникационные технологии в обучении истории и обществознания в условиях реализации требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Кокшарова Л.И.

преподаватель истории и обществознания,

БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж

имени академика И.П. Бардина»

г.Череповец, Российская Федерация

Информационно-коммуникационные технологии в обучении истории и

обществознания в условиях реализации требований ФГОС

Информатизация

общества

и

образования,

развитие

новых

информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Понятие

«новая

грамотность»

включает

в

себя

помимо

всего

прочего

и

умение

ориентироваться

в

разнообразных

информационных

потоках,

самостоятельно

создавать

медиаобъекты

для

сети

Интернет,

т.

е.

преподаватели

и

студенты

должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.

Следовательно,

необходимо

перестраивать

традиционное

занятие,

ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Современный преподаватель должен научить студента

не только тем

знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и

помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.

Занятия по дисциплинам «История» и «Обществознание» с использованием

ИКТ развивают познавательный интерес к дисциплинам, активизируют учебную

деятельность, способствуют эмоциональному и духовному развитию студента.

Проблема

использования

наглядности

на

занятиях

истории

является

"вечной", ибо студенты при изучении прошлого имеют дело с объектами, которые

в

большинстве

своем

можно

только

вообразить

в

своем

первозданном

виде.

Каждый современный преподаватель истории понимает, что в наш век крайнего

индивидуализма

и

дифференциации

единственным

методическим

выходом

из

сложившейся

"ненаглядной"

ситуации

является,

применение

личностно-

ориентированного

подхода

в

использовании

наглядных

средств на

занятии

истории

По мнению И.Г. Захаровой,

положительными сторонами применения

ИТО считается:

1.

Использование

ИТО

помогает

обеспечить

тесное

взаимодействие

между преподавателем и студентом даже в условиях дистанционного образования.

ИТО

предоставляют

самые

широкие

возможности.

Описание

творческого

процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной

конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe

учебного заведения, где каждый желающий может ознакомиться с их материалами

через Internet

2.

ИТО

расширяют

возможности

образовательной

среды

как

разнообразными

программными

средствами,

так

и

методами

развития

креативности

студентов.

К

числу

таких

программных

средств

относятся

моделирующие

программы,

поисковые,

интеллектуальные

обучающие,

экспертные

системы,

программы

для

проведения

деловых

и г р .

Коммуникационные

технологии

позволяют

по-новому

реализовывать

методы,

активизирующие

творческую

активность.

Обучаемые

могут

включиться

в

дискуссии,

которые

проводятся

не

только

в

аудитории

или

группе,

но

и

виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. В

выполнении

совместных

творческих

проектов

могут

участвовать

студенты

различных учебных заведений.

3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные

возможности

для

стимулирования

любознательности

обучаемого.

Благодаря

широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к

электронным библиотекам, интерактивным базам данных культурных, научных и

информационных центров, энциклопедиям, словарям.

Практический

опыт

использования

персонального

компьютера

как

универсального технического средство обучения (ТСО) на занятиях истории и

обществознания

позволяет

упорядоченно

хранить

огромное

количество

материала и готовых разработок занятий.

Систематическое использование персонального компьютера на занятия

приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на занятии.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Организации проектной деятельности студентов по созданию учебных

проектов под руководством преподавателей информатики и истории.

5. Изменение к лучшему взаимоотношений со студентами далекими от

истории, особенно с увлеченными компьютерами.

6.

Изменение

отношения

к

компьютеру

как

к

универсальному

инструменту для работы в любой области человеческой деятельности.

Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с

внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи

студентов, их психологическое и физическое здоровье

Среди них:

- сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;

-

отсутствие

непосредственного

и

регулярного

контроля

над

ходом

выполнения учебного плана;

- нарушение взаимодействия преподаватель-студент, т.к. компьютер не

может

заменить

полностью

преподавателя,

который

имеет

возможность

заинтересовать студентов. Не смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что

информационные технологии:

- формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу

обучения;

- позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

- обеспечивают объективность оценивания результатов;

- увеличивают долю самостоятельной работы.

Используя информационные, мультимедийные продукты, преподаватель

может легко перейти от роли информатора к роли преподавателя-координатора,

организатора познавательной деятельности студентов; развивать информационные

компетенции

обучающихся;

осуществлять

деятельностный

подход;

повышать

эффективность

образовательного

процесса.

ТСО

необходимы

для

повышения

качества

обучения.

Их

применение

необходимо

для

того,

чтобы

уменьшить

утомляемость студентов. ТСО дают возможность изложить материал наглядно, в

образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Неоспоримы достоинства использования видео носителей на занятиях

истории,

прежде

всего,

их

оперативность

и

маневренность,

возможность

повторного

применения,

использование

стоп-кадра.

Просмотр

создает

эффект

присутствия,

подлинности

фактов

и

событий

истории,

вызывает

интерес

к

истории как к дисциплине обучения.

Такое

ценное

качество

видео,

как

сочетание

яркой

формы

кино

наглядности

с

возможностью

многократного

предъявления,

с

каждым

годом

находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства

при

изучении

истории

и

обществознания.

Особенность

видеофильмов

заключается

в

том,

что

они

могут

изображать

коммуникативные

ситуации

наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие.

Материал занятия должен соответствовать уровню знаний студентов на данном

этапе обучения, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Таким

образом,

можно

утверждать,

что

использование электронных

образовательных ресурсов в обучении истории и обществознания

достаточно

эффективно,

гарантирует

рост

качественной

успеваемости,

повышение

общей

эффективности и интереса студентов к учебному процессу.

Список использованной литературы

1.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании:

учебное пособие для пед.вузов -4-е изд.,С-187М.,2008

2.Короткова

М.В.

Личностно-ориентированный

подход

в

использовании

наглядных

средств

на

занятиях

истории/

М.В.

Короткова

//

Преподавание

истории в школе. - 2008. - №1,С.3-8.



В раздел образования