Автор: Семенова Ольга Анатольевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: ГБДОУ компенсирующего вида детский сад № 15 Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания"
Раздел: дошкольное образование
ДЕТИ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ.
В своей коррекционно – педагогической работе я часто сталкиваюсь с
гиперактивностью у детей. Синдром гиперактивности встречается у детей в
возрасте от четырех до семи лет. Именно в этом возрасте нам сразу бросается
в глаза «непривычное» поведение ребенка, когда он крутится, вертится, сидя
на стуле, постоянно что-то теребит или перебирает руками, трясет ногой и
т.п.
Это наталкивает разобрать в особенностях его поведения, выяснить
механизм
отклонения
и
подобрать
методики
и
специфические
приемы
коррекционной работы.
Такие дети, как правило, умеют нарушения устной речи в дошкольный
период и составляют большую часть коллектива речевых групп. Учащиеся
начальных
классов,
имеющие
нарушения
письменной
речи,
посещают
занятия на логопунктах при школах.
Если
маленький
ребенок
еще
как
то
может
«притормозить»
гиперактивность своего поведения, то, попав в школу, сменив привычный
режим, обстановку и коллектив на совершенно новую жизнь, он приобретает
новые проблемы: трудности
в усвоении школьной программы и навыков
обучения. У него наблюдается слабая успеваемость, неуверенность в себе,
заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими
учениками
и
учителями.
Эти
проблемы
усиливаются
нарушениями
поведения. И именно в процессе обучения и коррекции речи чаще всего и
обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышенными требованиями
к данной функции в процессе обучения.
Если
в
дошкольном
возрасте
у
этих
детей
преобладают
гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость,
непоседливость, отвлекаемость, а так же наблюдаются особенности развития
речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в
учебе и поведении. Импульсивность в отстаивании собственных интересов,
невзирая
на
требования
родителей
и
педагогов,
что
нередко
создает
конфликтные ситуации.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется
расстройствами внимания, двигательной расторможенностью
и импульсивным поведением.
Гиперактивность
детей
с
синдромом
дефицита
внимания
характеризуются тем, что они чрезвычайно подвижны, все время
бегают,
крутятся, пытаются куда – то забраться. Родители описывают их «постоянно
двигающимися, как будто бы к ним прикрепили «моторчик», неспособными
усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не
соответствующей
требованиями
конкретной
обстановки.
Гиперактивность
проявляется не просто избыточной двигательной активностью, но так же
беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий,
требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, у него все время руки и
ноги находятся в движении)
У
таких
детей
возможно
сочетание
чрезмерной
двигательной
активности и деструктивного поведения. Они мешают учителю вести урок,
выкрикивают, комментируют действия других, отвлекают одноклассников,
провоцируют их на реплики в свой адрес.
При верной встрече с таким ребенок его гиперактивность может быть
«заторможена» на фоне его волнения в незнакомой обстановке или при
контакте с незнакомым человеком.
Импульсивность у гиперактивных детей обычно наблюдается как в
повседневных
режимных
моментах,
так
и
при
выполнении
конкретных
заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На
уроках или занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает
других,
на
вопросы
отвечает
невпопад
со
своего
места,
вмешивается
в
разговор других, перебивает. Во время игры со сверстниками бывает не в
состоянии следовать правилам игры и часто бросает игру или задание, не
закончив его, до конца не доводит начатое дело.
Такой
ребенок
не
может
долго
играть,
успешно
общаться
со
сверстниками, устанавливать дружеские отношения. В коллективе он служит
источником постоянного беспокойства: шумит, берет без спроса чужие вещи,
мешает окружающим, сует им под нос свои игрушки. Все это приводит к
конфликтам, и ребенок становится нежелательным в коллективе. Когда такой
ребенок пропускает деть – вокруг тишина, мир и покой .Все отдыхают от его
присутствия.
Гиперактивные дети теряют свои вещи. Особенно это ярко проявляется
в тех случаях, когда они попадают в новую обстановку или находятся одни,
без привычного окружения сверстников или родственников.
Наряду
с
гиперактивностью
в
двигательной
сфере
у
таких
детей
обычно
обнаруживаются
нарушения
координации
движений,
не
сформированность мелкой моторики и праксиса.
У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании
пуговиц,
пользовании
ножницами.
Трудно
им
дается
освоение
навыков
письма, коллеграфия. Затруднено рисование, лепка, конструирование.
Особенно тяжело им дается выполнение артикуляционных упражнений
и заданий по автоматизации звуков. Страдают процессы словообразования и
словоизменения.
Дефект
концентрации
внимания
являются
причинами
плохого
выполнения
задания
на
уроках
в
школе.
Внимание
такие
дети
могут
удерживать
на
каком-либо
виде
деятельности
или
поставленном
вопросе
несколько минут (до 10 мин в лучшем случае) Даже при переключении с
одного
дива
деятельности
на
другой
внимание
пропадает.
Они
склонны
забывать то, что им нужно сделать, могут на математике достать тетрадь для
письма и т.п.
Дома
дети
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью
обычно страдают от постоянного сравнения с братьями и сестрами, которые
хорошо
ведут
себя
и
лучше
учатся.
Родителей
раздражает
то,
что
они
б е с п о к о й н ы ,
н а в я з ч и в ы ,
э м о ц и о н а л ь н о
н е у с т о й ч и в ы е ,
недисциплинированные, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях
они
неспособны
ответственно
относиться
к
выполнению
повседневных
поручений, не помогают взрослым. При этом замечания и наказания не дают
желаемых результатов.
Даже
на
спортивных
занятиях,
на
которых
казалось
бы
«выплескивается» вся из повышенная активность, эти дети могут требуют
повышенного
к
себе
внимания
со
стороны
взрослых
из-за
повышенного
риска травматизма. Такие дети подвижны, быстрые и юркие, а чаще всего
ломают руки, ноги, получают сотрясения мозга, ушибы.
Т.О. нарушение внимания у гиперактивных детей проявляется:
- в трудностях его удержания (ребенок несобран, не может самостоятельно
довести выполнение задания до конца);
-
в снижении избирательности внимания (ребенок не способен надолго
сосредоточиться на определенной деятельности);
-
в выраженной отвлекаемости (ребенок часто переключается с одного
занятия на другое).
В дошкольных учреждениях, а затем в школе мы сталкиваемся с тремя
детскими группами, обладающими особенностями, свойственными их типу
нервной деятельности. Это дети - «зрители», дети - «слушатели» и дети «
деятели». Как влияет синдром дефицита внимания у гиперактивных детей
этих групп?
Гиперактивные дети – «зрители» познают окружающий мир глазами,
ориентируюсь
на
зрительные
ощущения.
Они
любят
рассматривать
иллюстрации в книгах больше, чем слушать их тексты. Но, как правило,
быстро перелистывая страницы книги, такие дети «торопятся» дойти до ее
конца. Содержание книги их мало интересует.
Они
плохо
запоминают
тексты.
При
пересказе
не
соблюдают
последовательность
повествования,
перепрыгивают
с
одного
момента
рассказа
на
другой.
Часто
не
договаривают
предложения.
В
сложных
предложениях
наблюдаются
нарушения
согласования
слов,
временное
соотношение частей речи.
Родители
часто
сообщают
педагогам,
что
их
дети
порой
могут
несколько часов быть занятыми игрой, однообразными действиями. Дети
складывают
пазлы,
но
только
хорошо
им
знакомые.
Подобная
избирательность внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и
удовольствием от этой деятельности.
Хуже
всего
гиперактивые
дети
выполняют
задания,
связанные
с
неоднократно повторяющимися моментами, вызывающими трудностями, не
приносящими удовольствие и не подкрепляемые поощрениями и похвалой.
При
выполнении
новых
заданий
удержать
их
на
месте
может
только
заинтересованность их новизной.
Эти дети любят лепить из пластилина, но если ничего не получается,
комкают пластилин. Играя в кубики, часто ломают свои постройки. Почти
никогда не хранят свои поделки. Тяжело владеют ножницами.
Дети - «зрители» предпочитают настольные игры. Рисование носит
хаотичный
характер
по
содержанию.
В
рисунках
нет
замыслов
в
изображении.
Часто
дети
не
могут
объяснить,
что
нарисовано
ими.
Повышенная
возбудимость
не
позволяет
им
закончить
рисунок
или
творческую работу.
Они
быстро
осваивают
компьютер.
Им
нравятся
видео
-
игры
–
«стрелялки», «бродилки». Игровые задания на логику, конструирование не
интересуют их.
У таких детей сильно страдает координация общей и мелкой моторики.
Трудна им для выполнения
речь с движением, которые не находятся
в
синхронности друг с другом. Дети или проговаривает слова стихотворения,
или выполняют действия.
Постановка
звуков
или
исправление
нарушения
звукопроизношения
происходят на основе повторения за логопедом. Сами дети не контролирует
свою речь. Для автоматизации звуков требуется длительное время. Часто
после речевого детского сада эти дети поступают в речевые школы или
посещают занятия на школьных логопунктах. Эти дети не разговорчивы. Им
трудно вступать в речевой контакт.
При обучении в школе наряду с трудностями концентрации внимания
этим
детям
свойственна
выраженная
отвлекаемость.
Гиперактивные
дети
реагируют
на
любые
раздражители,
которые
встречаются
им
в
ходе
выполнения того или иного задания. В результате задание выполняется не
полностью, не точно, не последовательно.
Гиперактивные дети – «слушатели» с синдромом дефицита внимания и
повышенной возбудимостью нейро – психических процессов познают мир
через голоса и звуки. Они любят петь, причем громко и соло. Но в хоровом
пении они не услышат других.
Ч а с то
т а к и е
д е т и
п р и н и м а ют
н а
с е бя
р ол ь
ш у т а
и л и
«громкоговорителя». Они испытывают
трудности в общении, хотя могут
начать разговор практически с любым человеком, и хорошими партнерами в
диалоге
они
не
смогут
стать.
Разговор
быстро
прерывается,
не
придерживаясь темы повествования. Он не связан с данной ситуацией, не
выдержан во временных отношениях.
Это
большие
фантазеры.
Они
сочиняют
не
мыслимые
истории,
уверенно
выдавая
придуманное
за
действительное.
Дети
задают
много
вопросов окружающим, но, не дожидаясь на них ответы, переключаются на
другую тему.
Эти дети кажутся разговорчивыми. Они любят выступать на публике и
декламировать стихи. При этом их поведение на выступлениях часто бывает
непредсказуемо (сопутствует двигательная активность - топает ногой, мажет
рукой). Дети даже стараются говорить правильно и хорошо, но словарный
запас их ограничен и беден. А новые слова они не активно используют в
своей речи.
Трудности формирования навыка письма и чтения у такой категории
детей
связаны
я
нарушением
внимания,
недостаточностью
координации
движений, зрительного
восприятия и речевого развития. И хотя дети –
«слушатели»
рано
учатся
читать
и
писать,
у
них
не
складывается
последовательности
в
системности
обучения.
Курс
обучения
имеет
многочисленные «провалы».
Требования к обучению в школе таковы, что
гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии их
выполнить
в
полной
мере.
Их
поведение
не
соответствует
возрастным
нормам,
поэтому
в
школе
им
не
удается
достичь
результатов,
соответствующих его способностям. При этом уровень их интеллектуального
развития бывает высок.
Гиперактивные
дети
–
«деятели»
познают
мир
тактильным,
кинестетическим способом, посредством прикосновений или движений. Они
не способны на длительное время оставаться в покое и концентрировать свое
внимание на одном предмете. Беспокойное поведение и невнимательность на
занятиях являются причиной низкого уровня усвоения знаний.
Дети предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием,
бегом. Любят спорт. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к
травматизму.
Они
часто
попадают
в
опасные
для
их
здоровья
ситуации
(ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги, не следят за
перемещением других детей т.д.). Однако все это они делают импульсивно,
без специального умысла.
Они любят кубики (строитель) и движущиеся игрушки (на колесиках).
Но часто ломают игрушки, «изучая» механизм их работы.
Их
деятельность
активно
осуществляется
в
пространстве
большого
объема или на свежем воздухе. Такого ребенка рационально сажать одного за
парту,
т.к.
присутствие
соседа
сокращает
территорию,
вызывая
раздражительность и неадекватность поведения.
Их соседи часто годят с синяками или сидят на самом краю парты.
У гиперактивных детей отмечается слабая устойчивость личности при
неудачах,
низкая
самооценка.
Наблюдается
упрямство,
лживость,
вспыльчивость,
задиристость,
агрессивность.
В
то
же
время
они
раздражительны и ранимы – это
черты их характера. Их эмоциональная
неустойчивость мешает им общаться со сверстниками.
Дети – «деятели», читая, часто прогладывают буквы, не договаривают
слоги. Такие нарушения наблюдаются и при письме.
На уроках эти дети испытывают трудности в организации и завершении
работы. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, нежели у их
сверстников Работы их выглядят неряшливыми, характеризуются ошибками,
которые могут быть результатом невнимательности, невыполнением указаний
учителя
или
просто
пишут
конечный
результат
без
объяснения
этапов
выполнения задания.
Оказание
помощи
детям
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью всегда должно носить комплексный характер и объединять
различные педагогические подходы. Проводится психолого – педагогическая
коррекция, психотерапия, а если нужно медикаментозное лечение, оказание
помощи родителям. И никогда не следует терять надежду на успехи ребенка.
Коррекционная
работа
с
гиперактивным
ребенком
направлена
на
решение следующих задач, используя здоровье сохраняющие технологии в
работе:
1.
Нормализовать
обстановку
в
семье
и
наладить
взаимоотношения
с
родителями и родственниками ребенка, избегая конфликтных ситуаций.
2.
Научить ребенка планировать свою деятельность, доводить начатое
дело
до
конца.
Развить
у
него
чувство
ответственности
за
свои
поступки и дела.
3.
Научить
речевому
общению,
контролю
за
своей
речью,
навыками
социального взаимодействия с окружающими людьми.
4.
Использовать
эффективные
приемы
обучения
с
учетом
дефицита
внимания у гиперактивного ребенка.
5.
Добиться
повышения
самооценки,
уверенности
в
себе,
овладение
новыми навыками, достижениями в учебе и в повседневной жизни.
6.
Используя сильные стороны личности ребенка, опираться на них в
преодолении имеющихся трудностей.
Не стоит изолировать гиперактивного ребенка с дефицитом внимания
от
всего
коллектива
остальных
детей.
Необходимо
настроить
всех
окружающих на совместную работу по преодолению возникших трудностей
у данного ребенка, как равноправного члена коллектива. Нельзя наказывать
гиперактивного ребенка за его «такое» поведение, а нужно строить весь его
день так, чтобы избежать его проявлений.
Терпение, последовательность и настойчивость – вот три основных
принципа,
постоянно
придерживаясь
которых
следует
педагогам
и
родителям,
воспитывающим
детей
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью.