Автор: Акбердиева Загира Крымхановна
Должность: Педагог – психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №23" г. Усинска
Населённый пункт: город Усинск, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Формы и методы работы МАДОУ «Детский №23» г. Усинска по организации правого воспитания среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей)
Раздел: дошкольное образование
Формы и методы работы МАДОУ «Детский №23» г. Усинска по
организации правого воспитания среди несовершеннолетних и
их родителей (законных представителей)
Автор: Акбердиева Загира Крымхановна,
педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №23» г. Усинска
Цель: профилактика безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних
и профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
1.
Повышение педагогической грамотности родителей.
2.
Включение родителей
в
воспитательно
–
образовательный
процесс
детского сада.
3.
Создание
условий
для
включения родителей
в
планирование,
организацию и контроль за деятельностью детского сада.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Несмотря
на
намеченные
положительные
тенденции
в
развитии
общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего
государства,
а
именно
-
молодое
поколение
находится
в
очень
трудной
социально-психологической
ситуации.
В
значительной
мере
разрушены
прежние
устаревшие
стереотипы
поведения,
нормативные
и
ценностные
ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не
имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить
свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный
стиль.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков
нашего
будущего,
но
зачастую
не
всегда
им
хват ает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Профилактическая
работа
с
воспитанниками
–
процесс
сложный,
многоаспектный, продолжительный по времени.
Задача
детского
сада
в
сфере
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой
которой
является
создание
условий,
обеспечивающих
возможность
нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных
ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В течение всего учебного года в нашем детском саду осуществляется
контроль
за
созданием
благоприятного
психологического
климата
и
комфортных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста
в семье и ДОУ. Проводится профилактическая работа по недопустимости
насильственных действий и жестокого обращения с детьми дошкольного
возраста.
Наш сад работает по критерию, который называется «включенностью»
родителей
в
образовательный
процесс.
Этот
критерий
отражает
количественные
показатели
присутствия
родителей
на
групповых
мероприятиях, и качественные показатели (инициативность, ответственность,
отношение
родителей
к
продуктам
совместной
деятельности
детей
и
взрослых).
Организационная работа ведется следующим образом:
1.
Корректировка
банка
данных
о
социальном
статусе
семей
воспитанников:
-
Разработка
индивидуальных
карт профилактического
сопровождения
детей и семей.
- Составление социального паспорта ДОУ. Выявление семей группы риска.
2.
Корректировка и оформление информационных папок в группах для
родителей, размещение информации на сайте ДОУ. Доступное ознакомление
с необходимой информацией по профилактике безнадзорности.
3.
Контроль:
- выявление нарушений прав и интересов детей
- выявление семей с социальными проблемами.
- ежедневное заполнение журнала учёта посещаемости.
Работа с родителями (законными представителями).
Эффективным
методом
повышения
педагогической
компетенции
родителей
является
организация
совместных
досуговых
мероприятий,
индивидуальные
консультации
и
тренинги
с
семьями,
оказавшимися
в
трудной
жизненной
ситуации.
Для
этого
в
учреждении
проводятся
мероприятия
различной
направленности,
в
которых
дети
и
родители
принимают самое активное участие, например:
-
проведение
групповых
родительских
собраний
с
целью
повышения
родительской компетентности в вопросах воспитания толерантности у детей;
-
праздники и развлечения ко Дню матери, к 23 февраля, к 8 марта и т.д.;
-
спортивные
соревнования,
дни
здоровья,
веселые
старты,
часы
подвижных игр, утренняя гимнастика;
-
выставки совместных работ детей и родителей;
-
экологические акции;
-
привлечение родителей на субботники и др.
В рамках правого воспитания, профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних с родителями проводится следующая работа:
-
знакомство
родителей
с
нормативно-правовыми
документами
по
защите
прав
ребенка,
обязанностям
родителей
в
отношении
воспитания
ребенка;
-
взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам
несовершеннолетних;
-
индивидуальная
работа
с
родителями
в
конфликтных
и
предконфликтных ситуациях;
-
выпускаются различные памятки, например, «Защита прав ребёнка в
детском саду», «Семейное воспитание – как основной фактор становления
нравственной основы личности», «Профилактика безнадзорности» и др.;
-
сообщения
на
родительском
собрании
на
тему: «Предупреждение
проявлений сексуального насилия в отношении детей», «Предупреждение
чрезвычайных
происшествий
с несовершеннолетними»,
«Предупреждение
совершения противоправных действий в отношении несовершеннолетних» и
др.;
-
рейды
по
неблагополучным
семьям
(в
течение
года,
по
мере
необходимости). Проводится анализ внутрисемейных отношений;
-
с целью повышения эффективности совместной работы по проблеме
соблюдения прав ребенка в ДОУ и семье проводятся деловые игры для
родителей «Знаем ли мы права детей» и т.д.;
-
ежегодное проведение акции «Я тоже хочу быть счастливым»;
-
консультации
для
родителей «Четыре заповеди мудрого родителя»,
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?» и др.
Работа с педагогическим коллективом.
1.
Рекомендации для педагогов, ознакомление с основными понятиями.
Помощь по выявлению и учёту семей, находящихся в социально опасном
положении.
2.
Деловая игра для педагогов и родителей «Знаем ли мы права детей» .
3.
Освещение
статьи «Об
административных правонарушениях».
Профилактика
правонарушений
и
преступлений.
Формирование
законопослушного поведения.
Работа с детьми.
Формирование
навыков
успешного
социального
р а з в ит ия
воспитанников осуществляется через следующие основные виды активной
деятельности ребенка:
Игровая деятельность – система применения игр и упражнений на
развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных
норм
поведения
в
социуме
через
сюжетно-ролевые
игры,
театральную
деятельность, дидактические игры.
Чтение художественной литературы, устный народный фольклор.
Система блочных занятий.
Проведение тематических праздников, дней и недель.
Участие в творческих конкурсах.
Большая работа проводится педагогами по проблеме межличностных
отношений
между
детьми.
В
группах
старшего
дошкольного
возраста
реализуются проекты по теме «Хоровод дружбы», «Ты, я, он, она – вместе
целая страна» и т.д.
С целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
реализуются проекты «Скажем «Нет!» вредным привычкам», «Мы здоровью
скажем «Да!» и др.
В
свою
очередь,
деятельность
на
проектной
основе,
это
создание
настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и
родителей.
Привлекая детей и родителей к активной совместной творческой и
досуговой
деятельности,
мы
отвлекаем
их
от
негативного
воздействия
окружающего социума. Чем больше времени родители проводят вместе с
детьми, тем с большей уверенностью можно сказать, что в это время у них
формируется взаимопонимание, чувство любви к своим родным и близким.
Мероприятия
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
складываются на основе тесного взаимодействия родителей и педагогов.
Для объединения усилий субъектов образовательного процесса в ДОУ
создан дошкольный Совет профилактики асоциальных проявлений в семьях.
Целью деятельности Совета является ранняя профилактика семейного
неблагополучия.
Задачи Совета:
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
своевременное
выявление
семей,
находящихся
в
социально
–
опасном
положении и «группы риска»;
-
оказание
социально
–
психологической
и
педагогической
помощи
неблагополучным семьям.
Таким образом, в учреждении сложилась и постоянно работает система
по
профилактике
правонарушений
среди
не совершеннолетних,
предполагаемый
результат
которой
-
повышение
уровня
воспитанности
детей, обеспечение их эмоционального благополучия.