Напоминание

" Развитие познавательного интереса"


Автор: Варгас Светлана Васильевна
Должность: Учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Братск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие познавательного интереса"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие познавательного интереса

В начале исследования обучающимся был задан вопрос: Зачем вы приходите

в школу?» Мы получили следующие результаты

5 класс

9 класс

Нравиться учиться

30 (63%)

17 (35,5%)

Пообщаться с друзьями

3 (6%)

12 (25%)

Получать хорошие

отметки

14 (29%)

12 (25%)

Заставляют родители

1 (2,1%)

7(15%)

На

уроке

обязательно

должна

быть

организована

деятельность

по

формированию

у

обучающихся

положительной

мотивации.

Потому,

что

эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от

силы мотивации.

Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от

желания

ученика

многое

зависит,

но

если

учитель

не

заинтересован

в

хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний

не будет. Если не управлять мотивацией, может произойти её снижение, как

это случается там, где нет целенаправленного управления этой стороной

учения.

Слайд 1 По данным исследований проведённых в 5-х и 9-х классах на

вопрос «Охотно ли вы работаете на уроке?»

5 класс

44 из 48

85,4%

9 класс

44 из 48

92%

Формирование

мотивации

-

это

прежде

всего

создание

условий

для

проявления

внутренних

побуждений

к

обучению,

осознание

их

самими

учащимися.

Слайд 2 В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если

для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворение

познавательной

деятельности

в

процессе

учения),

то

это

внутренняя

мотивация.

Слайд 3 Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:

1.

Мотивация по результату (ориентация на результат деятельности)

2.

Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе

деятельности)

3.

Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей

оценки)

4.

Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя)

Наиболее

значимыми

для

успешной

познавательной

деятельности

являются первые два вида мотивации.

Выявлена закономерность

«сильные» и «слабые» ученики отличаются

друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе качеству и типу

мотивации. Для сильных учеников характерна внутренняя мотивация -

ориентация

на

получение

прочных

ЗУН,

а

для

слабых

учеников-

избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

Слайд 4 Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда надо

помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:

1 уровень проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на

уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие

отметки)

2 уровень учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому, что

это мой долг, предмет полезен для будущей жизни)

3 уровень интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет много думать:

получаю удовольствие, работая на уроке)

4 уровень повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет, с

нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Слайд 5

Интересны результаты анкетирования проводимого в 5-х и 9-х

классах. «Вам интересно на уроке потому, что……»

5 класс

9 класс

нравится учитель, нравится получать

хорошие отметки

20 (42%)

21 (44%)

родители заставляют, учу, потому, что это

мой долг, предмет полезен для будущей

жизни

8 (42%)

14 (29%)

узнаю много нового, заставляет много

думать: получаю удовольствие, работая

на уроке

13 (27%)

11 (23%)

легко даётся предмет, с нетерпением жду

урока, стремлюсь узнать больше, чем

требует учитель

6 (12,5%)

1 (2%)

Слайд 6

Причины спада мотивации:

Негативное отношение ученика к учителю;

Негативное отношение учителя к ученику;

Недостаточное умственное развитие ученика;

Непродуктивность учебной деятельности;

Непонимание цели учения;

Страх перед наказанием.

Большинство педагогов всё ещё ориентированы на поддержание внешней

мотивации

в

форме

контроля.

При

этом

у

обучаемого

свое

«Я»

не

развивается,

а

наоборот

подавляется.

Это

отрицательно

влияет

на

внутреннюю мотивацию и снижает интерес к учебной деятельности.

Слайд 7 Как же повысить мотивацию учебной деятельности обучающихся?

Выделяют четыре метода мотивации:

1.

Эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра,

создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации

успеха)

2.

Познавательные (опора на жизненный опыт, создание

проблемной

ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение

творческих заданий)

3.

Волевые

(предъявление

учебных

требований,

информирование

об

обязательных

результатах

обучения,

самооценка

деятельности

и

коррекция)

4.

Социальные (развитие желание быть полезным, побуждение подражать

с и л ь н о й

л и ч н о с т и ,

с о зд а н и е

с и туа ц и и

в з а и м о п о м о щ и ,

заинтере сованно сть

в

результатах

коллективной

р а б от ы ,

взаимопроверка).

Слайд 8

Какие же ещё условия способствуют развитию познавательного

интереса?

1.

развитию познавательного интереса способствует такая организация

обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного

поиска

и

«открытия»

новых

знаний,

решает

задачи

проблемного

характера.

Проблемно-поисковые

и

деятельностные

технологии

обучения

применяются

нашими

учителями,

работающими

по

образовательной системе «Школа 2100».

2.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем

он интереснее для ребят.

3.

Не

слишком

легкий,

ни

слишком

трудный

материал

не

вызывает

интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

4.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе

им самим и обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

Как можно осуществить более частую проверку знаний? Работа в парах

с взаимопроверкой, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые

ответы на несложные вопросы, метод «закрытой доски» для нескольких

учеников одновременно.

5.

Важную

роль

в

стимулировании

познавательного

интереса

имеет

позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического

стиля

взаимодействия:

принятие

своих

учеников

независимо

от

их

учебных успехов.



В раздел образования