Напоминание

Определения уровня социального развития детей подготовительной к школе группы в практике работы ДОО


Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Определения уровня социального развития детей подготовительной к школе группы в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Определения уровня социального развития детей подготовительной к школе

группы в практике работы ДОО

Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком

знаниями,

умениями

и

навыками,

но

и

в

становлении

базовых

свойств

его

личности:

самооценки

и

образа

«я»,

эмоционально

потребностной

сферы,

нравственных

ценностей

и

установок,

а

также

социально

психологических

особенностей в системе отношений с другими людьми. Самостоятельно выстроить

целостную картину мира и определить своё место в ней ребёнок - дошкольник не

может - нужна помощь взрослых.

В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике,

личность ребёнка признаётся как самая большая ценность, что даёт возможность

каждому дошкольнику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе

образовательного процесса .

Диагностические исследования по определению уровня социального развития детей

проводится

педагогами

группы

три

раза

в

год:

в

сентябре

-

первоначальная

диагностика со всеми детьми группы, в мае – итоговая диагностика со всеми детьми

группы,

в

январе

промежуточная

с

детьми,

которые

на

начало

учебного

года

показали

низкий

уровень.

При

проведении

итоговой

диагностики

рекомендуется

использование игр с заданными целями, но другим содержанием.

В каждом возрасте определены параметры исследований. При организации работы

по реализации области «Социализация» необходимо учитывать следующее:

-

время,

необходимое

для

проведения

праздников:

1)

входит

в

объем

образовательной нагрузки тех областей, в рамках которых решаются образовательные

задачи, связанные с проведением конкретного праздника; 2) учитывается как время,

необходимое

для

осуществления

непосредственно

образовательной

деятельности

по

решению основных психолого-педагогических задач каждой конкретной области (то есть

не учитывается дополнительно).

Вторая младшая группа (3-4 года)

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы

организации

детей

Примерный

объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

2

Развитие игровой деятельности

Игровые упражнения

Индивидуальные игры

С о в м е с т н ы е

с

воспитателем игры

С о в м е с т н ы е

с о

с в е р с т н и к а м и

и г р ы

(парные, в малой группе)

Подгруппа

Индивидуально

50-60 мин.

Приобщение

к

элементарными

о б щ е п р и н я т ы м

н о р м а м

и

правилам

взаимоотношения

со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Групповая

Подгруппа

10-15 мин.

Ф орми рова н и е

п е р в и ч н ы х

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

п р е д с т а в л е н и й ,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Праздник

Групповая

Подгруппа

до

25

мин.

(по

календарю

праздников)

Организация деятельности педагогов и детей по решению

данных задач осуществляется также в рамках реализации

других образовательных модулей (в пределах примерного

времени, с использованием форм и

методов работы, а

также форм организации детей, определенных для каждого

конкретного образовательного модуля).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности

Игровые

у п р а ж н е н и я ,

индивидуальные,

с о в м е с т н ы е

с

в о с п и т а т е л е м

и

с о в м е с т н ы е

с о

с в е р с т н и к а м и

и г р ы

(парные, в малой группе)

Подгруппа

Индивидуально

20-25 мин.

Приобщение

к

элементарными

о б щ е п р и н я т ы м

н о р м а м

и

правилам

взаимоотношения

со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Ситуативные

разговоры

с

детьми

Педагогические ситуации

Ситуации

м о р а л ь н о го

выбора

Беседы

Игры

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

25 мин.

Ф орми рова н и е

п е р в и ч н ы х

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

п р е д с т а в л е н и й ,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Самостоятельная деятельность детей

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные игры

Подгруппа

3

С о в м е с т н ы е

с о

с в е р с т н и к а м и

и г р ы

(парные, в малой группе)

Индивидуально

Приобщение

к

элементарными

о б щ е п р и н я т ы м

н о р м а м

и

правилам

взаимоотношения

со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Все виды самостоятельной

детской деятельности

Подгруппа

Индивидуально

Ф орми рова н и е

п е р в и ч н ы х

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

п р е д с т а в л е н и й ,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Средняя группа (4-5 лет)

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы

организации

детей

Примерный

объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные игры

Совместные с воспитателем

игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

60-70 мин.

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

С и т у а ц и и

м о р а л ь н о г о

выбора

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

15 мин.

Формирование

первичных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Праздник

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

до

30

мин

(по

календарю

праздников)

4

Организация деятельности педагогов и детей по решению

данных задач осуществляется также в рамках реализации

других образовательных модулей (в пределах примерного

времени, с использованием форм и методов работы, а также

форм

организации

детей,

определенных

для

каждого

конкретного образовательного модуля).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные игры

Совместные с воспитателем

игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

25-40 мин.

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Ситуативные

разговоры

с

детьми

Педагогические ситуации

С и т у а ц и и

м о р а л ь н о г о

выбора

Беседы после чтения

Б е с е д ы

с о ц и а л ь н о -

нравственного содержания

Игры

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

30-35 мин.

Формирование

первичных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Самостоятельная деятельность детей

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Все

виды

самостоятельной

детской деятельности

Подгруппа

Индивидуально

Формирование

первичных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы

организации

детей

Примерный объем

(в неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные

Подгруппа

90-100 мин. (1 час

5

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

игры

С о в м е с т н ы е

с

воспитателем игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Индивидуально

30 мин. – 1 час 40

мин.)

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические

ситуации

Экскурсии

Ситуации

морального выбора

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

20 мин.

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Праздник

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

до

30

мин

( п о

календарю

праздников)

Организация деятельности педагогов и детей по решению

данных задач осуществляется также в рамках реализации

других образовательных модулей (в пределах примерного

времени, с использованием форм и методов работы, а также

форм

организации

детей,

определенных

для

каждого

конкретного образовательного модуля).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

Индивидуальные

игры

С о в м е с т н ы е

с

воспитателем игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

40-45 мин.

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Ситуативные

разговоры с детьми

Педагогические

ситуации

Ситуации

морального выбора

Беседы после чтения

Беседы

социально-

нравственного

содержания

Игры

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

35-40 мин.

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Самостоятельная деятельность детей

Развитие игровой деятельности

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

Индивидуальные

игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

6

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

В с е

в и д ы

самостоятельной

детской деятельности

Подгруппа

Индивидуально

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы

организации

детей

Примерный

объем

(в день или

неделю)

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие игровой деятельности

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

Индивидуальные игры

С о в м е с т н ы е

с

воспитателем игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

100 мин. (1 час

40 мин.)

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Игры

Чтение

Наблюдения

Беседы

Педагогические

ситуации

Ситуации

морального

выбора

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

25 мин.

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Коллективное

обобщающее занятие

Групповая

Подгруппа

Индивидуально

30 мин. (1 раз в

месяц)

Праздник

Групп.

Подгруппа

Индивидуально.

до

35-40

мин.

(по

календарю

праздников)

Организация деятельности педагогов и детей по решению

данных задач осуществляется также в рамках реализации

других образовательных модулей (в пределах примерного

времени, с использованием форм и методов работы, а также

форм

организации

детей,

определенных

для

каждого

конкретного образовательного модуля).

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Развитие игровой деятельности

Индивидуальные игры

Подгруппа

45-50 мин.

7

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

С о в м е с т н ы е

с

воспитателем игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Индивидуально

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

Ситуативные разговоры

с детьми

Педагогические

ситуации

Ситуации

морального

выбора

Беседы после чтения

Бе седы

с о ц и а л ь н о -

нравственного

содержания

Игры

Групповая

Подгруппа

Индивидуально.

40-50 мин.

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Самостоятельная деятельность детей

Развитие игровой деятельности

(сюжетно-ролевых,

театрализованных,

режиссерских,

и

др.

видов

творческих игр)

Индивидуальные игры

С о в м е с т н ы е

с о

сверстниками игры

Подгруппа

Индивидуально

Приобщение к элементарными

общепринятым

нормам

и

правилам взаимоотношения со

сверстниками

и

взрослыми

т.ч.моральным)

В с е

в и д ы

самостоятельной

детской деятельности

Подгруппа

Индивидуально

Формирование

пе рвич ных

л и ч н о с т н ы х ,

с е м е й н ы х ,

гендерных

предст авлений,

представлений

об

обществе,

стране, мире

Исследование проводится в игровой деятельности. Окружающая обстановка должна

быть спокойной, доброжелательной. Педагог играет с ребёнком (или с детьми), пока у

ребёнка сохраняется интерес к процессу игры. Количество детей зависит от возраста и

цели исследования (по подгруппам или со всей группой детей): в младшем дошкольном

возрасте количество детей в подгруппе 4-6, в старшем дошкольном возрасте- 8-10.

По каждому параметру определены критерии оценки уровня освоения программы. Они

имеют

качественную

характеристику

и

определены

как

«+»

ребёнок

не

испытывает

затруднений, «-» ребёнок испытывает затруднения.

Данные

о

результатах

исследования

заносятся

в

карту

сбора

информации

,

составляется также индивидуальный профиль социального развития ребёнка Такая форма

8

сбора информации помогает выявить у ребёнка не только проблему, но и отследить

динамику его продвижения. У педагога есть возможность интерпретировать информацию

о ребёнке – сравнивать её с результатами в начале, середине, конце учебного года,

запланировать индивидуальную работу с конкретным ребёнком.

Некоторые

случаи

отставания

в

освоении

программного

материала

находятся

в

компетенции специалистов (педагога-психолога, медперсонала).

Предлагаю Вашему вниманию диагностические материалы для подготовительной

группы, которые успешно апробированы в практике работы дошкольного учреждения

(Приложение 1).

Литература

1.

Богуславская

З.М.,

Смирнова

Е.О.

Развивающие

игры

для

детей

младшего

дошкольного возраста.- М.: просвещение, 1991.- 231с.

2.

Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Пособие для родителей и

педагогов.- М.: Академия развития.1996.-198с.

3.

Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-

224с.

4.

Программа

ИСТОКИ:

Базис

развития

ребёнка

дошкольника./Т.И.Алиева,

Т.В.Антонова,

Е.П.Арнаутова

и

др.;

Науч.

ред.

Л.А.Парамонова

и

др.-

М.:

Просвещение, 2003.-335с.

5.

Шипицина Л.М. Азбука общения. – М.: Просвещение, 2002.-292с.

6.

Я - Ты - М ы .

П р о г р а м м а

с о ц и а л ь н о - э м о ц и о н а л ь н о г о

р а з в и т и я

дошкольников/Сост.: О.Л.Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.-168с.

9

ПРИЛОЖЕНИЕ

10

Приложение 1

Диагностика социального развития детей 6 - 7 лет

Показатели развития детей

Общение со взрослым:

1. Вступает в общение с достаточно широким кругом взрослых:

педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, - по собственной

11

инициативе и в ответ на их обращения;

2. Проявляет уважение:

умеет разговаривать доброжелательным тоном, поддержать тему разговора, высказать

суждения и задать вопросы о людях («Ольга Николаевна устала -она помогала одеваться

малышам»), отвечает на вопросы, отзывается на просьбы; умеет попросить о помощи и заявить

о своих потребностях в приемлемой форме;

3. Стремится быть причастным к труду взрослых:

помогает

поливать

и

убирать

участок,

расчищать

дорожки

от

снега,

ремонтировать

игрушки и книги и др.

1.

Владеет разнообразными этически ценными образцами общения:

«доброе утро», «добрый день», «благодарю Вас», «будьте добры», «не могли бы Вы...» и т.д.»

Наблюдение

за характером общения детей со взрослыми в ходе совместной деятельности.

Цель: выявление навыков позитивного общения детей и взрослых: умение вступать в

общение с персоналом детского сада, родителями других детей, проявлять уважение, заявит

о своих потребностях в приемлемой форме, участвовать в совместном со взрослыми труде,

других делах.

Содержание. Обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на просьбы, пожелания

взрослых,

открыто

и

искренне

выражает

свои

чувства

в

совместной

со

взрослым

деятельности, умеет ли сам попросить о помощи, владеет ли этически ценными способами

общения.

Критерии оценки. Знак «+» ставится, если откликается на просьбы взрослого, владеет

способами

общения

(доброжелательно

здороваться,

задать

вопрос,

выполнить

просьбу,

прислушаться к совету), признаёт правила, предложенные взрослыми.

Показатели развития детей

Общение со сверстниками:

1. Устанавливает контакты с разными детьми:

младшими, старше себя, ровесниками;

2. Входит в устойчивые объединения, дружит с детьми группы:

вместе играют, рассматривают книги, разговаривают на разные темы из личного опыта,

выходящие за пределы конкретной ситуации: о просмотренных фильмах, домашних животных и

т.д.;

выражает желание участвовать в коллективной работе всех детей группы (например,

создать книгу о путешествиях, транспорте и др.);

12

3. Умеет договариваться:

умеет распределять и координировать свои действия в процессе выполнения обязанностей

дежурных по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории

детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;

умеет

согласовывать

собственные

действия

с

действиями

других

детей

в игре,

конструировании и др.;

умеет отстаивать свою позицию.

Наблюдение

за характером взаимодействия ребёнка со сверстниками.

Цель:

выявление

уровня

сформированнности

навыков

общения

и

навыков

сотрудничества, произвольности поведения.

Содержание. Обратить внимание на то, как ведут себя дети в ситуациях коммуникации,

возникающих в различных видах детской деятельности, во время проведения режимных

моментов.

Критерии оценки. Знак «+» ставится, если ребёнок успешно участвует в играх и делах,

предложенных другими детьми или самим ребёнком, ищет способ разрешения конфликтов

со сверстниками, признаёт правила, предложенные другими детьми, может занять себя сам,

осознаёт себя членом детского сообщества, способен к волевой регуляции поведения.

Показатели развития детей

Представление о себе и отношение к себе:

1. Достаточно адекватно оценивает свои предпочтения и возможности в различных видах

деятельности:

«Хорошо строю», «Умею интересные игры придумывать»;

2. Начинает осознавать себя членом детского общества:

«наша группа», «мы»;

3. Чувствует разный характер отношения к себе окружающих людей:

«Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки»;

может с уверенностью сказать, кто его выберет для предстоящей игры, захочет с ним

учиться в одном классе и т.д.

Экспериментальная методика

Цель: выявление отношения ребёнка к сверстникам и самому себе, стремления и умения

защитить свою позицию.

Материал: три куклы, игрушечная посуда, мебель (интерьер кукольной комнаты).

Наблюдение за детьми проводится в ходе инсценировки «Примите меня в игру»

При обсуждении содержания сценки обратить внимание на умение детей почувствовать

13

характер общения и отношения персонажей друг к другу, предложить варианты поведения,

не унижающие достоинство каждого из участников игры.

Сценка

разыгрывается

воспитателем

с

использованием

театра

игрушек.

В

руках

у

воспитателя две куклы, изображающие двух девочек.

Воспитатель обращается к детям: «Это две девочки: Лена и Света. Они играют с куклами

в детском саду. А это Вера (показывает третью куклу). Вера сначала издалека наблюдала за

игрой Лены и Светы. А потом подошла к девочкам и сказала6 «Можно я тоже буду играть?

Примите меня, пожалуйста!»

Воспитатель изображает, как Лена и Света шепчутся, потом вместе спрашивают: «А что

ты нам за это дашь?»

Вера: «Я завтра принесу вам конфеты или банан».

Лена: «Нам не надо завтра, лучше сейчас».

Вера: «Сегодня у меня нет».

Света: «Тогда не примем».

Вера огорчённая уходит.

Вопросы воспитателя к детям.

Какое настроение было у Веры в начале сценки, в конце? Почему?

Кто из участников вам понравился? Почему?

С кем из них вы хотели бы поиграть?

Если бы вам в ответ на такую же просьбу предложили принести из дома угощение или

игрушку, как бы вы поступили? Почему?

Критерии

оценки.

Знак

«+»

ставится,

если

ребёнок

понимает

нравственный

смысл

ситуации, объясняет, что девочки поступили не по доброму; рассказывает, как можно

принять

в

игру,

чтобы

было

приятнее

вместе

играть

(«Конечно,

примем

вместе

интересней.

Кем

ты

хочешь

быть:

мамой

или

сестрой,

может

дочкой?);

как

можно

доброжелательно отказать, чтобы не обидеть.

Примечание: для диагностического исследования в конце учебного года используется

экспериментальная методика, которая проводится в форме игры «Вместе с друзьями».

Цель: выявление отношения ребёнка к сверстникам и самому себе, стремления и умения

защитить свою позицию.

Материал: сюжетные картинки (например, на картинке изображены играющие дети, а

рядом-плачущий ребёнок, у которого нет игрушек); стихотворение Е.Серова «Нехорошая

история»

При обсуждении содержания сценки обратить внимание на умение детей почувствовать

характер общения и отношения персонажей друг к другу, предложить варианты поведения,

14

не унижающие достоинство каждого из участников игры.

Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, лежащие на столе. Затем

говорит пословицы: «Все силы отдай, а друга в беде выручай», или: «Одному не под силу –

зови товарищей» и просит детей подобрать соответствующую картинку к каждой пословице

и найти выход из изображённой на ней ситуации.

Далее воспитатель предлагает детям прослушать историю, которая случилась в одном

детском саду и читает стихотворение «Нехорошая история»:

У ребят сегодня Рая отобрала самолёт,

Медвежонка, попугая, паровоз и пароход…

А ребята говорят: «Забирай хоть всё подряд,

Обойдёмся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки-мышки: чур я – мышка, чур – я кот…»

Все так весело играют, и хохочут, и шумят,

А в углу у бедной Раи не идёт игра на лад…

Не сдержала Рая слёз, Рая нос повесила,

У неё игрушек – воз, а играть невесело!

Вопросы к детям:

-Почему так произошло? Что можно делать вместе, а в одиночку не получится?

Обсуждаются все ответы детей. Делаются выводы.

Критерии оценки. Знак «+» ставится, если ребёнок понимает нравственный смысл

ситуации, объясняет, что девочка поступила не хорошо; рассказывает, как можно играть,

чтобы было всем интересно и не было обидно, как можно доброжелательно отказать,

попросить игрушку, пригласить в игру.

Показатели развития детей

Развитие эмоциональной сферы:

1. Отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их

проявлений:

способен понять и выразить свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне

весело», «Мне грустно», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне страшно» и др.);

2. Чувствует настроение (радость, грусть, гнев, страх и др.) окружающих

людей и адекватно реагирует:

готов посочувствовать, пожалеть, утешить близкого взрослого и сверстника; вместе

порадоваться, помочь, поделиться игрушками, карандашами и др.;

3. Эмоционально воспринимает музыку:

умеет правильно определить ее настроение (радуется, восхищается при восприятии

радостной, волшебной сказочной музыки);

15

грустит, когда звучит печальная, грустная мелодия и т.д.

4. Проявляет интерес к изобразительной деятельности:

с

помощью

цвета,

формы,

композиции

умеет

выразить

свое

настроение,

передать

эмоциональное отношение к персонажам сказки (добрый, злой, смелый, сильный и т.д.), выразить

желание участвовать в коллективной работе всех детей группы (например, создать книгу о

путешествиях, транспорте и др.).

Показатели развития детей

Способность к волевой регуляции поведения:

1. Может преодолеть свои желания, если они не соответствуют установленным

правилам, данному обещанию, общей договоренности:

умеет сдерживать негативные эмоции (гнев, страх и др.),

знает приемлемые способы для их выражения;

смущается, когда взрослый спрашивает: "«Тебе, наверное, трудно было рисовать (строить,

убирать игрушки и т.д.)?"

2. Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности:

умеет добиться лучшего результата в разных видах деятельности (рисовании, лепке,

конструировании и т.д.) путем повторения, нахождения новых способов («Мне не нравится

мой рисунок - хочу снова нарисовать», «Не получается - хочу переделать», «Лепить - это

трудно: хочу постараться и научиться»;

умеет выполнить поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и т.д.

3. Принимает правила, установленные самими детьми в группе детского сада:

считалка, жребий, соблюдение очередности и др.;

4. Может действовать на различных занятиях по образцу и инструкции:

выполнять графический диктант, рисовать под диктовку геометрический

орнамент, двигаться в танце и т.д.;

5. Осторожен в незнакомой обстановке, избегает травм:

не

идет

с

чужим

человеком,

учитывает

непредсказуемость

поведения животных,

предусмотрительно действует с острыми предметами, не поднимает незнакомый предмет.

Экспериментальная методика

Цель:

выявление

умения

ребёнка

понять

и

выразить

эмоциональное

состояние

(удовольствие, интерес, восхищение, грусть, обиду); договариваться, согласовывать свои

замыслы и действия.

Материал: графическое изображение (пиктограммы) настроений.

Наблюдение за детьми проводится в ходе игры

«Отгадай настроение»

16

Содержание. Обратить внимание на стремление ребёнка участвовать в выполнении

задания вместе с другими детьми, умение понять и выразить разное настроение.

Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды по их желанию и участникам

одной команды загадать и всем вместе изобразить какое-то настроение, а членам другой

команды (или кому-то из детей) отгадать его. Воспитатель: «Ребята, что для этого надо

сделать?»

Предполагаемые ответы детей (договориться между собой, кто первый будет загадывать).

Воспитатель: «Как об этом можно договориться?»

Дети: «Можно по считалке, по жребию».

Затем воспитатель предлагает рассмотреть пиктограммы разных настроений (радость,

удовольствие, восхищение, грусть, обида, страх, гнев). После этого игроки одной команды

обсуждают друг с другом, какую эмоцию они загадают, вместе изображают её. Игроки

другой команды отгадывают.

Критерии

оценки.

Знак

«+»

ставится,

если

ребёнок

с

интересом

общается

со

сверстниками в ходе выполнения задания, договаривается, выполняет правила (соблюдение

очерёдности,

считалки),

может

уступить

сверстнику-партнёру

(«сначала

загадаем

то

настроение, которое ты хочешь, а потом то, которое я придумал»).

Примечание: для диагностического исследования в конце учебного года используется

экспериментальная методика, которая проводится в форме игры «В гостях у Белоснежки

семи гномов».

Цель:

выявление

умения

ребёнка

понимать

своё

эмоциональное

состояние

и

эмоциональное состояние других, сопереживать, согласовывать свои замыслы и действия,

умение

выражать

своё

эмоциональное

состояние

различными

способами:

вербально,

движениями, в мимике.

Материал: игрушки

гномов,

кукла

Белоснежка,

нарисованные

фигурки

гномов

с

нераскрашенной

одеждой.

Карандаши

или

фломастеры.

Магнитофон,

аудиокассета

с

весёлой музыкой.

Обратить внимание на стремление ребёнка участвовать в выполнении задания вместе с

другими детьми, умение понять и выразить разное настроение.

В гости к детям пришёл гном Лесовичок.

Воспитатель. У этого гнома есть друзья. Это маленькие забавные человечки, и живут они

в волшебном лесу в сказке «Белоснежка и семь гномов». Хотите познакомиться с ними? На

чём же нам отправиться в сказочное путешествие?

- А можно путешествовать на сороконожке. Построим эту сороконожку из нас самих.

Дети встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс.

17

- У сороконожки очень много ног. Чтобы не запутаться, все ножки должны двигаться

дружно и точно повторять движения друг друга и то, что будет делать первая пара ног.

Договорились?

Дети перемещаются в согласованном движении.

-Вот мы и пришли. А что это там вдалеке? Пойдём поближе. Гномики увидели нас.

Давайте рассмотрим их. Чем гномы отличаются друг от друга?

Дети рассматривают гномов, описывают выражения их лиц.

- Хотите познакомиться с ними? У каждого гнома свой характер и своё настроение.

Имена их говорят о том, чем они отличаются друг от друга. Зовут их Ворчун, Выдумщик,

Шалун, Соня, Умник, Хитрюга. А вот где какой гномик, попробуйте угадать сами. Как вы

думаете, где здесm Весельчак? Почему вы так решили?

- У Весельчака есть друг. Ребята, хотите подружиться с гномами? Человечки приглашают

вас к себе домой.

В этом же домике живёт Белоснежка. Позовём её. Только, чтобы она услышала, надо

позвать дружно.

Появляется Белоснежка и здоровается с ребятами.

- А давайте мы с вами поздороваемся с Белоснежкой, изображая настроение гномов.

Белоснежка обращается к гномам.

- Милые гномы, вы такие разные, а одежда у вас одинакового цвета, и не поймёшь, где

Весельчак, а где Ворчун.

Белоснежка предлагает детям обсудить цвет одежды, который бы подошёл к характеру

каждого гнома. Детям предлагаются картинки с изображением гномов, одежду которых они

раскрашивают.

Белоснежка

и

гномы

благодарят

детей

и

предлагают

поиграть

в

игру

«Разное

настроение». Дети двигаются по комнате и изображают мимикой и движениями настроение

каждого гнома.

Воспитатель. А сейчас нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими новыми

друзьями и пригласим их в гости.

Под весёлую музыку дети на сороконожке возвращаются в детский сад.

Критерии

оценки.

Знак

«+»

ставится,

если

ребёнок

с

интересом

общается

со

сверстниками в ходе выполнения задания, договаривается, выполняет правила (соблюдение

очерёдности, считалки), может уступить сверстнику-партнёру, может определить и описать

эмоциональное состояние персонажа, других детей.

18

Приложение 2

Индивидуальный профиль социального развития ребёнка

Фамилия, имя ребёнка_______________________

Возраст___________________________________

19

ФИО воспитателя___________________________

Дата проведения исследования_______________

- - -начало года

***середина

года

….к

20



В раздел образования