Напоминание

Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Автор: Окишова Антонина Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№40
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного

возраста

Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия

по технике оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под

контролем

сознания,

у

них

совершенствуется

мелкая

моторика

рук,

точные

движения пальцев, происходит развитие глазомера. Не возможно перечислить все

возможности оригами. Это искусство является не только увлекательным способом

проведения

досуга,

но

и

средством

решения

многих

педагогических

задач,

в

частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения

пальцев и кисти рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка,

в том числе и на развитие речи ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки

творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошки, тем умнее

ребенок». Важное значение оригами несет в развитии творческих способностей

детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать

все

возможности

для

развития

творческих

способностей

ребенка,

выращивать

ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ребенка.

Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение.

Искусство

оригами

интригующая

загадка,

и

она

манит

каждого

ребенка

невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не

фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик,

домик, шапка, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка

бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает

лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга.

Значительное место оригами занимает в образовании ребенка, а именно:

развитие у детей способность работать руками, приучать к точным движениям

пальцев,

совершенствуется

мелкая

моторика,

происходит

развитие

глазомера,

заставляет

сосредоточиться

на

процессе

изготовления

поделки,

развивает

способности

конструирования,

учит

последовательности,

приемам

и

способам

складывания, обучает специальным терминам, учит читать чертежи, расширяет

коммуникативные

способности,

учит

экономно

использовать

материал,

учит

содержать в порядке рабочее место, развивает художественный вкус и творческие

способности детей.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки.

Именно

поэтому

складывание

это

полезное

занятие,

способствующее

повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу

вовлечены обе руки (одной рукой бумагу не сложить!) Для освоения техникой

оригами необходимо внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти

психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности полушарий

головного мозга. Известно, что правая половина нашего тела управляется левым

полушарием головного мозга, а левая – правым полушарием. Так что, когда мы что-

то делаем правой рукой, активизируется левое полушарие мозга, а если левой-

правое полушарие. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на

психическое

состояния

ребенка,

приводя

его

в

здоровое

равновесие.

У

детей,

занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что помогает им легче

адаптироваться к сложным ситуациям.

Так же оригами применяют в качестве творческого лекарства, так называемой

арт - терапии, в случаях, когда детям поставлен диагноз – аутизм или существуют

проблемы

психоневрологического

характера.

К

тому

же

занятия

оригами

благотворно сказываются в развитии детей с нарушением слуха, зрения.

Занятия оригами помогают улучшить подготовить ребенка к школе. Педагоги,

которые проводят занятия по оригами в детских садах, школах и кружках, считают,

что такие занятия помогают детям лучше осваивать математику и чтение, у них

также улучшается почерк. Оригами знакомит детей с основами геометрическими

понятиями,

такими

как

сторона,

угол,

квадрат,

треугольник,

одновременно

их

словарь

обогащается

специальными

терминами,

активизируются

мыслительные

процессе.

Приучать к оригами можно с самого раннего детства. И пусть это будет пока что

визуальное знакомство, но младенец будет с интересом наблюдать за подвесной

игрушкой

выполненными

в

технике

оригами.

В

год

ребенку

интересно

все

потрогать, пощупать и помять. Так малыш изучает мир вокруг, и в этом ему могут

помочь яркие игрушки выполненные в технике оригами. Кроме того они безопасны

и экологичны. Начиная с трех лет можно знакомить ребенка с изготовлением

простейших игрушек. В этом возрасте конструирование из бумаги представляет для

ребенка некоторые трудности, так как бумага – плоский материал – надо перевести

в

объемные

формы.

Поэтому

с

самого

начала

надо

учить

детей

простейшим

приемам

складывания.

Для

детей

это

трудная

задача,

чтобы

воспроизвести

действия показанные взрослым приходится постоянно думать. Поэтому поделки

основываются

на

базовой

форме

треугольник.

С

возрастом,

базовые

формы

пополняются,

так

дети

5-6

лет

осваивают

складывания

на

основе

нескольких

базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей. В 6-7

лет детям доступны уже более сложные формы: рыба, двойной квадрат.

Интерес детей к оригами появляется в тот момент, когда им становится ясно, что

из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки. Очень важно научить

детей складывать базовые формы. А обучение базовых форм лучше проводить

индивидуально, чтобы быть уверенным в том что ребенок научился их складывать.

Часто

у

малыша

не

получается

делать

четкие

сгибы,

и

фигурки

получаются

немного неказистые, но главное, чтобы родители положительно оценивали ребенка.

Это послужит стимулом к дальнейшему совершенствованию техники оригами.

Прежде чем переходить от одного изделия к другому, надо убедится, что ребенок

хорошо

овладел

тем

или

иным

приемом

складывания

и

научился

складывать

игрушку

от

начала

до

конца

самостоятельною.

Также

помогите

ему

овладеть

такими способами как модульное оригами (фигуры, собранные из нескольких

элементов). Создавая вместе с ребенком поделок из оригами, вы можете уделить

ему

качественное

внимание,

«поговорить

по

душам».

Это

поможет

ребенку

удовлетворить ежедневную потребность во внимании и любви.

В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это

необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность

ребенка

это

проявление

готовности

изменять

себя

и

окружающую

действительность

в

соответствии

с

собственными

потребностями,

целями.

Творческая

активность

успешно

развивает

познавательные

способности

в

овладении

знаниями,

воспитывает

постоянное

стремление

к

самообразованию,

настойчивость достижения цели.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка

создавать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку

способствует

дидактической

проблемы,

для

решения

которой

учащимся

необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и

сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Таким образом, занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное

наслаждение.

Оригами

развивает

конструктивное

мышление,

способность

комбинировать,

пространственное

мышление,

чувство

формы,

творческое

воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.

Список литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. -

Дошкольное воспитание № 8, 1990

2. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 1992

3. Дементьева Л., Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 20

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990

5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка, «Академия развития», Ярославль

1998



В раздел образования