Автор: Кузикова Нина Анптольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13 с УИП эстетического цикла"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий Автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие нравственных чувств и воспитание нравственного поведения у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование
Развитие нравственных чувств и воспитание нравственного поведения
у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.
Кузикова Н.А.
Ноябрьск , Российская Федерация
В современное время перед российским обществом наиболее остро встал вопрос
духовно – нравственного развития и воспитания личности, являющийся ключевым фактором
развития страны
Президент России в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации в
2007 и 2008 годах подчеркнул, что ключевая роль в этом вопросе отводится Образованию,
целью которого является формирование высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного и компетентного гражданина России.
В Федеральном государственном стандарте общего образования нового поколения
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как
задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».
В концепции духовно-нравственного воспитания определены цели и задачи основные
формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах
гражданского общества, конфессиями.
Направления
духовно – нравственного развития и воспитания, обозначенные в
концепции касаются
сфер
личностного развития, общественных
и государственных
отношений, основой которых выступает вся жизнь человека, во всей её полноте .
«Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
личности
в
целом
является
сложным,
многоплановым
процессом.
Оно
неотделимо
от
жизни
человека
во
всей
её
полноте
и
противоречивости,
от
семьи,
общества,
культуры,
человечества
в
целом,
от
страны
проживания
и
культурно_-
исторической
эпохи,
формирующей
образ
жизни
народа
и
сознание человека» [2,c.15]
В сфере личностного развития задачей
воспитания
является формирование у
обучающихся
готовности
и
способности
к
самосовершенствованию,
самооценке,
пониманию
смысла
своей
жизни,
ответственному
поведению,
способности
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям,
совершаемым
на
основе
морального
выбора,
принятию
ответственности
за
их
результаты,
целеустремленности
и
настойчивости
в
достижении результата.
Концепцией
обозначены
базовые
национальные
ценности
и
их
содержание,
на
которые
необходимо
опираться
в
работе
по
духовно
–
нравственному
развитию
и
воспитанию. Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и
творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа,
человечество.
Содержание работы по воспитанию базовых национальных ценностей касается:
1)
истории России, российских народов, своей семьи, рода;
2)
жизненного опыта своих родителей, предков;
3)
традиционных российских религий;
4)
произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой
культуры;
5)
периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь,
фольклора народов России;
6)
общественно полезной и личностно значимой деятельности учебных дисциплин;
7)
других источников информации и научного знания.
Психолого-
педагогической
наукой
разработано
немало
трудов
по
духовно
–
нравственному развитию и воспитанию, результатом которых являются сформированные
нравственные чувства и нравственное поведение.
Определены условия,
пути и средства развития нравственных чувств и формирования
нравственного поведения.
Наиболее эффективным условием является
урочная и внеурочная деятельность.
Именно там возникают чувства дружбы, отношения друг к другу, благородство, забота и
чуткость, ответственность.
Одним
из
путей
развития
нравственных
чувств
является
знание
нравственных
понятий, понимание их сущности и оценка.
С целью получения
более полного и глубокого духовно – нравственного развития
необходимо соединение нравственного просвещения и практического опыта людей, самих
детей.
Формирование
нравственного
поведения
предполагает
два
ва ж н ы х
взаимообусловленных этапа:
1)
приобретение моральных знаний;
2)
становление
отношений и действий в соответствии с моральными нормами и
требованиями .
Педагогическим
работникам
необходимо
работать
над
всеми
этими
комплексами
одновременно, в противном случае возникают ошибки и неудачи.
Получение знаний о нравственных понятиях наиболее эффективно происходит через
просвещение, которое осуществляется путём этических бесед, лекций, диспутов, встреч с
различными людьми, конференции.
Нравственные
знания
необходимо
подкреплять
опытом
своей
коллективной,
общественной жизни, совместной деятельности, опытом литературных героев. Важнейшим
компонентом в формировании нравственного поведения является оценка и самооценка своих
и действий и действий других людей.
Большие возможности для приобретения нравственного опыта имеют совместная
деятельность, труд, игра.
Наиболее подходящим для духовно – нравственного развития и воспитания является
младший школьный возраст, который характеризуется повышенной восприимчивостью к
усвоению
нравственных
требований
и
норм.
Это
позволяет
своевременно
заложить
нравственный фундамент развития личности.
В связи с этим была составлена программа внеурочной деятельности под названием
«С чего начинается Родина».
Программа направлена на работу с обучающимися 1- 4 классов, имеет целью
развитие у обучающихся нравственных чувств и воспитание нравственного поведения
и способствует решению следующих задач:
1.
Чтение
и
обсуждение
художественных
произведений
о
нравственных
качествах:
доброта,
щедрость,
честность,
дружба,
патриотизм,
миролюбие,
трудолюбие,
заботливость, самостоятельность, ответственность.
2.
Обсуждение общественных ценностей: семья, Родина, малая Родина, природа, люди,
которые нас окружают.
3.
Проведение
практических
занятий
в
форме
кормления
птиц,
уборки
парковой
территории с целью формирования бережного отношения к природе.
4.
Изучение и составление правил о дружеских и честных взаимоотношениях.
5.
Составление проектов о Родине, малой Родине, о семье, о природе, о дружбе.
6.
Рисование рисунков на тему Родина, люди и природа, дружба, семья, мир и труд.
Содержание программы охватывает 6 разделов:
1.
Природа и люди.
2.
Моя семья.
3.
Моя Родина.
4.
Дружба.
5.
Мир, доброта, труд.
6.
Поверят или не поверят?
Материал данной программы легко используется в сочетании внеурочной и урочной
деятельности.
Вся
работа,
проводимая
на
занятиях
внеурочной
деятельности,
непосредственно имеет продолжение в урочной деятельности и обыденной жизни.
Формирование
нравственного
поведения
требует
создания
у
воспитанника
единой
системы,
включающей
моральные
знания,
отношения
и
действия.
Поэтому
программа
предполагает получение детьми моральных знаний, обсуждение поступков литературный
героев и своих из жизни, сравнение свого опыта с опытом литературных героев и его оценка,
анализ
ситуаций
из повседневной жизни, которые не только обсуждаются, но
и
выстраивается траектория дальнейшего поведения. В программу включены сюжетные
игры, праздники, тематические дни и недели, совместный труд, которые требуют строгого
следования нравственным нормам и содействуют
развитию
моральных качеств,
необходимых для социализации в современном обществе.
Изучение и разработка правил
дружной
работы,
честной
игры
и
состязаний
содействует
выработке
норм
поведения
обучающихся в разных жизненных ситуациях, служат строительным материалом разных
сторон
жизни.
Поэтому
различные
правила
включены
в
содержание
программы
и
используются не только на занятиях внеурочной деятельности, но и во всех подходящих
случаях школьной жизни, пока они не войдут в привычку
Одной из задач программы является расширение имеющихся знаний о Родине в целом
и о малой Родине. В связи с этим в раздел «Моя Родина» включён материал об атрибутах, о
защитниках
и
великих
людях,
о
конституции,
о
прошлом
России,
о
традициях,
художественном творчестве, о российской литературе и о России в литературе, о малой
Родине (о своём крае, городе и улице). В этом разделе Родина представляется как высшая
ценность человека, воспитывается любовь к Родине и бережное, заботливое отношение к
ней.
Работа
педагога
с
детьми
проводится
в
форме
чтения
литературы,
обсуждения
произведений,
подготовки
докладов,
рисунков
и
проектов,
конкурса
стихов,
викторин,
сюжетных игр, встреч с ветеранами ВОВ,
выдающимися людьми города, экскурсий по
городу или по улице, на которой живут ученики.
Природа является неотъемлемой частью нашей Родины и одной из значимых ценностей
гражданина России,
а отношение к природе указывает на отношение к Родине. Задача
раздела «Природа и люди» заключается в формировании понимания сущности и осознание
роли природы, в жизни каждого человека и формировании бережного отношения к ней. В
этот раздел входят темы о животных, о птицах, о растениях. Работа строится в виде чтения
художественных произведений и их обсуждений с оценкой литературных героев, в виде
практических занятий по изготовлению кормушек в совместной деятельности с родителями,
в виде сюжетных игр, составления проектов, рисунков, аппликаций.
Задача раздела «Дружба» заключается в расширении знаний о дружбе, формировании
дружеских и честных отношений в классном коллективе,
проявлений заботливости и
миролюбия
по отношению друг другу.
показывается отношение друг к другу в учёбе,
совместном труде и отдыхе. В этом разделе рассматриваются правила честной игры, правила
дружной работы, правила дружной учёбы. Проводится чтение и обсуждение литературных
произведений, где оцениваются поступки героев в сравнении и оценкой своих поступков.
Проводятся этические беседы.
В разделе «Моя семья» семья представляется обучающимся как одна из ценностей
человечества. Задача этого раздела заключается в формировании понимания сущности семьи
и в осознании обучающимися роли семьи в жизни человека. В этой теме рассматриваются
отношения к матери и отцу, к бабушке и дедушке, братьям и сёстрам, воспитывается гордость
за трудовые успехи членов семьи, семейные династии, изучается родословная семьи. Вся
работа проводится в виде бесед, чтения и обсуждения художественных произведений, встреч
с интересными людьми семьи, представлений традиций и семейных праздников, профессий
и
семейных
династий,
составления
родословной
семьи,
проектов
и
рисунков
о
семье,
проведением семейных турниров.
Раздел
«Поверят – не поверят» посвящен
расширению знаний о
честности и
формированию
честных
отношений
в
классном
коллективе.
Честность
является
неотъемлемой частью моральных норм и нравственных идеалов по отношение к себе и
другим
людям,
обществу
в
целом.
Только
честный
человек
способен
построить
благополучную семью, с уважением относиться ко всему, что его окружает, воспитать в себе
глубокие нравственные чувства, соблюдать
закон и правопорядок, построить
здоровое
гражданское
общество.
Поэтому
в
этом
разделе
рассматриваются,
обсуждаются
и
составляются правила честной игры, честных взаимоотношений в классе, проводятся дни и
недели
честности,
читаются
и
обсуждаются
художественные
произведения
о
честности
детей, обсуждаются поступки из жизни детей, проводятся беседы. Работа, построенная таким
образом
и
продолженная
в
урочной
деятельности,
обыденной
жизни
родителями,
способствует
выработке
привычки
вести
честный
образ
жизни
и
строить
честные
взаимоотношения с людьми.
Одними из общественных ценностей являются труд, мир, человеческая доброта. Эти
качества
являются
перечисляются
в
концепции
духовно
–
нравственного
развития
и
воспитания.
Понятия «мир». «труд». «доброта» являются частью Родины, без которых
человеческая жизнь не могла бы существовать. В тоже время, если есть мир, то есть и
Родина, а если есть Родина, то есть и труд. Родина не может быть без доброты. Она как мать.
А мать отличается
от всех других качеством доброты. Поэтому понятия «Родина» и
«Доброта» неотделимы друг от друга.
Задачами раздела
«Мир, труд, доброта», являются расширение знаний о доброте,
мире и труде, формирование отношений миролюбия, доброты по отношению друг другу,
необходимости в труде. В раздел включёны темы о том, что такое мир, труд? О труде своих
родителей, о праве на труд, проводятся трудовые десанты, день добрых дел, день трудовых
дел, встреча с выдающимися людьми труда, экскурсия на производство. В этот раздел
включён такой важный вопрос как толерантность, где рассматривается многообразие культур
и
народов,
воспитывается
международное
сотрудничество,
терпимость
к
людям
разных
национальностей. При работе по этому разделу используются такие формы работы: беседы,
чтение и обсуждение художественных произведений, экскурсии, встречи с выдающимися
людьми труда, трудовые десанты, проведение дней добрых и трудовых дел с последующим
отчётом.
В
программе
есть
раздел
«Мои
умные
помощники»,
который
предполагает
ответственность, самостоятельность, заботливость.
Задача этого раздела заключается в формировании самостоятельности и ответственности по
отношению к себе и заботливость по отношению не только к себе , но и к людям. Этот раздел
перекликается
и
тесно
связан
с
разделом
о
труде,
так
как
невозможно
воспитать
ответственность и самостоятельность вне трудовых дел и отношений. Работа по данному
разделу начинается с анализа собственных дел первоклассника. Такой работой формируется
не только самостоятельность, но и оказывается содействие в выработке внутренней позиции
ученика и учебной мотивации. Работа проводится поэтапно: в 1 классе вся работа построена
по формированию самостоятельности, во 2 классе – по формированию ответственности, в 3
классе
-
продолжается
работа
сразу
по
этим
двум
темам:
самостоятельности
и
ответственности. В 4 классе рассматривается такое качество, как забота о себе и о других.
Используются такие приёмы работы как беседы, чтение и обсуждение художественных
произведений. Для выработки привычек действовать самостоятельно и проявлять заботу о
других
проводятся
дни
и
недели
самостоятельности,
дни
заботы
о
тех,
кто
слабее,
обсуждение и анализ этой работы.
Данная
программа
способствует
приобретению
обучающимися
знаний
о
нравственных качествах и моральных норм, получению опыта переживания и позитивного
отношения к базовым
ценностям общества Родине, природе, семье,
дружбе, труд, мир,
получению
самостоятельного
опыта,
проявляющегося
в
нравственных
чувствах
и
нравственном поведении.