Автор: Ковальчук Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: г.Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Воробей–воробушек"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД детей по познавательному развитию
для детей раннего возраста
Автор: Ковальчук Валентина Николаевна, воспитатель Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения "Чебурашка",
г. Когалым
Тема. «Воробей – воробушек»
Цель. Познакомить детей с воробьём – птицей нашего края.
Программное содержание.
Формировать у детей представление о внешнем виде, особенности жизни и
поведении воробья.
Учить различать основные части тела; формировать знания о повадках птиц
(как клюёт зёрна, как прыгает, чирикает).
Формировать представления детей о жизни птиц зимой
Учить проявлять заботу и внимание к птицам.
Развивать познавательный интерес к родной природе.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Словарная
работа.
Активизировать
речевую
деятельность,
развивать
познавательные
способности,
творческое
воображение,
коммуникативные
навыки. Ввести в словарь детей слова – воробей, крылья, перья клюв,
лапки, хвост, клюет, летает, скачет, чирикает
Материал. Картинки с изображением воробья,
картинки изображающие
полет птицы, как воробей клюет зерна, чистит перья.
Предварительная
работа.
Рассматривание
картинки
с
изображением
воробья, наблюдение за воробьем
и его повадками на прогулке, чтение
стихотворений о воробье.
Планируемые
результаты.
Узнают
воробья
в
природе
и
на
картинке,
называют воробья. Знают его характерные особенности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приемы.
1. Игровой – игрушка – птичка, п/и «Воробушки и кот», песня с движениями
«Птичка».
2. Наглядный – картинка с изображением воробья, показ мультимедийной
презентации
по
теме
«Птицы»,
«Что
умеет
воробей?»
с
музыкальным
оформлением.
3. Словесный – вопросы, художественное слово (стихотворение о воробье),
пальчиковая игра, песня с движениями «Птичка».
Воспитатель демонстрирует детям мультимедийную презентацию
на тему
«Птицы». Затем обращает внимание на стук в окно.
- Кто это стучит в окно? Давайте, ребята, посмотрим. Кто к нам прилетел?
Правильно, птичка. А как называется эта птичка? (Воробей).
Давайте, пригласим воробушка к нам в гости. (Воспитатель вывешивает на
мольберт картинку с изображение воробья).
- Что есть у воробья? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)
(Воспитатель предлагает нескольким детям показать глазки,
клюв,
лапки,
хвост, крылышки воробья.
Вместе с детьми рассматривает внешний вид
птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья)
-Ребята, что умеет делать воробей?
(Ответы детей: летать, прыгать, клевать зернышки, чистить перья)
Показ мультимедийной презентации «Что умеет воробей?»
- Ребята, вы сказали, что воробей умеет летать. А с помощью чего он может
летать? Что помогает ему лететь? (Крылышки)
- А зачем воробью клюв? ( Клевать зернышки, чистить перышки).
-А еще воробей скачет на двух лапках.
-Что кушает воробей? (Зерна, семечки, крошки хлеба).
Воспитатель рассказывает стихотворение:
«Воробей, что ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и
перелетают на новое место.)
- Как птицы кричат? Как прыгают?
Подвижные игра «Воробушки и кот».
Цель:
учить
бегать,
не
задевая
друг
друга,
увёртываться
от
водящего,
приучать быть осторожными, занимая своё место, не толкать товарища.
Ребёнок – «котик» притаился, прилетают дети – «воробьи», клюют зёрна,
чирикают.
«Кот»
-
ребёнок
подкрадывается,
ловит
«воробьёв»,
они
разбегаются. Игра повторяется несколько раз.
«Тень – тень – потетень
Села кошка на плетень
Прилетели воробьи,
Хлопни им в ладошки –
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки!
После подвижной игры дети возвращаются на свои места.
-Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
-Правильно. На улице холодно. Снег засыпал все вокруг
и птицам не где
взять корм. Поэтому они прилетают ближе к людям, надеясь, что они их
накормят.
Воспитатель читает стихотворение:
«Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»
Давайте мы с вами покормим птиц.
Песня с движениями «Птичка».
Т. Попатенко (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с.
14)
Маленькая птичка Взмахивают руками- «крыльями»
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке «Крошат» зерно. Мелко перебирают
Зёрнышек я дам,дам,дам. пальцами.
Маленька птичка
Зёрнышки клюёт, клюёт. Стучат пальчиком по ладошке
Маленькая птичка
Песенки поёт, поёт. Взмахивают руками - «крыльями»
Чик-чирик,чик-чирик.
Воспитатель показывает кормушку и миску с пшеном.
Мы тоже птичек покормим. Давайте им насыплем в кормушку пшена и
повесим на участке.
Дети по очереди берут пшено и насыпают в кормушку.
Итог.
- Наш воробей, говорит вам спасибо, что вы его накормили. Он прощается с
вами, до свидания и улетает. А мы эту кормушку повесим на нашем участке
на дерево, чтобы и другие птички могли полакомиться.
Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать,
чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга;
учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).
Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают
ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц,
насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.
Воспитатель читает стихотворение:
«Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»
Подвижная игра «Птичка»
- Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела – ай, я-яй!
Песня с движениями «Птичка».
Т. Попатенко (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 14)
Маленькая птичка Взмахивают руками- «крыльями»
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке «Крошат» зерно-мелко перебирают
Зёрнышек я дам,дам,дам. Пальцами
Маленька птичка
Зёрнышки клюёт, клюёт. Стучат пальчиком по ладошке
Маленькая птичка
Песенки поёт, поёт. Взмахивают руками - «крыльями»
Чик-чирик,чик-чирик.
Н.Найдёнова
Воспитатель показывает кормушку и миску с пшеном.
Мы тоже птичек покормим. Давайте им насыплем в кормушку пшена и повесим
на участке.
Дети по очереди берут пшено и насыпают в кормушку.
Логопед: Наш воробей, говорит вам спасибо, что вы его накормили. Он говорят
вам до свидания и улетает. А мы эту кормушку повесим на нашем участке на
дерево, чтобы и другие птички могли полакомиться.
«Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей».
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полёт птицы. Затем
ставят округлённую кисть правой руки подушечками пальцев на стол или на ладошку
другой руки и постукивают. Затем тоже самое проделывают левой рукой.)
- Подвижные игры:
«Воробушки и кот».
Цель: учить бегать, не задевая друг друга, увёртываться от водящего, приучать быть
осторожными, занимая своё место, не толкать товарища.
Ребёнок – «котик» притаился, прилетают дети – «воробьи», клюют зёрна, чирикают.
«Кот» - ребёнок подкрадывается, ловит «воробьёв», они разбегаются. Игра
повторяется несколько раз.
«Тень – тень – потетень
Села кошка на плетень
Прилетели воробьи,
Хлопни им в ладошки –
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки!
Занятия познавательного цикла
- Как называется птичка? (воробей)
- Что есть у птички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)
- Сколько ног у воробья и как они ходят?
- Сколько крыльев у воробья и как они летают?
- Какого цвета пёрышки у воробья.
- Какие звуки издают воробьи.
Цель: Закрепить название воробья, его внешний вид.
Наблюдение за воробьями.
Цели: расширить представление о птицах; учить различать основные части тела;
формировать знания о повадках птиц; воспитывать бережное отношение и любовь к
пернатым.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают
ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц,
насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.
Воспитатель читает стихотворение:
«Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»
Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие,
смелые). Воспитатель читает стихотворение:
«Воробей, что ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.»
Воспитатель задает детям вопросы:
- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на
новое место.)
- Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть
крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Предложить детям поиграть в игру, имитируя стайку воробьёв.
Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать,
чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга;
учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).
Выносной материал: Корм для птиц, кормушка, маски-эмблемы.
Наблюдение за птицами.
Цель: продолжить знакомить детей с воробьём, с его повадками (как клюёт зёрна, как
прыгает, чирикает), учить проявлять заботу и внимание к птицам.