Напоминание

"Методы активации обучающихся в курсе музыкальной литературы"


Автор: Ермакова Лариса Александровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин в ДШИ
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск ХМАО – Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы активации обучающихся в курсе музыкальной литературы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Для

участия

в

конкурсе

учебно-методических

работ

прошу

включить

представленную методическую работу:

автор - Ермакова Лариса Александровна

образование – высшее

место

работы,

должность

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств»

г.

Ханты-

Мансийска, преподаватель теоретических дисциплин

тема:

Методы активации обучающихся в курсе музыкальной литературы

/Тандем музыки и изобразительного искусства

в зеркале времени/

Проблема формирования художественного мышления имеет не только

локальный

смысл,

связанный,

например,

с

театрально

декорационным

искусством или с экспериментами в области цветомузыки. Взаимодействие

музыки

и

изобразительного

искусства

надо

рассматривать,

исходя

из

некоторых

эстетических предпосылок. Лессинг впервые ввёл в эстетику

понятия прямого и косвенного отражения (подражания, изображения и т.п.).

Далее Гегель воспринял эту идею и развил её. Согласно его теории, предмет

различных видов искусств – один и тот же, т.к. любое искусство постигает

сущность

и

полноту

мира

в

целом.

Понимание

этого

очень

важно

при

рассмотрении процессов дифференциации и интеграции в сфере искусства.

Как известно, на заре человечества искусство носило исключительно

синкретический характер, т.е. в нём не выделялись и не различались его

основные виды, в том числе и музыка и изобразительное искусство. Долгое

время

они

были

связаны

в

едином

комплексе

обрядовых

и

культовых

действий, народных зрелищ и т.п. Музыка редко воспринималась без участия

зрительных

впечатлений.

Оба

вида

искусства

подчинялись

единству

процесса.

Общественная жизнь каждой эпохи находит выражение в разных видах

художественного

творчества.

В

силу

общности

исторического

генезиса

музыка

и

изобразительное

искусство

нередко

обретают

также

и

стилистическую общность.

Живопись эпохи возрождения гораздо более значительна по своему вкладу

в общечеловеческую художественную культуру, чем музыка того же времени.

Тем не менее, оба искусства этого периода наполняются дыханием реальной

жизни, воплощают гуманистическое мировоззрение, освобождаются от эгиды

церковного

духа.

Оба

приобретают

отпечаток

характерных

черт

бытия.

Отсюда

возможность

сопоставления

отдельных

конкретных

явлений

данных искусств.

Т.Н.Ливанова говорит о взаимодействии различных искусств в разных

странах от Возрождения к Просвещению. Показывая идентичность разных

искусств, оттеняет их неповторимые пути развития, которые могут порождать

явления, не сопоставимые ни с чем. Например, живопись Рембранта не имеет

никаких

аналогий

в

других

искусствах

Голландии.

Музыка

И.С.

Баха

никаких аналогий в других искусствах Германии.

Параллели

между

историческим

развитием

и

стилистическими

тенденциями музыки и живописи далеко не в каждую эпоху выступают

отчётливо. Но в ряде случаев они очевидны.

В.В. Стасов, одинаково хорошо знавший и изобразительное искусство и

музыку,

неоднократно проводил параллели между их развитием в России

второй

половины

19

века,

устанавливал

общие

тенденции

в

творчестве

художников – передвижников и композиторов «Могучей кучки». Он писал о

«хоровых» картинах в их творчестве, уподобляя многофигурные полотна,

изображающие действие народных масс, массовым хоровым сценам в операх

русских композиторов.

Разумеется, искусство художника и композитора ни в коей мере не

исчерпывается общими образными аналогиями, которые в значительной мере

условны и часто сами весьма сложно опосредованы.

Сближение музыки и изобразительного искусства было подготовлено

развитием в музыке тех граней, которые сближают её с живописью. В первую

очередь

здесь

имеют

ввиду

приёмы

звукоподражания,

а

также

приёмы,

вызывающие

пространственные

и

цветосветовые

ассоциации.

Они

развивались в музыке исторически, в результате постепенного накопления

слухового опыта.

В 18 веке музыка трактовалась, как «искусство эффектов», призванное

воплощать

чувства.

При

этом

чувства

понимались

как

эмоциональные

реакции - отклики на воздействие предметов мира.

Начиная с Л.Бетховена (Пасторальная симфония) и далее у романтиков,

возможности

и

границы

музыкальной

изобразительности

сильно

расширились. Она преобразовывается в картинность произведений, которые

стали предполагать зрительные ассоциации. Эти зрительные ассоциации в

музыке необязательны и субъективны.

Романтиками была выдвинута идея программности (Лист, Берлиоз,

Шуман) как сознательной связи инструментальной музыки с литературой и

другими

видами

художественного

творчества.

Благодаря

программности

музыкальная

изобразительность

была

осознана

уже

не

просто

как

предметное,

а

как

живописное

начало

в

музыке.

А.Н.Серов,

говоря

о

романтической музыке, неоднократно подчёркивал в ней значение и рост

«живописи музыкальной». Эстетика романтизма открыла пути для прямого

влияния

одного

искусства

на

другое.

До

романтиков

не

было

попыток

воплощения в музыке конкретных произведений изобразительного искусства.

Именно у них впервые возникла идея передать в музыке наглядные образы

живописи или скульптуры. Скульптура передаёт внешний облик мыслителя,

позволяющий ассоциативно представить себе и его переживание. Музыка же

в свою очередь передаёт переживания, позволяющие судить и о внешнем

облике.

Пока музыка остаётся музыкой, сохраняется почва для сближения её с

искусством живописи; всё это способно расширять границы и возможности

музыкального

искусства.

Такое

расширение

произошло,

в

частности,

на

рубеже 19-20 веков у русских композиторов (в творчестве позднего Н.А.

Римского-Корсакова,

а

так

же

А.Н.

Скрябина)

и

у

французских

импрессионистов

(Дебюсси,

Равеля).

Фантастика

«Золотого

петушка»

и

«Кащея Бессмертного», образы огня, пламени, полёта, экстаза у Скрябина

были

связаны

со

значительным

развитием

не

только

музыкально

выразительных,

но

и

музыкально

изобразительных

средств.

Так

же

Дебюсси был тончайшим живописцем и поэтом природы в музыке.

Музыка

невидима,

а

живопись

неслышима.

Но

при

определённых

обстоятельствах можно «видеть» музыку и «слышать» живопись. «Летний

вечер» Левитана может не вызвать слуховых ощущений, а его же «Вечерний

звон», непременно их вызовет, ибо не представив, что над золотистым плёсом

плывут

звуки

колоколов

в

густом

вечернем

воздухе,

мы

не

воспримем

полноценно зримый образ пейзажа.

Подобно этому для нас могут быть «наполнены» звуками многочисленные

картины,

изображающие

музицирование,

т.к.

живопись

соприкасается

с

родственным ей искусством.

Уже в рельефах и росписях древнего мира

запечатлены различные обрядовые и культовые действа в которых участвуют

музыканты.

В

эпоху

Возрождения

нередко

изображались

поющие

дети,

трубящие ангелы, а также народные певцы и музыканты на праздниках,

крестьяне или горожане, играющие на музыкальных инструментах (лютня,

виола, скрипка). К древним временам восходит изображение златокудрого

Аполлона – мусагета (покровителя муз) с обязательной лирой или кифарой в

руках.

Линия и цвет – основные элементы проявления музыкального начала в

живописи. Мажор и минор – связаны с эмоциями. Столь же очевидна связь

ритмических ходов музыки с развитием, ростом эмоционального напряжения,

беспокойством или успокоенностью, меланхоличной созерцательностью и,

даже, активностью. Цветовые ходы иногда переплетаясь, образуют нечто

вроде контрапункта, цвет нарастает, приближаясь к главному пятну. Иногда

цветовые массы напоминают мощные аккорды инструментов в симфонии.

Термин «музыкальная живопись» утвердилось в 19 веке, начиная с

романтиков.

В

период

романтизма

музыкальное

начало

особенно

ярко

обнаруживается в пейзаже и начинает проникать в портрет. Многие работы

Эжена Делакруа – портреты музыкантов (Шопена, Паганини) обнаруживают

чисто романтическое сопоставление внешнего облика и внутреннего мира

человека, утверждают интенсивность духовной жизни личности.

«Музыкальные» выражения вошли в обиход у постимпрессионистов.

Стало

принято

говорить

о

«красочных

симфониях»,

«колористических

аккордах», «поющих линиях», «музыке цвета» и т.д. Особо можно отметить

русских художников. Они никогда не чуждались понятия музыкальности и

глубоко чувствовали взаимосвязь живописи и музыки .В.М. Васнецов писал,

что

всегда хотел, чтобы в картинах чувствовалась музыка. Врубель своё

музыкальное

чутьё

передавал

в

самом

строе

своих

изображений

и

в

особенности в их колорите, который поистине можно назвать музыкальным.

Особое место в развитии музыкальных начал изобразительного искусства

принадлежит литовскому художнику М. Чюрлёнису, творившему в России в

первом

десятилетии

20

века.

Он

был

одновременно

художником

и

композитором. В его симфонических поэмах «В лесу» и «Море», в струнном

квартете

и

в

фортепианных

прелюдиях

можно

обнаружить

близость

к

сочинениям Рахманинова и раннего Скрябина. И музыка и живопись этого

одарённого человека - порождение одного образного мира, они имеют общий

круг идей и настроений. В своём живописном творчестве он апеллировал к

музыке, писал картины, словно сочинял сонаты. Художник часто давал своим

картинам и циклам картин «музыкальные» названия: прелюдия, фуга, соната

и т.п. Эмоциональное начало в его картинах всегда доминирует, но живопись

остаётся

живописью.

Музыкальность

его

живописи

олицетворение

её

музыкальной наполненности.

С возникновением абстракционизма положение изменилось. Начиная с В.

Кандинского, беспредметность в живописи стала оправдываться, опираясь на

музыку.

Аргументация

Кандинского,

основанная

на

отождествлении

закономерностей

цветовых

и

звуковых,

живописных

и

музыкальных,

неоднократно повторялась и развивалась абстракционистами всех мастей.

В творчестве Марка Шагала образ скрипача олицетворял творца, т.е.

художника вообще, к жизни которого не применимы скучные и «правильные»

установки общества. Вместе с Шагалом ушла в прошлое целая эпоха, ибо он

был

последним

звеном

в

цепи,

связавшей

современность

с

авангардной

живописью начала 20 века, которая неузнаваемо изменила искусство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Волков Н.Н. – Цвет в живописи / Н.Н.Волков – М., 1965г.

2.

Ливанов Т.Н. – Западноевропейская музыка 17-18 веков в ряду других

искусств / Т.Н. Ливанов – М., 1977г.

3.

Пути развития русского искусства конца 19 – начала 20 века. М., 1972г.

4.

Серов А.Н. – Избранные статьи / А.Н.Серов – М.!957г.

5.

Стасов В.В. – Избранные сочинения / В.В.Стасов – М., 1952г.



В раздел образования