Автор: Фоменко Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР дс "Солгнышко"
Населённый пункт: Якутия (Саха) Томпонский район п. Хандыга
Наименование материала: Развиваем творчество детей через раскрашивание
Тема: роль раскрасок в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
«Раскраски, как средство развития творческих способностей детей»
Цель:
Обучение
правильному
п од б о р у
цветовых сочетаний, развитие и укрепление
навыков рисования.
Задачи:
1.
Развитие
художественного
вкуса,
создание эмоциональной атмосферы.
2.
В
с о в р е м е н н о м
м и р е
с а м ы м и
популярными
детскими
художественными
играми, на ряду сдидактическими, являются
раскраски.
Раскрасками
увлекаются
все
без
исключения, и взрослые и дети. Раскраски –
замечательный подарок для любого ребенка. Ведь детей, которые бы не любили рисовать
или раскрашивать, просто не бывает! Раскраски для детей – это особенный мир, в котором
они могут творить, уноситься в страну своих фантазий и просто делать мир прекраснее.
Раньше считалось, что раскраски – это книги, на страницах которых размещены
штриховые иллюстрации, и их раскрашивает читатель. «Золотым временем» для этого
вида рисования стали 1960-е годы.
Существует несколько видов раскрасок.
Тематические раскраски - предлагают сосредоточиться на определенной теме.
Развивающие раскраски -содержат головоломки и различные задания.
Образовательные раскраски - обучают алфавиту и цифрам.
Развлекательные раскраски - могут быть изображения праздников и различных
мест для отдыха.
Рекламные
раскраски
-
изображают
героев
популярных
мультфильмов,
кинофильмов, а также определенные товары.
П о д б и р а я
р а с к р а с к у
р е б е н к у
н у ж н о
у ч и т ы в а т ь
в с е г о
д в а
фактора: возраст и пол.
Маленьким
детям
нужно
предлагать
большие
картинки,
на
которых
трудно
будет промахнуться и выйти за контуры.
Детям постарше – изображения с различными мелкими деталями.
Значение раскрасок для развития ребёнка.
Раскраски
содействуют
развитию
творческих
способностей.
Дети
начинают
пользоваться своим воображением, придумывать различные сценарии и создавать свои
собственные
сюжеты.
Воспитывается
усидчивость,
терпение.
Дети
учатся
концентрировать
внимание.
Творческие
занятия
позволяют
избегать
психологических
проблем. Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие
речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, готовит
руку к письму.
А знаете ли вы, что не каждая картинка подходит для раскрашивания? Нам же
интересно
не
только
развлечение,
но
и
польза.
Полезными
раскрасками
можно
считать
только
те,
у
которых
интересная
картинка
со
смыслом,
с
одним
или
несколькими ключевыми изображениями (например, цветок или сказочный герой), с
чётко выраженными деталями.
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных
интересов и возможностей детей. Их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую
раскраски для самых маленьких перегружены деталями,
у с л о ж н е н ы
д о
н е у з н а в а е м о с т и
и
н е
о ч е н ь
привлекательны.
Они
не
поддерживают
интерес
к
рисованию
и
не
дают
толчок
к
самостоятельному
творчеству.
Как же определить, насколько хороша раскраска и
подходит ли она для вашего малыша?
Вот вам простой «тест», который поможет сделать
правильный вывод.
все
изображения
в
раскраске
крупные,
без
мелких деталей.
ш и р о к а я
ко н т у р н а я
л и н и я(2-4мм) скроет
естественные погрешности неумелой руки малыша.
образы
в
раскраске
конкретны
и
легко
узнаваемы.
изображения
стилизованы
настолько,
что
движения руки ребёнка легко повторяют силуэт.
все картинки симпатичные, добрые, интересные.
каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.
раскраски
вызывают
яркую
эмоциональную
реакцию
и
приглашают
к
творчеству.
Требования к раскраскам и материалу.
Как выбрать нужную раскраску? Прежде всего, следует ориентироваться на возраст
и интересы ребенка, а также соответствие определенным требованиям.
2 - 3 года:
Крупные,
упрощенные
рисунки на
два-три
цвета, хорошо знакомые
ребенку, контур которых широкий, доходящий до 4 мм.
Можно использовать водные
раскраски при попадании влаги, черно-белый рисунок становится цветным. Бархатные
раскраски на темном фоне из бархата есть «прогалины» из обычной бумаги белого цвета,
которые и предстоит раскрасить.
Можно самостоятельно сделать многоразовую раскраску. Для этого необходимо лист
с
контурным
рисунком
просто
заламинировать
и
запастись
смывающимися
фломастерами.
Для самых маленьких лучше всего брать пальчиковые краски, а не карандаши. А
для детей в 2 – 3 летмедовая акварель.Специальный мягкий пластилин, который не
оставляет
нежелательных
следов,
а
при
необходимости,
лишнее
легко
счищается
с
поверхности пластиковым ножичком или картонкой.В
результате
яркий
рисунок
за
считанные минуты и огромная радость.
3 – 5 лет: Самое время изучать окружающий нас мир: цветы и грибы, птицы и
животные, а также обучаться, раскрашивая буквы и цифры.
Рисунок должен состоять
не только из крупных деталей, но и мелких. Линии контура становятся тоньше (1-2 мм).
Детям интересны книжки-раскраски с наклейками, раскраски с заданиями: посчитать,
найти отличия, дорисовать изображение самому и т.п.
Раскрашивать в три-пятьлет лучше классической гуашью иликарандашами. Можно
предложить восковые мелки. Они довольно мягкие, почти не потребуется нажима для
четкой и яркой линии. К тому же они не оставляют пятен, не липнут к рукам, не
крошатся.
6
лет
и
старше: Доступен рисунок любой сложности: чем сложнее и больше
деталей, тем интереснее.
Герои сказок и мультфильмов, сюжеты и характеры всё это
завораживает
ребенка
в
таком
возрасте.
Берите
огромный
набор
карандашей
или
фломастеров
с
разными
оттенками
цветов
и
применяйте
фантазию.
Можно
предложить
профессиональные
масляные
краски, магические фломастеры с изменением цвета, а
так
же
специальные
предназначенные,
для
работы
по
различным
поверхностям
–
ткани,
дереву,
пластику,
стеклу.Можно взять цветные карандашипластиковые или
с
антискользящей
поверхностью,
флуоресцентные
и
перламутровые, многогранные и треугольные
Девочка или мальчик?
Раскраски для девочек традиционно отделяют от
раскрасок
для
мальчиков.
Девчонки
отд а ют
предпочтение
принцессам
и
цветам,
мальчишки
–
машинам и самолетам. Но не сужайте круг интересов
ребенка. Это предрассудки! Каждый ребенок должен
попробовать себя в разных областях.
Чему ещё можно научить ребенка, раскрашивая раскраски?
Не думайте, что раскраска помогает только развитию фантазии и моторики.
Последовательное
раскрашивание
элементов
успокаивает
и
тренирует
усидчивость
Мытьё
кисточек
после
каждого
смешивания
цветов
и
смена
воды
в
стаканчике, уборка стола, красок и карандашей учит аккуратности.
Похвала
за
каждый
рисунок,выбор
самых
ярких
и
качественных
картинокдля
украшения
комнаты
подводит
к
пониманию
того,
что
всегда
можно
сделать лучше. Ребёнок видит признание своего творчества.
Чудесные превращения цвета видны в каждой готовой раскраске. Синие
деревья,
красные
звери
и
оранжевые
ромашки…
Знакомая
ситуация?
Взрослым
решать,
настаивать
ли,
чтобы
ребенок
раскрашивал
все
элементы
раскраски
в
правильные
цвета
или
позволять
ему
фантазировать.
Что
тут
скажешь?
Выбор
каждого, но если уж не настаивать, так хоть рекомендовать нужно. А как иначе? Если
ребенку не 2-4 годика, то пора бы уже начинать привыкать к реальности.
Кто учит ребенка раскрашивать?
Можно
дать
ребенку
раскраску
и
карандаши
и
оставить
ему
простор
для
фантазии. Мол, делай, что хочешь. Может этот правильно, но научить, как правильно
держать в руках карандаш – необходимо. А правильно – это значит, зажав между
большим
и
средним
пальцами,
придерживая
указательным
сверху.
От
заточенного
конца карандаша должно быть не более 3 см до пальцев. Это очень важно. Если
ребенок привыкнет держать его не так – потом будет очень сложно отучить, да и
подчерк оставит желать лучшего.
Важно сразу, на своем примере, показать правильность раскрашивая раскраски
– не выходи за контуры, раскрашивать все участки рисунка, цвет нужно распределять
равномерно, раскрашивать нужно до конца, а не бросать работу на половине пути.
Компьютерные
раскраски
для
детей
Д а ,
э т о т
в о п р о с
–
т е м а
многочисленных
споров.
Если
уж
так
хочется
–
полчаса
в
день
можно
и
раскрашивать
за
компьютером,
но,
как
некоторые
психологи,
и
родители
мы
против
таких
раскрасок.
Почему?
Мало
того,
что
ребенок
про сиживает
з а
компьютером, от которого его и так как и
от
телевизора
не
оторвать,
так
ещё
и
пользы никакой, только развлечение.
Воспитывают ли у детей эстетический
вкус,
навыки
работы
с
карандашом
или
кистью?
Не секрет, что после раскрашивания альбомы никак не используются, а просто
выбрасываются, как мусор. Очень часто дети переносят свое увлечение раскраской на
иллюстрации в книгах для чтения.
Может быть, отсюда западает в душу ребенка зерно небрежного отношения вообще к
книгам?
Известно, что наряду с альбомами для раскрашивания выпускают альбомы для
вырезывания и склеивания. Заметны ли попытки у детей, после знакомства с ними,
вырезать картинки из книг для чтения?
Ни в практике детского сада, ни в семейной практике не существует намека на такое
покушение на книгу или журнал.
Дети прекрасно понимают временное и постоянное. Кстати, сами рисунки в книгах
не могут вызвать такого желания.
Приносят ли пользу альбомы для раскрашивания?
Естественно, что рисунки для детей старшего возраста усложняются.
Это, главным образом, игрушки, птицы, некоторые животные, здания, элементы
природы, фигуры людей, несложные сюжетные сценки.
Можно ли утверждать, что закрашивание контурных изображений вредно? Вряд ли.
Специалисты по изобразительной деятельности рекомендуют давать детям
задания по раскрашиванию на дом.
В такой работе развиваются и крепнут мышцы пальцев, руки в целом. Лучше
осваиваются, запоминаются зрительно - двигательные контуры. Появляется старание
работать аккуратно, приобретается опыт. Дети упражняются в правильной штриховке - в
одном направлении, без просветов, не заходя за контуры.
Советуем родителям приобрести такие альбомы. Их лучше
Разрезать и давать каждый раз не более одного листа.
Если ребенку дать сразу весь альбом, то он постарается
освоить его весь сразу, спешит, ошибается и, конечно, портит.
Именно в таких случаях альбомы для раскрашивания
становятся «мусором». Ребенок сам выбросит его, а к процессу
раскрашивания получит отвращение.
Альбомы для раскрашивания могут принести пользу для
ребенка в изобразительной деятельности
Практика
Одним
из
самых
простых
доступных
с по с о б о в
приобретения
новых
знаний,
развития
воображения,
логики,
зрительной памяти, мелкой моторики – является развивающая
раскраска. Можно отнести раскраски содержащие задания на
письмо – прописи, счет – цифры, «обводилки», для мальчиков и
девочек, по тематическим неделям и т.д.
Я
хочу
вам
предложить
новую,
набирающую
популярность
раскраску
–
мини
раскраска,
для
развития
воображения
стимулирования
фантазии
и
творческих
способностей ребенка. Раскрашивая такие мини – раскраски у ребёнка есть возможность
отступать от заученных алгоритмов.
У нас в каждой группе уже есть алгоритмы действий: в режимных моментах и
правилах поведения, так же в центре детского центра алгоритмы рисования предметов.
Так
же
необходимо
развивать
творчество
на
свободную тему, самостоятельность, фантазию у детей
с помощью мини - раскрасок.
Рисунок состоит из простых из простых фигур и
картинок
(солнце,
радуга,
много
других
элементов,
которые хорошо узнают дети в возрасте от 3 – 7 лет).
Это
дополнительное
пособие
для
развития
мелкой
моторики рук, ведь раскраска - это первое пособие для
обучения
письму
в
дошкольном
возрасте.
Кроме
развития рук ребенку раскраски помогают развивать
художественное
воображение,
развитие
творческих
способностей, фантазию.
Есть еще один вариант раскрасок обои-раскраски
в
большом
формате,
раскрашивают
дети
уже
не
на
столах, а на стене. Уже используется такая раскраска в
6-ой
группе
нашего
детского
сада,
хотелось,
чтобы
такие раскраски-обои появились и в других группах.
Для
таких
раскрасок
необходимо
брать
несколько
цветов
2-4
цвета,
чтобы
прослеживалась
композиция
и
задумка
автора
картины.
Постепенно
увеличивать
количество
оттенков.
Раскрашивать
мини-раскраски
рекомендую
фломастерами,
гелиевыми ручками и цветными карандашами.
Полученный
продукт
можно
использовать
для
оформления
детской,
центра
творчества, поздравительных открыток, приглашений, наносить такой рисунок можно на
объемные предметы (слепленные фигурки, коробочки рамочки, камни).
Арифметические раскраски. Сначала нужно решить пример, каждому цифровому
сочетанию присвоен определенный цвет, которым нужно заполнить рисунок. Алфавит и
сказки. Кроме сюжетной картинки здесь вы найдете полноценный текст.
Гипсовый барельеф. Сначала отливают гипсовую форму, а затем раскрашивают её
гуашью или акриловыми красками. Роспись по тарелке, шелку, раскрашивание копилок и
матрешек. В набор входит и рабочая поверхность, специальные краски и инструкция с
образцом и указаниями.
Раскраска
картинки
на
стекле.
В
набор
входит
готовый контур, который нужно раскрасить специальными
красками.
Деревянные
раскраски. В набор входит доска с
контуром,
которая
раскрашивается
прилагающимися
красками.
Совсем
недавно
в
продаже
появились
обои,
которые можно и нужно раскрашивать.
Умные
раскраски: Мы всегда за пользу дела, а,
значит, хоть раскраски для детей – это развлечение, немного смысловой нагрузки не
помешает. Поверьте, точно не помешает. Представьте обычную раскраску с фруктами
и раскраску с маленьким кроссвордом или буквой алфавита. Вот вам и польза, сами не
заметите,
как
выучите
алфавит
и
научитесь
считать.
Итак,
умные
раскраски
–
наш
выбор!
Итог:
Детские
раскраски
–
этот
простой
и
экономичный
способ
развития
ребёнка. Каждый родитель сможет найти средства на карандаши и раскраску. Польза
раскрасок
несомненна,
главное,
родители
должны
правильно
подбирать
их,
руководствуясь вкусом и предпочтениями ребенка