Напоминание

"Формирование активного творческого мышления у учащихся исполнительских классов"


Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано, синтезатора
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1 им.М.И.Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование активного творческого мышления у учащихся исполнительских классов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «ДМШ №1 им. М. И. Глинки»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КЛАССОВ»

Преподаватель

Баудер Т.Г.

Смоленск, 2018

Методическая

разработка

посвящена

методам

формирования

самостоятельного,

творческого

устойчивого

интеллекта

у

учащегося-

музыканта. Данный материал может быть адресован преподавателям ДМШ

и ДШИ.

Проблема формирования активного, творческого, самостоятельного

мышления учащихся тесно связана с задачей интенсификации обучения и

усиления

развивающего

обучения.

Воспитание

самостоятельности

вызывает

необходимость

искать

новые

методы,

приемы

(способы)

обучения и формы организации учебной деятельности в исполнительском

классе.

Задача преподавателя – дать ученику основные общие положения,

опираясь на которые он сможет правильно расшифровать авторский текст,

отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства

воплощения художественного замысла и критически оценить результаты

собственной музыкальной исполнительской деятельности.

© Баудер Т.Г., 2018

© МБУДО "Детская музыкальная школа №1 им. М.И.Глинки", 2018

2

В процессе формирования музыкального мышления не только то

играет роль, что и сколько приобретено учащимся-исполнителем в ходе

его занятий на инструменте, но и как, каким образом совершались эти

приобретения, какими путями были достигнуты те или иные результаты.

Вопро сы,

связанные

со

стимулированием

ум с т ве н н о й

самостоятельности

учащихся

в

процессе

обучения,

издавна

привлекли

внимание многих педагогов.

Так, у Я.А. Коменского можно найти призывы к тому, чтобы ученик

«приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не

только...

понимать

чужие

мнения

о

вещах

или

даже

заучивать

и

воспроизводить их..., но и развивать в себе способность проникать в корень

вещей и вырабатывать истинное понимание и употребление их».

И.Г.

Песталоцци

усматривал

истинную

цель

образования

во

«всестороннем и гармоничном развитии умственных задатков человека,

обеспечивающих ему интеллектуальную самостоятельность. Само понятие

«умственное

развитие»

расшифровывалось

швейцарским

дидактом

как

умение «самостоятельно сопоставлять, различать и сравнивать» явления

окружающей

действительности,

как

способность

к

активному,

непредвзятому «исследованию и суждению».

«Побуждай его (ученика) перерабатывать материал, вкорени это ему

настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя

неспокойным,

когда

этого

не

делается;

чтобы

он

чувствовал

в

этом

внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, т.е. с

пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не

может ни в каком отношении быть его заместителем. Он должен всего

достигнуть сам». Так высказывались выдающиеся педагоги и мыслители

XIX столетия -А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Необходимо, по К.Д.Ушинскому, чтобы ученики «по возможности

трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным

трудом и давал для него материал».

3

Особо

яркое

звучание

приобрела

проблема

формирования

активности и самостоятельности мышления учащегося в наши дни; ее

актуальность тесно

связана

с

задачей

интенсификации

обучения,

усиления

его развивающего

эффекта.

Различные

аспекты

этой

проблемы

разрабатывались

и

уточнялись

большой

группой

советских (А.Д.

Алексеевым, И.А. Ветлугиным) и зарубежных специалистов.

Интерес

педагогов

и

методистов

различных

специальностей

к

проблеме самостоятельной деятельности в обучении заключается в том, что

умственное развитие ученика дает действительно полноценные результаты

лишь тогда, когда оно опирается на активную, самостоятельную работу.

Понятия

«самостоятельное

музыкальное

мышление»,

«самостоятельная работа на инструменте» трактуются по-разному и чаще

всего приблизительно в общем. Многие педагоги-практики подчас не делают

принципиальных

различий

между

такими

качествами

учебной

деятельности

молодых

музыкантов,

как

активность,

самостоятельность

творчества.

Между тем, названные качества не идентичны по своей природе.

Активность обучающегося музыке вполне может быть лишена элементов

самостоятельности

и

творчества,

самостоятельное

выполнение

какого-

либо

задания

необязательно

окажется

творческим.

Понятие

самостоятельности

в обучении музыке достаточно емко и многопланово,

оно выявляет себя на различных уровнях, синтезируя и умение ученика без

посторонней

помощи сориентироваться

в

незнакомом

музыкальном

материале,

правильно расшифровать авторский текст, готовность самому

отыскать

эффективные пути

в

работе,

найти

нужные

приемы

и

средства

воплощения художественного замысла, способность критически

оценить

результаты

собственной

музыкально-исполнительской

деятельности и т.д.

Т.е. проблема воспитания самостоятельности учащегося-музыканта

затрагивает и методы преподавания, и приемы (способы) учения, и формы

4

организации учебной деятельности в исполнительском классе.

Развитие независимого, пытливого, в конечном счете, творческого

мышления

ученика

всегда

составляло

предмет

неустанных

забот

преподавателей.

«Дать ученику основные общие положения, опираясь на которые он

сможет

пойти

по

своему

художественному

пути

самостоятельно,

не

нуждаясь в помощи...» - говорит А.В.Николаев.

«Что может сделать педагог?» - спрашивает А.Шнабель.

«В лучшем случае - открыть дверь. Но ученик должен сам пройти

через нее».

На

практике

формирование

самостоятельности

мышления

у

обучающихся, как правило, пребывает не на должной высоте. Причины

-недоверчивое

отношение

педагогов

к

способности

учащихся

самим

находить интересные

интерпретаторские

решения,

стремление

придать

ученическому исполнению эстрадную наглядность и привлекательность и

т.д. В конечном счете преподавателю игры на музыкальном инструменте

гораздо

легче научить

чему-либо

своего

учащегося,

нежели

в о с п и т а т ь

у

н е г о индивидуальное,

творчески

независимое

художественное сознание.

Этим, в первую очередь, и объясняется тот факт, что проблема

самостоятельности мышления учащегося решается значительно труднее и

менее успешно, нежели в практике крупных мастеров. Метод, как правило,

у

наших

преподавателей

один

-

директивно-установочный, ведущий к

подмене

самостоятельной

работы

учащегося

и

его

творческой

инициативы,

«разжевыванием»

каждой

мельчайшей

детали

в процессе

урока.

Педагог

сообщает,

инструктирует,

показывает,

поясняет,

ученик

принимает к сведению, запоминает, выполняет. Но мы знаем, что как бы

квалифицированно

ни

сообщались

учащемуся-музыканту

те

или

иные

сведения,

сколь

бы

широки

и

многообразны

они

не

были,

это

не

5

обеспечит еще

формирования

инициативного,

ищущего,

творчески

независимого мышления.

Воспитать

последнее

можно

лишь

ставя

учащегося

перед

необходимостью

принимать

свои

собственные

решения,

предлагая

ему

учебные

задачи,

само

содержание

и

структура

которых

полностью

исключала бы возможность опереться на чью-либо помощь. Методика,

основывающаяся на подобных принципах, использующая указанные типы

упражнений и задач

ведет

наикратчайшим

путем

в

направлении

формирования самостоятельного,

творчески

устойчивости

интеллекта

у учащегося-музыканта.

Каким же образом активизируется музыкальное сознание у учащегося

исполнительского класса?

1.

Приобщение

учащегося-исполнителя

к

пристальному,

неотрывному

вслушиванию

в

свою

игру.

Музыкант

с

неослабленным

вниманием, слушающий себя, не может оставаться пассивным,

в н у т р е н н е индифферентным,

эмоционально

и

интеллектуально

бездеятельным.

Требуется, иными словами, активизировать учащихся - надо изучить его

слушать себя, переживать совершающиеся в музыке процессы.

2.

Формирование

самостоятельности

у

учащихся

исполнительского класса

включает

в

себя

в

качестве

основного

компонента

и

то,

что связано

с

выработкой

умения

инициативно,

творчески

созидательно заниматься на музыкальном инструменте.

«Творчеству научить нельзя, - справедливо полагает Л.А.Беренбойм -

Но

можно

научить творчески

работать».

Ряд

видных

педагогов-

музыкантов

прибегает

к следующему

методу:

урок

в

класс е

констатируется

как

своего

рода прообраз домашних занятий учащихся.

Под

руководством

педагога происходит нечто вроде репетиции,

«отлаживают» процесса самостоятельной

работы

учащегося.

«Бывает

необходимо,

- писал А.П.Щапов

-

чтобы

вновь

поставленные

задачи

6

были

частично разрешены тут же на уроке, при помощи педагога: тогда

учащимися легче работать дальше самостоятельно».

3.

Воспитывать

у

учащихся

отношение

к

собственной

профессиональной деятельности. Задача педагога - всемерно поощрять и

стимулировать такого рода качества.

4.

Систематически

развивать

способности

у

учащихся

самостоятельно мыслить,

самостоятельно

действовать.

Следует

практиковать при обучении постановку перед учащимися задачи самому,

без

чьей-либо поддержки

и

помощи,

разучить

музыкальное

произведение (с последующей демонстрацией его педагогу ).

7

ЛИТЕРАТУРА

1.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре. \ И. Гофман- М.; Классика XX1, 2002.- 244с.

2.

Коган Г.М. У врат мастерства. \ Г.М. Коган.- М.: «Музыка» 1977.

-60с.

3.

Лонг М. Французская школа фортепиано. \ Выдающиеся пианисты

педагоги о фортепианном искусстве.\ М.Лонг. М.: «Музыка» 1966.-

20с.

4.

Нейгауз

Г.Г.

Об

искусстве

фортепианной

игры.\

Г.Г.

Нейгауз-М.;

«Музыка» 1967.-302с.

5.

Фейгин. Индивидуальность ученика и искусство педагога.\ Фейгин-

М.: «Музыка» 1975.- 112с.

8



В раздел образования