Автор: Бисева Татьяна Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: коу Омской области "Адаптивная школа – детский сад № 301"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа по развитию детей с детским церебральным параличом."
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная
работа
по
развитию
детей
с
детским
церебральным
параличом.
В
настоящее
время
все
более
актуальной
становится
проблема
медицинской,
психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата (ОДА). Основной задачей является их социальная адаптация и
интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.
Нарушения функций ОДА могут носить как врожденный, так и приобретенный
характер. В зависимости
от вредных факторов и времени их действия отмечаются
следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
I.
Заболевания нервной системы:
детский церебральный паралич,
полиомиелит.
II.
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра,
кривошея,
косолапость и другие деформации стоп,
аномалии развития позвоночника (сколиоз),
недоразвитие и дефекты конечностей,
аномалии развития пальцев кисти,
артрогрипоз.
III.
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
полиартрит,
заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Большинство
детей
с
нарушением
ОДА
страдают
детским
церебральным
параличом (ДЦП) (89%). Все они нуждаются в особых условиях жизни, обучения и
последующей трудовой деятельности.
Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы,
которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним
из
наиболее
распространенных
заболеваний
у
детей.
В
среднем
6
из
1000
новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах
страны).
ДЦП
возникает
в
результате
недоразвития
или
повреждения
мозга
в
ранний
период развития плода. При этом наиболее тяжело страдают отделы мозга – большие
полушария,
которые
регулируют
произвольные
движения,
речь
и
другие
корковые
функции.
Более
400
факторов
способны
оказать
повреждающее
действие
на
центральную нервную систему развивающегося плода. Это может произойти в любой
момент беременности, но особенно опасно их действие в период до четырех месяцев
внутриутробного развития, т.е. в период, когда интенсивно закладываются все органы и
системы. К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод, относятся:
инфекционные
заболевания,
перенесенные
будущей
матерью
во
время
беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз);
сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;
токсикозы беременности;
физические травмы, ушибы плода;
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или
группам крови.
Часто имеет место сочетание различных факторов.
Отечественные ученые Л.А.Данилова, М.В. Ипполитова, Е.Ф. Архипова и другие
обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным
параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они разработали задачи, содержание и
методы
коррекционной
работы
в
младенческом,
раннем
и
дошкольном
возрасте
и
доказали ее эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного
воздействия.
Большинство
приемов
развития
манипулятивной
функции,
обучения
навыкам
самообслуживания, формирования графических навыков, разработанных для детей с
ДЦП, с успехом используется и в борьбе с другими видами патологии двигательной
сферы.
В
ходе
коррекционной
работы
по
развитию
детей
с
нарушениями
ОДА
оказывается
медицинская,
психологическая,
педагогическая,
логопедическая
социальная
помощь;
обеспечивается
максимально
полная
и
ранняя
социальная
адаптация,
осуществляется
общее
и
профессиональное
обучение.
Очень
важно
формирование позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Предметно-практическая
и
игровая
деятельность,
осуществляемая
с
помощью
взрослого,
стимулирует
сенсорно-моторное
поведение
и
голосовые
реакции.
Применяются также различные приспособления для фиксации головы, туловища и
конечностей
с
целью
облегчения
функции
артикуляционного
аппарата,
тренировки
зрительно-моторной
координации
и
других
реакций.
Подбираются
комплексы
упражнений для стимуляции двигательно-кинестетического анализатора, что позволит
сформировать управление артикуляцией, развить навыки самоконтроля и адекватной
самооценки
действий,
которые
совершает
ребенок.
Опора
на
другие
сохранные
анализаторы
(зрительный,
слуховой
и
т.д.),
позволяет
обеспечить
самоконтроль
и
четкость движений.
Развитие речи, психических процессов и моторных функций осуществляется в
ходе системной и комплексной коррекционной работы. Успешное овладение ребенком
речью
предполагает
и
овладение
продуктивными
видами
деятельно сти,
способствующими развитию чувствительности и интеллекта.
Некоторые
родители
предпочитают
воспитывать
своих
детей
с ДЦП
дома,
самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии
совместной работы разных специалистов. Но если мама и папа хотят воспитать своего
малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в
обществе,
несмотря
на
тяжелый
недуг,
им
нужно
самим
включаться
в
процесс
коррекционной работы по развитию ребенка. Необходимо усвоить два золотых правила
эффективной работы:
1. У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей,
при
тщательном
изучении
которого
можно
подобрать
наиболее
адекватную
долю
нагрузки.
2. Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на
грани
возможного,
а
не
оглядываться
на
прошлые
поражения.
Залог
успеха
-
это
планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.
У
детей
с
ДЦП
необходимо
с
первых
дней
целенаправленно
формировать
потребность в общении, используя различные средства коммуникации. Более ранними
являются экспрессивно-мимические
средства
общения:
взгляды,
мимика,
жесты,
экспрессивные вокализации. С помощью этих средств, взрослые выражают внимание и
интерес к ребенку, доброжелательность и общее расположение.
Ситуативно-личностное
общение
со
взрослыми
занимает
положение
ведущей
деятельности в первом полугодии жизни ребенка. Такое общение затруднено из-за
рефлекторно-двигательной
патологии:
ребенку
трудно
повернуть
голову
в
сторону
взрослого, остановить взгляд на его лице, уловить мимику и жесты. Поэтому взрослому
необходимо стараться попасть в поле зрения ребенка. Но даже когда ребенок с ДЦП не
смотрит на партнера, он воспринимает адресованную ему речь.
Мимика взрослого, лицевой массаж и моделирование мимических движений
ребенка способствует развитию его
мимики.
Взрослый сопровождает проведение
лицевого массажа речью, при этом изображает различные мимические реакции и
воспроизводит такие же на лице ребенка. Например, можно в процессе массажа слегка
сдвинуть пальцами лобную мышцу – «нахмурить брови», поднять брови – «удивление»,
собрать губы в трубочку – «неудовольствие». При этом следует стимулировать развитие
чувствительности: попадать в поле зрения ребенка, поглаживать его, пытаться привлечь
внимание к ярким звучащим игрушкам.
Развитию
ориентировочной
реакции
посвящены
традиционные
игры
с
прятаньем, поиском и нахождением предметов, сопровождаемые короткими словами и
восклицаниями. При этом взрослый как бы «заражает» ребенка своей эмоциональной
реакцией, создавая ассоциативные связи между эмоциями и конкретными объектами. В
результате
этих
действий
ребенок
начинает
узнавать
окружающие
предметы.
Пока
ребенок
не
начал
опознавать
предметы
в
действительности,
нецелесообразно
использовать книжки и картинки.
Во втором полугодии жизни ребенок овладевает предметно - манипулятивной
деятельностью, которая и становится ведущей. У детей с ДЦП становление предметно -
манипулятивной
деятельности
задерживается
в
связи
с
нарушением
формирования
хватательной
функции
руки.
Для
развития
сенсомоторной
координации
полезно
привлекать внимание ребенка к собственным рукам, используя пальчиковые игры.
Развитие способности к манипуляции предметами следует проводить систематически,
обязательно на положительном эмоциональном фоне. Нужно чаще брать младенца на
руки, расправлять его ладони (для снятия спастичности можно использовать легкую
вибрацию – потряхивание кистей рук, поколачивание их пальцами), манипулировать
руками малыша в поле его зрения, пытаться вкладывать в руки ребенка предметы
разной формы и фактуры, формируя при необходимости сначала пассивный их захват
вторым
–
пятым
пальцами,
затем
с
привлечением
первого
пальца
и
далее
–
щипцеобразный захват. Манипуляции следует переводить в предметно-практическую
деятельность, сопровождаемую элементарной речью, а далее – в игровую.
Необходимо обратить особое внимание на развитие зрительного и осязательного
восприятия фактуры поверхности предметов – различение гладкой и ворсистой, жесткой
и упругой, сухой и мокрой поверхности и т.д.
Игры с платочком (см. приложение №1).
Для развития коммуникативных потребностей можно использовать следующие виды
взаимодействия с ребенком:
Берите ребенка на руки и подносите к окну, к различным предметам, которые
могут
его
заинтересовать.
По
возможности
следует
гладить
рукой
ребенка
интересующий его предмет, если он сам не пытается его потрогать.
Организуйте уголок с предметами, привлекательными для ребенка,
на ковре,
лежащем на полу, Здесь может быть плотная подушка ярком в чехле, упругий
валик, на котором можно слегка покачивать лежащего на животе ребенка, 2-3
игрушки,
которые
периодически
по
одной
заменяются.
Взрослый
переносит
ребенка
в
этот
уголок
и
играет
там
с
ним.
В
дальнейшем
взрослый
подготавливает уголок к игре на глазах у малыша, но берет его играть лишь
после того, как ребенок каким-либо образом продемонстрирует свое желание
попасть
на
коврик.
Если
ребенок
не
заинтересовался,
можно
попытаться
привлечь его новой игрушкой либо звучащим инструментом.
Обучайте
ребенка
нажимать
на
кнопки
любых
осветительных
приборов
(настольная
лампа,
ночник,
елочная
гирлянда)
кулаком
или
ладонью,
а
в
дальнейшем закрыть кнопку футляром с круглой прорезью, чтобы ребенок мог
нажать на нее только пальцем. Маленьких детей часто интересуют забавы со
световыми сигналами. Дети стремятся включить свет, и это можно использовать
как
для
стимуляции
делового
общения,
так
и
для
развития
движений
рук.
Нажатие кнопки большим пальцем способствует его отведению, что необходимо
для
развития
хватательной
функции,
нажатие
другими
пальцами
развивает
ручную моторику.
Играйте с ребенком
карманным фонариком, если его не пугает темнота. Это
заинтересует
малыша
и
будет
способствовать
развитию
фиксации
взора
и
прослеживания
Манипулируйте со звучащими игрушками и предметами, которые также могут
привлекать ребенка. Взрослый производит различные действия с игрушками в
поле
зрения
ребенка,
привлекает
его
к
действиям
с
игрушкой,
помогает
дотронуться до игрушки, погладить ее, стукнуть, отодвинуть, взять, покачать,
потрясти
и
т.д.
Эти
действия
сопровождаются
речью
взрослого,
пением,
выразительными эмоциональными реакциями.
Держите ребенка на руках и как бы от его имени общайтесь с другим человеком.
Постепенно ребенок учиться соотносить жесты и предметы со словами взрослых, т.е.
понимать речь. Речевыми средствами общения ребенок начинает пользоваться только
тогда, когда уже достаточно хорошо владеет экспрессивно-мимическими и предметно-
действенными средствами. Для формирования речи очень важно развивать ранние
формы общения, основанные на эмоциональном контакте и совместной деятельности
взрослого с малышом.
По мере того, как ребенок начинает различать и опознавать отдельные предметы,
становится
возможным
узнавание
этих
предметов
на
картинках.
Наиболее
подходящими
для
занятий
с
малышом
являются
прочные
книжки-раскладушки,
в
которых на каждой странице изображен отдельный предмет или действие (например,
кошка спит, кошка умывается, кошка лакает молоко). При этом взрослый предлагает
ребенку
звукоподражания,
подкрепляет
их
эмоциональными
интонациями
и
стимулирует проявление аналогичной реакции у ребенка. Занятия с книжкой, являются
для ребенка предметно-практической деятельностью, и если он спонтанно не начинает
привлекать свои руки, то взрослому следует научить его показывать изображения.
Ребенка с ДЦП необходимо обучать играм с игрушками. Подбирать игрушки следует
так, чтобы ребенок имел возможность манипулировать ими. Особое значение имеют
куклы и машинки. Полезны куклы с мягким туловищем, позволяющим моделировать
максимум движений – сгибание и разгибание конечностей, кивание головой, сидение,
ходьбу и т.д. В этом возрасте сюжет игры во многом определяется наличием игровых
предметов, поэтому для развития игровой деятельности нужно обеспечить ребенка
наборами игрушечной мебели, посуды, медицинских инструментов и т.д. Для игр с
машинками необходим строительный материал, позволяющий разворачивать те или
иные игровые сюжеты.
По мере овладения словарем становится возможным переименование предмета в игре, а
в дальнейшем
полное замещение предмета словом. Этот процесс тесно связан с
развитием
абстрактного
мышления
и
формированием
словарного
запаса.
Для
стимуляции
данного
процесса
необходим
некоторый
дефицит
игровых
предметов,
чтобы возникала необходимость их замещения.
Неловкость
пальцев
свидетельствует
о
недостаточном
развитии
мелкой
моторики. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка
«пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы,
рисовать,
лепить.
Головной
мозг
(его
высшие
корковые
функции),
руки
(кончики
пальцев)
связаны
между
собой
теснейшим
образом.
Ребенок
со
скованными
движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают
проблемы
с
речью.
Работу
по
развитию
пальцевой
моторики
следует
проводить
систематически 2 - 3 раза в день по 3 – 5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе
с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным,
неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные
упражнения
с
использованием
нетрадиционного
материала.
Такие
задания
превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники»,
«пальчики-путешественники» и т.п. Интерес и яркий эмоциональный настрой у детей
вызывают пальчиковые игры на бумаге. Рисовать можно не только кисточкой, но и
пальчиками,
косточками,
камешками,
ракушками,
пуговицами,
веревочками.
Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Коррекционная
работа
по
развитию
детей
с
ДЦП
длительная
и
должна
проводиться
ежедневно,
постоянно
увеличивая
и
усложняя
задания,
что
позволит
ребенку
с
особыми
образовательными
потребностями
преодолеть
психический
и
социальный инфантилизм, трудности коммуникации, успешно интегрироваться в среду
нормально
развивающихся
сверстников
и
стать
активным
членом
общества.
Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, что в огромном и не всегда
дружелюбном
мире
есть
маленький
островок
-
его
семья,
где
он
всегда
может
почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-
то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен
изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый
ребенок обязательно станет взрослым, и от нашей помощи и поддержки, будут зависеть
завтрашние победы и поражения наших детей.
Самомассаж кистей и пальцев рук см. приложение №2
Пальчиковый игротренинг см. приложение №3
Приложение №1
Игры и упражнения с платочками
1.Пальчиковая гимнастика
Цель: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживая его
между пальцами одной руки; развивать зрительную ориентацию.
1.
На столе лежит платок в развернутом виде.
2.
Ребенок
кладет
руку
(сохранную)
на
середину
платка
ладошкой
вниз,
все
пальчики раздвинуты.
На слова педагога: «Дружно пальчики сведите
И платок в ладонь возьмите».
Ребенок сдвигает пальцы, удерживая платочек между пальцами. То же самое
проделывает другой рукой.
Усложненный
вариант:
упражнение
выполняется
обеими
руками
одновременно, используя два платочка.
2.
«Пучок»
Цель:
учить
поочередному
присоединению
пальцев
(указательный,
средний,
безымянный, мизинец) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать
зрительную ориентацию.
1.
На столе лежит платок в развернутом виде.
2.
Пальцы раздвинуты.
3.
Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.
4.
На слова педагога:
- Что задумал паучок?
- Я хочу собрать в пучок.
Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний,
безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая в пучок.
То же самое делают другой рукой.
Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.
3.
«Поймаю»
Цель: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с учетом
статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию
1.
Руки, согнутые в локтях на столе.
2.
Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повернута ладошкой к
лицу, пальцы широко раздвинуты.
3.
На слова педагога: - Наш платочек побежал
- И все пальцы посчитал.
Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать
платочек между мизинцем и безымянным пальцем по направлению к себе. Затем между
безымянным и средним – от себя. Далее протягивают платочек между средним и
указательным
пальцами,
направление
к
себе.
Аналогично,
между
указательным
и
большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление платочка:
«К
себе.
От
себя…»
На
слова:
«Поймаю»
дети
сжимают
пальцы,
платочек
останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.
4.
«Змейка»
Цель: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и
обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.
1.
Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.
2.
На слова педагога: «Змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети
направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят
платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним
и
указательным.
Заканчивается
протягивание
между
указательным
и
большим пальцами и т.д. Направление движение «змейки» будет зависеть
от руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.
5.
«Комочек»
Цель: учить захвату и удержанию прямыми ладонями, скомканию платочка обеими
руками, образуя комок; развивать согласованность рук.
1.
На столе лежит платочек в развернутом виде.
2.
На слова педагога: - Ручки мы на стол положим
- И платок в комочек сложим.
3. руки прямыми ладонями полагаются на платочек. Не отрывая рук от стола,
ладони двигаются навстречу друг другу, захватывая платок. Ладошки начинают комкать
платочек, превращая его в комок.
Вариант 2.
Цель: упражнять в сгибательных и разгибательных движениях пальцев рук, соблюдать
правила выполнения движений.
1.
Платочек в развернутом виде лежит на столе.
2.
Ладонь руки кладется на угол платка.
3.
На слова педагога: - И-и-и … комкать, комкать, комкать, мять – наши ручки не
унять – ребенок начинает комкать платочек так, чтобы он оказался в кулаке.
Комкание может производится:
а) без отрыва руки от стола;
б) с отрывом руки (в воздухе).
То же самое проделать другой рукой.
Усложнение: упражнение выполняется с двумя руками платками обеими руками.
Игры и упражнения, развивающие пространственную ориентировку.
6.
«Складывание (или сгибание) платочка по прямой».
Цель: Учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя
руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.
Оборудование: платочки (25Х25 см) красного, синего и зеленого цвета; пластмассовые
крючки соответствующего цвета; скрепки.
1.
На столе перед ребенком лежит развернутый платок.
2.
Педагог говорит слова:
-Ну, платочек, потрудись,
- Пополам скорей сложись, одновременно показывает способ действия:
-
большим
и
указательным
пальцами
захватывает
два
нижних
уголка
платка и складывает его пополам, соотнося нижние уголки с верхними.
3. Затем произносит слова: «Наш платочек потрудился –
В половинку превратился»
Проводит ладонью по сложенному платку.
По аналогии платочек складывают по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа
налево и наоборот.
Усложнение:
детям
предлагается
зрительно
определить
середину
линии
сгиба,
закрепить место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.
7.«Складывание платочка по диагонали»
Цель: Учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая
его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип
хватания.
Оборудование: платочки (25Х25 см) красного, синего и зеленого цвета; пластмассовые
крючки соответствующего цвета; скрепки.
1. На столе перед ребенком лежит развернутый платок.
2.Педагог говорит слова: « Ты, платочек, не ленись,
Уголком скорей сложись!»
Показывает
способ
выполнения:
большим
и
указательным
пальцами
захватывает
нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний
угол.
3.
После слов: «Наш платочек не ленился –
В треугольник превратился». – Проводит ладонью по месту сгиба.
4.
Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.
Усложнение: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и
вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.
8.«Бабочки»
Цель: Учить формировать щепотный (три пальца: большой, средний вместе в одной
точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности
плоскости платка.
Оснащение: платочки и бельевые прищепки красного, синего, желтого и синего цвета.
1.
Платочек в развернутом виде лежит на столе.
2.
Педагог говорит слова:
Пальцы весело шагали
И платочек собирали –
Превратились в тряпочку,
Похожую на бабочку.
И показывает действие.
Большой
палец
фиксируется
на
уголке
платка,
а
указательный
и
средний
«пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг»
пальцев образуют складочку,
и присоединяет ее к большому пальцу. Собранные
складочки закрепляются прищепкой – прилетела «бабочка».
Другой вариант:
Цель,
оснащение,
техника
выполнения,
четверостишие
те
же.
Меняется
только
направление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии
платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают»
по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются
другой формы иного строения.
9.«Накормим Киску»
Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и
называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.
Оснащение: х/б носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки
( молоко, рыбка, вискас (кити – кэт), мышка), игрушка Кошечка.
1.
На столе перед ребенком лежит развернутый платок.
2.
Педагог показывает кошечку и говорит:
- Захотела Киса кушать,
- Стала Кисонька мяукать:
- Мяу, мяу, мяу …
3. Предлагает накормить Кисоньку:
Вариант I – в нижней стороне коврика поставим – молоко; на верхней стороне – рыбку;
слева – вискас, справа – мышку.
Вариант II – в нижний правый угол – молоко; на верхний правый угол – кити – кэт; в
верхний левый угол – мышку.
Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают
картинки.
3.
Педагог говорит:
Вот уж Кисонька поела
Тихо песенку запела
Разлеглась на коврике и зажмурилась.
Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать.
Игры и упражнения, направленные на развитие ручных умений
10.«На ветерок»
Цель:
развивать
ручную
умелость;
учить
практическим
действиям;
формировать
подражательные движения рук.
Оснащение: платочки, прищепки, фиксированная веревка.
1.
На столе перед каждым ребенком лежит развернутый платок.
2.
Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит: «Я буду говорить слова и
показывать
действия,
а
вы,
подражайте
моим
движениям
и
делайте
с
платочком то же, что делаю я».
- Чисто, чисто мы стираем – трем платочек между кулачков;
- Прополощем – держим платок в одной руке,
имитируем полоскание (из
стороны в сторону);
- Отжимаем – складываем платочек пополам и отжимаем обеими руками;
- А теперь – за уголок – берем платок за уголочек;
- И сушить на ветерок – закрепляем прищепкой на веревке.
Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на
веревке:
- за один уголок (закрепить одной прищепкой);
- за два уголка (две прищепки соответственно);
- перекинуть платок пополам, зрительно найти середину сгиба и закрепить в
этом месте одной прищепкой.
Предлагает детям развестись платочки кто как хочет.
11.«Красивая скатерть»
Цель: учить практическим действиям с платочком и прищепкой:
Закреплять по краям платка;
Чередовать по цвету;
Объединять по цвету.
Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки.
1.
На столе лежат, свернутые вчетверо, платочки, платочки.
2.
Предлагает детям поиграть.
3.
«К праздничному столу надо украсить скатерть, но, как и чем?
- Как же скатерть нам украсить?
- Красок нет, ну чем раскрасить?
- Мы прищепочки возьмем
- Бахрому из них «сплетем».
4. Объясняет и показывает, каким образом следует «плести бахрому». На край
платка прикрепляет прищепки, чередуя их по цвету:
- Красный, синий, желтый цвет –
- Ох, красиво, спору нет.
5. Дети самостоятельно выполняют действия, соблюдая очередность цвета и
расстояние между прищепками.
Другой вариант игры.
Цель, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки
объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:
На правой стороне скатерти будет красивая бахрома, на левом – синяя. Внизу
сделаем желтую бахрому, а вверху – зеленую.
Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета,
который обозначен в словесной инструкции педагога.
12.«Узелок с пирожками»
Цель: продолжать развивать ручную умелость; разнообразить практические действия;
учить завязывать углы платочка; развивать согласованные действия рук.
Оснащение:
носовые
платочки,
«пирожки»
из
пластилина,
обернутые
бумажной
салфеткой.
1.Дети вместе с педагогом вспоминают фрагмент сказки
Ш. Перро «Красная шапочка», а именно то, как она пошла, навестить больную бабушку,
взяв с собой пирожки и горшочек масла.
2. Педагог показывает детям узелок с пирожками: «Вот так были уложены пирожки».
3. Предлагает детям поиграть с платочками и сделать такой же узелок для пирожков как
у Красной шапочки.
4. Показ способа завязывания узлов, обращать внимание на то, что завязывать надо по
диагонали.
5. Самостоятельные действия детей с последующим обыгрыванием.
Другой вариант игры.
«Колыбелька для куколки»
Цель: та же, что в предыдущей игре.
Оснащение: х/б носовые платки, кубики, палочки, куколки.
1.
Педагог показывает детям куколку и говорит:
Наша куколка играла.
Наша куколка устала.
Надо кукле отдыхать,
Надо куклу покачать
В колыбельке вот такой –
(показывает готовую колыбельку)
В колыбельке подвесной.
2.
Объясняет слово «подвесной» - т.е. закреплена на палочке – подвешена.
3.
3. Предлагает детям поиграть и сделать из платочков колыбельку для своей
куколки.
4.
Показывает, как надо связать уголки платка. Обращает внимание детей на то, что
соединить уголки надо по периметру.
5.
Обыгрывание колыбельки.
Игры
и
упражнения,
развивающие
зрительное
восприятие
цвета,
величины
13.«У платочка свой крючок»
Цель: учить складывать платок вчетверо по периметру и диагонали, развивая зрительно
–
двигательную
координацию
обеих
рук
при
соединении
сторон
и
углов
платка;
фиксировать зажимом цент сгиба; правильно соотносить по цвету.
Оснащение: платочки пяти цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый; пять
пластмассовых крючков такого же цвета; зажимы (для бумаги) на каждый платочек.
1.
Педагог
вместе
с
детьми
рассматривает
атрибуты
игры
и
предлагает
поиграть с платочками.
2.
Говорит
четверостишье
и
демонстрирует
последовательность
выполняемых действий:
- Вот платочек – берет платок и кладет его перед собой в развернутом
виде.
- Вот крючок – прикрепляет его к планшету.
- И зажим в придачу – берет зажим в руки и разжимает его.
- я сверну платок вот так – складывает платочек по периметру, центр сгиба
закрепляет зажимом.
- Но, в карман не спрячу – вешает сложенный платочек с зажимом на
крючок, который соответствует цвету платка.
3. Предлагает детям сделать то же самое.
4. Во втором варианте платок складывается по диагонали (с угла на
угол).
14. «Бабушкино варенье»
Цель:
совершенствовать
ручную
умелость;
учить
устанавливать
отношения
между
тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук.
Оснащение: три стеклянные банки 0,5л, 0,2л и совсем маленькая, например, из-под
лекарства,
внутри
банок
находится
цветная
бумага,
имитирующая
варенье;
три
платочка,
размером,
соответствующие
банкам;
резинки
для
закрепления
платочков;
театральная кукла – бабушка.
1.
У педагога на руке театральная кукла – бабушка. Бабушка сварила варенье
и разложила его по банкам, она просит ребят помочь ей закрыть банки.
2.
Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку
(платочек) и закрыть салфетку резинкой.
15. «Олино колечко»
Цель: разнообразить игровые действия с платочком; развивать зрительно-двигательную
ориентацию;
учить
соотносить
предмет
с
отверстием
кольца;
закреплять
умение
удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания).
Оснащение: четыре платочка из разной ткани, размером от носового до головного;
четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру.
1.
Педагог вместе с детьми вспоминает содержание стихотворения: «Кто
колечко найдет?». История закончилась благополучно – колечко нашлось
и Оля снова надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на
пальчике, с ним можно играть.
2.
Вместе
с
детьми
рассматривает
разнообразные
платки
и
кольца.
Разворачивает платки, обращает внимание на величину, трогают руками
(разные на ощупь по фактуре).
3.
Предлагает поиграть платками и колечками.
4.
Дать
детям
возможность
поэкспериментировать,
т.е.
самостоятельно
определить какой платок в какое кольцо можно протянуть.
Использование платочков в сюжетно-ролевых играх.
16. Цель общая для серии сюжетно-ролевых игр: продолжать развивать
ручную умелость; учить использовать платок в сюжетно-ролевых играх; развивать
подражательные действия рук; познакомить детей с разными способами завязывания
платка на кукле; вовлекать в движение менее активную руку.
Оснащение: куклы, разнообразные платочки.
Игра «Оденем дочку на прогулку».
Традиционное повязывание платка:
1.свернуть платок по диагонали;
2.покрыть голову куклы и завязать под подбородком.
Игра «Мамина помощница».
1. Платок складывается по диагонали с угла на угол.
2. Повязывается концами назад.
3. Завязать платок сзади на шее.
Игра «Модница»
1. Платок складывается по диагонали.
2. Местом сгиба накладывается на затылок.
3. Концы (все три) выводятся вперед ко лбу.
4. Завязываются два конца, а третий загибается под узел связанных двух
концов.
Другой вариант.
1.
Платок скручивается по диагонали.
2.
Складывается в жгут так, что – бы остался свободным маленький
уголок платка.
3.
Платок повязывается на шею и завязывается галстуком или бантом.
17. Игра сюжетно-ролевая «Стирка», «Глажение».
Цель:
разнообразить
игровые
действия
с
платочками;
продолжать
развивать
подражательные
действия
рук;
закреплять
усвоенные
навыки;
совершенствовать
двигательную активность обеих рук.
Оснащение: платочки, тазики с водой, мыло, прищепки, фиксированная веревка, утюги.
1.
Педагог читает стихотворение:
Я один у мамы сын –
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь –
Постирать платочки?
Мыло пенится в корыте,
Я стираю, посмотрите.
- А у нас есть и сынки, и дочки.
2. Рассматривает вместе с детьми атрибуты игры и предлагает «помочь» маме.
3. Вместе с детьми обговаривает последовательность действий:
намочить платочек;
намылить;
потереть между кулачками несколько раз;
отжать;
прополоскать;
повесить сушить.
4.
Показывает
новый
способ
вешания
платочков
на
веревку:
зажимается
прищепкой платочек за один уголок к веревке, следующий платочек своим уголком
соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и
т.д.
5. Все платочки сушатся на одной веревке, одним уголком соединены с уголком
предыдущего платка.
«Глажение»
1.
Платочек в развернутом виде раскладывается на столе.
2.
Движение утюга направляются снизу вверх и обратно, справа налево и от углов к
углам.
3.
Платочек складывается пополам, место сгиба проходится утюгом, затем еще раз
пополам и также место сгиба проглаживается утюгом.
Приложение №2
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»),
стихами.
1.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к
его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
2.
Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть
их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю, браво.
3.
Массаж
шестигранными
карандашами.
Грани
карандаша
легко
«укалывают»
ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
4.
Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
5.
Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает
нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Приложение №3
Пальчиковый тренинг.
«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус»
-
бельевыми
прищепками
поочередно
«кусать»
ногтевые
фаланги
(подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
В. Берестов
«Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели,
месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними
пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить»
средним и безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет, На прогулку мы пойдем,
И дождь идет, и град… И в футбол играть начнем.
Еще часы идут вперед, И с хорошей тренировкой,
Хоть на столе стоят. Каждый станет сильным, ловким.
«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними
пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?.. (Лыжи.)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник.)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них две ноги,
И по большим снегам беги. (Лыжи.)
«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек,
проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими
руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая
игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
«Мой веселый мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по
«Спирали»,
«Универсальному
панно»,
одновременно
рассказывая
стихи
на
автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке –
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в
ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование
–
рисовать
«цветы»
веревочками,
пуговицами,
камушками,
ракушками,
пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
Литература:
1.И.Ю.Левченко,
О.Г.Приходько.
Технология
обучения
и
воспитания
детей
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва. ACADEMA. 2001
2.
И.А.Смирнова Специальное образование дошкольников с ДЦП. Санкт-Петербург.
«Детство – пресс».2003.
3.И.А. Смирнова «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений
речи у детей с ДЦП». СПб, 2004
4.Е.М.Мастюкова,
М.В.Ипполитова.
Нарушение
речи
у
детей
с
церебральным
параличом. Москва.1985
5.Л.Пасечник. Коррекция физического развития детей с ДЦП. Здоровье школьника. №2.
2008.
6. И.А. Смирнова «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений
речи у детей с ДЦП». СПб, 2004
7.С.Т.Ерошина.Семейный
клуб
«Школа
дошколят»;
пальчиковый
игротренинг
(нетрадиционные приемы). Логопед..№8.2008.