Автор: Варгас Светлана Васильевна
Должность: Учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: город Братск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие познавательного интереса"
Раздел: среднее образование
Развитие познавательного интереса
В начале исследования обучающимся был задан вопрос: Зачем вы приходите
в школу?» Мы получили следующие результаты
5 класс
9 класс
Нравиться учиться
30 (63%)
17 (35,5%)
Пообщаться с друзьями
3 (6%)
12 (25%)
Получать хорошие
отметки
14 (29%)
12 (25%)
Заставляют родители
1 (2,1%)
7(15%)
На
уроке
обязательно
должна
быть
организована
деятельность
по
формированию
у
обучающихся
положительной
мотивации.
Потому,
что
эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от
силы мотивации.
Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить коня пить; от
желания
ученика
многое
зависит,
но
если
учитель
не
заинтересован
в
хорошем уровне знаний, а ученику не даны способности от природы, знаний
не будет. Если не управлять мотивацией, может произойти её снижение, как
это случается там, где нет целенаправленного управления этой стороной
учения.
Слайд 1 По данным исследований проведённых в 5-х и 9-х классах на
вопрос «Охотно ли вы работаете на уроке?»
5 класс
44 из 48
85,4%
9 класс
44 из 48
92%
Формирование
мотивации
-
это
прежде
всего
создание
условий
для
проявления
внутренних
побуждений
к
обучению,
осознание
их
самими
учащимися.
Слайд 2 В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если
для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворение
познавательной
деятельности
в
процессе
учения),
то
это
–
внутренняя
мотивация.
Слайд 3 Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:
1.
Мотивация по результату (ориентация на результат деятельности)
2.
Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе
деятельности)
3.
Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей
оценки)
4.
Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя)
Наиболее
значимыми
для
успешной
познавательной
деятельности
являются первые два вида мотивации.
Выявлена закономерность
«сильные» и «слабые» ученики отличаются
друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по силе качеству и типу
мотивации. Для сильных учеников характерна внутренняя мотивация -
ориентация
на
получение
прочных
ЗУН,
а
для
слабых
учеников-
избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.
Слайд 4 Занимаясь формированием познавательного интереса, всегда надо
помнить о том, что бывают различные уровни познавательного интереса:
1 уровень проявление ситуативного интереса к учёбе, к предмету (иногда на
уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие
отметки)
2 уровень учение по необходимости (родители заставляют, учу, потому, что
это мой долг, предмет полезен для будущей жизни)
3 уровень интерес к предмету (узнаю много нового, заставляет много думать:
получаю удовольствие, работая на уроке)
4 уровень повышенный познавательный интерес (легко даётся предмет, с
нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).
Слайд 5
Интересны результаты анкетирования проводимого в 5-х и 9-х
классах. «Вам интересно на уроке потому, что……»
5 класс
9 класс
нравится учитель, нравится получать
хорошие отметки
20 (42%)
21 (44%)
родители заставляют, учу, потому, что это
мой долг, предмет полезен для будущей
жизни
8 (42%)
14 (29%)
узнаю много нового, заставляет много
думать: получаю удовольствие, работая
на уроке
13 (27%)
11 (23%)
легко даётся предмет, с нетерпением жду
урока, стремлюсь узнать больше, чем
требует учитель
6 (12,5%)
1 (2%)
Слайд 6
Причины спада мотивации:
Негативное отношение ученика к учителю;
Негативное отношение учителя к ученику;
Недостаточное умственное развитие ученика;
Непродуктивность учебной деятельности;
Непонимание цели учения;
Страх перед наказанием.
Большинство педагогов всё ещё ориентированы на поддержание внешней
мотивации
в
форме
контроля.
При
этом
у
обучаемого
свое
«Я»
не
развивается,
а
наоборот
подавляется.
Это
отрицательно
влияет
на
внутреннюю мотивацию и снижает интерес к учебной деятельности.
Слайд 7 Как же повысить мотивацию учебной деятельности обучающихся?
Выделяют четыре метода мотивации:
1.
Эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации
успеха)
2.
Познавательные (опора на жизненный опыт, создание
проблемной
ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение
творческих заданий)
3.
Волевые
(предъявление
учебных
требований,
информирование
об
обязательных
результатах
обучения,
самооценка
деятельности
и
коррекция)
4.
Социальные (развитие желание быть полезным, побуждение подражать
с и л ь н о й
л и ч н о с т и ,
с о зд а н и е
с и туа ц и и
в з а и м о п о м о щ и ,
заинтере сованно сть
в
результатах
коллективной
р а б от ы ,
взаимопроверка).
Слайд 8
Какие же ещё условия способствуют развитию познавательного
интереса?
1.
развитию познавательного интереса способствует такая организация
обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного
поиска
и
«открытия»
новых
знаний,
решает
задачи
проблемного
характера.
Проблемно-поисковые
и
деятельностные
технологии
обучения
применяются
нашими
учителями,
работающими
по
образовательной системе «Школа 2100».
2.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем
он интереснее для ребят.
3.
Не
слишком
легкий,
ни
слишком
трудный
материал
не
вызывает
интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
4.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе
им самим и обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.
Как можно осуществить более частую проверку знаний? Работа в парах
с взаимопроверкой, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые
ответы на несложные вопросы, метод «закрытой доски» для нескольких
учеников одновременно.
5.
Важную
роль
в
стимулировании
познавательного
интереса
имеет
позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического
стиля
взаимодействия:
принятие
своих
учеников
независимо
от
их
учебных успехов.