Автор: Юрова Елена Егоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Ландыш"
Населённый пункт: село Советское, Алтайский край
Наименование материала: детский исследовательский проект
Тема: Изготовление бумаги из макулатуры в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ландыш»
Исследовательский проект
«Изготовление бумаги из макулатуры в условиях ДОУ»
Руководитель: воспитатель
Юрова Елена Егоровна
с. Советское, 2017
1
МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш»
Визитная карточка
проекта
«Изготовление бумаги из макулатуры в условиях детского сада»
Краткая аннотация проекта
Процесс познания - творческий процесс и наша задача поддержать и развить в ребенке ин -
терес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Исследовательская работа была проведена в МБДОУ детский сад № 2 «Ландыш» с ребенком
шестого года жизни. В нашей работе проводились исследования, необходимые для изготовления
бумаги из макулатуры.
Постановка несложного опыта, зарисовки с ребенком – основные этапы исследования.
Руководитель проекта
Фамилия, имя, отчество автора
Юрова Елена Егоровна
Должность
воспитатель
Возрастная группа
ребенок старшей группы
Участники проекта
воспитатель, ребенок и его родители
Тип проекта
по доминирующему методу
Исследовательский
по характеру участия ребенка в проек-
те
исполнитель
по характеру контактов
осуществляется индивидуально с ребенком,
в контакте с семьей
по количеству участников
индивидуальный
по продолжительности
краткосрочный (неделя)
продукт детской деятельности
изготовление эко-контейнера для сбора ма-
кулатуры в группе.
Мотивация к созданию проекта
Воспитатель в группе приводила в порядок бумаги на столе, ненужные, исписанные бума -
ги складывала в отдельный пакет. Ребенок задает вопрос: «Куда теперь девать ненужную
бумагу?». Воспитатель ответила: «Сдам в макулатуру». Ребенок поинтересовался: «Что та -
кое макулатура, что из нее делают? Можно ли самой сделать из макулатуры новую бу-
магу?»
Проблема
Можно ли из макулатуры сделать новую бумагу в условиях детского сада?
Какие дидактические цели преследует проект?
Формировать и уточнять знания ребенка об использовании макулатуры. Стимулировать интерес
к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знания-
ми, обобщать, делать выводы.
Гипотеза
Из макулатуры можно в условиях детского сада сделать новую бумагу.
Какие задачи решает проект?
Развивать познавательные способности ребенка в процессе совместной деятельно-
сти.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться о
том, как можно использовать макулатуру, изготавливать самостоятельно бумагу.
Формировать эмоциональную заинтересованность в процессе совместного изго-
товления бумаги.
2
Актуальность проекта
Ребенок дошкольного возраста в ходе своего развития должен накапливать фонд умствен -
ных приемов и операций, относящихся к умственным умениям, и как раз во время наблюдений,
экспериментов и исследований обогащается память ребенка, активизируются мыслительные
операции, развивается речь, формируется инициативность, самостоятельность, смелость.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом
основано активное внедрение детского экспериментирования в практику. Исследования предо -
ставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Чем раз-
нообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребенок,
тем быстрее и полноценнее он развивается. А наиболее доступным источником познания для
ребенка является ближайшее природное окружение.
Какие основополагающие и проблемные вопросы ставятся перед ребенком?
Что такое макулатура? Как используют макулатуру? Если делать бумагу из макулатуры – это по -
может сохранить деревья? Что необходимо для изготовления новой бумаги? Можно ли из маку -
латуры сделать новую бумагу в условиях детского сада?
Продукт проект
Создание бумаги из макулатуры, изготовление контейнера для сбора макулатуры в группе
Формы работы
Совместная деятельность
педагога и ребенка
Совместная деятель-
ность ребенка и роди-
телей
Самостоятельная дея-
тельность ребенка
Организационная
форма работы
- Беседа о макулатуре
-Опыт «Изготовление бу-
маги из макулатуры»
- Чтение стихотворения
Агнии Барто «Секрет
успеха»
- Сбор информации о
вторичном использо-
вании бумажных от-
ходов;
- Сбор информации
через книги, интер-
нет;
- Изготовление моде-
ли – схемы «Этапы
изготовления новой
бумаги из макулату-
ры;
- Оформление
исследовательской
работы через изготов-
ление контейнера для
сбора макулатуры в
группе.
Наблюдение дома: что
делают члены семьи с
макулатурой.
Этапы реализации проекта
Фаза
Этапы проекта
Деятельность
взрослых
Деятельность ребенка
3
Проектир
ования
(16.03.17 г.)
1 этап (подготовитель-
ный)
1.Помогает ребенку
сформировать пробле-
му и цель.
2.Сбор информации:
Что ты знаешь
об использова-
нии макулатуры?
Что ты хочешь
узнать об изго-
товлении бума-
ги?
Где мы найдем
информацию?
3. Составляет схему по-
следовательности дей-
ствий (педагог, родите-
ли и ребенок)
4.Организует деятель-
ность родителей.
3.Обдумывание итога
работы над проектом.
1.Формирует проблему.
Цель: расширить знания ре-
бенка о процессе изготовле-
ния бумаги из макулатуры
2.Отвечает на поставленные
вопросы.
Технологическая
(17.03.17г. – 20.03.17г.)
2 этап (организацион-
ные работы над проек-
том)
1. Помогает спланиро-
вать деятельность.
2. Организует деятель-
ность.
Практические действия:
•
спросить у взрослого
•
посмотреть информа-
цию в книгах;
•
получить информа-
цию с помощью ин-
тернета.
3 этап (выполнение
проекта)
1.Содействует в изго-
товлении модели-схемы
«Процесс изготовления
бумаги из макулатуры»
2. Предлагает провести
опыт.
1.Изготавливает модель-схе-
му
2. Проводит опыт.
3.Изготавливает эко-контей-
нер для сбора макулатуры в
группе.
4 этап (презентация
продукта проекта)
1. Практическая по-
мощь (по необходимо-
сти).
2. Направляет и контро-
лирует осуществление
проекта.
Защита проекта.
5 этап (подведение
итогов, обсуждение но-
вого проекта решения
другой проблемы)
1. Взрослые помогают
ребенку сформировать
выводы о решении
проблемы.
2. Постановка новой
проблемы.
1. Делает выводы о решении
проблемы.
2. Определяют цель нового
проекта.
4
Рефлексивная
(20.03.17 г.)
1. Оценка эффективно-
сти проекта.
2.Обобщение материа-
лов проекта.
3.Обсуждение результа-
тов проекта.
Результат проекта:
Данный проект позволил решить следующие воспитательно-образовательные задачи:
-- У ребенка сформировалось бережное отношение к природе;
-- Активизировались психологические процессы: воображение, мышление, восприятие окру-
жающего мира;
--Определились знания об использовании макулатуры в процессе изготовления бумаги.
Список литературы
1.
Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
[Текст]// «Начальная школа» № 10 2006г. стр. 8 – 12
2.
И.Э.Куликовская и Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование старшего дошкольного
возраста»[Текст] Москва – 2003г.
3.
А.И.Савнеков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать зна-
ния» [Текст] Ярославль – 2002г.
4.
А.И.Савенков «Я – исследователь» Учебник – тетрадь для младших школьников.
Москва – 2005г.
5
Приложение
Ребенок знает о том, что бумагу изготавливают на фабрике.
Из разных литературных источников совместно с мамой ребенок выяснил о способах изго-
товления бумаги (из древесины и из макулатуры).
В Интернете совместно с мамой узнал, как можно самому из макулатуры изготовить новую
бумагу, посмотрела фильм об изготовлении бумаги из макулатуры.
Схема опыта «Изготовление бумаги из макулатуры»
Опыт «Изготовление бумаги из
макулатуры»
Измельчить макулатуру
Залить макулатуру водой
6
Добавить клей ПВА
Размешать бумажную массу и отжать
Разложить отжатую бумажную массу на салфетку и оставить на
сутки для того, чтобы бумажная масса высохла
Через сутки проверить, высохла ли бумажная масса
Бумага готова!
Изготовление контейнера для сбора макулатуры в группе.
7
8