Автор: Окишова Антонина Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№40
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Оригами как средство развития творческих способностей детей дошкольного
возраста
Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия
по технике оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под
контролем
сознания,
у
них
совершенствуется
мелкая
моторика
рук,
точные
движения пальцев, происходит развитие глазомера. Не возможно перечислить все
возможности оригами. Это искусство является не только увлекательным способом
проведения
досуга,
но
и
средством
решения
многих
педагогических
задач,
в
частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения
пальцев и кисти рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка,
в том числе и на развитие речи ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки
творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошки, тем умнее
ребенок». Важное значение оригами несет в развитии творческих способностей
детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать
все
возможности
для
развития
творческих
способностей
ребенка,
выращивать
ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ребенка.
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение.
Искусство
оригами
–
интригующая
загадка,
и
она
манит
каждого
ребенка
невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не
фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик,
домик, шапка, птицы, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка
бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик, прыгает
лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга.
Значительное место оригами занимает в образовании ребенка, а именно:
развитие у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев,
совершенствуется
мелкая
моторика,
происходит
развитие
глазомера,
заставляет
сосредоточиться
на
процессе
изготовления
поделки,
развивает
способности
конструирования,
учит
последовательности,
приемам
и
способам
складывания, обучает специальным терминам, учит читать чертежи, расширяет
коммуникативные
способности,
учит
экономно
использовать
материал,
учит
содержать в порядке рабочее место, развивает художественный вкус и творческие
способности детей.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки.
Именно
поэтому
складывание
–
это
полезное
занятие,
способствующее
повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу
вовлечены обе руки (одной рукой бумагу не сложить!) Для освоения техникой
оригами необходимо внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти
психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности полушарий
головного мозга. Известно, что правая половина нашего тела управляется левым
полушарием головного мозга, а левая – правым полушарием. Так что, когда мы что-
то делаем правой рукой, активизируется левое полушарие мозга, а если левой-
правое полушарие. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на
психическое
состояния
ребенка,
приводя
его
в
здоровое
равновесие.
У
детей,
занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что помогает им легче
адаптироваться к сложным ситуациям.
Так же оригами применяют в качестве творческого лекарства, так называемой
арт - терапии, в случаях, когда детям поставлен диагноз – аутизм или существуют
проблемы
психоневрологического
характера.
К
тому
же
занятия
оригами
благотворно сказываются в развитии детей с нарушением слуха, зрения.
Занятия оригами помогают улучшить подготовить ребенка к школе. Педагоги,
которые проводят занятия по оригами в детских садах, школах и кружках, считают,
что такие занятия помогают детям лучше осваивать математику и чтение, у них
также улучшается почерк. Оригами знакомит детей с основами геометрическими
понятиями,
такими
как
сторона,
угол,
квадрат,
треугольник,
одновременно
их
словарь
обогащается
специальными
терминами,
активизируются
мыслительные
процессе.
Приучать к оригами можно с самого раннего детства. И пусть это будет пока что
визуальное знакомство, но младенец будет с интересом наблюдать за подвесной
игрушкой
выполненными
в
технике
оригами.
В
год
ребенку
интересно
все
потрогать, пощупать и помять. Так малыш изучает мир вокруг, и в этом ему могут
помочь яркие игрушки выполненные в технике оригами. Кроме того они безопасны
и экологичны. Начиная с трех лет можно знакомить ребенка с изготовлением
простейших игрушек. В этом возрасте конструирование из бумаги представляет для
ребенка некоторые трудности, так как бумага – плоский материал – надо перевести
в
объемные
формы.
Поэтому
с
самого
начала
надо
учить
детей
простейшим
приемам
складывания.
Для
детей
это
трудная
задача,
чтобы
воспроизвести
действия показанные взрослым приходится постоянно думать. Поэтому поделки
основываются
на
базовой
форме
–
треугольник.
С
возрастом,
базовые
формы
пополняются,
так
дети
5-6
лет
осваивают
складывания
на
основе
нескольких
базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей. В 6-7
лет детям доступны уже более сложные формы: рыба, двойной квадрат.
Интерес детей к оригами появляется в тот момент, когда им становится ясно, что
из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки. Очень важно научить
детей складывать базовые формы. А обучение базовых форм лучше проводить
индивидуально, чтобы быть уверенным в том что ребенок научился их складывать.
Часто
у
малыша
не
получается
делать
четкие
сгибы,
и
фигурки
получаются
немного неказистые, но главное, чтобы родители положительно оценивали ребенка.
Это послужит стимулом к дальнейшему совершенствованию техники оригами.
Прежде чем переходить от одного изделия к другому, надо убедится, что ребенок
хорошо
овладел
тем
или
иным
приемом
складывания
и
научился
складывать
игрушку
от
начала
до
конца
самостоятельною.
Также
помогите
ему
овладеть
такими способами как модульное оригами (фигуры, собранные из нескольких
элементов). Создавая вместе с ребенком поделок из оригами, вы можете уделить
ему
качественное
внимание,
«поговорить
по
душам».
Это
поможет
ребенку
удовлетворить ежедневную потребность во внимании и любви.
В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это
необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность
ребенка
–
это
проявление
готовности
изменять
себя
и
окружающую
действительность
в
соответствии
с
собственными
потребностями,
целями.
Творческая
активность
успешно
развивает
познавательные
способности
в
овладении
знаниями,
воспитывает
постоянное
стремление
к
самообразованию,
настойчивость достижения цели.
Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка
создавать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку
способствует
дидактической
проблемы,
для
решения
которой
учащимся
необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и
сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.
Таким образом, занятия оригами интересно детям и доставляет им огромное
наслаждение.
Оригами
развивает
конструктивное
мышление,
способность
комбинировать,
пространственное
мышление,
чувство
формы,
творческое
воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
Список литературы:
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. -
Дошкольное воспитание № 8, 1990
2. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 1992
3. Дементьева Л., Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 20
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990
5. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка, «Академия развития», Ярославль
1998