Напоминание

"Профориентация дошкольников."


Автор: Русина Валентина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №96 г.Томска
Населённый пункт: г.Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профориентация дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Русина В.Г, старший воспитатель МАДОУ № 96 г. Томска

Профориентация дошкольников.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде

взрослых

рассматривается

как

неотъемлемое

условие

их

всестороннего,

полноценного

развития, согласно ФГОС ДО.

В

действующем

Постановлении

Минтруда

РФ

«Об

утверждении

Положения

о

профессиональной

ориентации

и

психологической

поддержке

населения

в

Российской

Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один

из

компонентов

общечеловеческой

культуры,

проявляющийся

в

заботе

общества

о

профессиональном

становлении

подрастающего

поколения,

а

также

как

комплекс

специальных

мер

содействия

человеку

в

профессиональном

самоопределении

и

выборе

оптимального

вида

занятости

с

уч

ѐ

том

его

потребностей

и

возможностей,

социально-

экономической

ситуации

на

рынке

труда.

В

данном

Постановлении

также

указано,

что

профессиональная

ориентация

входит

в

компетенцию

дошкольных

образовательных

организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания

осуществлять

психолого-социальную

ориентацию

детей;

проводить

бесплатные

учебные

занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые

навыки; формировать мотивации и интересы детей.

Сегодня, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации

личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи

профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Человек, который

выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы,

склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои

возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку.

Нормативно-правовая основа профориентационной работы в ДОУ:

Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

Указ

Президента

РФ

от

7.05.2012

597

«О

мероприятиях

по

реализации

государственной

политики»

(поручение

Председателя

Правительства

РФ

Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838).

Распоряжение

Правительства

РФ

от

5.03.2015

366-р

«План

мероприятий,

направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».

Постановление

Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной

ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от

27 сентября 1996 г. № 1

Распоряжение

Правительства

РФ

от

25.05.2015

996-р

г.

Москва

«Стратегия

развития воспитания в РФ на период до 2015 года».

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ».

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. №

124 ФЗ.

Закон

Российской

Федерации

от

07.02.1992г.

2300-1

«О

защите

прав

потребителей» (с изменениями от18.07.2011г.).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №

1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования».

Санитарно–эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций».

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через

совместную

деятельность

педагога

с

детьми

и

самостоятельную

деятельность

детей,

которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный

подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребёнка через систему выбора детьми

краткосрочных

образовательных

практик.К

выбору

своей

будущей

профессии

нужно

серьезно

готовить

ребенка.

Ему

необходимо

знать,

кем

работают

его

родители

или

работали

бабушки

и

дедушки,

познакомить

со

спецификой

различных

профессий,

требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет

стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна

и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор,

который

определит

его

жизнь.

У

человека

все

закладывается

с

детства

и

профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к

выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен

стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере),

а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему

самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем

поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных

умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать

свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш ребенок мечтает о

работе в магазине или театре, что обычно бывает после экскурсии на какой –либо объект

или знакомства с какой-либо профессией, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите

с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере

деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п.,

чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас

это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы

хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд

– это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких

орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и

потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося

пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В

настоящее

время

в

дошкольных

учреждениях

существует

проблема

ранней

профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не

реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена

на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Старший воспитатель должен быть главным организатором работы по ранней

профориентации дошкольников.

С педагогами:повышение уровня теоретической и практическойподготовки воспитателей,

совершенствование практических навыков,

необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями

взрослых людей, знакомство педагогов с современными технологиями, используемыми

для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы сдетьми по

профориентации.

С родителями: анкетирование, консультирование, организация совместных мероприятий,

привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

С детьми: пополнение развивающей предметно-просранственной среды, проведение

викторин, экскурсий.Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в

целях ранней профориентацииподразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-

малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен опрофессиях и

орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями вуголке

изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой«Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Но, даже имея достаточно наглядности и развивающей предметно-пространственной

среды, не добиться успеха, занимаясь ранней профориентацией от случая к случаю.

Должна быть выработана система, творческая группа нашего детского сада разработала

программу по ранней профориентации дошкольников «Все профессии важны, все

профессии нужны»,к программе разработан тематический план для каждой возрастной

группы, начиная со второй младшей. В ходе работы по данной программе происходят

дополнения и изменения в тематический план, работу с родителями.

Список используемой литературы:

1.Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1.,книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми

5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2016.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание

нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:

Просвещение, 1998.

3.Жаренкова Н.З. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста

«Знакомимся с профессиями». – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.

4. Интернет-ресурсы.



В раздел образования