Напоминание

Театральная деятельность как средство формирования социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО


Автор: Лисицына Ирина Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Театральная деятельность как средство формирования социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театральная деятельность как средство формирования социальных навыков

поведения у детей дошкольного возраста в практике работы ДОО

Лисицына Ирина Максимовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк

«

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…»

(Б. М. Теплов)

По

мнению

современных

ученых,

исследующих

проблемы

дошкольного

образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого

потенциала в наибольшей степени способствует театральная деятельность.

Можно утверждать, что театральная деятельность является источником развития

чувств,

глубоких

переживаний

и

открытий

ребенка,

приобщает

его

к

духовным

ценностям.

Именно

в

театральной

деятельности

у

ребенка

появляется

уникальная

возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что, кроме

психотерапевтического

эффекта,

составляет

один

из

существенных

моментов,

образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Театральная

деятельность

позволяет

формировать

опыт

социальных

навыков

поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей

дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта,

честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Любимые

герои

становятся

образцами

для

подражания

и

отождествления.

Именно

способность

ребенка

к

такой

идентификации

с

полюбившимся

образом

позволяет

педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Не понимая специфики детского творчества, педагоги строят процесс обучения на

основе копирования заданного ими образца. Ребенок податлив и доверчив, и, кроме того,

ему

значительно

проще

повторить

действия

педагога,

чем

на

основе

собственных

представлений об этом животном или герое сказки создавать нужный образ.

Для полноценного развития детей в театральной деятельности необходим новый

подход, как к организации, так и к содержанию и методам работы с детьми.

3

Для того чтобы решить эту сложную задачу, необходимо изменить существующий

подход к содержанию, стратегии и тактике работы с детьми.

Принципы педагогической деятельности:

Не навреди!

Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей ребенка.

Партнерское

общение.

Признание

ценности

личности

ребенка,

ее

мнения

и

интересов; взаимодействие на равных.

Активность взаимодействия: вовлечение детей в различные действия (обсуждения,

проигрывание ролевых ситуаций, выполнение игровой задачи, поручений ).

Наличие исследовательской позиции: целенаправленное создание ситуаций, когда

детям необходимо самостоятельно найти решение проблемы.

Коррекция

(обсуждение

трудностей

и

неудач

или

подкрепление

успеха).

При

необходимости, взаимодействие с психологом.

Идти от жизненного опыта ребенка. Соизмерять преподносимый ему материал с

качеством и характером пережитых или переживаемых им эмоций и на этой

основе развивать его дальше.

Содержание театральной деятельности может быть расширено за счет постановки

спектаклей по собственному замыслу детей, на основе их творчества. Самостоятельно в

театрализованные

игры

даже

дети

старшего

дошкольного

возраста

не

играют,

но

наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и

под его руководством.

4

И если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать

народные потешки, песенки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя

игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в

среднем возрасте театральная деятельность возможна как самостоятельная.

Следовательно, необходимо найти такие методические приемы, которые развивали

бы детское творчество и самостоятельность, например:

предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми

игрушками и обыграть его;

прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с

такими же персонажами (О.Лагуткина);

предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес

для разно контекстных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петушка

предоставить детям возможность для самостоятельного исполнения контрастных

ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного

щенка (Г.Прима).

Коллективный характер театральной деятельности позволяет расширять и обогащать

опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При

подготовке спектакля они учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и

координировать свои действия.

В

театральной

деятельности

имеются

большие

возможности

для

расширения

инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже

создании целого спектакля.

5

Рисунок 1 «Развитие творческой активности дошкольников в театрализованной

деятельности»

Поэтому, осуществляя работу с детьми, мы не должны ограничиваться развитием

только исполнительского творчества. Необходимо подобрать такое содержание, такие

формы

руководства,

которые

в

первую

очередь

доставляли

бы

детям

радость

и

способствовали бы их общему и художественному развитию. (Приложение 1)

При этом мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей дети могут делать все сами:

придумать содержание,

определить для себя роль,

на

основе

собственных

представлений

изготовить

куклу

или

сделать

себе

костюм.

могут выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

взять на себя роль зрителя

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения

способствует такая организация театральной деятельности детей дошкольного возраста,

когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого

необходимо использовать разнообразные методические приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение

ролей

по

карточкам

(дети

берут

из

рук

воспитателя

любую

карточку, на которой изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы: что делать, если ролей не хватает на

всех детей; кто будет играть отрицательных персонажей.

Чтобы

охватить

всех

детей,

можно

придумать

дополнительные

роли

или

организовать

два

состава

артистов:

одни

будут

играть

для

малышей,

другие

-

для

старших детей и родителей.

Вторая проблема – исполнение роли отрицательных персонажей – несколько сложнее

и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к

каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные

осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и

находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях

нужно подчеркнуть, что в театральной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты,

и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли.

6

Использование театральной деятельности в целях формирования самостоятельности

детей становится возможным при выполнении следующих условий:

единство социально-эмоционального и когнитивного развития;

насыщение

этой

деятельности

интересным

и

эмоционально-значимым

для

детей содержанием;

постепенности и последовательности ознакомления с разными вербальными и

невербальными средствами выразительности;

наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

совместное

участие

в

данном

процессе

детей

и

взрослых

(педагогов

и

родителей).

Особое внимание в работе с детьми по театральной деятельности необходимо уделять

взаимодействию с семьей.

Рекомендуем родителям поддерживать интерес ребенка к театральной деятельности, по

мере

возможности

стараться

присутствовать

на

детских

спектаклях.

Рассказывать

ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, по

мере

возможности

организовать

посещение

театров

или

просмотр

видеозаписей

театральных постановок.

Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей и родителей к этой

деятельности.

В

целом,

общение

в

непринужденной,

эмоционально

насыщенной

обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая,

7

легкий

музыкальный

фон,

атмосфера

игры

все

это

содействует

эмоциональному

раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться

успехами и трудностями. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке,

наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и

способности.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию,

доверию, делает их настоящими партнерами.

Иначе

говоря,

именно

на

основе

творчества

мы

имеем

возможность

управлять

формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка .

Литература

1.

Маханева М.Д.Театрализованные занятия в детском саду:

Пособие для

работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2.

Фольклор-музыка-театр:

Программы

и

конспекты

занятий

для

педагогов

дополнительного

образования,

работающих

с

дошкольниками:

Программ.-метод.

пособие/Под ред.С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество –

дети»

(Н.Ф.

Сорокина,

Л.Г.Миланович):

Пособие

для

воспитателей,

педагогов

дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – 3-е изд.,

испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002.

5.

Петрова

Т.И.,

Сергеева

Е.Л.,

Петрова

Е.С.

Подготовка

и

проведение

театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с

методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2003.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Примерное планирование занятий

по театрализованной деятельности с детьми 4-5 лет

9

Первые два-три занятия с детьми о театрализованной деятельности отводятся для

того, чтобы подготовить детей к театрализованным представлениям, помочь им

преодолеть скованность, застенчивость. Желательно, чтобы на этих занятиях было

небольшое количество зрителей (можно пригласить воспитателей соседних групп,

несколько родителей).

Приведем пример такого предварительного занятия.

«КАК ИГРУШКИ СЛУШАЛИ ЗВУКИ»

Реквизит. Любые игрушки, имеющиеся в группе.

Проведение спектакля

Педагог спрашивает, знают ли дети, что происходит с игрушками,

когда все уходят домой.

Выслушав

ответы,

рассказывает:

«Однажды

вечером,

как

только

группа

опустела,

игрушки

задумались:

чем

бы

им

заняться?

Мишка

(воспитатель

берет

игрушку)

предложил: «Сегодня в детском саду было театральное представление, и дети взяли меня

с собой. Как было интересно! В нашей группе тоже есть сцена. Давайте заберемся туда!»

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать какую-либо игрушку и выполнять ее

роль. Затем продолжает: «Игрушки удобно расположились на сцене. (Делается пауза,

чтобы дети после выхода на сцену успокоились).

И

вдруг

раздался

какой-то

звук.

(Педагог

тайком

от

детей,

например,

звонит

в

колокольчик). Игрушки вначале заволновались: «Что это такое?» А затем дружно хором

сказали: «Звонит колокольчик».

К

каждому

новому

звуку

(звон

посуды,

щелчок

выключателя,

стук

и

т.п.)

дети

внимательно прислушивались. Они забывали, что находятся на сцене, их поведение

становилось естественным, непринужденным. Хоровые ответы также помогают снять

сценическое волнение.

В конце спектакля педагог говорит: «Дорогие зрители! Сегодня дети порадовали вас

спектаклем «Как игрушки слушали звуки». Надеемся, что он вам понравился. Роли

исполняли...»

Дети кланяются, зрители им аплодируют.

Когда дети привыкнут к сцене, к присутствию зрителей в зале, можно переходить

непосредственно к организации театрализованных представлений.

10

«3АЙКИ СЕРЫЕ СИДЯТ»

Инсценировка по стихотворению В. Антоновой

Реквизит. Для детей — шапочки для роли зайчат, для педагога — маска и хвост для

роли лисы.

Декорации .Одна или несколько искусственных елок.

Подготовка спектакля

Педагог рассказывает: «Пришла поздняя осень. С деревьев опали листья, шуршащим

и ароматным ковром легли на землю. И только елочка совсем не изменилась: по-

прежнему блестят ее темно-зеленые иголки. Лес кажется пустынным: не видно ни

зверей, ни птиц. Одни его покинули, другие спрятались, затаились, приготовились к

долгой зиме. Но если бы мы с вами оказались в лесу, то обязательно бы встретили...

(Ответы детей).

Смотрите, под осенним кустом сидит зайка. Страшновато ему одному в осеннем лесу.

Голые, без листьев, ветки плохо прячут зайчишку. Вдруг из-за бугорка, как пламя,

взметнулся рыжий хвост лисицы и исчез. Заяц замер. Через некоторое время появилась

лиса. Она медленно обходила деревья, заглядывала под пеньки и прислушивалась. К

счастью, не заметив зайчика, отправилась дальше.

А если бы зайчишка был не один, а с другими зайчатами? А если бы они сидели под

елочкой, которая своими пушистыми ветками укрывала бы их? Тогда все было бы по-

другому».

Педагог выразительно читает стихотворение:

Зайки серые сидят,

Ушки серые торчат,

Вот какие ушки

—Ушки на макушке.

Вдруг бежит лисичка,

Хитрая сестричка,

Ищет, где же зайки,

Зайки-побегайки.

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

11

Интересуется, понравилось ли детям стихотворение, и, получив положительный ответ,

предлагает разыграть его в ролях перед зрителями.

(Повторно выразительно читает

текст.)

Затем педагог спрашивает, какие роли дети хотели бы исполнять. Одобряет выбор и

выражает уверенность, что юные актеры прекрасно справятся с ролью зайцев, потому

что

хорошо

представляют

себе,

как

те

выглядят,

какие

они

трусливые,

но

очень

быстрые, поэтому и называют их «побегайками». (Еще раз читает стихотворение.)

Рассказывает: если зайчат несколько, то они не бегут друг за другом, а прыгают в

разные стороны.

Предлагает показать, как разбегаются зайцы по лесной лужайке. Но оказывается, что

убегать не от кого, потому что нет лисы. Тогда педагог берет на себя эту роль и одевает

маску лисы, а дети маски зайчат.

Проведение спектакля

Воспитатель

торжественно

объявляет

зрителям

(родителям),

что

сегодня

они

присутствуют

на

премьере

спектакля

«Зайки

серые

сидят»

по

стихотворению

В.

Антоновой, и рассказывает: «Действие происходит поздней осенью на лесной полянке.

Деревья уже сбросили листья, и только пушистая елочка (показывает на искусственную

ель) украшает полянку своим темно-зеленым нарядом. Тихо в осеннем лесу. Не слышно

голосов птиц, не видно лесных зверей. И вдруг на лесной полянке появляются зайчата.

(Дети выбегают на сцену в шапочках.) Они были очень красивы в своих сереньких

пушистых шубках, прыгали по полянке, а под их лапками шуршали осенние листья.

(Дети свободно бегают по сцене.)

Вдруг зайчата остановились: они услышали, что к лесной полянке кто-то приближается.

(Воспитатель одевает маску лисы и читает стихотворение. Дети бегут и прячутся под

елочкой.)

Лиса ищет зайчат, не найдя, разочарованно вздыхает и уходит. Сняв маску, педагог

возвращается на сцену и зовет детей. Затем обращается к зрителям: «Дорогие родители!

Сегодня дети порадовали нас спектаклем «3айки серые сидят». Надеемся, что он вам

понравился. Роли исполняли заслуженные артисты нашей группы...» (Называет каждого

ребенка, участвующего в спектакле.)

Дети кланяются, а зрители им аплодируют.

«БЕЛКИ»

12

(русский текст Э. Александровой)

Инсценировка словенской народной песни

Реквизит. Для детей — шапочки для роли белок; для воспитателя — маска лисы.

Магнитофонная запись танцевальной музыки и любая заводная игрушка.

Декорации. Одна или несколько искусственных елок, на которых развешаны

натуральные или вырезанные из бумаги шишки.

Подготовка спектакля

Педагог напоминает детям, как они замечательно исполняли роли зайчат,

перехитривших лису. Предлагает вспомнить, как красив осенний лес, рассказывает о

нем (см. предыдущий сценарий), более подробно описывая жизнь лесных обитателей. В

заключение воспитатель говорит: «Если бы мы с вами осенью попали в сказочный лес,

то увидели бы веселых белочек, которые любят осень за вкусные дары и, сделав запасы

на зиму, радуются и веселятся на лесной полянке».

Затем выразительно читает стихотворение:

Белки пели и плясали, Все подметки оттоптали,

Словно заводные, домой шли босые.

Спрашивает детей: «А вы хотите сыграть роль белочек?» Получив положительный

ответ, раздает шапочки и предлагает примерить их. «Какие милые, симпатичные

бельчата!»— любуется воспитатель, а затем интересуется именем каждого бельчонка,

на каком дереве он живет, с какими зверюшками дружит. Подводит детей к мысли, что

бельчата могли быть знакомы с зайчиками, которые перехитрили лису.

Спрашивает: «А вы, бельчата, лису не встречали? Она вас не обижала?» Рассказывает

историю от лица «знакомого бельчонка»: «Однажды сидел я высоко на дереве и

шелушил шишку. Она была такая вкусная, что я не заметил, как лиса тихонько

подкралась к дереву и стала терпеливо ждать. Удержать большую шишку в маленьких

лапках было трудно, иона с шумом упала вниз. Я хотел спрыгнуть за ней, но вовремя

заметил рыжую плутовку. И, хотя мне очень хотелось дошелушить вкусную шишку, я

был рад, что не спустился на землю».

Воспитатель спрашивает детей: «А если бы у вас упала шишка, как бы вы

поступили?»

Выслушав ответы, предлагает разыграть сценку, в которой лисе не удалось

перехитрить бельчат. Роль лисы исполняет педагог. Прогона этой сценки делать не надо.

После повторного чтения песенки воспитатель интересуется, как дети понимают

фразу «плясали, словно заводные». Показывает заводную игрушку, обращает внимание

13

на ее однообразные движения и подводит детей к пониманию, как следует двигаться

при исполнении танца белок.

Проведение спектакля

Педагог торжественно объявляет зрителям о начале спектакля и рассказывает:

«Действие происходит поздней осенью на лесной полянке. Главные действующие лица

— бельчата и лиса.

В этот день белкам очень повезло. На полянке они нашли ель, где росло много шишек.

Бельчата нарвали их, уселись поудобнее и стали шелушить. (Дети действуют в

соответствии со словами педагога.)

Увлеченные, белки не заметили, как на полянке появилась лиса. Вчера она не поймала

зайчат - была голодной и злой».

Педагог на глазах у зрителей надевает маску лисы.

Лиса. Какие милые бельчата! Почему бы мне не полакомиться ими? Устроюсь под

деревом и подожду: может быть, кто-нибудь из них спустится вниз. Холодно, ветрено...

Ой, шишка упала! Не удержал ее бельчонок, выронил. Ну, сейчас сам ко мне в лапы

прибежит!

Дети бросают шишки и бегут за ними. Лисе не удается их поймать, т.к. проворные

бельчата убегают и прячутся за елку.

Педагог снимает костюм лисы и продолжает рассказывать:

«Какие проворные бельчата! Не удалось рыжей плутовке поймать их! А дальше на

лесной поляне произошло вот что...»

Воспитатель включает музыку и читает стихотворение «Белки», а дети действуют в

соответствии с текстом. По окончании пляски «бельчата» смотрят на подметки,

выражают удивление, снимают обувь и идут босиком.

«КАК-ТО ЧЕРЕЗ МОСТ»

Инсценировка по мотивам стихотворения А. Роговина

14

Реквизит. Для детей — плоскостные фигурки с изображением ворон.

Декорации. Река и мост, которые можно изобразить с помощью куска ткани, обоев,

доски и т.п.

Подготовка спектакля

Педагог заинтересовывает детей содержанием будущего спектакля и выразительно

читает стихотворение.

Шел я как-то через мост,

Глядь — ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь — ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост–

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь — ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь — ворона сохнет...

(И опять все сначала...)

Простота действий и комичность ситуации не требуют большой подготовительной

работы. Однако желательно объяснить детям, что даже такое простое движение, как

ходьба, все люди совершают по-разному: один идет важно, медленно, размышляя о чем-

то, другой — спешит, может сразу даже не заметить ворону, пока об нее не споткнется,

и т.д.

Брать ворону и класть ее под мост тоже можно по-разному: с нежностью, со страхом, с

чувством неприязни, с радостью и т.п.

Проведение спектакля

Педагог объявляет об очередной премьере и спрашивает у зрителей, что бы они

сделали, если бы увидели ворону под мостом, а затем предлагает посмотреть, как

поступили дети. Опыт показывает, что действия с вороной доставляют детям огромную

15

радость, и они стремятся к выразительной передаче движений. Не следует лишать их

этого удовольствия. Поэтому желательно, чтобы после прочтения строфы воспитатель

делал паузу и комментировал действия каждого ребенка.

16



В раздел образования