Напоминание

Развитие нравственных чувств и воспитание нравственного поведения у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.


Автор: Кузикова Нина Анптольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 13 с УИП эстетического цикла"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий Автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие нравственных чувств и воспитание нравственного поведения у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие нравственных чувств и воспитание нравственного поведения

у младшего школьника в процессе внеурочной деятельности.

Кузикова Н.А.

Ноябрьск , Российская Федерация

В современное время перед российским обществом наиболее остро встал вопрос

духовно – нравственного развития и воспитания личности, являющийся ключевым фактором

развития страны

Президент России в посланиях Федеральному собранию Российской Федерации в

2007 и 2008 годах подчеркнул, что ключевая роль в этом вопросе отводится Образованию,

целью которого является формирование высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного и компетентного гражданина России.

В Федеральном государственном стандарте общего образования нового поколения

духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как

задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

В концепции духовно-нравственного воспитания определены цели и задачи основные

формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной,

внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах

гражданского общества, конфессиями.

Направления

духовно – нравственного развития и воспитания, обозначенные в

концепции касаются

сфер

личностного развития, общественных

и государственных

отношений, основой которых выступает вся жизнь человека, во всей её полноте .

«Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

личности

в

целом

является

сложным,

многоплановым

процессом.

Оно

неотделимо

от

жизни

человека

во

всей

её

полноте

и

противоречивости,

от

семьи,

общества,

культуры,

человечества

в

целом,

от

страны

проживания

и

культурно_-

исторической

эпохи,

формирующей

образ

жизни

народа

и

сознание человека» [2,c.15]

В сфере личностного развития задачей

воспитания

является формирование у

обучающихся

готовности

и

способности

к

самосовершенствованию,

самооценке,

пониманию

смысла

своей

жизни,

ответственному

поведению,

способности

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям,

совершаемым

на

основе

морального

выбора,

принятию

ответственности

за

их

результаты,

целеустремленности

и

настойчивости

в

достижении результата.

Концепцией

обозначены

базовые

национальные

ценности

и

их

содержание,

на

которые

необходимо

опираться

в

работе

по

духовно

нравственному

развитию

и

воспитанию. Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и

творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа,

человечество.

Содержание работы по воспитанию базовых национальных ценностей касается:

1)

истории России, российских народов, своей семьи, рода;

2)

жизненного опыта своих родителей, предков;

3)

традиционных российских религий;

4)

произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой

культуры;

5)

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь,

фольклора народов России;

6)

общественно полезной и личностно значимой деятельности учебных дисциплин;

7)

других источников информации и научного знания.

Психолого-

педагогической

наукой

разработано

немало

трудов

по

духовно

нравственному развитию и воспитанию, результатом которых являются сформированные

нравственные чувства и нравственное поведение.

Определены условия,

пути и средства развития нравственных чувств и формирования

нравственного поведения.

Наиболее эффективным условием является

урочная и внеурочная деятельность.

Именно там возникают чувства дружбы, отношения друг к другу, благородство, забота и

чуткость, ответственность.

Одним

из

путей

развития

нравственных

чувств

является

знание

нравственных

понятий, понимание их сущности и оценка.

С целью получения

более полного и глубокого духовно – нравственного развития

необходимо соединение нравственного просвещения и практического опыта людей, самих

детей.

Формирование

нравственного

поведения

предполагает

два

ва ж н ы х

взаимообусловленных этапа:

1)

приобретение моральных знаний;

2)

становление

отношений и действий в соответствии с моральными нормами и

требованиями .

Педагогическим

работникам

необходимо

работать

над

всеми

этими

комплексами

одновременно, в противном случае возникают ошибки и неудачи.

Получение знаний о нравственных понятиях наиболее эффективно происходит через

просвещение, которое осуществляется путём этических бесед, лекций, диспутов, встреч с

различными людьми, конференции.

Нравственные

знания

необходимо

подкреплять

опытом

своей

коллективной,

общественной жизни, совместной деятельности, опытом литературных героев. Важнейшим

компонентом в формировании нравственного поведения является оценка и самооценка своих

и действий и действий других людей.

Большие возможности для приобретения нравственного опыта имеют совместная

деятельность, труд, игра.

Наиболее подходящим для духовно – нравственного развития и воспитания является

младший школьный возраст, который характеризуется повышенной восприимчивостью к

усвоению

нравственных

требований

и

норм.

Это

позволяет

своевременно

заложить

нравственный фундамент развития личности.

В связи с этим была составлена программа внеурочной деятельности под названием

«С чего начинается Родина».

Программа направлена на работу с обучающимися 1- 4 классов, имеет целью

развитие у обучающихся нравственных чувств и воспитание нравственного поведения

и способствует решению следующих задач:

1.

Чтение

и

обсуждение

художественных

произведений

о

нравственных

качествах:

доброта,

щедрость,

честность,

дружба,

патриотизм,

миролюбие,

трудолюбие,

заботливость, самостоятельность, ответственность.

2.

Обсуждение общественных ценностей: семья, Родина, малая Родина, природа, люди,

которые нас окружают.

3.

Проведение

практических

занятий

в

форме

кормления

птиц,

уборки

парковой

территории с целью формирования бережного отношения к природе.

4.

Изучение и составление правил о дружеских и честных взаимоотношениях.

5.

Составление проектов о Родине, малой Родине, о семье, о природе, о дружбе.

6.

Рисование рисунков на тему Родина, люди и природа, дружба, семья, мир и труд.

Содержание программы охватывает 6 разделов:

1.

Природа и люди.

2.

Моя семья.

3.

Моя Родина.

4.

Дружба.

5.

Мир, доброта, труд.

6.

Поверят или не поверят?

Материал данной программы легко используется в сочетании внеурочной и урочной

деятельности.

Вся

работа,

проводимая

на

занятиях

внеурочной

деятельности,

непосредственно имеет продолжение в урочной деятельности и обыденной жизни.

Формирование

нравственного

поведения

требует

создания

у

воспитанника

единой

системы,

включающей

моральные

знания,

отношения

и

действия.

Поэтому

программа

предполагает получение детьми моральных знаний, обсуждение поступков литературный

героев и своих из жизни, сравнение свого опыта с опытом литературных героев и его оценка,

анализ

ситуаций

из повседневной жизни, которые не только обсуждаются, но

и

выстраивается траектория дальнейшего поведения. В программу включены сюжетные

игры, праздники, тематические дни и недели, совместный труд, которые требуют строгого

следования нравственным нормам и содействуют

развитию

моральных качеств,

необходимых для социализации в современном обществе.

Изучение и разработка правил

дружной

работы,

честной

игры

и

состязаний

содействует

выработке

норм

поведения

обучающихся в разных жизненных ситуациях, служат строительным материалом разных

сторон

жизни.

Поэтому

различные

правила

включены

в

содержание

программы

и

используются не только на занятиях внеурочной деятельности, но и во всех подходящих

случаях школьной жизни, пока они не войдут в привычку

Одной из задач программы является расширение имеющихся знаний о Родине в целом

и о малой Родине. В связи с этим в раздел «Моя Родина» включён материал об атрибутах, о

защитниках

и

великих

людях,

о

конституции,

о

прошлом

России,

о

традициях,

художественном творчестве, о российской литературе и о России в литературе, о малой

Родине (о своём крае, городе и улице). В этом разделе Родина представляется как высшая

ценность человека, воспитывается любовь к Родине и бережное, заботливое отношение к

ней.

Работа

педагога

с

детьми

проводится

в

форме

чтения

литературы,

обсуждения

произведений,

подготовки

докладов,

рисунков

и

проектов,

конкурса

стихов,

викторин,

сюжетных игр, встреч с ветеранами ВОВ,

выдающимися людьми города, экскурсий по

городу или по улице, на которой живут ученики.

Природа является неотъемлемой частью нашей Родины и одной из значимых ценностей

гражданина России,

а отношение к природе указывает на отношение к Родине. Задача

раздела «Природа и люди» заключается в формировании понимания сущности и осознание

роли природы, в жизни каждого человека и формировании бережного отношения к ней. В

этот раздел входят темы о животных, о птицах, о растениях. Работа строится в виде чтения

художественных произведений и их обсуждений с оценкой литературных героев, в виде

практических занятий по изготовлению кормушек в совместной деятельности с родителями,

в виде сюжетных игр, составления проектов, рисунков, аппликаций.

Задача раздела «Дружба» заключается в расширении знаний о дружбе, формировании

дружеских и честных отношений в классном коллективе,

проявлений заботливости и

миролюбия

по отношению друг другу.

показывается отношение друг к другу в учёбе,

совместном труде и отдыхе. В этом разделе рассматриваются правила честной игры, правила

дружной работы, правила дружной учёбы. Проводится чтение и обсуждение литературных

произведений, где оцениваются поступки героев в сравнении и оценкой своих поступков.

Проводятся этические беседы.

В разделе «Моя семья» семья представляется обучающимся как одна из ценностей

человечества. Задача этого раздела заключается в формировании понимания сущности семьи

и в осознании обучающимися роли семьи в жизни человека. В этой теме рассматриваются

отношения к матери и отцу, к бабушке и дедушке, братьям и сёстрам, воспитывается гордость

за трудовые успехи членов семьи, семейные династии, изучается родословная семьи. Вся

работа проводится в виде бесед, чтения и обсуждения художественных произведений, встреч

с интересными людьми семьи, представлений традиций и семейных праздников, профессий

и

семейных

династий,

составления

родословной

семьи,

проектов

и

рисунков

о

семье,

проведением семейных турниров.

Раздел

«Поверят – не поверят» посвящен

расширению знаний о

честности и

формированию

честных

отношений

в

классном

коллективе.

Честность

является

неотъемлемой частью моральных норм и нравственных идеалов по отношение к себе и

другим

людям,

обществу

в

целом.

Только

честный

человек

способен

построить

благополучную семью, с уважением относиться ко всему, что его окружает, воспитать в себе

глубокие нравственные чувства, соблюдать

закон и правопорядок, построить

здоровое

гражданское

общество.

Поэтому

в

этом

разделе

рассматриваются,

обсуждаются

и

составляются правила честной игры, честных взаимоотношений в классе, проводятся дни и

недели

честности,

читаются

и

обсуждаются

художественные

произведения

о

честности

детей, обсуждаются поступки из жизни детей, проводятся беседы. Работа, построенная таким

образом

и

продолженная

в

урочной

деятельности,

обыденной

жизни

родителями,

способствует

выработке

привычки

вести

честный

образ

жизни

и

строить

честные

взаимоотношения с людьми.

Одними из общественных ценностей являются труд, мир, человеческая доброта. Эти

качества

являются

перечисляются

в

концепции

духовно

нравственного

развития

и

воспитания.

Понятия «мир». «труд». «доброта» являются частью Родины, без которых

человеческая жизнь не могла бы существовать. В тоже время, если есть мир, то есть и

Родина, а если есть Родина, то есть и труд. Родина не может быть без доброты. Она как мать.

А мать отличается

от всех других качеством доброты. Поэтому понятия «Родина» и

«Доброта» неотделимы друг от друга.

Задачами раздела

«Мир, труд, доброта», являются расширение знаний о доброте,

мире и труде, формирование отношений миролюбия, доброты по отношению друг другу,

необходимости в труде. В раздел включёны темы о том, что такое мир, труд? О труде своих

родителей, о праве на труд, проводятся трудовые десанты, день добрых дел, день трудовых

дел, встреча с выдающимися людьми труда, экскурсия на производство. В этот раздел

включён такой важный вопрос как толерантность, где рассматривается многообразие культур

и

народов,

воспитывается

международное

сотрудничество,

терпимость

к

людям

разных

национальностей. При работе по этому разделу используются такие формы работы: беседы,

чтение и обсуждение художественных произведений, экскурсии, встречи с выдающимися

людьми труда, трудовые десанты, проведение дней добрых и трудовых дел с последующим

отчётом.

В

программе

есть

раздел

«Мои

умные

помощники»,

который

предполагает

ответственность, самостоятельность, заботливость.

Задача этого раздела заключается в формировании самостоятельности и ответственности по

отношению к себе и заботливость по отношению не только к себе , но и к людям. Этот раздел

перекликается

и

тесно

связан

с

разделом

о

труде,

так

как

невозможно

воспитать

ответственность и самостоятельность вне трудовых дел и отношений. Работа по данному

разделу начинается с анализа собственных дел первоклассника. Такой работой формируется

не только самостоятельность, но и оказывается содействие в выработке внутренней позиции

ученика и учебной мотивации. Работа проводится поэтапно: в 1 классе вся работа построена

по формированию самостоятельности, во 2 классе – по формированию ответственности, в 3

классе

-

продолжается

работа

сразу

по

этим

двум

темам:

самостоятельности

и

ответственности. В 4 классе рассматривается такое качество, как забота о себе и о других.

Используются такие приёмы работы как беседы, чтение и обсуждение художественных

произведений. Для выработки привычек действовать самостоятельно и проявлять заботу о

других

проводятся

дни

и

недели

самостоятельности,

дни

заботы

о

тех,

кто

слабее,

обсуждение и анализ этой работы.

Данная

программа

способствует

приобретению

обучающимися

знаний

о

нравственных качествах и моральных норм, получению опыта переживания и позитивного

отношения к базовым

ценностям общества Родине, природе, семье,

дружбе, труд, мир,

получению

самостоятельного

опыта,

проявляющегося

в

нравственных

чувствах

и

нравственном поведении.



В раздел образования