Напоминание

"Любовь к профессии через познание истории"


Автор: Петенко Вера Мефодьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "БСХТ"
Населённый пункт: г.Борисоглебск, Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Любовь к профессии через познание истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ.

В.М.Петенко,

преподаватель ГБОПУ ВО «БСХТ»

Сегодня новые образовательные стандарты требуют поднять на

качественно новый уровень методическую систему профессиональной

подготовки специалистов. Эта задача ориентирует систему образования не

только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие

у них познавательных и творческих способностей.

Без этого невозможно подготовить квалифицированных специалистов,

соответствующих международным стандартам, способных к

профессиональному росту в условиях развития новых технологий.

Преподавателям необходимо овладевать активными технологиями обучения,

применять новые и более эффективные его методы и формы.

Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки

кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость

разработки и применения инновационных образовательных технологий.

Федеральные государственные образовательные стандарты

профессионального образования (ФГОС СПО) предполагают, формирование

профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций.

Компетентный специалист должен понимать сущность и социальную

значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Я считаю важнейшими задачами воспитания – гражданская ответственность,

духовная культура, патриотизм, инициативность, толерантность

Я прививаю любовь к профессии через познание истории.

Начиная с первых уроков и внеклассных мероприятий я стремлюсь развить у

студентов чувство гордости за своих ученых, за достижения науки и техники.

Привожу цитаты: «Век живи – век учись! И ты, достигнешь того, что подобно

мудрецу,

Будешь иметь право сказать.

Что ничего не знаешь»

К.Прутков.

Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует

духовную крепость человека

В.П.Беляев

Развитие науки и техники не будет знать пределов.

Пауэлл

Не знающий пусть научится, а знающий пусть вспомнит все.

Античный афоризм.

Нужно понять и воспитать в себе радость познания, которая почти тоже,

что и радость жизни.

Л.С. Соболев

Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен

познакомится с историей науки об электричестве. И тогда он узнает сказку, какой

нет и среди сказок « Тысяча и одной ночи»

Н. Тесла.

Начинается все со слова «электричество»

Слово "электричество" придумал четыреста лет назад Вильям Гильберт

лейб-медик английской королевы Елизаветы. В книге "О магните ,магнитных

телах и о большом магните Земле..."- он писал "Электрические тела те , которые

притягивают таким же образом , как и янтарь. "

Об янтаре в «Сказке» Теслы находятся следующие поэтические строки:

Рассказ начинается задолго до нашей эры, в те времена когда Фалес, Теофраст и

Плиний говорили о чудесных свойствах «ЭЛЕКТРОНА» (янтаря).этого

удивительного вещества, возникшего из слез Гелиад, сестер несчастного юноши

Фаэтона, который пытался овладеть колесницей Феба и едва не сжег всю землю.

Однако, создав поэтические легенды об янтаре, греки не продолжали изучение его

свойств.

Здесь же могут прозвучать строки:

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет,

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но так же то, чего здесь нет.

В.Брюсов «Мир электрона»

Свой первый урок по разделу электрического освещения для создания

эмоционального настроя группы я начинаю стихами:

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный,

Наслажденья красотой.

Солнца, небо, звезд смешенья,

море в блеске голубом,

Всю природу и созданья,

Мы лишь в свете познаем свет.

А урок по автоматизации начинается со слов:

У писателя Евгения Пермяка есть прекрасная сказка о рабочем дедушке

Само. Знал этот мудрый старик тайное словцо. Стоило его произнести вслух,

как любая вещь оживала, начинала сама выполнять работу без помощи

человека: топор лихо рубил дрова , пила пилила без отдыха, автомобиль четко

объезжал любые препятствия так, словно за рулем его сидел опытный водитель,

сталевары на заводе только поглядывали с улыбочками на печь - самоварку.

Ловко шихта в печь прыгала, невидимые руки пробуривали летку, и горячий

металл выливался в ковши.

Перед смертью дедушка Само долго думал: как поступить с

тайным словцом? И решил по мудрому. Ни кому не стал он продавать свою

тайность, хотя, конечно, покупателей нашлось много. Взял дедушка Само да и

развеял тайну цветочной пылью по всем заводам, по всем фабрикам и так

сказал при этом :"Верю я всем сердцем придет такое время когда эта самая

цветочная пыль плоды даст такие, что и сказать невозможно. Каждую

машину, каждый станок именем дедушки Само называть станут, потому, как

они сами по себе работать будут."

Догадались, куда клонил мудрый старик

Конечно же, словцо его означало не что иное, как автоматику - одно из

главных

изобретений

20

века.

Слово

"автоматика"

заимствовано

из

древнегреческого языка, где оно означало самодействие.

Сценарий классного часа «Сказка дедушки Само» напечатан

в газете

«Физика»

издательский

дом

Первое

сентября

(Борисоглебский

спецвыпуск) №24 2009г.

Мы видим на этих примерах связь с литературой, связь физиков и лириков.

Преподавателям литературы можно посоветовать проводить конкурсы

стихов о профессии.

«Введение истории наук в учебные программы было бы весьма

желательно.

Оно поможет дать молодым умам представление об условиях, в

которых развивалась наука, об её прошлом и её будущем; она послужила бы

полезным добавлением к научному образованию в научном смысле.

…история наук может дать полезные указания о методе преподавания

наук.»

Поль Ланжевен

Здесь прослеживается тесная связь с историей и физикой. Студенты

знакомятся с биографией ученых с историей изобретений . По данным темам

пишут сообщения, доклады, рефераты, ведут исследовательскую работу. Кто

был у меня на уроках знает, что я часто использую исторические факты.

Сбылись

пророческие

слова

величайшего

русского

ученого

Михаила

Васильевича Ломоносова о том, что настанет время, когда великое благо

принесет человечеству сила электричества. Эти смелые слова, сказанные в

годы свечи и лучины, в годы трепета перед божественной силой молнии, не

могли не сбыться. Их произнес не просто мечтатель, а величайший ученый, в

своих работах намного, порой на целые столетия, опередивший современную

ему науку.

Первый электрический свет родился 23 ноября 1802 года. в лаборатории

петербургского

академика

Василия

Владимировича

Петрова.Об

электрической дуге можно говорить бесконечно. В связи с этой датой в

группе

были

проведены

ряд

классных

часов

на

тему

«Эстафета

без

финиша…» П.Н.Яблочков и А.Н.Лодыгин поставили электрический свет

на службу человеку.

В

1876

году

русский

изобретатель

Павел

Николаевич

Яблочков

преобразил дугу Василия Петрова.

Труды Яблочкова в разных областях электротехники во многом послужили

развитию этой науки. Но главная его заслуга—создание „свечи" и системы

электрического освещения.

Поэтому

его,

по

праву

можно

так

же,

как

и

Петрова, назвать „пионером электрического света".

В то время когда Яблочков вел свою работу над дуговой свечой, в России уже

рождался

другой,

основанный

на

совершенно

ином

принципе

источник

электрического света.- лампа накаливания.

Электрическая дуга – это электросварка. И нельзя не сказать, что русский

изобретатель Н.Н.Бенардос разработал проект починки русской святыни Царь

колокола. Мной и Бородиной В.А. был проведен интегрированный урок,

«Электросварка – вклад в победу».(У времени есть своя память- история),

Материал для проведения классного часа на тему «Эстафета без финиша»

представлен в газете «Физика» №2 2005 г.

В этом году студент группы выполнил исследовательскую работу на тему

«Б.С.Якоби-немецкий и русский физик. электротехник» .Жизнь Б.С Якоби

воспитывает толерантность.

На уроках светотехнике мы говорим о газоразрядных лампах. И здесь

конечно вспоминаем химию. Инертные газы аргон, криптон, ксенон

используются в этих лампах. Вместе с преподавателем химии на недели

специальности была проведена конференция «Химия и светотехника»

С биологией нас связывают темы «Электричество в жизни растений» и

влияние магнитной воды на жизнедеятельность растений. Уже несколько лет

студенты отделения "Электрификации и автоматизации сельского хозяйства"

занимаются опытнической работой по выявлению влияния омагниченной

воды на рост растений. За данную работу студенты награждены почетной

грамотой издательский дом «Первое сентября» Фестиваль

исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

На втором курсе мы проводим техническую конференцию по законам –

электротехники. «Тернистый путь технического прогресса»

В прошлом году был проведен классный час «Этот удивительный мир

электричества», где обучающиеся в увлекательной форме закрепили и

расширили знания, полученные ими на уроках, посвященных физическим

основам электрических явлений; закрепили понимание необходимости

неуклонно выполнять требования правил по безопасному использованию

электрических приборов и поведения во время природных явлений,

связанных с электрическими разрядами.

Электричество не только облегчает жизнь человека, но стоит на его

защите.

В

дни недели специальности провожу конференцию

«Русские

электротехники

и

военное

дело»,материал

проведения

которого

также

напечатан в газете «Физика». В этом году на день науки в исследовательской

работе «Б.С.Якоби- немецкий и русский физик, электротехник» отметили,

что во время Крымской войны по проекту Якоби были установлены минные

заграждения Кронштадтского рейда, которые способствовали обороне города.

Мы говорим о Е.О.Патоне, работы которого внесли большой вклад в победу в

Великой Отечественной войне.- здесь определяем связи с математикой и

технической механикой.

Дисциплина

«Механизация

животноводства»

тесно

связана

с

электроприводом и автоматизацией Т.П. На примере темы «водоснабжение»

можно показать использование таких связей для достижения воспитательных

целей как изобразительное исскуство это картина Перова «Тройка» и

изобретение в 1936 году инженером Рожновским А.А. цельнометаллической

необогреваемой водонапорной башни для железнодорожного транспорта.

В дальнейшем они получили широкое распространение на транспорте в

военные

и

послевоенные

годы,

когда

условия

времени

требовали

изготовление подобных сооружений в заводских условиях, монтажа на месте

в

течение

нескольких

суток

и,

самое

главное,

отказа

от

использования

дефицитного в то время топлива на их обогрев. Башни полностью отвечали

этим требованиям, и автор за их создание и внедрение был удостоен в 1942

году звания Лауреата Сталинской премии. Такая башня есть и в нашем городе

в районе железнодорожного вокзала. Исследовательская работа по данной

теме

была

выполнена

студенткой

.

а

сейчас

преподавателем

техникума

Ивановой И.В.Ее так увлекла эта тема, что

она решила ее дополнить

вопросами водоснабжения России, Воронежа и Борисоглебска.

Вот, что она пишет в своей работе. «В быстротечности времени, многое

забывается и пропадает, что-то уходит бесследно и безвозвратно, а что-то

остается запечатленным на пергаментных листах историй, былин, мифов и

летописей. Эти «крохи» памяти опыта и бытия наших предков не стоит

полностью вычеркивать из обихода нашей жизни, так как такой вид познаний

и учений может помочь почерпнуть нам ту мудрость, которая с незанятных

времен двигала «светлыми головами».

Интересен тот факт, что по прочтению художественной или же научно-

исторической литературы, имеет место описание тех традиций наших

прародителей, путем которых неукоснительно чтили и боготворили труд и

опыт предыдущего поколения. История все время была одной из великих

наук, и интерес к ней был выше любых похвал, а не понимание или же не

представление о жизни дедов и прадедов своих предвещал недовольство и

позор общества.

Такие рассуждения натолкнули меня на мысль о том, что мое

поколение, как не прискорбно, не интересуется по поводу исторических

сводок, легенд и фактов. Наверное, это связано с упрощением процесса

жизнедеятельности, ведь мало кто задается вопросами, например: как и

откуда в дома наши попадает электричество, или же каким образом

происходит процесс отопление, или же каким путем вода проходит, что бы

оказаться у нас в квартире? А люди, жившие во время модернизации

технологического процесса, искали решение, бытовым вопросам опираясь на

знания, умения и опыт предков своих. На этот счет можно сказать, что

история, в отношении хотя бы быта, имеет неограниченное число источников

бесценных сведений.

Таким образом, я пришла к выводу, что любопытно было бы

исследовать и проследить цепочку развития историй связанных с одной из

бытовых сфер жизнедеятельности. А , так, как я учусь на отделении

«Электрификации и автоматизации сельского хозяйства» то меня

заинтересовал вопрос водоснабжения.. Но по большей степени, из-за

патриотического чувства, мне хотелось бы проанализировать конкретно

историю водопользования в России.

В процессе изучения данной темы, можно выявить и уяснить простые,

казалось бы, истины, которые смогут помочь моему поколению понять

проблемы прошлого и при помощи их же учений и опыта решить

сегодняшние, и не допустить ошибок уже когда-то сделанных. И эта мысль

натолкнула меня на углубленное изучение истории, ведь множество людей

оставляют след, хотя бы в своей маленькой истории, и возможно изучив

«путь следопытов» я смогу реализовать свои труды. Но об этом судить уже не

мне…»

Я всегда стремлюсь использовать краеведческий материал. На уроке

говорим об истории и развитии освещения Борисоглебска и о роли наших

выпускников в этом. Так же эти вопросы нашли отражение в классном часе

«Борисоглебск-мой город родной» и исследовательской работе «Энергия

созидания», которая приняла участие в Фестивали исследовательских и

творческих работ учащихся «Портфолио» и во всероссийском заочном

конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ

обучающихся «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»

В рамках мероприятий недели специальности проводим техническую

конференцию по истории автоматики и развитию робототехники.«От

простейших автоматов к современным роботам» -так называлась

исследовательская работа. Продолжением данной темы явилась

иследовательская работа «Роботы в сельском хозяйстве». Презентация

проекта состоялась на день Науки.

На 3 курсе мы ежегодно проводим конкурс «Колесо истории», «Супер

монтер», технические турниры , а это уже профессиональное воспитание.

С информационными технологиями нас связывает создание

презентаций. Студенты работали над созданием энциклопедии истории

электричества, пособий для уроков, истории своей Родины.

Из выше перечисленного нам видно, что сбылись пророческие слова

величайшего русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова о том, что

настанет время, когда великое благо принесет человечеству сила

электричества

По этому, даже проводя классный час «Моя семья» в разделе

«Предание старины далекой» студенты готовили сообщения об

электрическом чайнике, утюге.

В настоящее время уделяется большое внимание развитию

коммуникативных компетенций студентов. В сфере будущей

профессиональной деятельности обещающихся получающих образование

по техническим специальностям, очень многое зависит от умений

специалиста реализовать себя через общение. Жизнь в целом, в том числе и

профессиональная деятельность, характеризуется возрастающей сложностью

и динамикой, поэтому будущим специалистам необходимо способность

эффективного общения в сложной динамической производственной среде.

Все выше перечисленные мероприятия помогают студентам развивать эти

компетенции.

А, когда мои студенты уходят из техникума я им на прощание говорю:

Все знакомо вокруг, тем не менее

На земле еще много всего,

Что достойно, поверь, удивления

И моего и твоего.

Удивляйся стихам,

Удивляйся росе,

Удивляйся тому, чему, кажется все

Удивляться давно перестали.

Истомин С.В Самые знаменитые изобретатели России – М.:Вече,2002.-

480с.

Томилин А.Н. Мир Электричества. – М.: Дрофа, 2004. – 304с

.



В раздел образования