Напоминание

"Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"


Автор: Макарова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




«Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС»

В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально –

психологические

изменения

в

группе,

формирование

отношений

детей;

ценностные

приобретения

и

продвижения.

Чтобы

корректировать

свою

профессиональную

деятельность,

он

должен

уметь

регулярно

производить

анализ

воспитательных

результатов.

К

сожалению,

в

школьной

практике

диагностика

пока

не

воспринимается

как

обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к

поверхностному знанию детей, но и

к

возрастающем индивидуальном своеобразии

современных

школьников.

Вот

почему

часто

учителя

бывают

недовольны

своими

у ч е н и к а м и ,

а

т е ,

в

с в о ю

о ч е р е д ь ,

ш к о л о й .

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях,

надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и

воспитателей, их профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру

родителей,

возможности

и

особенности

детского

коллектива,

положительные

и

отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе или селе.

Один из основных объектов диагностики учебного процесса – это воспитательная

эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации

средств

и

методов

обучения

для

управления

психическим

развитием

детей,

для

воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности.

Слово "диагностика” нас уже не пугает. Наука предлагает организовывать учебно-

воспитательный

процесс

как

технологический:

"изготовление”

выпускника

можно

сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно.

Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не

являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее

приходиться

слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот,

просят дать им новые технологии.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает

правильно. А в то же время ученики не удовлетворены отношениями с учителем и хотели

бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились

по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит

оттого, что учитель не знает своих учеников.

Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика – это оценочная процедура,

направленная

на

прояснение

ситуации,

выявление

истинного

уровня

(например,

воспитанности).

В

нашем

случае

изучение

процесса

и

результатов

обучения

и

воспитания.

Диагностика - Общий способ получения опережающей информации об

и з у ч а е м о м

о б ъ е к т е

и л и

п р о ц е с с е .

( И . П . П о д л а с ы й )

Значение диагностики в воспитательной системе можно сравнить с медицинским

диагнозом,

если

вовремя

и

правильно

определены

его

признаки

и

причины

возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный

диагноз - сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Вот поэтому диагностика в

любой области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации

и ответственности. Но это нас не должно пугать!

В результате через диагностику можно установить как реализованы педагогические

задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет

прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с

этим

я

применяю

3

типа

диагностики

в

работе

классного

руководителя:

1) начальная;

2) корректирующая (текущая);

3) обобщающая (итоговая)

1)

Начальная

диагностика

связана

с

планированием

и

управлением

классным

коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут

реализованы в данной учебной четверти или в течении года, я, как классный

руководитель изучаю уровень воспитанности ученика.

2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации

деятельности

коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в

учениках

и

коллективе.

Одновременно

оценивается

правильность

ранее

принятых

решений.

Информация,

полученная

в

результате

текущей

диагностики,

помогает

мне

быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать

стиль

отношений

с

детьми,

методику

воспитательной

работы.

Текущая

диагностика

выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по

совершенствованию педагогической деятельности.

3) В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится

обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для

коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года ( это мне

еще предстоит сделать).

Я считаю, что диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает

обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной

организации педагогического процесса.

Часто мы спрашиваем друг у друга, что подлежит диагностированию? Конечно же в

первую очередь:

• у р о в е н ь

з н а н и й

у ч е н и к о в

степень

социального

и

психологического

развития,

что

как

раз

соответствует

трем

функциям

учебно-воспитательного

процесса:

обучающей,

воспитывающей

и

развивающей.

Использование диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых

результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на

следующие вопросы:

• Что я хочу получить в результате диагностики?

• Как я буду работать с полученным материалом?

• Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет

проведена?

Содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

- демографические данные об ученике и его семье;

- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

- познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения,

мышления);

- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

- направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)

- поведение, поступки учащихся.

Что же всё-таки включить в диагностику? Спросите вы?

Мы начинаем работать, чаще всего с пятого класса, где увеличивается объем учебного

материала, усвоение которого требует развития смысловой памяти. Смена деятельности

на уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной школе, т.к. материал подается

более

крупными

блоками

(т.е.

возрастают

требования

к

устойчивости

внимания).

Учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов и т.п., что требует от

учеников

определенного

уровня

развития

теоретического

мышления

и

речи

как

инструмента мышления.

1.

В средней школе от учащихся требуется большая, по сравнению с начальными

классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к

волевой сфере личности.

2.

В средней школе будет постепенно происходить смена ведущей деятельности:

учеба уступит свое первенство общению,

3.

Будет расширяться сфера социальных контактов учащихся -следовательно, дети

должны к концу начальной школы освоить формы позитивного общения друг с

другом и взрослыми.

Конечно роль современного классного руководителя огромна.

Если мы правильно выберим подход, тогда он

позволяет сделать процесс развития

личности каждого ребенка, коллектива класса и школы в целом не только педагогически

управляемым, но и придать ему поступательный, развивающий характер. Такой подход!,

который заставит учителя работать с классом на основе рефлексии и индивидуального

анализа,

разрабатывать

коррекционную

программу,

прогнозировать

и

предвидеть

возможные результаты.

Таким образом, имеет смысл выбирать методики, с помощью которых можно получить

данные относительно перечисленных выше качеств учащихся.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю, однако,

я считаю, что

нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и

одновременно надежные.

Желаю вам удачной работы, чтобы смело сказать Я – счастливый человек! Я – учитель!

Я – классный руководитель! Пока я мечтать умею, пока я любить умею, я буду идти

вперёд!



В раздел образования