Напоминание

Формирование понятия «Душа» в философии


Автор: Чудова Маргарита Александровна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ульяновский государственный технический университет
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование понятия «Душа» в философии
Раздел: высшее образование





Назад




Чудова М.А.

Формирование понятия «Душа» в философии

Человек с глубокой древности занимался исследованием вопроса о различии

живого и неживого. Этому способствовало длительное наблюдение за смертью.

Например, дыхание живого на протяжении жизни прекращалось после его

смерти. Данный факт наталкивал древних представителей людей на мысль, что

дыхание и есть душа. Схожие выводы приходили и при наблюдении кровопотери.

Кровь отождествлялась с носительницей души, так как при большой её потери

следовало прекращение жизни. Сновидения также приводили к понятию души, но

уже как о субстанции, которая существовала независимо от тела.

Одним из первых описал происхождение души Платон. Свое учение об этом

он излагает в диалогах «Тимее» и «Федре», преподнося это под маской

мифического рассказа. Платон приходит к мнению, что душа соединения со

смертным телом, но вместе с тем, душа близкородственна идее жизни, поэтому её

существование бесконечно и не оборвется с прекращением земной жизни. Она

бессмертна по своей сути, и существовала раньше рождения тела, в которым

прибывает теперь.

Так же о душе упоминает Аристотель в своей работе «О Душе», где

определяется как источник и носитель жизни: «одушевленное отличается от

неодушевленного наличием жизни» [1, с.396]. Так же, по мнению Аристотеля,

душа является формообразующим фактором живого тела. Принимая данное

мнение можно прийти к закономерному выводу, что такая составляющая всего

живого обеспечивает способность быть живым, что может проявляться в

способности

проявлять

специфическую

активность-

осуществление

познавательной деятельности.

Не только философы пытались понять, что такое душа. Неизбежно описание

представителями религии данного понятия. Такие представители церкви, как

Фома Аквинский и Августин Аврелий, опирались на работы Аристотеля и

считали, что душа имеет нематериальное начало, в отличии от Тертуллиана.

Фома Аквинский в своей работе «О сущем и сущности» отождествляет душу

и разум [2], опираясь на труды Аристотеля. Так же он в труде «Учение о душе»

говорит о единении души и тела: «Главное проявление жизни – это движение и

познание. Поэтому душа, одушевляя тело, не является телом, т. е. душа не есть

материальная субстанция, но есть энтелехия (завершенность) тела. Душа не вечна.

Бог творит душу для каждого конкретного человека.» [3]. В свою очередь,

Августин Аврелий Блаженный считал, что чувствующее априори должно

являться одушевленным: «Зачем нужно было прибавлять живу, если душа не

может быть неживущею; или зачем нужно было прибавлять жизни, когда сказано:

дыхание?» [4, кн.13, гл.2, гл.24]

В вышеозначенный исторический период особое внимание уделяется

отождествлению духа с разумом. В нем понятие «дух» начинает обретать

смысловое содержание. Далее оно становится схожим с термином «сознание»,

которое описал Рене Декарт. [5, c.268-269]

Декарт описывает «душу» как «субстанция, коей присуще непосредственное

мышление». [6, с.128]. При этом «субстанцию» он описывает как нечто, к чему

приписывается какое-либо свойство.

Иное мнение понятии «души» имел Бенедикт Спиноза. Как и Декарт,

Спиноза считает душу идеей — конечным «модусом» бесконечного мышления

Бога, но Спиноза считал. что душа- это идея тела. В «Этике» Спиноза пишет, что

человеческий дух образует идея, объектом которой является собственной тело

человека. [7, ч.2, т.13]. Т.е. идея, или душа, в особой форме выражает природу

тела.

Готфрид-Вильгельм Лейбниц также видел человека целостным, в этом он

был солидарен со Спинозой. Но Лейбниц считал, что из-за слаженной работы

души и тела создается впечатление их взаимосвязи. Он сравнивал их часовыми

механизмами, которые благодаря точному заводу показывали одинаковое время.

Но не смотря на эту иллюзию единства, душа и теле не зависели друг от друга. И

главенствующую роль в этом союзе он отдавал духу. При этом он считал, что

никакая субстанция не может окончательно лишиться жизни, следовательно,

погибнуть. Поэтому Лейбниц приходит к выводу, что не существует абсолютно

неодушевлённой природы. Также он отмечает, что разумные души представляют

собой отображение самого Божества. [8]

Георг Вильгельм Фридрих Гегель изучая вопрос о понятии «душа» пришел к

выводу, что наиболее важным аспектом данного понятия является свобода. Гегель

утверждает, что истинный дух есть дух свободный, зависящий только от самого

себя. Но дух становится собой сразу, для становления необходимо пройти некий

путь. Начинается который с зависимости- на данном этапе неистинный дух

является душой. Дух в начале зависит от природы, которая нас окружает и от

природы

нашего

тела.

Конечным

этапом

является

избавление

от

этой

зависимости. Гегель выделяет три главных этапа этого пути: природная,

чувствующая и действительная душа.

В 20 веке рассуждения о понятии «душа» приобрело психоаналитическую

направленность антропологии. Психоанализ стремится найти в душе-личности

определяющее начало. Э. Фромм считал, что при описании человеческой

сущности мы учитываем к реальным условиям существования человека. [9, с.35]

Основатель

психоанализа

З.Фрейд,

основывал

свое

понимание

эмоциональных переживаний на физиологических принципах объяснения. Он

считал, что за счет неудовлетворения физиологических потребностей возникает

эмоциональное напряжение. Он оспорил нематериальное начало понятия «души»,

утверждая, что «душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений и

реакций, а содержит в себе некую субстанцию, некую константу, которая не

только не поддаётся влиянию внешних впечатлений, а, наоборот, изнутри их

определяет, придавая им такое значение, которое совершенно необъяснимо ни из

настоящего, ни из прошлого опыта». Так же он разработал трёхкомпонентную

структурную модель психики, где было описано три компонента души: Ид – это

основная, бессознательная первоначальная подструктура личности, из нее

развиваются и Эго и Суперэго. Т.е. она содержит все унаследованное, например,

инстинкты. Далее развивается Эго, которое включает в себя все то, что человек

знает о себе. И последнее – Суперэго, содержит в себе все запреты норм

поведения, морали и т.п.

На данный момент душа- это энергетическая составляющая биологического

организма, проявляющаяся в способности к изобретательной деятельности, когда

процесс формирования знания не вытекает из эмпирического ощущения и

интеллектуальной

обработки

его

результатов.

[10,

с.30].

Таким

образом

представление о понятии «душа», на данный момент, построено на основе,

заложенным древними философами, но претерпевает некоторые изменения, в

частности, из-за развития науки философия.

Список литературы.

1.

Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: «Мысль», 1976. Т. 1. 550с.

2.

Аквинский Ф. О сущем и сущности // Библиотека Института

философии РАН

3.

Аквинский Ф. Учения о душе. М.: «Азбука-классика», 2004. 480с.

4.

Блаженный А. Ограде божьем // Русский гуманитарный интернет-

университет

5.

Декарт Р. Сочинения: в 6 т. М: Мысль, 1989. Т. 1. 654с.

6.

Декарт Р. Сочинения в 2-х т: Т.2. – М.: 1994

7.

Спиноза Б. Этика. М: «Азбука», 2012. 352с.

8.

Готфрид Вильгельм Лейбниц. Сочинения в четырёх томах. Том 1. —

М.: «Мысль», 1982. — С. 413—429.

9.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО Изд-во

«АСТ-ЛДТ». 1988. 672с.

10.

О.Б. Гужавина Динамика формирования смыслового содержания

понятия «душа» в философской антропологии. // Вестник Томского

государственного педагогического университета. УДК 13. 2010.



В раздел образования