Автор: Комарова Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дстский сад
Населённый пункт: село Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области
Наименование материала: методическая разработка по краеведению
Тема: "Животный и растительный мир края".
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
ООД ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЯ».
В СТАРШЕЙ ПОДГРУППЕ «РОМАШКА»
МБДОУ детский сад с.Ольшанец Задонского Муниципального района
Липецкой области
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной категории
Комарова Валентина Анатольевна
2017 г
Цель: расширить представления детей о Родине.
Образовательные
задачи: обобщить
знания
детей
о
растительном
и
животном мире родного края. Познакомить с флорой и фауной родного
края с заповедникам, охраняемыми видами растений и животных ;
Красной книгой Липецкой области.
Формировать бережное отношение к природе родного края, желание беречь
и охранять её.
Развивающие задачи: развивать интерес к изучению родного края, умение
делать выводы.
Воспитательные
задачи: воспитывать
чувства
гордости,
любви,
ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Методы и приемы: игровой прием, художественное слово, показ, вопросы,
оценка деятельности детей, упражнения.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений.
Загадывание загадок о животных и растениях.
Рассматривание Красной книги Липецкой области иллюстрированного
материала.
Классификация (наклеивание
картинок
на
ватман) растений
и
животных.
Здоровьесберегающие
технологии: подвижная
игра,
двигательное
упражнение, динамическое упражнение.
Оборудование: песня М. Бернесса "С чего начинается родина", дорожка «Из
следа
в
след»,
мягкие
игрушки,
изображающие
животных,
песня
Ю.
Антонова "Не рвите цветы", сюжетные картинкнки с изображением растений
и животных Задонского района.
Интернет ресурсы:
Ход ООД
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
- Ребята, скажите мне, о чём поётся в этой песне?
- А что такое Родина, как вы думаете?
- У каждого живущего на Земли есть своя Родина - это то место, где он
родился и живёт. А как называется наша Родина? (дети называют страну,
область, район, город)
- Мы с вами живём в Задонском районе с.Ольшанец для нас наше село и
является родиной.
Край любимый! Ольшанец мой!
Как же сильно я люблю тебя:
Красивые луга и леса
Реки твоей потоки, небеса .
Я в Ольшанце живу
Здесь свободно и легко дышу,
Сочиняю не умело строки
Льются здесь стихов моих потоки
Я прославлю в строчках милый край!
Ольшанец мой! Живи и процветай!
- Ребята. это стихотворение о нашем родном селе написала для вас я.
- А теперь давайте послушаем, какие стихотворения о Родине знаете вы!
Пичугина А
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
2. Путешествие по родному краю
А теперь давайте отправимся в путешествие по нашей Родине, и вспомним
всё, что знаем о флоре и фауне нашего края. Как вы думаете что такое флора
и фауна? (ответы детей)
-Молодцы,правильно.
- Ребята, мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и
внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
- А сейчас мы с вами поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
- Ребята, в нашем селе растет очень много разнообразных растений. Это
растения нашего края. Они занесены в Красную Книгу Липецкой области и
охраняются законом .А что такое Красная Книга?(ответы детей).Рассказ
воспитателя о Красной Книге.
Сейчас я вам загадаю загадки о них, а вы свои отгадки покажите на нашем
плакате с растениями!
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные... (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый... (Василёк).
=Молодцы,
правильно! все
эти
растения
и
многие
другие,
занесены
в
Красную Книгу Липецкой области.
А сейчас отгадайте еще одну загадку.
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные... (Берёзки).
- Березка – наша белоствольная красавица, она нравится всем. Это дерево -
символ нашей Родиы.
Федорова Н.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
- Ребята, а давайте мы с вами изобразим березку, как она раскачивает свои
веточки на ветру.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки
на ветру.
3. Животные нашего края
- Ребята, у меня на столе разложены мягкие игрушки, которые изображают
ж и в о т н ы х .
Д а в а й т е
п о с л у ш а е м
р а с с к а з ы
о
н е ко т о р ы х
и з
них. (Предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о
животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
4. Дидактическая игра с мягкими игрушками
- Ребята, а теперь вам нужно выбрать из этих животных тех, которые обитают
в нашем районе.
-
А
теперь
давайте
немножко
отдохнем
и
полежим
на
солнечной
лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
- Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На ней много
цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её
полётом. (Дети садятся за столы).
5. Беседа о заповедных местах нашего края
- Ребята, а как вы понимаете пословицу "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО
ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ"?(ответы детей).
- А что такое заповедник?(ответы детей).
- Какие заповедные места находятся на территории нашего района?
-Правильно ,заповедник « Галячья гора».
- Какие виды растений и животных находятся в нем под охраной?(ответы
детей).Птицы из отряда соколиные также занесены в Красную Книгу , Это
сокол болобан , орел.а еще охраняются законом речной уж, заяц , красный
волки другие животные. Назовите животных .которые занесены в Красную
Книгу? (ответы детей).
-
Молодцы,
ребята!
Действительно
природа
нашего
края
красива
и
многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Юля Л.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Максим Г.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
- Ребята, я вам предлагаю выучить такой девиз "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ"
.
- Давайте все вместе повторим его.
- На этом наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что вы все будете
следовать нашему новому девизу.
-Ребята ,в свободное время хотите вместе со мной создать свою «Малую
Красную книгу»? (ответы детей.)
Вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось больше всего?
Что показалось самым интересным?