Автор: Сергей Лилия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием регионального компонента
Раздел: дошкольное образование
«Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста через дидактические игры
с использованием
регионального компонента»
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость
реализации
новых
форм
организации,
при
которых
синтезировались
элементы
познавательного,
игрового,
поискового
и
учебного
взаимодействия.
Создание
благоприятных условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей, реализацию их
потенциальных
возможностей,
является
одной
из
приоритетных
социальных
задач
государства и общества.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие - это
одна из пяти образовательных областей, которая предполагает:
-
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
-формирование
первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях стран и народов мира.
По
утверждению
В.А.Сухомлинского,
в
игре
раскрывается
перед
детьми
мир,
раскрываются
творческие
способности
личности.
Без
игры
нет,
и
не
может
быть
полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в
духовный
мир
ребёнка
вливается
живительный
поток
представлений,
понятий
об
окружающем мире. Игра-искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
дидактических игр. Их применение помогает восприятию и усвоению материала детьми,
вовлекает в активное участие в познавательном процессе.
Для формирования познавательного развития детей дошкольного возраста в группе
создана полноценная развивающая предметно пространственная среда, которая влияет на
познавательно-игровое
развитие
детей.
Оформлен
центр
дидактических
игр,
который
находится в доступном для детей месте.
Все дидактические игры условно разделены на несколько групп:
-игры
по
развитию
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
деятельности;
- игры по формированию элементарных математических представлений;
- игры по ознакомлению с природным миром;
- игры по обогащению знаний о предметном мире и социальном окружении.
Дидактические
игры
по
формированию
элементарных
математических
представлений делятся на следующие группы:
- игры с цифрами и числами;
- игры - путешествие во времени;
- игры на ориентирование в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на логическое внимание.
В целях реализации регионального компонента и закрепления представлений у
детей дошкольного возраста элементарных математических представлений автором опыта
используются дидактические игры «Математические пазлы», «Рыболов», «Колокольчики»
и другие, пособия «Сосчитай, сколько рыб поймал рыбак», «Сосчитай, сколько оленей
поймал
оленевод»
и
др,
направленные
на
обучение
детей
количественному
и
порядковому счёту, на закрепление понимания отношений между числами натурального
ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1, сравнивать группы предметов
между собой, на составление и решение задач.
Математические
игры
«Сложи
узор»,
«Разложи
фигурки
по
домикам»,
помогают
совершенствовать
представление
о
геометрических фигурах, располагать их на плоскости, классифицировать, группировать
по цвету, форме, размерам, моделировать, составлять из нескольких фигур одну, создавать
тематические
композиции
по
собственному
замыслу,
по
образцам,
по
описанию,
представлению.
Благодаря
математическим
играм
с
использованием
регионального
компонента
дети знакомятся с предметным и природным окружением родного края, обогащают знания
о
предметах
быта
ненецкого
народа,
о
национальной
одежде,
об
основных
видах
деятельности коренных жителей. Дошкольники учатся распознавать по внешнему виду
растения, животных, птиц, рыб Крайнего Севера.
С
помощью
математических
игр
с
использованием
регионального
компонента
решаются
задачи
по
развитию
речи,
по
формированию
познавательных
интересов,
внимания, памяти, мышления, воображения. При организации и проведении игровой
деятельности педагог должен помнить о подготовке к ним, обязательно познакомить с
правилами
и
условиями
игры,
местом
проведения.
Дидактический
материал
должен
соответствовать возрасту детей, их знаниям.
Своеобразие
математических
игр
заключается
в
сочетании
познавательного
содержания, элементов обучения, а также игровой деятельности. Воспитательная ценность
дидактических игр состоит в том, что они входят в копилку педагогических средств
воспитателя,
постепенно
усваиваются
детьми
и
становятся
содержанием
их
самостоятельной деятельности.
В
младшем
возрасте
дошкольники
не
умеют
самостоятельно
придумывать
дидактические
игры,
но
они
могут
с
успехом
пользоваться
играми,
созданными
педагогами, постепенно усваивая окружающую действительность. Поэтому воспитатель
служит им примером, он должен играть вместе с детьми, вызывать желание играть.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр,
но и здесь воспитатель остаётся образцом подражания. Являясь учителем и участником
игры, он учит детей следить за действиями и словами участников деятельности, т.е.
интересоваться процессом всей игры. Педагог должен подбирать такие игры, в процессе
которых дети должны вспомнить и закрепить полученные знания. Задача дидактических
игр
заключается
в
упорядочении,
обобщении,
группировке
впечатлений,
уточнении
представлений,
в
различении
и
усвоении
названий
форм,
цвета,
величины,
пространственных отношений, звуков.
Старшие
дошкольники
в
ходе
дидактических
игр
наблюдают,
сравнивают,
сопоставляют,
классифицируют
предметы
по
тем
или
иным
признакам,
производят
доступный им анализ и синтез, делают обобщения. В старшем возрасте дети могут
самостоятельно создавать свои игры, придумывать разные варианты игры.
Для развития познавательных интересов и способностей у детей дошкольного
возраста активно использую современные образовательные методики и технологии:
-здоровьесберегающая
технология.
Технология
сохранения
и
стимулирования
здоровья. Технология обучения здоровому образу жизни (включение в образовательный
процесс
физминуток,
пальчиковой
и
дыхательной
гимнастики,
утренней
и
бодрящей
гимнастики, прогулки,
гимнастики для глаз, корригирующей гимнастики после сна,
подвижных игр,
упражнений для снижения психоэмоционального напряжения, Дни
здоровья, ситуативные игры). Данная технология нацелена на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья, способствует снижению заболеваемости детей;
-образовательный
терренкур
(посещение
зоны
игр
на
асфальте,
центра
познавательно-исследовательской деятельности, экологической и оздоровительной троп во
время пеших прогулок по территории дошкольной образовательной организации (ДОО).
Технология направлена на всестороннее развитие дошкольника;
-технология
развивающей
предметно-пространственной
среды
с
учётом
гендерного подхода (создание условий в ДОО с учётом интересов дошкольников);
-игровые
технологии
по
ФЭМП,
развитию
речи
и
сенсорному
развитию
(дидактические
игры
и
пособия
с
региональным
компонентом,
с
нетрадиционным
оборудованием:
прищепками,
камнями
и
др.).
Данная
технология
способствует
формированию познавательных действий и интересов, развитию речевого творчества;
-проектная технология (технология ориентирована на совместную деятельность
участников (педагоги, дети, родители) образовательного процесса;
-технология личностно-ориентированного подхода к детям
- помогает найти
методы,
средства
обучения
и
воспитания,
соответствующие
индивидуальным
особенностям, уровню развития каждого ребенка;
-информационно-коммуникативные технологии помогают в работе при подготовке
материала
к
НОД,
оформления
наглядно-делового
оснащения
(стендов,
выставок),
создания презентаций; при поиске и разработке различных мероприятий, знакомству с
опытом работы других педагогов;
-лэпбук
(информационная
папка,
содержащая
познавательные
задания
и
упражнения).
В работе с детьми используются методы и приёмы:
- элементарный анализ предметов окружающей действительности;
- сравнение объектов с целью нахождения общих и отличительных признаков;
- решение логических задач;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- воссоздание и преобразование объектов окружающего мира;
- метод моделирования и конструирования.
В зависимости от педагогических задач и совокупности используемых методов,
непосредственная
образовательная
деятельность
с
воспитанниками
проводится
в
различных формах:
- организованная образовательная деятельность (викторины, КВН, тематические
занятия, интеллектуальные игры и др.);
- обучение в повседневных бытовых ситуациях (во время режимных моментов);
- демонстрационные опыты и эксперименты;
- театрализованная игровая деятельность;
- беседы групповые и индивидуальные;
- самостоятельная деятельность детей.
Регулярное использование системы познавательных игровых заданий и упражнений
в
воспитательно-образовательном
процессе
по
формированию
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников
позволяет
развивать
познавательные
возможности
и
способности,
расширять
кругозор
детей
по
ОО
«Познавательное
развитие»,
а
также
способствует
интеллектуальному
развитию,
повышению
качества
подготовленности к школе по данной теме. Дошкольники более уверенно ориентируются
в простейших закономерностях окружающей действительности и активнее используют
полученные знания в повседневной жизни.
Благодаря реализации в работе с детьми математических игр с использованием
регионального компонента в совместной и самостоятельной деятельности воспитанники
лучше усвоили знания и умения по программе, обогатили свои представления о малой
родине.