Автор: Кокшарова Любовь Ивановна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: БПОУ ВО " ЧМК"
Населённый пункт: г.Череповец,Вологодской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Информационно–коммуникационные технологии в обучении истории и обществознания в условиях реализации требований ФГОС
Раздел: среднее образование
Кокшарова Л.И.
преподаватель истории и обществознания,
БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж
имени академика И.П. Бардина»
г.Череповец, Российская Федерация
Информационно-коммуникационные технологии в обучении истории и
обществознания в условиях реализации требований ФГОС
Информатизация
общества
и
образования,
развитие
новых
информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Понятие
«новая
грамотность»
включает
в
себя
помимо
всего
прочего
и
умение
ориентироваться
в
разнообразных
информационных
потоках,
самостоятельно
создавать
медиаобъекты
для
сети
Интернет,
т.
е.
преподаватели
и
студенты
должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.
Следовательно,
необходимо
перестраивать
традиционное
занятие,
ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Современный преподаватель должен научить студента
не только тем
знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и
помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Занятия по дисциплинам «История» и «Обществознание» с использованием
ИКТ развивают познавательный интерес к дисциплинам, активизируют учебную
деятельность, способствуют эмоциональному и духовному развитию студента.
Проблема
использования
наглядности
на
занятиях
истории
является
"вечной", ибо студенты при изучении прошлого имеют дело с объектами, которые
в
большинстве
своем
можно
только
вообразить
в
своем
первозданном
виде.
Каждый современный преподаватель истории понимает, что в наш век крайнего
индивидуализма
и
дифференциации
единственным
методическим
выходом
из
сложившейся
"ненаглядной"
ситуации
является,
применение
личностно-
ориентированного
подхода
в
использовании
наглядных
средств на
занятии
истории
По мнению И.Г. Захаровой,
положительными сторонами применения
ИТО считается:
1.
Использование
ИТО
помогает
обеспечить
тесное
взаимодействие
между преподавателем и студентом даже в условиях дистанционного образования.
ИТО
предоставляют
самые
широкие
возможности.
Описание
творческого
процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной
конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe
учебного заведения, где каждый желающий может ознакомиться с их материалами
через Internet
2.
ИТО
расширяют
возможности
образовательной
среды
как
разнообразными
программными
средствами,
так
и
методами
развития
креативности
студентов.
К
числу
таких
программных
средств
относятся
моделирующие
программы,
поисковые,
интеллектуальные
обучающие,
экспертные
системы,
программы
для
проведения
деловых
и г р .
Коммуникационные
технологии
позволяют
по-новому
реализовывать
методы,
активизирующие
творческую
активность.
Обучаемые
могут
включиться
в
дискуссии,
которые
проводятся
не
только
в
аудитории
или
группе,
но
и
виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. В
выполнении
совместных
творческих
проектов
могут
участвовать
студенты
различных учебных заведений.
3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные
возможности
для
стимулирования
любознательности
обучаемого.
Благодаря
широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к
электронным библиотекам, интерактивным базам данных культурных, научных и
информационных центров, энциклопедиям, словарям.
Практический
опыт
использования
персонального
компьютера
как
универсального технического средство обучения (ТСО) на занятиях истории и
обществознания
позволяет
упорядоченно
хранить
огромное
количество
материала и готовых разработок занятий.
Систематическое использование персонального компьютера на занятия
приводит к целому ряду любопытных последствий:
1. Повышение уровня использования наглядности на занятии.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление межпредметных связей с информатикой.
4. Организации проектной деятельности студентов по созданию учебных
проектов под руководством преподавателей информатики и истории.
5. Изменение к лучшему взаимоотношений со студентами далекими от
истории, особенно с увлеченными компьютерами.
6.
Изменение
отношения
к
компьютеру
как
к
универсальному
инструменту для работы в любой области человеческой деятельности.
Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с
внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи
студентов, их психологическое и физическое здоровье
Среди них:
- сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;
-
отсутствие
непосредственного
и
регулярного
контроля
над
ходом
выполнения учебного плана;
- нарушение взаимодействия преподаватель-студент, т.к. компьютер не
может
заменить
полностью
преподавателя,
который
имеет
возможность
заинтересовать студентов. Не смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что
информационные технологии:
- формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу
обучения;
- позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
- обеспечивают объективность оценивания результатов;
- увеличивают долю самостоятельной работы.
Используя информационные, мультимедийные продукты, преподаватель
может легко перейти от роли информатора к роли преподавателя-координатора,
организатора познавательной деятельности студентов; развивать информационные
компетенции
обучающихся;
осуществлять
деятельностный
подход;
повышать
эффективность
образовательного
процесса.
ТСО
необходимы
для
повышения
качества
обучения.
Их
применение
необходимо
для
того,
чтобы
уменьшить
утомляемость студентов. ТСО дают возможность изложить материал наглядно, в
образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Неоспоримы достоинства использования видео носителей на занятиях
истории,
прежде
всего,
их
оперативность
и
маневренность,
возможность
повторного
применения,
использование
стоп-кадра.
Просмотр
создает
эффект
присутствия,
подлинности
фактов
и
событий
истории,
вызывает
интерес
к
истории как к дисциплине обучения.
Такое
ценное
качество
видео,
как
сочетание
яркой
формы
кино
наглядности
с
возможностью
многократного
предъявления,
с
каждым
годом
находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства
при
изучении
истории
и
обществознания.
Особенность
видеофильмов
заключается
в
том,
что
они
могут
изображать
коммуникативные
ситуации
наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие.
Материал занятия должен соответствовать уровню знаний студентов на данном
этапе обучения, их возрастным и индивидуальным особенностям.
Таким
образом,
можно
утверждать,
что
использование электронных
образовательных ресурсов в обучении истории и обществознания
достаточно
эффективно,
гарантирует
рост
качественной
успеваемости,
повышение
общей
эффективности и интереса студентов к учебному процессу.
Список использованной литературы
1.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании:
учебное пособие для пед.вузов -4-е изд.,С-187М.,2008
2.Короткова
М.В.
Личностно-ориентированный
подход
в
использовании
наглядных
средств
на
занятиях
истории/
М.В.
Короткова
//
Преподавание
истории в школе. - 2008. - №1,С.3-8.