Напоминание

Проектирование образовательного путешествия "Страна творчества" Направление "Ручное ковроткачество" для учащихся 8 классов


Автор: Ведерникова Елена Геннадьевна
Должность: учитель технологии высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Добрянка, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектирование образовательного путешествия "Страна творчества" Направление "Ручное ковроткачество" для учащихся 8 классов
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«СТРАНА ТВОРЧЕСТВА»

НАПРАВЛЕНИЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Выполнила:

Ведерникова Елена Геннадьевна,

учитель технологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5 «города Добрянки

Пермь, 2016

«НАРОД, НЕ ЗНАЮЩИЙ СВОЕГО ПРОШЛОГО, НЕ

ИМЕЕТ БУДУЩЕГО»

МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ

Проблема

Проявление недостаточного внимания в

школах и в учреждениях

дополнительного образования по

развитию творческих способностей

детей с приобщением к ручному

ковроткачеству, как древнейшему виду

декоративно-прикладного искусства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ковры всегда остаются вне моды;

Ковёр вносит в жилище изюминку;

Ковёр удобное напольное покрытие;

Ковёр имеет тепло- и звукоизолирующие

свойства;

Ковёр полезен для здоровья: ворс массирует

ноги и амортизирует шаги;

Тема актуальна и востребована среди

школьников нашей школы, привлекая своей

необычной технологией и результатами

труда

ОБЪЕКТ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

«РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

Предмет

исследования

История «Ручного ковроткачества» и

практическое изучение технологии

изготовления изделий в данной технике.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Работа по организации образовательного путешествия будет

успешной, если:

образовательное путешествие включено в целостный

педагогический процесс, ориентированный на реализацию

ФГОС;

построение содержания образовательного путешествия

осуществлены с учетом интересов учащихся и родителей;

школьники проявят познавательный интерес к древнейшему

виду декоративно-прикладного искусства «ручное

ковроткачество» и создадут объекты труда в этой технике;

при успешной реализации образовательного путешествия

повысится интерес в школах и в учреждениях

дополнительного образования по развитию творческих

способностей детей с приобщением к ручному ковроткачеству,

как древнейшему виду декоративно-прикладного искусства.

ЦЕЛЬ:

СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУЧНОМУ

КОВРОТКАЧЕСТВУ, КАК ДРЕВНЕЙШЕМУ ВИДУ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

.

Задачи

1.Создать условия для проявления познавательного интереса и творческих способностей к

древнейшему виду декоративно-прикладного искусства «ручное ковроткачество»;

2.Создать условия для изучения истории и технологии изготовления ручного

ковроткачества;

3.Организовать практическую деятельность по освоению новой технологии и созданию

объектов труда;

4.Способствовать созданию условий для психологического комфорта и доброжелательно-

уважительного отношения в коллективе;

5.Содействовать систематизации и представлению материалов на школьном и городском

уровнях для привлечения внимания школ и дополнительного образования к развитию

декоративно-прикладного искусства.

Глава 1

Проектирование технологии

«Образовательное путешествие»

1.1. Историческая справка о путешествии

1.2. Образовательное путешествие как педагогический метод

1.3. Организация образовательного путешествия

ГЛАВА 2

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«СТРАНА ТВОРЧЕСТВА»

НАПРАВЛЕНИЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

2.1.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ

Концепция модернизации

российского образования

предполагает

«ориентацию

образования не только на

усвоение обучающимися

определенной суммы

знаний, но и развитие его

личности, его

познавательных и

созидательных

способностей»

2.2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Мы предлагаем проектирование

образовательного путешествия «Страна

творчества» по направлению «Ручное

ковроткачество».

Образовательное путешествие включено в

целостный педагогический процесс

внеклассной деятельности школы,

ориентированный на реализацию ФГОС.

Путешествие организуется в рамках

деятельности кружка «Домашняя академия»

для учащихся 8 классов средней школы.

«Домашняя академия» – это школьное детское сообщество,

которое объединяет учащихся 5-9 классов средней школы.

Кружком руководит учитель технологии, выполняющий

роль организатора исследовательской деятельности.

В настоящее время учащийся – это не объект, который

впитывает знания по отдельным разделам программы, а

субъект, который познает мир в сотрудничестве со

взрослыми.

2.3. ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ «СТРАНА ТВОРЧЕСТВА»

НАПРАВЛЕНИЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

Первый этап. Подготовка к образовательному путешествию.

Задачи и деятельность проектной группы

1.Определение проблемы и актуальности путешествия;

2.Утверждение названия, цели, задач, гипотезы;

3.Поиск и обсуждение объектов исследования;

4.Составление вопросов для исследования.

5. Деление на 4 творческие группы по 3 человека;

6.Составление образовательного маршрута.

сроки реализации

сентябрь

ВТОРОЙ ЭТАП.

РАБОТА НА МАРШРУТЕ.

Задачи и деятельность проектной группы

1.Получение собственного маршрута каждой

группе;

2.Изучение проблемы;

3.Совместное планирование деятельности;

4.Поиск путей получения информации;

5.Процесс исследования.

6.Создать объект труда в технике

«Ручное ковроткачество»

сроки реализации

октябрь-ноябрь

ТРЕТИЙ ЭТАП.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПУТЕШЕСТВИЯ (ЗАЩИТА).

Задачи и деятельность проектной группы

1.Обсуждение результатов исследования;

2.Аргументация собственной точки зрения каждой

группы;

3.Защита в форме «Круглого стола» с обсуждением;

4.Итоговая конференция с приглашением гостей.

Выставка творческих работ.

Сроки реализации

декабрь

2.4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Формы работы:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Методы работы:

поиск и отбор необходимой информации;

наблюдение;

беседа;

обобщение собственного опыта;

сравнительный анализ результатов;

оформление итоговых результатов.

2.5. МАРШРУТНАЯ КАРТА И ЗАДАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

«СТРАНА ТВОРЧЕСТВА»

НАПРАВЛЕНИЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

Остановка №1

«Библиотека»

Остановка №3 «Музей»

Остановка №2 «Интернет»

Остановка №4 «Деревня»

ПРИМЕР МАРШРУТНОГО ЛИСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ «СТРАНА ТВОРЧЕСТВА»

НАПРАВЛЕНИЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»

ОСТАНОВКА №3 «МУЗЕЙ»

Вопросы для исследования

1. Проанализируйте, для чего мы должны знать историю

декоративно-прикладного искусства?

2. Выясните время и место возникновения ручного

ковроткачества.

3. Объясните, чем привлекателен данный вид искусства?

4. Сравните, оборудование и материалы по ручному

ковроткачеству прошлых веков и современные.

5. Выясните, есть ли ещё семьи, где сохранились старинные

ковры ручного производства.

6. Сравните, что и почему изображали на коврах мастера

в18-21 веках?

7. Выявите разные приёмы ткачества, которые применяли

мастера в своих изделиях.

8. Сравните люди, какого возраста занимались ручным

ковроткачеством в прошлом и настоящем?

9. Назовите, какие качества характера развиваются, при

работе ручным ковроткачеством.

10. Найдите, интересные факты из истории ручного

ковроткачества.

11. Подумайте знания, каких школьных предметов

пригодятся для изучения технологии ручного

ковроткачества?

12. Выясните для чего, применялись ковры в жизни человека

в прошлые века и настоящем времени.

2.6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи

1.Способствовать созданию условий для

психологического комфорта и доброжелательно-

уважительного отношения в коллективе.

Планируемые результаты

1.Активное включение в обсуждение проблемы;

2.Проявление позитивных качеств личности;

3.Закрепление знаний о правилах поведения в разных

ситуациях;

4.Выработка уважительно-доброжелательного

отношения к другим;

5.Удовлетворение от совместной работы.

2.6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи

1.Создать условия для проявления и развития познавательного интереса и творческих способностей к

древнейшему виду декоративно-прикладного искусства «ручное ковроткачество»;

2.Создать условия для изучения истории и технологии изготовления ручного ковроткачества;

3. Содействовать систематизации и представлению материалов на школьном и городском уровнях для

привлечения внимания школ и дополнительного образования к развитию декоративно-прикладного

искусства;

4.Создание условий для нахождения информации из различных источников;

5.Содание условий для работы в группах, индивидуально и коллективно.

Планируемые результаты

1.Находить информацию, сравнивать, анализировать;

2.Работать по плану;

3.Уметь излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения;

4.Понимать позицию другого человека;

5.Представлять результаты своего труда в виде; информационных листов, презентации,

видеофильма, изделий в технике ручного ковроткачества

6.Использовать ИКТ при оформлении работы;

7.Систематизировать материал для применения на классных часах, уроках технологии,

родительских собраниях, экскурсий в городском музее, рекламы и распространения в Центре

дополнительного образования «Логос».

2.6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Задачи

1.Организовать практическую деятельность по освоению новой технологии и созданию объектов

труда;

2.Обучать художественно-практическим навыкам при создании эскизов изделия;

3.Обучать безопасным приёмам работы с оборудованием ручного ковроткачества;

4.Выполнять санитарно-гигиенические требования при практических работах.

Планируемые результаты

1.Знать и выполнять безопасные приёмы работы;

2.Знать и выполнять санитарно-гигиенические требования;

3.Иметь представление о видах ковроткачества, способах изготовления;

4.Знать этапы проектирования коврового изделия;

5.Уметь планировать технологический процесс;

6.Подбирать материалы и инструменты;

7.развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручным инструментом;

8.содавать объект труда в технике ручного ковроткачества;

9.Контролировать промежуточные и конечные результаты;

10.Давать экономическую и экологическую оценку объекту труда;

11.Выполнять публичную презентацию и защиту своего проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действительно новая технология «Образовательное путешествие» создаёт условия для

развития личности школьника;

Данная технология ориентирована на реализацию ФГОС;

Реализация образовательного путешествия будет более успешна, если использовать её в

рамках внеклассной деятельности, которая имеет более широкие возможности для

реализации творческого потенциала учащихся (кружки, студии, курсы по выбору,

факультативы, лаборатории);

Образовательное путешествие даёт дополнительные возможности познать мир и себя;

Ученик имеет возможность работать с учителем в качестве соратника и создать

такой творческий тандем, который, в сотрудничестве даст положительные результаты и

удовлетворение от работы;

Школьники, объединяясь в группы по интересам, имеют хороший уровень

мотивации, поддерживают доброжелательно-деловые отношения и получают результат

труда;

Новая технология «Образовательное путешествие» прежде всего, рассчитана на

учащихся с высоким или средним уровнем развития интеллекта;

Для учащихся с уровнем ниже среднего новую технологию использовать нужно

обязательно, но задания подбирать соответственно их уровню, чтобы поддержать

интерес и получить определённый результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Т. «Город в подарок». Центр культурно-образовательных

инициатив «Среда». Санкт-Петербург. 2013.

2. Ковалева Т., Рыбалкина Н. «Образовательное путешествие как

модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения

проектов». 2015.

3. Кумаитова Т. «Образовательное путешествие – форма проектной

деятельности». 2015.

4. Нуриджанова Е.Л. «Образовательное путешествие, как один из

методов формирования общекультурных и профессиональных

компетенций в практике обучения будущего педагога». ГБОУ СПО

«Жирновский педагогический колледж», Волгоградская область. 2015.

5. Коллектив МОУ «СОШ №5» г. Добрянки Пермского края. 2012.

«Творческие лаборатории учащихся как новая форма поддержки

одаренных детей».

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В

ТЕХНИКЕ РУЧНОГО КОВРОТКАЧЕСТВА»

СТАНОК ДЛЯ РУЧНОГО

КОВРОТКАЧЕСТВА

НАТЯЖКА ОСНОВЫ ДЛЯ КОВРА

КОВРОВАЯ ИГЛА И ПРОВОЛОКА ДЛЯ ЗАПРАВКИ

ЗАПРАВКА НИТКИ

ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ

КОВРОТКАЧЕСТВА

ГОТОВО ИЗДЕЛИЕ «ИГОЛЬНИЦА»

В ТЕХНИКЕ «РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО»



В раздел образования