Автор: Макарова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
«Диагностическая функция классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально –
психологические
изменения
в
группе,
формирование
отношений
детей;
ценностные
приобретения
и
продвижения.
Чтобы
корректировать
свою
профессиональную
деятельность,
он
должен
уметь
регулярно
производить
анализ
воспитательных
результатов.
К
сожалению,
в
школьной
практике
диагностика
пока
не
воспринимается
как
обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к
поверхностному знанию детей, но и
к
возрастающем индивидуальном своеобразии
современных
школьников.
Вот
почему
часто
учителя
бывают
недовольны
своими
у ч е н и к а м и ,
а
т е ,
в
с в о ю
о ч е р е д ь ,
–
ш к о л о й .
Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях,
надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и
воспитателей, их профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру
родителей,
возможности
и
особенности
детского
коллектива,
положительные
и
отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе или селе.
Один из основных объектов диагностики учебного процесса – это воспитательная
эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации
средств
и
методов
обучения
для
управления
психическим
развитием
детей,
для
воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности.
Слово "диагностика” нас уже не пугает. Наука предлагает организовывать учебно-
воспитательный
процесс
как
технологический:
"изготовление”
выпускника
можно
сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно.
Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не
являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее
приходиться
слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот,
просят дать им новые технологии.
Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает
правильно. А в то же время ученики не удовлетворены отношениями с учителем и хотели
бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились
по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит
оттого, что учитель не знает своих учеников.
Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика – это оценочная процедура,
направленная
на
прояснение
ситуации,
выявление
истинного
уровня
(например,
воспитанности).
В
нашем
случае
–
изучение
процесса
и
результатов
обучения
и
воспитания.
Диагностика - Общий способ получения опережающей информации об
и з у ч а е м о м
о б ъ е к т е
и л и
п р о ц е с с е .
( И . П . П о д л а с ы й )
Значение диагностики в воспитательной системе можно сравнить с медицинским
диагнозом,
если
вовремя
и
правильно
определены
его
признаки
и
причины
возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный
диагноз - сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Вот поэтому диагностика в
любой области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации
и ответственности. Но это нас не должно пугать!
В результате через диагностику можно установить как реализованы педагогические
задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет
прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с
этим
я
применяю
3
типа
диагностики
в
работе
классного
руководителя:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1)
Начальная
диагностика
связана
с
планированием
и
управлением
классным
коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут
реализованы в данной учебной четверти или в течении года, я, как классный
руководитель изучаю уровень воспитанности ученика.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации
деятельности
коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в
учениках
и
коллективе.
Одновременно
оценивается
правильность
ранее
принятых
решений.
Информация,
полученная
в
результате
текущей
диагностики,
помогает
мне
быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать
стиль
отношений
с
детьми,
методику
воспитательной
работы.
Текущая
диагностика
выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по
совершенствованию педагогической деятельности.
3) В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится
обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для
коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года ( это мне
еще предстоит сделать).
Я считаю, что диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает
обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной
организации педагогического процесса.
Часто мы спрашиваем друг у друга, что подлежит диагностированию? Конечно же в
первую очередь:
• у р о в е н ь
з н а н и й
у ч е н и к о в
•
степень
социального
и
психологического
развития,
что
как
раз
соответствует
трем
функциям
учебно-воспитательного
процесса:
обучающей,
воспитывающей
и
развивающей.
Использование диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых
результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на
следующие вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет
проведена?
Содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:
- демографические данные об ученике и его семье;
- данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
- познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения,
мышления);
- эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
- направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)
- поведение, поступки учащихся.
Что же всё-таки включить в диагностику? Спросите вы?
Мы начинаем работать, чаще всего с пятого класса, где увеличивается объем учебного
материала, усвоение которого требует развития смысловой памяти. Смена деятельности
на уроках, как правило, происходит реже, чем в начальной школе, т.к. материал подается
более
крупными
блоками
(т.е.
возрастают
требования
к
устойчивости
внимания).
Учебный материал чаще оформляется в виде схем, алгоритмов и т.п., что требует от
учеников
определенного
уровня
развития
теоретического
мышления
и
речи
как
инструмента мышления.
1.
В средней школе от учащихся требуется большая, по сравнению с начальными
классами, организованность и самостоятельность, т.е. возрастают требования к
волевой сфере личности.
2.
В средней школе будет постепенно происходить смена ведущей деятельности:
учеба уступит свое первенство общению,
3.
Будет расширяться сфера социальных контактов учащихся -следовательно, дети
должны к концу начальной школы освоить формы позитивного общения друг с
другом и взрослыми.
Конечно роль современного классного руководителя огромна.
Если мы правильно выберим подход, тогда он
позволяет сделать процесс развития
личности каждого ребенка, коллектива класса и школы в целом не только педагогически
управляемым, но и придать ему поступательный, развивающий характер. Такой подход!,
который заставит учителя работать с классом на основе рефлексии и индивидуального
анализа,
разрабатывать
коррекционную
программу,
прогнозировать
и
предвидеть
возможные результаты.
Таким образом, имеет смысл выбирать методики, с помощью которых можно получить
данные относительно перечисленных выше качеств учащихся.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю, однако,
я считаю, что
нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и
одновременно надежные.
Желаю вам удачной работы, чтобы смело сказать Я – счастливый человек! Я – учитель!
Я – классный руководитель! Пока я мечтать умею, пока я любить умею, я буду идти
вперёд!