Автор: Чичендаева Дарья Игоревна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
Тема: Статья
Раздел: дополнительное образование
Д. И. Чичендаева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила
Михайловича Куюкова», г. Мыски
ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
В данной статье представлен анализ литературы по особенностям коммуникативных
навыков
и
самооценки,
результаты
эмпирического
исследования
коммуникативных
навыков и самооценки подростков, а также программа «Учимся общаться».
Подростковый
возраст
является
самым
благоприятным
периодом
для
формирования коммуникативных навыков, когда общение с окружающими
выходит
на
качественно
новый
уровень
–
оно
начинает
опираться
на
внутренние
критерии
и
регулироваться
самооценкой
ребенка.
Насколько
развиты коммуникативные навыки у подростка, определяется тот или иной
уровень самооценки. Тем самым, у обучающихся подросткового возраста
преобладающим видом деятельности становится общение со сверстниками,
они пытаются познать себя через самоутверждение в подростковых группах,
но
коммуникативных
навыков
у
них
недостаточно.
Отсюда
и
вытекает
проблема:
противоречие
между
большим
желанием
самоутвердиться
в
группе и отсутствием коммуникативных навыков. Подростку недостаточно
знаний о себе для формирования адекватной самооценки.
Существуют несколько концепций, в которых с различных точек зрения
рассматриваются
условия
для
формирования
адекватной
самооценки
в
подростковом возрасте.
С
точки
зрения
М.
А.
Зимней,
уже
в
подростковом
возрасте
особое
значение уделяется самоконтролю деятельности, являясь вначале контролем
по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем,
т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент
или шаг в деятельности [3, стр. 276].
А
главное
новообразование
переходного
возраста,
как
считала
Л. И. Божович, находится именно в мотивационной сфере, с которой тесно
связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом
изменяется именно в подростковом возрасте [1, стр. 96].
Д.
И.
Фельдштейн
выявил,
что
подростка
больше
всего
интересует
самооценка и принятие его другими, общественное признание. Легче всего
подросток может добиться этого в подростковой или подростково-юношеской
группе. Такие группы могут быть стихийными, а могут быть специально
педагогически организованными [6, стр. 193].
Общественное
признание
имеет
весомое
значение
при
формировании
адекватной самооценки у подростка, так как оно может проявляться через
общение
со
сверстниками.
Ребенок
большую
часть
времени
проводит
в
подростковых группах, пытаясь самоутвердиться. Но закрепиться в данном
круге
общения
проблематично,
если
подросток
не
умеет
общаться
и
выстраивать
коммуникативный
процесс.
В
подростковом
возрасте
увеличиваются межличностные контакты, именно поэтому вырастает роль
коммуникативных навыков личности.
Понятие «коммуникативные навыки» встречается в трудах таких ученых
как
Р.
С.
Немов,
А.
В.
Мудрик,
А.
В.
Запорожец.
Они
рассматривают
коммуникативные навыки через
эффективное восприятие людей (понимание
их
настроения),
ситуации
общения
(устанавливание
контактов);
сотрудничество в различных видах деятельности.
Целью
нашего
исследования
является
выявление
значимо сти
коммуникативных
навыков при
формировании
адекватной
самооценки
у
подростков.
Объектом
исследования
выступает самооценка
подростков,
предметом – сформированность коммуникативных навыков у подростков.
При
анализе
коммуникативных
навыков
подростков,
на
основании
проведенной методики (Опросник «Оценка коммуникативных навыков» Е.И.
Рогова)
были
получены
следующие
результаты.
Половина
подростков,
а
именно
51%,
имеют
низкий
уровень
–
дети
не
стремятся
к
общению,
предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или
коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении
контактов
с
людьми.
Не
отстаивают
своего
мнения,
тяжело
переживают
обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных
решений. Далее мы видим, что треть респондентов, а именно 36%, обладают
средним уровнем коммуникативных навыков – дети стремятся к контактам с
людьми,
отстаивают
свое
мнение.
Однако
потенциал
их
склонностей
не
отличается высокой устойчивостью. Высокий уровень, который был выявлен
у 13% опрашиваемых, характеризуется тем, что они не теряются в новой
обстановке,
быстро
находят
друзей,
стремятся
расширить
круг
своих
знакомых,
проявляют
инициативу
в
общении,
у
них
сформирована
потребность
в
коммуникативной
и
организаторской
деятельности,
они
непринужденно ведут себя в новом коллективе.
Выявленные уровни коммуникативных навыков могут оказывать влияние
на такое явление как самооценка подростков.
Существует
несколько
подходов
к
пониманию
такого
явления,
как
«самооценка».
В начале XX века (1934 г.) большой интерес по рассматриваемой проблеме
представляют
работы
представителей
символического
интеракционизма.
Американский психолог и философ Дж. Г. Мид считает, что самооценка - это
своеобразные
когнитивные
схемы,
которые
обобщают
прошлый
опыт
личности и организуют, структурируют новую информацию [5, стр. 136].
Во
второй
половине XX
века
(1959
г.)
советский
психолог
и
доктор
психологических наук В. С. Мерлин определяет самооценку как свойство
человека
осознавать,
что
он
является
субъектом
деятельности
со
специфической психологической и социально-нравственной характеристикой
[4, стр. 316].
По мнению многих советских специалистов (Л. И. Божович, А.В. Захарова,
М. И. Лисина, А. М. Прихожан, и др.) исследование самооценки необходимо
осуществлять в плане раскрытия её структурно-динамических элементов. В
1980
году
доктор
психологических
наук А.
В.
Захарова
пишет,
что
самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого
объекта
познания,
репрезентирующей
принятые
ценности,
личностные
смыслы,
меру
ориентации
на
общественно
выработанные
требования
к
поведению и деятельности [2, стр. 15].
Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн различают три уровня самооценки:
адекватная – реалистическое оценивание себя.
завышенная – ребенок не может правильно оценить свою деятельность
(ее результаты), общение.
заниженная
–
неуверенность
в
собственных
возможностях
и
«защитная» неуверенность [6, стр. 144].
При анализе самооценки подростков на основании проведенной методики
(«Исследование
самооценки
личности
С.
А.
Будасси»)
были
получены
следующие
результаты.
73%
подростков
имеют
заниженный
уровень
самооценки
– неуверенность
в
собственных
возможностях.
Завышенный
уровень
самооценки,
который
был
выявлен
у
15%
респондентов,
характеризуется
отсутствием
возможности
правильно
оценить
свою
деятельность (ее результаты) и общение. И только 12% опрошенных ребят
имеют адекватную самооценку – реалистично оценивают себя.
Для подтверждения взаимосвязи между коммуникативными навыками и
самооценкой был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В
ходе
математико-статистической
обработки
данных
были
получены
следующие
результаты: r
s
= 0.433,
значимость равна 0,33 при р ≤ 0,05, что
говорит о наличии значимой связи коммуникативных навыков с самооценкой.
На
основе
проведенного
психологического
исследования,
которое
включало
в
себя
диагностику
и
теоретический
анализ
психологической
литературы, была составлена программа «Учимся общаться».
Программа
направлена на преодоление выявленных трудностей посредством развития у
подростка коммуникативных навыков и включает в себя следующие разделы:
невербальное и вербальное общение, развитие навыков взаимодействия в
группе, позитивное
отношение
к
себе
и
другим,
самоактуализация
и
самопознание, самовыражение.
Основная
форма
занятий
–
групповая
с
элементами
психологического
тренинга. Базовыми методами и приемами являются: метод поощрения со
стороны (через похвалу и комплимент),
прием авансирования личности, арт-
терапия (изотерапия) и беседа.
В ходе групповых занятий у подростков формируются коммуникативные
навыки.
Занятия
позволяет
участникам
сознательно
пересмотреть
сформированные ранее стереотипы и решить свои личные проблемы. Дети
пополнят свои психологические знания, у них появится определенный опыт
позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во
время
занятий,
овладевая
различными
способами
межличностного
взаимодействия, подростки станут более компетентными в сфере общения. У
обучающихся
с
первых
занятий
начинается
процесс
формирования
адекватной самооценки и посредством самопознания, самоактуализации и
самовыражения
он
продолжается
за
рамками
тренинговых
занятий.
Подросток осваивает и отрабатывает совершенно иные, не использованные
ранее
коммуникативные
умения
и
навыки,
при
этом
он
ощущает
психологическую поддержку, комфорт и защищенность. Подросток учится
быть самим собой.
Список литературы
1.
Божович
Л.
И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.
М.: Педагогика, 2012. – 352 с.
2.
Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – М.: Минск,
2014. – 97 c.
3.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2008. – 383 с.
4.
Мерлин
В.
С.
Психология
индивидуальности:
избранные
психологические труды / под ред. Е.А. Климова. – M.:МПСИ, 2005. – 544 с
5.
Мид
Дж.
Г.
Избранное:
Сб.
переводов
/
сост.
и
переводчик
В. Г. Николаев, отв. ред. Д. В. Ефременко. – М.: Академкнига, 2009. – 290 с.
6.
Рубинштейн
С.
Я.
Экспериментальные
методики
патопсихологии
и
опыт применения их в клинике (практическое руководство). – М.: Апрель-
Пресс, 2010. – 384 с.