Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Определения уровня социального развития детей подготовительной к школе группы в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Определения уровня социального развития детей подготовительной к школе
группы в практике работы ДОО
Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком
знаниями,
умениями
и
навыками,
но
и
в
становлении
базовых
свойств
его
личности:
самооценки
и
образа
«я»,
эмоционально
–
потребностной
сферы,
нравственных
ценностей
и
установок,
а
также
социально
–
психологических
особенностей в системе отношений с другими людьми. Самостоятельно выстроить
целостную картину мира и определить своё место в ней ребёнок - дошкольник не
может - нужна помощь взрослых.
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике,
личность ребёнка признаётся как самая большая ценность, что даёт возможность
каждому дошкольнику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе
образовательного процесса .
Диагностические исследования по определению уровня социального развития детей
проводится
педагогами
группы
три
раза
в
год:
в
сентябре
-
первоначальная
диагностика со всеми детьми группы, в мае – итоговая диагностика со всеми детьми
группы,
в
январе
–
промежуточная
с
детьми,
которые
на
начало
учебного
года
показали
низкий
уровень.
При
проведении
итоговой
диагностики
рекомендуется
использование игр с заданными целями, но другим содержанием.
В каждом возрасте определены параметры исследований. При организации работы
по реализации области «Социализация» необходимо учитывать следующее:
-
время,
необходимое
для
проведения
праздников:
1)
входит
в
объем
образовательной нагрузки тех областей, в рамках которых решаются образовательные
задачи, связанные с проведением конкретного праздника; 2) учитывается как время,
необходимое
для
осуществления
непосредственно
образовательной
деятельности
по
решению основных психолого-педагогических задач каждой конкретной области (то есть
не учитывается дополнительно).
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Примерный
объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
2
Развитие игровой деятельности
Игровые упражнения
Индивидуальные игры
С о в м е с т н ы е
с
воспитателем игры
С о в м е с т н ы е
с о
с в е р с т н и к а м и
и г р ы
(парные, в малой группе)
Подгруппа
Индивидуально
50-60 мин.
Приобщение
к
элементарными
о б щ е п р и н я т ы м
н о р м а м
и
правилам
взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Игры
Чтение
Беседы
Наблюдения
Педагогические ситуации
Групповая
Подгруппа
10-15 мин.
Ф орми рова н и е
п е р в и ч н ы х
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
п р е д с т а в л е н и й ,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Праздник
Групповая
Подгруппа
до
25
мин.
(по
календарю
праздников)
Организация деятельности педагогов и детей по решению
данных задач осуществляется также в рамках реализации
других образовательных модулей (в пределах примерного
времени, с использованием форм и
методов работы, а
также форм организации детей, определенных для каждого
конкретного образовательного модуля).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности
Игровые
у п р а ж н е н и я ,
индивидуальные,
с о в м е с т н ы е
с
в о с п и т а т е л е м
и
с о в м е с т н ы е
с о
с в е р с т н и к а м и
и г р ы
(парные, в малой группе)
Подгруппа
Индивидуально
20-25 мин.
Приобщение
к
элементарными
о б щ е п р и н я т ы м
н о р м а м
и
правилам
взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Ситуативные
разговоры
с
детьми
Педагогические ситуации
Ситуации
м о р а л ь н о го
выбора
Беседы
Игры
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
25 мин.
Ф орми рова н и е
п е р в и ч н ы х
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
п р е д с т а в л е н и й ,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные игры
Подгруппа
3
С о в м е с т н ы е
с о
с в е р с т н и к а м и
и г р ы
(парные, в малой группе)
Индивидуально
Приобщение
к
элементарными
о б щ е п р и н я т ы м
н о р м а м
и
правилам
взаимоотношения
со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Все виды самостоятельной
детской деятельности
Подгруппа
Индивидуально
Ф орми рова н и е
п е р в и ч н ы х
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
п р е д с т а в л е н и й ,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Примерный
объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные игры
Совместные с воспитателем
игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
60-70 мин.
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Игры
Чтение
Беседы
Наблюдения
Педагогические ситуации
Экскурсии
С и т у а ц и и
м о р а л ь н о г о
выбора
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
15 мин.
Формирование
первичных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Праздник
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
до
30
мин
(по
календарю
праздников)
4
Организация деятельности педагогов и детей по решению
данных задач осуществляется также в рамках реализации
других образовательных модулей (в пределах примерного
времени, с использованием форм и методов работы, а также
форм
организации
детей,
определенных
для
каждого
конкретного образовательного модуля).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные игры
Совместные с воспитателем
игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
25-40 мин.
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Ситуативные
разговоры
с
детьми
Педагогические ситуации
С и т у а ц и и
м о р а л ь н о г о
выбора
Беседы после чтения
Б е с е д ы
с о ц и а л ь н о -
нравственного содержания
Игры
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
30-35 мин.
Формирование
первичных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Все
виды
самостоятельной
детской деятельности
Подгруппа
Индивидуально
Формирование
первичных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Старшая группа (5-6 лет)
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Примерный объем
(в неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные
Подгруппа
90-100 мин. (1 час
5
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
игры
С о в м е с т н ы е
с
воспитателем игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Индивидуально
30 мин. – 1 час 40
мин.)
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Игры
Чтение
Беседы
Наблюдения
Педагогические
ситуации
Экскурсии
Ситуации
морального выбора
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
20 мин.
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Праздник
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
до
30
мин
( п о
календарю
праздников)
Организация деятельности педагогов и детей по решению
данных задач осуществляется также в рамках реализации
других образовательных модулей (в пределах примерного
времени, с использованием форм и методов работы, а также
форм
организации
детей,
определенных
для
каждого
конкретного образовательного модуля).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
Индивидуальные
игры
С о в м е с т н ы е
с
воспитателем игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
40-45 мин.
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Ситуативные
разговоры с детьми
Педагогические
ситуации
Ситуации
морального выбора
Беседы после чтения
Беседы
социально-
нравственного
содержания
Игры
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
35-40 мин.
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
Индивидуальные
игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
6
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
В с е
в и д ы
самостоятельной
детской деятельности
Подгруппа
Индивидуально
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи и содержание работы
Формы работы
Формы
организации
детей
Примерный
объем
(в день или
неделю)
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой деятельности
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
Индивидуальные игры
С о в м е с т н ы е
с
воспитателем игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
100 мин. (1 час
40 мин.)
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Игры
Чтение
Наблюдения
Беседы
Педагогические
ситуации
Ситуации
морального
выбора
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
25 мин.
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Коллективное
обобщающее занятие
Групповая
Подгруппа
Индивидуально
30 мин. (1 раз в
месяц)
Праздник
Групп.
Подгруппа
Индивидуально.
до
35-40
мин.
(по
календарю
праздников)
Организация деятельности педагогов и детей по решению
данных задач осуществляется также в рамках реализации
других образовательных модулей (в пределах примерного
времени, с использованием форм и методов работы, а также
форм
организации
детей,
определенных
для
каждого
конкретного образовательного модуля).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности
Индивидуальные игры
Подгруппа
45-50 мин.
7
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
С о в м е с т н ы е
с
воспитателем игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Индивидуально
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
Ситуативные разговоры
с детьми
Педагогические
ситуации
Ситуации
морального
выбора
Беседы после чтения
Бе седы
с о ц и а л ь н о -
нравственного
содержания
Игры
Групповая
Подгруппа
Индивидуально.
40-50 мин.
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности
(сюжетно-ролевых,
театрализованных,
режиссерских,
и
др.
видов
творческих игр)
Индивидуальные игры
С о в м е с т н ы е
с о
сверстниками игры
Подгруппа
Индивидуально
Приобщение к элементарными
общепринятым
нормам
и
правилам взаимоотношения со
сверстниками
и
взрослыми
(в
т.ч.моральным)
В с е
в и д ы
самостоятельной
детской деятельности
Подгруппа
Индивидуально
Формирование
пе рвич ных
л и ч н о с т н ы х ,
с е м е й н ы х ,
гендерных
предст авлений,
представлений
об
обществе,
стране, мире
Исследование проводится в игровой деятельности. Окружающая обстановка должна
быть спокойной, доброжелательной. Педагог играет с ребёнком (или с детьми), пока у
ребёнка сохраняется интерес к процессу игры. Количество детей зависит от возраста и
цели исследования (по подгруппам или со всей группой детей): в младшем дошкольном
возрасте количество детей в подгруппе 4-6, в старшем дошкольном возрасте- 8-10.
По каждому параметру определены критерии оценки уровня освоения программы. Они
имеют
качественную
характеристику
и
определены
как
«+»
ребёнок
не
испытывает
затруднений, «-» ребёнок испытывает затруднения.
Данные
о
результатах
исследования
заносятся
в
карту
сбора
информации
,
составляется также индивидуальный профиль социального развития ребёнка Такая форма
8
сбора информации помогает выявить у ребёнка не только проблему, но и отследить
динамику его продвижения. У педагога есть возможность интерпретировать информацию
о ребёнке – сравнивать её с результатами в начале, середине, конце учебного года,
запланировать индивидуальную работу с конкретным ребёнком.
Некоторые
случаи
отставания
в
освоении
программного
материала
находятся
в
компетенции специалистов (педагога-психолога, медперсонала).
Предлагаю Вашему вниманию диагностические материалы для подготовительной
группы, которые успешно апробированы в практике работы дошкольного учреждения
(Приложение 1).
Литература
1.
Богуславская
З.М.,
Смирнова
Е.О.
Развивающие
игры
для
детей
младшего
дошкольного возраста.- М.: просвещение, 1991.- 231с.
2.
Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Пособие для родителей и
педагогов.- М.: Академия развития.1996.-198с.
3.
Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-
224с.
4.
Программа
ИСТОКИ:
Базис
развития
ребёнка
–
дошкольника./Т.И.Алиева,
Т.В.Антонова,
Е.П.Арнаутова
и
др.;
Науч.
ред.
Л.А.Парамонова
и
др.-
М.:
Просвещение, 2003.-335с.
5.
Шипицина Л.М. Азбука общения. – М.: Просвещение, 2002.-292с.
6.
Я - Ты - М ы .
П р о г р а м м а
с о ц и а л ь н о - э м о ц и о н а л ь н о г о
р а з в и т и я
дошкольников/Сост.: О.Л.Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.-168с.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
10
Приложение 1
Диагностика социального развития детей 6 - 7 лет
Показатели развития детей
Общение со взрослым:
1. Вступает в общение с достаточно широким кругом взрослых:
педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, - по собственной
11
инициативе и в ответ на их обращения;
2. Проявляет уважение:
умеет разговаривать доброжелательным тоном, поддержать тему разговора, высказать
суждения и задать вопросы о людях («Ольга Николаевна устала -она помогала одеваться
малышам»), отвечает на вопросы, отзывается на просьбы; умеет попросить о помощи и заявить
о своих потребностях в приемлемой форме;
3. Стремится быть причастным к труду взрослых:
помогает
поливать
и
убирать
участок,
расчищать
дорожки
от
снега,
ремонтировать
игрушки и книги и др.
1.
Владеет разнообразными этически ценными образцами общения:
«доброе утро», «добрый день», «благодарю Вас», «будьте добры», «не могли бы Вы...» и т.д.»
Наблюдение
за характером общения детей со взрослыми в ходе совместной деятельности.
Цель: выявление навыков позитивного общения детей и взрослых: умение вступать в
общение с персоналом детского сада, родителями других детей, проявлять уважение, заявит
о своих потребностях в приемлемой форме, участвовать в совместном со взрослыми труде,
других делах.
Содержание. Обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на просьбы, пожелания
взрослых,
открыто
и
искренне
выражает
свои
чувства
в
совместной
со
взрослым
деятельности, умеет ли сам попросить о помощи, владеет ли этически ценными способами
общения.
Критерии оценки. Знак «+» ставится, если откликается на просьбы взрослого, владеет
способами
общения
(доброжелательно
здороваться,
задать
вопрос,
выполнить
просьбу,
прислушаться к совету), признаёт правила, предложенные взрослыми.
Показатели развития детей
Общение со сверстниками:
1. Устанавливает контакты с разными детьми:
младшими, старше себя, ровесниками;
2. Входит в устойчивые объединения, дружит с детьми группы:
вместе играют, рассматривают книги, разговаривают на разные темы из личного опыта,
выходящие за пределы конкретной ситуации: о просмотренных фильмах, домашних животных и
т.д.;
выражает желание участвовать в коллективной работе всех детей группы (например,
создать книгу о путешествиях, транспорте и др.);
12
3. Умеет договариваться:
умеет распределять и координировать свои действия в процессе выполнения обязанностей
дежурных по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории
детского сада, поддержании порядка в групповой комнате;
умеет
согласовывать
собственные
действия
с
действиями
других
детей
в игре,
конструировании и др.;
умеет отстаивать свою позицию.
Наблюдение
за характером взаимодействия ребёнка со сверстниками.
Цель:
выявление
уровня
сформированнности
навыков
общения
и
навыков
сотрудничества, произвольности поведения.
Содержание. Обратить внимание на то, как ведут себя дети в ситуациях коммуникации,
возникающих в различных видах детской деятельности, во время проведения режимных
моментов.
Критерии оценки. Знак «+» ставится, если ребёнок успешно участвует в играх и делах,
предложенных другими детьми или самим ребёнком, ищет способ разрешения конфликтов
со сверстниками, признаёт правила, предложенные другими детьми, может занять себя сам,
осознаёт себя членом детского сообщества, способен к волевой регуляции поведения.
Показатели развития детей
Представление о себе и отношение к себе:
1. Достаточно адекватно оценивает свои предпочтения и возможности в различных видах
деятельности:
«Хорошо строю», «Умею интересные игры придумывать»;
2. Начинает осознавать себя членом детского общества:
«наша группа», «мы»;
3. Чувствует разный характер отношения к себе окружающих людей:
«Олег меня любит: играет со мной, дает игрушки»;
может с уверенностью сказать, кто его выберет для предстоящей игры, захочет с ним
учиться в одном классе и т.д.
Экспериментальная методика
Цель: выявление отношения ребёнка к сверстникам и самому себе, стремления и умения
защитить свою позицию.
Материал: три куклы, игрушечная посуда, мебель (интерьер кукольной комнаты).
Наблюдение за детьми проводится в ходе инсценировки «Примите меня в игру»
При обсуждении содержания сценки обратить внимание на умение детей почувствовать
13
характер общения и отношения персонажей друг к другу, предложить варианты поведения,
не унижающие достоинство каждого из участников игры.
Сценка
разыгрывается
воспитателем
с
использованием
театра
игрушек.
В
руках
у
воспитателя две куклы, изображающие двух девочек.
Воспитатель обращается к детям: «Это две девочки: Лена и Света. Они играют с куклами
в детском саду. А это Вера (показывает третью куклу). Вера сначала издалека наблюдала за
игрой Лены и Светы. А потом подошла к девочкам и сказала6 «Можно я тоже буду играть?
Примите меня, пожалуйста!»
Воспитатель изображает, как Лена и Света шепчутся, потом вместе спрашивают: «А что
ты нам за это дашь?»
Вера: «Я завтра принесу вам конфеты или банан».
Лена: «Нам не надо завтра, лучше сейчас».
Вера: «Сегодня у меня нет».
Света: «Тогда не примем».
Вера огорчённая уходит.
Вопросы воспитателя к детям.
Какое настроение было у Веры в начале сценки, в конце? Почему?
Кто из участников вам понравился? Почему?
С кем из них вы хотели бы поиграть?
Если бы вам в ответ на такую же просьбу предложили принести из дома угощение или
игрушку, как бы вы поступили? Почему?
Критерии
оценки.
Знак
«+»
ставится,
если
ребёнок
понимает
нравственный
смысл
ситуации, объясняет, что девочки поступили не по доброму; рассказывает, как можно
принять
в
игру,
чтобы
было
приятнее
вместе
играть
(«Конечно,
примем
–
вместе
интересней.
Кем
ты
хочешь
быть:
мамой
или
сестрой,
может
дочкой?);
как
можно
доброжелательно отказать, чтобы не обидеть.
Примечание: для диагностического исследования в конце учебного года используется
экспериментальная методика, которая проводится в форме игры «Вместе с друзьями».
Цель: выявление отношения ребёнка к сверстникам и самому себе, стремления и умения
защитить свою позицию.
Материал: сюжетные картинки (например, на картинке изображены играющие дети, а
рядом-плачущий ребёнок, у которого нет игрушек); стихотворение Е.Серова «Нехорошая
история»
При обсуждении содержания сценки обратить внимание на умение детей почувствовать
характер общения и отношения персонажей друг к другу, предложить варианты поведения,
14
не унижающие достоинство каждого из участников игры.
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки, лежащие на столе. Затем
говорит пословицы: «Все силы отдай, а друга в беде выручай», или: «Одному не под силу –
зови товарищей» и просит детей подобрать соответствующую картинку к каждой пословице
и найти выход из изображённой на ней ситуации.
Далее воспитатель предлагает детям прослушать историю, которая случилась в одном
детском саду и читает стихотворение «Нехорошая история»:
У ребят сегодня Рая отобрала самолёт,
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход…
А ребята говорят: «Забирай хоть всё подряд,
Обойдёмся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки-мышки: чур я – мышка, чур – я кот…»
Все так весело играют, и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идёт игра на лад…
Не сдержала Рая слёз, Рая нос повесила,
У неё игрушек – воз, а играть невесело!
Вопросы к детям:
-Почему так произошло? Что можно делать вместе, а в одиночку не получится?
Обсуждаются все ответы детей. Делаются выводы.
Критерии оценки. Знак «+» ставится, если ребёнок понимает нравственный смысл
ситуации, объясняет, что девочка поступила не хорошо; рассказывает, как можно играть,
чтобы было всем интересно и не было обидно, как можно доброжелательно отказать,
попросить игрушку, пригласить в игру.
Показатели развития детей
Развитие эмоциональной сферы:
1. Отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их
проявлений:
способен понять и выразить свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне
весело», «Мне грустно», «Я рассержен», «Я огорчен», «Мне страшно» и др.);
2. Чувствует настроение (радость, грусть, гнев, страх и др.) окружающих
людей и адекватно реагирует:
готов посочувствовать, пожалеть, утешить близкого взрослого и сверстника; вместе
порадоваться, помочь, поделиться игрушками, карандашами и др.;
3. Эмоционально воспринимает музыку:
умеет правильно определить ее настроение (радуется, восхищается при восприятии
радостной, волшебной сказочной музыки);
15
грустит, когда звучит печальная, грустная мелодия и т.д.
4. Проявляет интерес к изобразительной деятельности:
с
помощью
цвета,
формы,
композиции
умеет
выразить
свое
настроение,
передать
эмоциональное отношение к персонажам сказки (добрый, злой, смелый, сильный и т.д.), выразить
желание участвовать в коллективной работе всех детей группы (например, создать книгу о
путешествиях, транспорте и др.).
Показатели развития детей
Способность к волевой регуляции поведения:
1. Может преодолеть свои желания, если они не соответствуют установленным
правилам, данному обещанию, общей договоренности:
умеет сдерживать негативные эмоции (гнев, страх и др.),
знает приемлемые способы для их выражения;
смущается, когда взрослый спрашивает: "«Тебе, наверное, трудно было рисовать (строить,
убирать игрушки и т.д.)?"
2. Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности:
умеет добиться лучшего результата в разных видах деятельности (рисовании, лепке,
конструировании и т.д.) путем повторения, нахождения новых способов («Мне не нравится
мой рисунок - хочу снова нарисовать», «Не получается - хочу переделать», «Лепить - это
трудно: хочу постараться и научиться»;
умеет выполнить поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и т.д.
3. Принимает правила, установленные самими детьми в группе детского сада:
считалка, жребий, соблюдение очередности и др.;
4. Может действовать на различных занятиях по образцу и инструкции:
выполнять графический диктант, рисовать под диктовку геометрический
орнамент, двигаться в танце и т.д.;
5. Осторожен в незнакомой обстановке, избегает травм:
не
идет
с
чужим
человеком,
учитывает
непредсказуемость
поведения животных,
предусмотрительно действует с острыми предметами, не поднимает незнакомый предмет.
Экспериментальная методика
Цель:
выявление
умения
ребёнка
понять
и
выразить
эмоциональное
состояние
(удовольствие, интерес, восхищение, грусть, обиду); договариваться, согласовывать свои
замыслы и действия.
Материал: графическое изображение (пиктограммы) настроений.
Наблюдение за детьми проводится в ходе игры
«Отгадай настроение»
16
Содержание. Обратить внимание на стремление ребёнка участвовать в выполнении
задания вместе с другими детьми, умение понять и выразить разное настроение.
Воспитатель предлагает детям разбиться на две команды по их желанию и участникам
одной команды загадать и всем вместе изобразить какое-то настроение, а членам другой
команды (или кому-то из детей) отгадать его. Воспитатель: «Ребята, что для этого надо
сделать?»
Предполагаемые ответы детей (договориться между собой, кто первый будет загадывать).
Воспитатель: «Как об этом можно договориться?»
Дети: «Можно по считалке, по жребию».
Затем воспитатель предлагает рассмотреть пиктограммы разных настроений (радость,
удовольствие, восхищение, грусть, обида, страх, гнев). После этого игроки одной команды
обсуждают друг с другом, какую эмоцию они загадают, вместе изображают её. Игроки
другой команды отгадывают.
Критерии
оценки.
Знак
«+»
ставится,
если
ребёнок
с
интересом
общается
со
сверстниками в ходе выполнения задания, договаривается, выполняет правила (соблюдение
очерёдности,
считалки),
может
уступить
сверстнику-партнёру
(«сначала
загадаем
то
настроение, которое ты хочешь, а потом то, которое я придумал»).
Примечание: для диагностического исследования в конце учебного года используется
экспериментальная методика, которая проводится в форме игры «В гостях у Белоснежки
семи гномов».
Цель:
выявление
умения
ребёнка
понимать
своё
эмоциональное
состояние
и
эмоциональное состояние других, сопереживать, согласовывать свои замыслы и действия,
умение
выражать
своё
эмоциональное
состояние
различными
способами:
вербально,
движениями, в мимике.
Материал: игрушки
гномов,
кукла
Белоснежка,
нарисованные
фигурки
гномов
с
нераскрашенной
одеждой.
Карандаши
или
фломастеры.
Магнитофон,
аудиокассета
с
весёлой музыкой.
Обратить внимание на стремление ребёнка участвовать в выполнении задания вместе с
другими детьми, умение понять и выразить разное настроение.
В гости к детям пришёл гном Лесовичок.
Воспитатель. У этого гнома есть друзья. Это маленькие забавные человечки, и живут они
в волшебном лесу в сказке «Белоснежка и семь гномов». Хотите познакомиться с ними? На
чём же нам отправиться в сказочное путешествие?
- А можно путешествовать на сороконожке. Построим эту сороконожку из нас самих.
Дети встают друг за другом, обхватив стоящего впереди за пояс.
17
- У сороконожки очень много ног. Чтобы не запутаться, все ножки должны двигаться
дружно и точно повторять движения друг друга и то, что будет делать первая пара ног.
Договорились?
Дети перемещаются в согласованном движении.
-Вот мы и пришли. А что это там вдалеке? Пойдём поближе. Гномики увидели нас.
Давайте рассмотрим их. Чем гномы отличаются друг от друга?
Дети рассматривают гномов, описывают выражения их лиц.
- Хотите познакомиться с ними? У каждого гнома свой характер и своё настроение.
Имена их говорят о том, чем они отличаются друг от друга. Зовут их Ворчун, Выдумщик,
Шалун, Соня, Умник, Хитрюга. А вот где какой гномик, попробуйте угадать сами. Как вы
думаете, где здесm Весельчак? Почему вы так решили?
- У Весельчака есть друг. Ребята, хотите подружиться с гномами? Человечки приглашают
вас к себе домой.
В этом же домике живёт Белоснежка. Позовём её. Только, чтобы она услышала, надо
позвать дружно.
Появляется Белоснежка и здоровается с ребятами.
- А давайте мы с вами поздороваемся с Белоснежкой, изображая настроение гномов.
Белоснежка обращается к гномам.
- Милые гномы, вы такие разные, а одежда у вас одинакового цвета, и не поймёшь, где
Весельчак, а где Ворчун.
Белоснежка предлагает детям обсудить цвет одежды, который бы подошёл к характеру
каждого гнома. Детям предлагаются картинки с изображением гномов, одежду которых они
раскрашивают.
Белоснежка
и
гномы
благодарят
детей
и
предлагают
поиграть
в
игру
«Разное
настроение». Дети двигаются по комнате и изображают мимикой и движениями настроение
каждого гнома.
Воспитатель. А сейчас нам пора в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими новыми
друзьями и пригласим их в гости.
Под весёлую музыку дети на сороконожке возвращаются в детский сад.
Критерии
оценки.
Знак
«+»
ставится,
если
ребёнок
с
интересом
общается
со
сверстниками в ходе выполнения задания, договаривается, выполняет правила (соблюдение
очерёдности, считалки), может уступить сверстнику-партнёру, может определить и описать
эмоциональное состояние персонажа, других детей.
18
Приложение 2
Индивидуальный профиль социального развития ребёнка
Фамилия, имя ребёнка_______________________
Возраст___________________________________
19
ФИО воспитателя___________________________
Дата проведения исследования_______________
- - -начало года
***середина
года
….к
20