Напоминание

Интеллектуальная игра «Знатоки Грамматики»


Автор: Черкасова Гулюса Нафисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: РТ, город Альметьевск
Наименование материала: методическая разработка итогового занятия по обучению грамоте
Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки Грамматики»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка НОД по обучению грамоте.

Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки Грамматики»

Пояснительная записка.

Конспект адресован педагогам, занимающимися с детьми старшего

дошкольного возраста и может быть использован как итоговое мероприятие.

Основной целью данного занятия является оказание методической помощи

педагогам в организации и проведении мероприятий в дошкольных

учреждениях и в дополнительном образовании в школах развития

дошкольника.

Задача: научить педагогов использовать разнообразные игровые приёмы в

работе с детьми дошкольного возраста.

Занятие рассчитано на детей 6-ти лет. Продолжительность мероприятия 45

минут. Оптимальное количество детей – 15.

На данном мероприятии используется игровой метод обучения. В ходе

занятия используются разнообразные виды деятельности и дидактические

игры: нахождение парных согласных букв; подбор картинок по первым

буквам названий картинок; нахождение игрушек по количеству слогов;

составление слов из букв, чтение слов и нахождение соответствующей

картинки.

Автор: педагог дополнительного образования Черкасова Г.Н.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях по обучению грамоте в

занимательной игре.

Задачи:

Образовательные задачи:

проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков,

сформированных на занятиях;

учить применять их в практической деятельности – игре.

Развивающие задачи:

закреплять умение определять количество слогов;

закреплять умение находить слова с заданным звуком;

закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;

закреплять умение находить парные звуки и буквы;

развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;

развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование: картинки названия, которых начинаются с согласных звуков

(твёрдый и мягкий), домики со словами с пропущенной буквой, магнитные

буквы для подбора парных согласных звуков и букв; картинки животных и

надписи детёнышей животных, звёзды с буквами Д, Р,У, Ж, Б, А.

Магнитофон, музыка для игр.

Королева Грамоты. Добрый вечер, ребята! Я - Королева грамоты. Сегодня в

городе Буквограде состоится

конкурс «Знатоки грамматики». Мы с вами

научились

читать,

писать

буквы

и

слова,

играть

с

буквами

и

словами,

различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие звуки, знаем парные

согласные звуки и буквы, умеем составлять предложения и работать со

схемами. Умеем отгадывать ребусы, грамматические задачки, загадки слов.

Чтобы

конкурс

прошел

весело,

мы

разделимся

на

команды.

Вы

получили при входе билеты с буквами, у кого гласная буква садут на

стульчики справа, у кого согласная буква - слева.

У нас две команды: команда гласных и команда согласных.

За каждый конкурс вы будете получать звезду с буквой, в конце конкурса вы

составите слово из этих букв. Это даст нам возможность выявить команду

победителя.

-Начинаем игру с разминки.

1 Рассказывание «Чистоговорок».

2 Конкурс. «Вопросы и ответы».

Есть они и в букваре

Узнаёт и знает их каждый Любознайка

Что это, ребята? (буквы)

33 родных сестрицы

Писаны красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Где же живут эти сестрицы? (Азбука, Алфавит)

Сколько букв в алфавите?

Из чего состоят слова?

Какие бывают звуки?

Сколько гласных букв?

Какими бывают согласные звуки?

Чем отличаются парные согласные звуки?

За конкурс команды получают первую звезду.

3 Конкурс для капитанов «Найди букве пару».

В

городе

Буквограде

живут

буквы,

имеющие

пары

их

мы

называем

парными.

Сегодня буквы отправились

на прогулку и разбрелись кто

куда. Задача капитанов команд: найти каждой букве пару.

За конкурс команды получают вторую звезду.

4 Конкурс - дидактическая игра «Подбери картинки гномикам»

Живут в сказочном городе Буквограде два забавных гнома Том и Тим.

Это Том, серьёзный гном. Любит синий цвет.

А это Тим, весёлый гномик.

Любит он зелёный цвет.

Любят гномики картинки.

Кто-то картинки разбросал.

-Помогите

собрать

картинки

гномикам.

Команда

гласных

подберёт

картинки Тому, команда согласных Тиму. Том и Тим отбирают картинки,

объявляют об ошибках участников.

За конкурс команды получают третью звезду.

-А сейчас пора нам отдохнуть.

Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

5 Конкурс - дидактическая игра «Собери игрушки по количеству

слогов».

Загадка:

Оно может быть ласковым,

Может быть и грубым.

Может быть тихим,

Может быть и громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать.

Но для этого нужно буквы знать.

Что это такое? (слово)

-Какие бывают слова? Чем можно его измерить? (короткие и длинные,

измеряют слогами)

Измерить длинное слово-

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать-

хлопать в ладоши пора начинать!

-В коробке лежат игрушки, каждому участнику нужно выбрать одну

игрушку. Участники команды гласных – выбирают игрушку, в названии

которой 2 слога, участник команды согласных - игрушку, в названии

которой 3 слога. Дети по порядку выходят, выбирают себе игрушку.

Проверка результата обязательна.

За конкурс команды получают четвёртую звезду.

6 Конкурс - дидактическая игра «Подбери букву к слову».

Есть в городе Буквограде дед Буквоед.

-Что же делает Буквоед? (он любит съедать буквы).

- Сейчас мы узнаем, какие буквы съел Буквоед.

Дети выходят к доске по порядку, находят нужную букву на подносе,

вставляют её и бегут на своё место, передавая ход другому участнику своей

команды. Проверка результата, чтение слов командой.

За конкурс команды получают пятую звезду.

7 Конкурс - дидактическая игра «Подбери название картинке».

На столе у каждой команды картинки с животными и названиями их

детёнышей.

- Сейчас каждая команда выполняет задание за столами своей команды.

Каждый участник берёт одну картинку и подбирает название не животного,

а его детёныша. Например: корова-телёнок, конь-жеребёнок..

За конкурс команды получают пятую звезду.

-Итак, все звёзда получены, пора узнать, какая команда является сегодня

победителем нашей игры.

8. Супер - игра «Собери слово из букв в звёздах».

Участники команд за столами собирают слово ДРУЖБА из букв в звёздах.

8. Подведение итога конкурса.

-Вы, ребята, молодцы дружно участвовали в игре, выполняли сложные

задания, с которыми справились легко и быстро. Вы все победители.

Список литературы:

1. Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994 г.

2. Жукова Д. «Букварь» Москва, «Просвещение», 2001 г.

3. Юдин Г. «Букварёнок» Москва «Просвещение», 1999 г.

4. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва

«Просвещение», 1987 г.

5. Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «просвещение», 1999 г.



В раздел образования