Автор: Чухо Фатима Шрахметовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №6"
Населённый пункт: п.Энем Тахтамукайского района
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «КОРРУПЦИЯ»
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
«КОРРУПЦИЯ»
Цель: Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся.
Задачи:
-
Формирование знаний об исторических корнях возникновения коррупции,
особенностях ее проявления в различных сферах общества и вредных последствиях для
социального и экономического развития государства.
-
Совершенствование навыка личностной оценки данного социального явления.
-
Мотивирование антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и
морально-этическим нормам.
Адресат: учащиеся 7 класса.
Актуальность: Проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым
годом она становится все более тревожной. Масштабы распространения коррупции не
сокращаются, а увеличиваются. Информация о данной проблеме для учащихся является
важной и необходимой.
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель. Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие в необычную страну под названием “Коррупция”.
Эпиграфом к нашему мероприятию будут строки стихотворения, написанного
вашим учителем русского языка и литературы
Страны с таким названьем нет на карте,
Но вы её себе сейчас представьте.
Она бывает часто рядом с нами,
Коррупция – страну эту назвали.
Здесь правде и законам места нет,
Здесь правят только деньги много лет.
Преступности и клеветы полна,
Жестокая и страшная страна.
В неё ведёт тернистый долгий путь,
Идти туда – назад не повернуть,
Но будущего нет у той страны,
Против КОРРУПЦИИ все вместе встанем мы!
Для того чтобы отправиться в путешествие в другую страну, нам необходимо
получить визу, но сначала мы должны заполнить декларацию.
В декларации вам необходимо написать синонимы к слову “Коррупция”. (ребята
заполняют декларации).
Ученики: зачитывают декларации (синонимы к слову “коррупция”).
Учитель: Декларации заполнены, визы получены, впереди нас ждёт таможенный
контроль. Чтобы пройти таможню, нужно найти в словаре, который лежит у вас на парте,
значение слова “Коррупция”.
Ученики: учащиеся, первыми справившиеся с заданием, записывают определение на
доске.
Учитель: Таможню мы прошли, нас ждёт долгое путешествие, на пути лежит море
“Историческое”. Чтобы переплыть это море, мы должны послушать ребят, которые
приготовили сообщения о проявлениях коррупции в разные исторические эпохи.
Выступления учщихся:
1.
Исторически появление КОРРУПЦИИ относится ко времени
формирования первых классовых обществ и государственных образований.
История человечества издавна связана со взяточничеством, упоминания о
котором встречаются в клинописях древнего Вавилона и библейских текстах. На
ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства,
республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных
чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в
эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о
которых говорили: «Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из
бедной провинции». В этот время в римском праве появился специальный термин
«corrumpire», который был синонимом слов «портить», «подкупать» и служил для
обозначения любых должностных злоупотреблений.
1.
Российские источники упоминают о мздоимстве еще в XIII веке. Начиная с
Ивана III , известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой
попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила
твердые «нормы» для наместников и их аппарата.
Для отечественной истории, как и для истории других остающих в развитии стран,
характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными
отношениями.
2.
Распространенность взяточничества в императорской России была столь
велика, что указом 1713 г. и позднейшими узаконениями лихоимцам была
определена в качестве наказания смертная казнь. Смешение государственной
казны с личным карманом оставалось типичным не только в 18-м, но и в 19-м веке.
В николаевской России чиновники почти всех рангов систематически
злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед
разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности
российского чиновничества начал понижаться, хотя и оставался все же выше
«среднеевропейского» уровня.
3.
Своего наивысшего развития коррупция в России достигла в начале XX в.
Неспособность государственного аппарата решительно действовать в критические
дни Февраля 1917 г. во многом была обусловлена коррупцией. Правда, после
Февральской революции взяточничество никуда не исчезло. Столкнулся с
коррупцией с первых дней своего существования и большевистский режим.
Срабатывала традиционная формула «не подмажешь – не поедешь», глубоко
укоренившаяся в народном сознании. Коррупция и как понятие, и как явление в
официальных документах и практической деятельности не признавалась.
Вместо этого использовали термины «взятничество», «злоупотребление
служебным положением» и др.
Учитель: Наше путешествие продолжается, на пути у нас горы «Аналитические». Чтобы
преодолеть горы, мы должны узнать о коррупции в современной России.
3. В России коррупция – словно яма.
С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.
И чем настойчивей под неё копают,
Тем только больше она становится.
А вот в Китае действуют просто:
За взятки - к стенке, без колебаний!
А потом по почте получат родственники
Счёт за две пули – на восемь юаней.
Учитель: Мы уже близки к цели, но нам осталось перейти пустыню под названием
«Народная мудрость». Для этого необходимо познакомиться с пословицами и поговорками
о коррупции. На каждую парту я дам лист с пословицами и поговорками. Так как в
пустыне плечо друга не помешает, вы посоветуетесь с соседом по парте и назовёте ту
мудрость, которая, по вашему мнению, точнее отражает пагубность коррупции.
Бог сотворил два зла: приказного да козла.
Богатому идти в суд — трын-трава, бедному — долой голова.
Вору потакать — что самому воровать.
Всяк подьячий любит калач горячий.
В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.
В суд ногой — в карман рукой.
В суд пойдешь - правды не найдешь.
Возьми калачи, только дело не волочи.
Дай на прокорм казенную корову - прокормлю и свое стадо.
Дай грош - будешь хорош.
Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.
За правду денежки подавай, да и за ложь тож .
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Законы святы, да законники супостаты.
Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос.
Когда золото всплывает, то правда тонет.
Когда карман сух, тогда и суд глух.
И умный берет, когда глупый дает.
На кривой суд образца нет.
Один закон для богатых, другой для бедных.
Руки для того, чтобы брать.
Рыба гниет с головы.
С кого судья взял, тот и прав стал.
Скорее дело вершить, коли судью одарить.
Суд прямой, да судья кривой.
Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.
Судья, что плотник: что захочет, то и вырубит.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Сухая ложка рот дерет.
Ты - мне, я - тебе.
Что мне законы, коли судьи знакомы.
Ученики: выбирают и озвучивают понравившиеся пословицы.
Учитель: Сегодня мы с вами много узнали о коррупции, теперь выбор за вами, какую
дорогу вы выберите.
(На доске рисунки двух деревьев. Одно дерево чёрное и колючее с названием
«Коррупция», второе - зелёное и цветущее с названием «Закон»)
Ребята у нас на доске два дерева, ваша задача, выйти к доске вытянуть свой плод, на
котором будет слово, и разместить его на то дерево, которому подходит этот плод. (слова
на плодах: зло, добро, ненависть, доверие, взятка, справедливость, ложь, правда,
беспредел, порядок, зависть и др.)
Наше мероприятие подошло к концу, я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор,
будете достойными гражданами Российской Федерации и приложите все силы для борьбы
с коррупцией.