Напоминание

Газета "Школьный переполох" как ресурс духовно–нравственного и гражданско–патриотического воспитания


Автор: Шутова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Сланцевская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Сланцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Газета "Школьный переполох" как ресурс духовно–нравственного и гражданско–патриотического воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»

Газета «Школьный переполох» (орган самовыражения

учеников школы №1) как ресурс духовно-нравственного и

гражданско-патриотического воспитания

(возраст детей – 7-18 лет, срок реализации – 10 лет)

Творческая группа учителей:

Шутова Е.Ю., учитель русского языка и литературы,

Лыксова И.В., учитель биологии,

Козлова Е.Г., учитель истории и обществознания.

Г. Сланцы

2012г.

Выше самой высокой травы

вырастает дерево,

Выше самого высокого дерева

поднимается небо,

Выше самого высокого неба

залетает мечта,

Выше самой высокой мечты

возносится человек,

Выше самого высокого Человека

становится его Ученик.

(Из письма

учителя истории

Антоненковой Е.В., 2001 год)

Педагогическая позиция авторов работы

Можно работать в школе, не зная теории преподавания предмета, не имея

практики общения с учениками, но нельзя не любить детей, нельзя быть

равнодушным учителем.

Можно говорить, что времена меняются, дети уже не те, но нельзя не

видеть детской искренности, непосредственности, легкости, упорства и

упрямства, радости, доброты, любви к миру. Дети умеют видеть мир

цветным,

умеют

удивляться

каждую

секунду,

умеют

«не

привыкать

к

чудесам». Их «секрет очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного

глазами не увидишь… Глаза слепы, искать надо сердцем…» (А.С.Экзюпери

«Маленький принц)

Можно долго рассуждать о том, что современную молодежь «затянул

интернет»,

но нельзя

самим

отказывать

детям

в

«живом»

общении,

нельзя

отмахиваться

от

них,

нельзя

оставлять

их

один

на

один

с

проблемами взрослого мира. А значит, самое главное в детстве, чтобы

рядом с ребенком оказались мудрые, «неслепые» взрослые.

Сегодня

в

современной

школе

возникает

противоречие

между

традиционными

технологиями

обучения,

воспитания

и

возникшими

требованиями

повышения

эффективности

социализации

обучающихся

в

условиях

максимальной

открытости

всех

институтов

общества.

Учителя,

ученики,

родители

находятся

в

условиях

открытого

воспитательного

пространства.

В

это

трудное

для

всех

время

нашей

основной

педагогической

целью

является

воспитание,

социальная

поддержка,

развитие

духовно-нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного гражданина России.

Наш главный принцип работы с детьми прост и труден одновременно – не

навреди! не обмани! будь честен! Свою работу мы стремимся построить

так, чтобы каждому ученику в школе было интересно. Ведь ни для кого не

секрет, что отношение школьников к учебе, к предмету, а далее и к жизни,

зависит от мотивации. Нет мотивации – нет успеха. Каждый ученик должен

быть лично заинтересован, также немаловажна и вера в собственные силы.

Ш.

Амонишвили,

двадцать

лет

работая

над

этой

проблемой,

пришел

к

выводу:

пробуждать

жажду

знаний

у

учеников,

вырабатывать

у

них

положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все

это

возможно

только

при

таком

обучении,

которое

основано

на

гуманистических

началах.

Именно гуманизм

лежит в основе духовно-

нравственного

и

гражданско-патриотического

воспитания

процесса

усвоения и принятия обучающимися национальных, общечеловеческих,

культурных,

духовных,

нравственных

ценностей

многонационального

народа

Российской

Федерации.

Процесса

формирования

способности

человека оценивать и осознанно выстраивать на основе традиционных

моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим

людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки нравственного воспитания учащихся согласуются с

традиционными

источниками

нравственности,

которыми

являются

с л е д у ю щ и е ценности:

патриотизм,

социальная

солидарность,

гражданственность,

семья,

личность,

труд

и

творчество,

наука

и

культура (искусство и литература), здоровый образ жизни, человечество.

Наше личное мнение о том, что все, что изучается в школе, должно быть

употреблено, использовано в дальнейшей жизни, а

теоретические знания

должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством

объяснения явлений и решения практических ситуаций, совпало со многими

официальными

документами

и

проектами

по

модернизации

российского

образования. Ученики должны иметь представление о тех компетенциях,

которые им будут крайне нужны в жизни: способность работать в группе,

командный дух, вкус риска, чувство ответственности, личная дисциплина,

творческая

инициатива,

любознательность,

дух

профессионализма,

самосовершенствование, чувство служения общему делу, патриотизм.

В связи с этим возникла идея создания школьной газеты, с помощью

которой возможно вести системную работу по нравственному воспитанию

подрастающего поколения (без пафоса и нажима на психику детей), а также,

что не менее важно, дать учащимся самовыразиться, социологизироваться в

школьном пространстве; развить такие качества современной личности, как

комму н и кат и в н о с т ь ,

к р е ат и в н о с т ь ,

мо б и л ь н о с т ь ,

д и н а м и з м ,

конструктивность,

самостоятельность,

толерантность,

ответственность

за

свой выбор и результаты деятельности. В 2012 году

нашему школьному

изданию

газете

«Школьный

переполох»

-

10

лет,

и

мы

можем

с

уверенностью

сказать,

что

участие

в

газете

помогает

как

при

решении

школьных задач, так и при решении жизненных ситуаций, что позволяет

сказать о саморазвитии и самовоспитании учеников. Причем это видим не

только мы, об этом говорят и сами ученики, и уже с особым пониманием об

этом рассуждают наши журналисты-выпускники.

Система работы по созданию и функционированию школьной газеты

Система работы в газете построена так, что остаться в стороне невозможно

ни учителям, ни ученикам и их родителям.

Газета

«Школьный переполох» - это орган самовыражения учеников

школы. Наше издание является составляющей частью школьного организма,

неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Само создание

печатного органа в школе позволяет организовать творческую деятельность

детей.

Работа

в

газете

призвана

обеспечить

духовно-нравственное

и

гражданско-патриотическое

воспитание

учащихся.

Задачи

газеты

воспитание

гармоничной,

полноценной,

духовно-нравственной

личности, способной принимать самостоятельные решения, умеющей

быть

ответственной

за

свои

дела

и

поступки,

воспитание

активной

гражданской

позиции,

воспитание

чувства

Родины,

а

также

развитие

умения выражать свои мысли и чувства в корректной форме, пользоваться

разными жанрами публицистического стиля речи. Выпускник для нас – это

человек

коммуникабельный,

с

определенной

жизненной

системой

ценностей, с хорошим внутренним стержнем. Это гражданин, патриот.

«Школьный переполох» имеет свой штат корреспондентов, который

является ядром издания. Это, как правило, ученики, которые не один год

посвящают

себя

работе

журналиста. Штат журналистов с каждым годом

меняется – в начале 2011-2012 учебного года в него вошли 32 человека (не

считая внештатных корреспондентов).

Газета ориентирована на учащихся

7 – 11 классов, но очень часто по

инициативе учителей в номер включаются творческие работы учеников 1-6

классов. В 2011 году газета вышла на новый виток своего развития, среди

корреспондентов появились ребята из 3 класса, которые сами обратились в

редакцию с просьбой включиться в работу органа самовыражения школы.

Для

работы

школьного

органа

самовыражения

это

тоже

результат. Таким

образом, охвачен весь ученический коллектив школы. Также работа в газете

«Школьный

переполох»

привлекла

внимание

родителей

деятельность

издания

включились

целые

семьи),

городской

общественности.

Через

страницы

школьной

печати

стала

осуществляться

связь

с

выпускниками

школы. Среди них есть такие, которые стали публиковаться в известных

петербургских изданиях (Розеватов Эдуард, Дроздова Анна). Есть и те, кто

после

работы

в

школьной

газете,

выбрал

для

поступления

факультет

журналистики (Чарушникова Юлия).

Создание газеты – это коллективная творческая деятельность учеников и

учителей. В группе учителей – единомышленников у каждого определился

свой круг обязанностей. Функции редакторов:

1.

Шутова Елена Юрьевна - главный редактор (участвует в заседаниях

газеты,

активно

включается

в

обсуждение

тем

номера,

занимается

редактированием материалов, ведет кружок «Журналистика в нашей

жизни» (на базе 7 классов школы, с целью привлечения в газету «новых

сил»), способствует развитию устной и письменной речи учеников).

2.

Лыксова

Инна

Валентиновна

шеф-редактор

(координатор

всех

действий

участников

«ШП»,

организатор

встреч,

бесед,

форумов,

слетов; обеспечивает сроки сдачи материала).

3.

Козлова Евгения Геннадьевна – выпускающий редактор (готовит вместе

с ребятами газетный выпуск к печати, обучает работе в Publishe, дает

азы фотографирования).

В то время, как мы обобщаем опыт работы газеты «Школьный переполох»,

к выпуску готовится 53 номер школьного издания. И каждый новый номер,

как

это

было

заведено

изначально,

появляется

на

свет

только

после

обязательного,

ставшего

традиционным,

коллегиального

обсуждения

предыдущего

выпуска.

Таким

образом, подготовка

номера

к

печати

проходит несколько этапов:

1.

Заседание газеты, на котором обсуждается предыдущий выпуск (плюсы

и

минусы)

и

темы

следующего

номера,

осуществляется

обмен

мнениями,

распределение

работы

по

возрастам,

выбор

жанра

написания материала, сроки его сдачи.

2.

Работа

(индивидуальная

или

групповая)

над

сбором

и

написанием

материала.

3.

Редактирование материала.

4.

Подготовка номера к выпуску.

5.

Выпуск газеты.

Как видно, за 10 лет в газете сложилась своя определенная система работы,

а так как газета – это «живой организм», нужно соответствовать требованиям

времени и всегда находить новые интересные способы работы с детьми. На

сегодняшний день в нашей копилке следующие способы реализации нашего

проекта:

использование различных форм работы (индивидуальные, групповые,

коллективные);

преобладание

методов

(проектные,

творческие)

и

приёмов

проблемного обучения;

внеурочная деятельность:

- непосредственная работа в газете «Школьный переполох» (штат

юных корреспондентов);

- кружок «Журналистика в нашей жизни»;

сотрудничество с другими школьными изданиями города и района на

базе районной библиотеки (круглые столы, слеты, форумы, учебные

поездки по району);

партнерские отношения с редакцией районной газеты «Знамя труда»;

участие в районных и областных слетах журналистов.

Отметим, что для успешной совместной деятельности, а также для

достижения результатов педагогу необходимо уметь:

видеть и понимать действительные жизненные интересы учеников;

чувствовать проблемность возникающих ситуаций;

связывать тему выпуска с повседневной жизнью и с интересами

учащихся, характерными для их возраста;

планировать внеурочную деятельность в газете с использованием

современных образовательных технологий;

привлекать

для

обсуждения

прошлый

опыт

учащихся,

создавать

новый опыт деятельности;

оценивать достижения учащихся содержательной характеристикой;

видеть личностный рост ученика, его готовность к жизни.

Такой подход к издательской деятельности требует значительных затрат

труда

на

координацию

работы

большего

количества

учеников

разных

возрастов в соответствии со сроками сдачи материала к очередному выпуску,

на

совместное

редактирование

черновиков

и

на

тиражирование.

После

уроков, на выходных, во время каникул – мы - редакторы не забываем о

нашем

детище

газете

«Школьный

переполох»,

не

забываем

общаться,

переписываться,

созваниваться

с

нашими

дорогими

корреспондентами

прошлого и настоящего. Мы – единое целое.

Именно такой подход к работе школьного издания помогает развивать нашу

совместную с детьми деятельность и давать значительные результаты. В

таблице 1, приведенной ниже, представлена деятельность газеты, которая

показывает

развитие

печатного

органа

в

результате

совместной

работы

творческого коллектива учителей и учащихся за все 10 лет существования

«Школьного переполоха».

Табл.1 Развитие газеты (деятельность)

Учеб

ный

год

Возраст

учеников

участник

ов

газеты

Количеств

о

выпусков,

объем

газеты

Новые

рубрики

Приложение

к

г а з е т е

(альманах,

спецвыпуски

и т.д.)

Участие

в

форумах,

с л е т а х

и

конкурсах

журналисто

в

2002-

2003

7 класс

4

выпуска

(4 стр.)

«Проба

пера»,

«Отцы и дети»,

« М ы с л и

с

уроков»,

«Словорубная

мастерская»

2003-

8 класс

2

выпуска

2004

(4 стр.)

2004-

2005

7-11

класс

10

выпусков

4

с т р .

выросли до

12 стр.)

«Знакомые

незнакомцы»,

«Дело

мастера

хвалит»,

«Биение

школьного

сердца»,

«Переполох

по…»,

«Поколение»

Альманах

«С

чего

начинается

Родина?»

(апрель)

2005-

2006

7-11

класс

9 выпусков

(10-14

стр.

в среднем)

«Здоровый

образ

жизни»,

«Короче»

«О,

спорт…»

Спецвыпуск к

юбилею

школы

(февраль)

2006-

2007

7-11

класс

7 выпусков

(12-16 стр.)

«Давайте

улыбнемся»,

«Вести

отовсюду»

Спецвыпуск

для

окружного

совещания,

посвященного

проблемам

образования

(ноябрь)

Спецвыпуск

для

районного

форума

«Эффективно

сть

деятельности

органов

системы

профилактики

в

р а б о т е

с

семьями

социального

риска» (май)

2007-

2008

7-11

класс

7 выпусков

(12-14 стр.)

«Это

интересно», «В

здоровом

теле

з д о р о в ы й

д у х » ,

« Тв о й

выбор»

Экспресс-

в ы п у с к

п о

итогам

форума

«Блестящее

перо»

Первый

районный

форум

юных

журналисто

в детской и

молодежной

прессы

«Блестящее

перо»

2008-

2009

7-11

класс

1 выпуск

(14 стр.)

Второй

районный

форум

юных

журналисто

в детской и

молодежной

прессы

«Блестящее

перо»

2009-

2010

5-11

класс

1

в ы пу с к

(8 стр.)

Военно-

полевой

блокнот

(сборник

работ

журналистско

го

д е с а н т а ,

посвященного

65-ой

годовщине

Победы

над

фашистской

Германией)

Третий

районный

форум

юных

журналисто

в детской и

молодежной

прессы

«Блестящее

перо»

2010-

2011

6-11

класс

4

выпуска

(12-16 стр.)

«Записки

юного

путешественни

ка»,

«За

честь

школы»

Спецвыпуск,

посвященный

70-ию

Сланцевского

района

Районный

слет

юных

журналисто

в (школьные

издания)

Четвертый

районный

форум

юных

журналисто

в детской и

молодежной

прессы

«Блестящее

перо»;

Областной

этап

всероссийск

ого

конкурса

юных

журналисто

в

н а

б а з е

МОУ

ДОТ

«Центр

Ладога»

2011-

2012

3-11

класс

8 выпусков

(14-16 стр.)

«По секрету

всему свету»,

«Я Вам пишу»,

«Вечные

темы»

Выездной

слет

журналисто

в

г а з е т ы

«Школьный

переполох»;

Участие

в

профильной

смене

«Инфомани

я»

на

базе

ЛОГУ

«Молодежн

ый»;

Пятый

районный

форум

юных

журналисто

в детской и

молодежной

прессы

«Блестящее

перо»

Как видно из таблицы, за 10 лет работы произошел существенный прирост

участников

газеты.

Количество

выпусков

за

год,

а

также

объем

газеты

выросли: за 4 года (с 2004 по 2008) газета вышла 32 раза, в среднем 8

выпусков в год, объемом с 4 страниц до 16 страниц. С каждым годом в

«Школьном переполохе» появляются новые рубрики: «Проба пера», «Отцы и

дети»,

«Мысли

с

уроков»,

«Словорубная

мастерская»,

«Знакомые

незнакомцы»,

«Дело

мастера

хвалит»,

«Биение

школьного

сердца»,

«Переполох по…», «Поколение», «Здоровый образ жизни», «Короче», «О,

спорт…», «Давайте улыбнемся», «Вести отовсюду», «Это интересно», «В

здоровом

теле

здоровый

дух»,

«Твой

выбор»,

«Записки

юного

путешественника», «За честь школы», «По секрету всему свету», «Я Вам

пишу»,

«Вечные

темы».

Названия

рубрик

«говорят»

об

актуальности

подымаемых в них вопросов, о том, что газета «идет в ногу со временем».

Она

интересна

и

читаема

теми,

кому

адресована.

Именно

с

интересом

читательской

аудитории

связано

появление

приложений

к

газете:

спецвыпуски,

альманах,

дайджест,

военно-полевой

блокнот.

В

2008

году

редакция «Школьного переполоха» стала инициатором форума «Блестящее

перо»

на

базе

городской

детской

библиотеки,

который

объединил

все

школьные издания города. В мае 2012 года он прошел уже в 5 раз. В работе

каждого

форума

принимали

участие

городские

СМИ

(представители

районной газеты «Знамя труда», Сланцевского телевидения). В 2008 году

«Школьный переполох» вышел на районный уровень, а уже в 2011 году - на

областной

(МОУ

ДОТ

«Центр

Ладога,

ЛОГУ

«Молодежный»).

Юные

корреспонденты успешно реализуют себя в социуме, приобретая и развивая

качества современной личности.

Для школьной газеты 10 лет – это действительно значительный

отрезок жизни. Если рассуждать философски, то, наверное, все зависит от

названия.

Над

ним

долго

думали,

о

нем

много

спорили,

были

разные

варианты. И вот в один прекрасный день ученица 7 класса Наталья Дятлова

предложила назвать газету – «Школьный переполох». И это название было

сразу же принято и одобрено учениками, стоящими у истоков газеты. А когда

пришли другие ребята, то не было даже и мысли менять название.

«Переполох – общая внезапная тревога, волнение», - такое толкование дает

нам

словарь

Ожегова.

Переполох

это

то,

что

является

неотъемлемой

составляющей нашей современной жизни. И нам уже кажется, что школьный

переполох – это естественное состояние российского образования (десятки

новых программ и учебников, ЕГЭ, ГИА, ФГОС, попытки ввести 12-летнее

образование и много еще всего). К такому переполоху привыкли и взрослые,

и дети. Более того, он насыщает нашу жизнь определенной долей адреналина,

поддерживает жизненный тонус. Конечно, хочется, чтобы внезапной тревоги

было как можно меньше, а вот приятное волнение пусть остается.

За 10 лет в «Школьном переполохе» было много «переполоха» по разным

темам. Переполох по здоровью, по ученику года, по ТВ, по прессе, по уроку,

по

Школе

Детского

Чтения,

по

выпускникам,

по

караоке,

по

семье,

по

дебатам, по «Дому-2», по любви, по армии, по Родине, по году дракона, по

домашним питомцам, по новому году, по 1 сентября, по новому учебному

году. Переполох по какой-либо теме, проблеме – это всегда центральная

полоса газеты, таким образом, получалось, что все номера «Школьного

переполоха»

становились

тематическими.

Каждый

из

53

выпусков

посвящен вопросу, волнующему ребят-корреспондентов, инициативу которых

поддерживали

мы

учителя

и

направляли

ее

в

нужное

русло.

К

50

юбилейному выпуску на заседании редколлегии участники газеты выяснили,

какие вопросы волновали школьных журналистов 7-8 лет назад и не потеряли

своей актуальности и по сей день.

Это, например, проблема семьи в нашем обществе. 5 лет назад, 22 мая

2007

года

в

городе

Сланцы

Ленинградской

области

состоялся

окружной

форум

«Эффективность

деятельности

органов

системы

профилактики

в

работе с семьями социального риска». К круглому столу редакцией газеты

«Школьный

переполох»

был

создан,

по

заказу

и

при

поддержке

Комиссии

по

делам

несовершеннолетних

и

по

защите

их

прав,

спецвыпуск, посвященный проблемам семьи. (Приложение 1)

Наши журналисты газеты осветили тему «Семьи», подняв школьную и

городскую общественность. В номере есть интервью с начальником сектора

опеки и попечительства комитета образования администрации Жеваженко

Галиной

Ивановной

о

защите

прав

ребенка;

интервью

с

заместителем

главного врача ЦРБ по детству и родовспоможению, детским невропатологом

Васильевым Михаилом Владимировичем о планировании семьи.

Ряд статей посвящен работе дома-интерната, реабилитационному центру

для несовершеннолетних «Мечта», детскому дому. Из детских статей видно,

что каждую историю они «пропустили» через себя, так как их работы очень

интересные, теплые, добрые, «с душой».

В выпуске опубликованы результаты опросов, которые проходили в школах

города. Это и «Радуга семейных отношений», и «Родительский дом – начало

начал!?», и «Главные обязанности родителей», и «Перспектива будущего».

Участниками опросов стали ребята с 1 по 11 класс. Результаты показывают

реальные

отношения

между

родителями

и

детьми

в,

так

называемых,

благополучных семьях.

Гостями

рубрики

«Короче»

стали

сами

родители.

В

своих

«коротких»

ответах

они

рассказали

о

главных

семейных

ценностях,

семейных

праздниках, незабываемом семейном отдыхе.

В газете опубликованы выдержки из лучших работ городского детского

конкурса «Близкие люди», а также стихотворения и сочинения ребят из

разных школ.

Таким образом, корреспонденты «Школьного переполоха» объединили в

газете мнение о семье учеников всех школ города, а также родителей и

специалистов. Перед выпуском номера в печать была проделана огромная

подготовительная

работа

по

сбору

материала,

деятельность

юных

корреспондентов была четко организована и умело скоординирована.

В тематических майских выпусках газеты

невозможно обойти

вниманием священный праздник всех граждан России - День Победы. В

майских выпусках всех лет есть статьи, репортажи, заметки, посвященные

этому событию. К круглым датам создавались специальные выпуски, работа

над которыми начиналась задолго до 9 Мая. Альманах «С чего начинается

Родина?» (приложение 2) посвящен 60-летию Великой Победы и 75-летию

нашего города. В альманахе были собраны не только журналистские работы

ребят, но и рисунки, фотографии, рассказы, стихи и размышления ребят

разных возрастов. В своих работах ученики рассуждали о войне, о судьбе

бабушек и дедушек, о своей малой Родине, о любви к ближнему, о памяти,

которая помогает преодолевать человечеству время. Работы, опубликованные

в сборнике, доказывают, что нашим детям понятно и близко слово – Родина.

Несколько работ мы отправили для участия в областном конкурсе «Моя

Родина»; одна из работ была удостоена внимания членов комиссии и названа

лучшей. Анна Дроздова, наш корреспондент, как победительница конкурса

получила право побывать в Москве и посетить заседание Государственной

Думы. Свои впечатления от поездки она описала в статье, которую так

и

назвала «Наши люди в Госдуме».

Через 5 лет уже к 65-летию празднования Дня Победы совместно с

краеведами и работниками городской библиотеки был организован 3 форум

юных

журналистов

«Блестящее

перо»,

в

программу

которого

вошел

журналистский

десант

«С

военно-полевым

блокнотом

по

дорогам

прошедшей

войны»

в

Принаровье.

Материалы,

собранные

в

ходе

журналистского

десанта,

вошли

в

сборник

военно-полевого

блокнота,

созданного Сланцевской центральной городской библиотекой, а также были

оформлены

в

собственный

архив

газеты

«Школьный

переполох».

(Приложение 3) В своих работах ученики рассуждали на серьезные темы,

писали о военном прошлом родного края, о ветеранах войны, о людях с

интересными судьбами.

В мае 2011 года к 70-летию образования

Сланцевского района был

создан выпуск,

посвященный

истории

родного

края

Сланцевской

земле. (Приложение 4) Работа над этим выпуском длилась 2,5 месяца. Этот

выпуск – наше признание в любви к краю, где мы живем. В газете

представлена история района в интервью с местным краеведом Павловой

Тамарой Арнольдовной, которая рассказала и об образовании района, и о

военных

событиях,

и

о

современной

жизни

сланцевчан.

В

рубрике

«Путешествуем» корреспонденты газеты представили репортажи со святых

уголков нашего края. Появилась новая рубрика «А знаете ли вы, что…», в

которой

журналисты

объединили

самые

интересные

факты

прошлого

и

настоящего Сланцевкого района. Самой же удачной идеей, на наш взгляд,

стала рубрика «7 чудес Сланцевского района». Правда, появилась она после

«печальных» итогов опроса учащихся школы, в котором практически никто

из них не смог указать, хотя бы одно место, которое в нашем районе можно

назвать «чудесным».

Жизнь человека в обществе – тема, которая близка и понятна

каждому. Проблемы существования в социуме всегда злободневны. О

правах и обязанностях рассуждать всегда полезно, знакомиться с законами,

которые регламентируют нашу жизнь, просто необходимо, знать основные

положения Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка, понимать, что ты

гражданин большой страны, знать атрибутику и геральдику страны, в которой

ты родился и живешь, уметь делать осознанный выбор – требование времени.

В

наших

выпусках

мы

неоднократно

обращались

к

вопро сам

государственного порядка. В выпуске №11 (14 декабря 2004г.) был проведен

опрос среди школьников, которым был задан всего один вопрос: «Что такое

конституция?». Результаты показали, что уже в 3 классе есть ребята, которые

правильно понимают это слово. Также в выпуске представлено нешуточное

суждение по поводу моратория на смертную казнь. А два юнкора провели

свое собственное расследование по эпохе пионерского детства, обратившись

за помощью к главному редактору районной газеты «Знамя труда», бывшему

первому секретарю Горкома комсомола, Александрову Алексею Васильевичу.

Интервью с ним получилось очень насыщенным и интересным. В выпуске

№34 (27 декабря 2007г.) большой материал посвящен выборам в Госдуму

РФ.

Есть

репортаж

по

мероприятиям,

проходившим

в

школе

накануне

выборов,

толкование

государственной

символики,

а

также

высказывания

ребят с классного часа «Будущее России», в которых они

рассуждают о

политических партиях страны. И хотя они еще не обладают правом голоса, но

уже видно, что они не так и далеки от политики, как кажется на первый

взгляд. В выпуске №36 (15 марта 2008г.) мы продолжили тему политики, так

как трое

наших журналистов-одиннадцатиклассников стали участниками

президентских выборов. На второй и третьей полосах газеты мы вместе с

ребятами еще раз поговорили о главном выборе страны и о том, каких

перемен мы ждем. В 2011-2012 учебном году выпуск №49 (26 декабря 2011

г.) мы посвятили не только традиционной теме наступающего Нового года,

но

и

вновь

затронули

вопросы

гражданственности.

(Приложение

5)

Учащиеся

7

классов

в

преддверии

Дня

Конституции

написали

мини-

сочинения на тему «Что значит быть гражданином?» Самые интересные

работы были опубликованы в «Школьном переполохе».

Невозможно представить себе духовно-нравственного человека без

знания

культуры

здоровья. Забота

о

здоровье

важна,

поэтому

к

теме

здоровья мы не раз обращались в выпусках «Школьного переполоха». А 31

января

2012

года

в

нашей

школе

прошел

День

Открытых

Дверей

по

профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни.

К этому районному мероприятию силами наших журналистов был создан

дайджест

(приложение

6),

собравший

лучшие

публикации

по

здоровому

образу жизни прошлых лет. Также в него вошла рубрика «Короче», в которой

блиц-интервью

мы

взяли

у

спортсменов

школы

разных

возрастов.

Журналисты представили небольшие репортажи со школьных мероприятий,

проходивших в День Здоровья, который традиционно проводится в школе

осенью.

53 выпуска. За 10 лет «Школьный переполох» «переворошил» много

тем. Есть выпуски, посвященные школьному уроку, любви в жизни человека,

смыслу жизни, красоте и гармонии мира, многообразию культур и народов,

родителям,

науке

и

искусству…

И

чтобы

не

происходило

в

стране

за

последние 10 лет, «Школьный переполох» начинает учебный год с выпуска,

посвященного

1

сентября

(приложение

7),

а

заканчивает

его

выпуском,

посвященным выпускникам (приложение 8). В первом всегда перспективы, в

последнем – итоги.

Таким образом, осуществляется интеграционный процесс, охватывающий

не

только

все

области

знаний,

но

и

формы

деятельности

социального

взаимодействия.

Результаты взаимодействия всех участников образовательного

процесса

Представим нашу результативность по годам:

2002-2003 учебный год - в нашей школе творческие, инициативные учителя

объединяются с целью создания печатного органа самовыражения учащихся

(на основе 7в класса);

2004-2005 учебный год - газета «Школьный переполох» становится органом

самовыражения

учащихся

школы.

Это первое и единственное школьное

издание в районе;

2005-2008 года – в рубрике «Молодежная страничка» районной газеты

«Знамя труда» печатались лучшие работы журналистов школьного издания.

(За

этот

период

были

опубликованы

22

работы

13

корреспондентов

школьной газеты, причем есть ученики, чьи работы печатались не один раз:

Розеватов Эдуард – 2 раза, Балудина Карина – 2 раза, Дроздова Анна – 3 раза,

Чарушникова Юлия – 7 раз; у двоих из них - Розеватова Эдуарда и Балудиной

Карины – взяты интервью);

В

таблице

2

собраны

представлены

публикации

учащихся

школы,

журналистов

газеты

«Школьный

переполох»,

в

районной

газете

«Знамя

труда».

Табл.2 Публикации в районной газете «Знамя труда»

Название статьи

Автор

Выпуск

Дата

газеты

«Школьный

переполох»,

где

публиковался

материал

выхода

номера

«Знамя

труда»

1

« П е р е п о л о х »

п о

армии

Розеватов Эдуард

№15(9)

03.05.2005

20.05.2005

2

Почему же на десять

девчонок

по статистике девять

ребят?!

Дроздова Анна

№15(9)

03.05.2005

20.05.2005

3

Кто

там

кричит

из

твоего кармана?

Кривенко Марина

№15(9)

03.05.2005

17.06.2005

4

«На

д о с т и г н у т о м

останавливаться

нельзя»

И н т е р в ь ю

с

Розеватовым

Эдуардом

журналистом

«ШП»

с

2004

по

2006 год

24.06.2005

5

С

чего

начинается

Родина?

Подсевалова

Мария

Альманах

о

Родине

07.04.2005

09.09.2005

6

О Родине

Суворова Василиса

Альманах

о

Родине

07.04.2005

09.09.2005

7

Цель достигнута

Дроздова Анна

№17(1)

22.09.2005

7.10.2005

8

Письмо студентки

Мединская Ирина

№17(1)

22.09.2005

7.10.2005

9

А вам слабо жить по

такому расписанию?

Дроздова Анна

№18(2)

31.10.2005

09.12.2005

10

Мир глазами собаки

Балудина Карина

№20(4)

24.12.2005

03.02.2006

11

П о к о л е н и е NEXT

выбирает…

Чарушникова

Юлия

№22(6)

22.03.2006

09.06.2006

12

Вот так поход!

Чарушникова

Юлия

23.06.2006

13

Смех, да и только

Чарушникова

Юлия

№23(7)

10.05.2006

14.07.2006

14

Та,

за

которой

не

угнаться

Чарушникова

Юлия

№24(8)

22.05.2006

25.08.2006

15

Праздник «Об осени

Субботина

Ирина,

№25(1)

26.09.2006

и о любви»

Моисеевских

Виктория

20.09.2006

16

Что

значит

работать

летом?

Чарушникова

Юлия

№ 26 (2)

22.09.2006

06.10.2006

17

Ветврач со скрипкой

в руках

И н т е р в ь ю

с

Балудиной

Кариной

журналистом

«ШП»

с

2002

по

2007 год

19.01.2007

18

Работать

в молодежном совете

интересно

Чарушникова

Юлия

№28(4)

28.12.2006

25.02.2007

19

Письмо водителю

Рыжиков

Александр

№29(5)

26.04.2007

11.05.2007

20

Это

не

трусость,

а

расчет

Богомазов Марк

№29(5)

26.04.2007

11.05.2007

21

О школе с любовью и

ностальгией

Чарушникова

Юлия

№32(1)

20.09.2007

31.08.2007

22

Красивые броски

Хоперский

Александр

№35(4)

20.01.2008

16.05.2008

2008 год, май – газета «Школьный переполох» становится инициатором

первого

районного форума

юных журналистов детской и молодежной

прессы

«Блестящее

перо»,

который

был

призван

объединить

школьные

издания;

2010-2011 учебный год – газета «Школьный переполох» становится

участником районного слета юных журналистов (школьные издания); два

корреспондента газеты (Белухичева Екатерина и Леоновец Илона) участвуют

в областном

этапе

всероссийского конкурса юных журналистов на базе

МОУ ДОТ «Центр Ладога».

2011-2012 учебный год – газета, как продукт инновационной деятельности,

становится

лауреатом

районной

ярмарки

педагогических

идей,

лауреатом

Региональной

ярмарки

инноваций

в

образовании.

Редакторы

газеты

творческий коллектив педагогов – представляют опыт работы по созданию

школьной

газеты

на VII научно-практической конференции «Современные

технологии

в

образовании»

в

г.Сосновый

Бор;

корреспонденты

газеты

участвуют в областной профильной смене «ИнфоМания» на базе ГБУ ЛО

«Центр Молодежный».

14

апреля

2012

год

вышел 50-ый

юбилейный

номер

газеты,

посвященный

10-летнему

юбилею

школьного

издания. В

этот

день

состоялся

праздничный вечер «От всей души» - встреча всех поколений

газеты «Школьный переполох» -

о котором мы, редакторы, могли только

мечтать. (Приложения 9 и 10)

Для

нас,

редакторов-учителей, очень

важно

видеть

результаты

в

качественном изменении участников органа самовыражения, а именно в

повышении

социальной

активности

школьников.

Этот

результат

можно

увидеть, сравнив работы одного корреспондента, работающего в школьном

издании, за несколько лет. Также вывод о качественном изменении учеников

можно сделать, проанализировав интервью с журналистами-выпускниками, в

котором есть традиционный вопрос: «Что дала тебе работа в «Школьном

переполохе»?» Ответы ребят позволяют утверждать, что работа в школьной

газете – это нужное и важное мероприятие в жизни детей. Работа в газете:

-помогает стать общительным, открытым, коммуникабельным;

-помогает стать внимательным к проблемам социума;

-воспитывает

нравственность,

ответственность,

творческую

инициативу;

-воспитывает гражданственность, патриотизм;

-развивает характер;

-помогает раскрыться и показать себя;

-придает уверенности в себе, заставляет поверить в собственные силы;

-расширяет кругозор;

-увеличивает круг общения с интересными людьми;

-развивает воображение, письменную и устную речь.

Действительно, школьная газета является мощным ресурсом духовно-

нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Опыт работы нашего «Школьного переполоха» может быть с успехом

использован

другими

начинающими

школьными

изданиями,

а

также

заинтересованными и неравнодушными в работе с детьми педагогами

.



В раздел образования