Автор: Шутова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Сланцевская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Сланцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Газета "Школьный переполох" как орган самовыражения учеников школы.
Раздел: среднее образование
Комитет образования администрации муниципального образования
Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Газета «Школьный переполох» как основной продукт
органа самовыражения учеников
Материалы опыта работы
творческого коллектива учителей
МОУ «Сланцевская СОШ №1»:
Шутовой Е.Ю.,
Лыксовой И.В.,
Козловой Е.Г.
Г. Сланцы
2011г.
Актуальность опыта
Современный этап развития общества характеризуется повышенным
вниманием
к
совершенствованию
процесса
образования,
воспитания.
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению
специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать
умения,
навыки
и
компетенции,
которые
могут
использоваться
применительно
к
целому
ряду
ситуаций.
Школа
сегодня
претерпевает
изменения. ФГОС нового поколения
ориентированы на формирование у
выпускника
готовности
эффективно
организовывать
свои
внутренние
и
внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Современная обстановка требует принципиально иной системы ценностей. В
центре
современного
общества
–
индивид,
способный
к
гибкой
смене
способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного
типа и принципа социальной ответственности.
Одной из ключевых идей модернизации российского образования и
воспитания
в
последние
годы
стала
идея
формирования
компетенций,
проявляющихся
в
умении
учащихся
интегрировать,
переносить
и
использовать знания в различных жизненных ситуациях. В отечественной
школе, таким образом, происходит смещение акцентов со «знаниевого» на
компетентностный, деятельностный подход к образованию.
Опыт создания печатного органа детского самоуправления - школьной
газеты
как
продукта
самовыражения
учеников
актуален
и
в
рамках
реализации
одного
из
направлений
национальной
образовательной
инициативы
«Наша
новая
школа»
-
развитие
системы
поддержки
талантливых детей. Одна из задач
программы
развития школы в этом
направлении – создать и поддерживать в школе общую творческую среду для
проявления и развития способностей каждого ребёнка. Школьники должны
иметь представление о лидерских качествах, которые им будут крайне нужны
в профессиональной жизни: способность работать в группе, командный дух,
вкус
риска,
чувство
ответственности,
личная
дисциплина,
творческая
и н и ц и а т и в а ,
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
д у х
п р о ф е с с и о н а л и з м а ,
самосовершенствование, чувство служения общему делу, патриотизм. Все,
что
изучается
в
школе,
должно
быть
употреблено,
использовано.
Теоретические знания должны перестать быть мертвым багажом и стать
практическим
средством
объяснения
явлений
и
решения
практических
ситуаций.
Концептуальность опыта
В
современной
школе
возникает
противоречие
между
традиционными
технологиями
обучения,
воспитания
и
возникшими
требованиями
повышения
эффективности
социализации
обучающихся
в
условиях
максимальной
открытости
всех
институтов
общества.
Учителя,
ученики,
родители находятся в условиях открытого воспитательного пространства.
В связи с этим необходимо расширение возможностей самовыражения и
социализации ученика через
школьную газету, что является освоением
технологии проектирования и средств социальной практики.
Идея:
с
помощью
газеты
«Школьный
переполох»
дать
учащимся
самовыразиться,
социологизироваться
в
школьном
пространстве;
развить
лидерские качества современной личности, такие
как коммуникативность,
к р е ат и в н о с т ь ,
м о б и л ь н о с т ь ,
д и н а м и з м ,
ко н с т р у к т и в н о с т ь ,
самостоятельность,
толерантность,
ответственность
за
свой
выбор
и
результаты деятельности.
Новизна: новизна продукта в расширении поля деятельности учащихся.
Участие в газете помогает как при решении школьных задач, так и при
решении
жизненных
ситуаций,
что
позволяет
сказать
о
саморазвитии
и
самовоспитании учеников.
Способы реализации:
использование
разнообразных
форм
работы
(индивидуальные,
групповые, коллективные);
преобладание
активных
методов
(проектные,
творческие)
и
приёмов проблемного обучения;
внеурочная деятельность:
непосредственная работа в газете «Школьный переполох»
(штат юных корреспондентов);
кружок «Журналистика в нашей жизни» ( на базе 7 классов
школы, с целью привлечения в газету «новых сил»);
сотрудничество с другими школьными изданиями города и
района
на
базе
районной
библиотеки
(
круглые
столы,
слеты, форумы, учебные поездки по району);
партнерские
отношения
с
редакцией
районной
газеты
«Знамя труда»;
участие в районных и областных слетах журналистов.
Для успешной реализации продукта педагогу необходимо уметь:
видеть и понимать действительные жизненные интересы учеников;
чувствовать проблемность возникающих ситуаций;
связывать тему выпуска с повседневной жизнью и с интересами
учащихся, характерными для их возраста;
планировать внеурочную деятельность в газете с использованием
современных образовательных технологий;
привлекать
для
обсуждения
прошлый
опыт
учащихся,
создавать
новый опыт деятельности;
оценивать достижения учащихся содержательной характеристикой;
видеть личностный рост ученика, его готовность к жизни.
Такой
подход
ко
внеурочной
деятельности
требует
значительных
затрат труда:
на активизацию большего количества учеников разных возрастов;
на совместное редактирование черновиков;
временные затраты;
укладывание
работы
всего
творческого
коллектива
в
сроки
сдачи
материала к очередному выпуску:
на тиражирование.
Риски: человеческий фактор, а также сбой компьютерной программы при
подготовке номера к выпуску.
Газета
«Школьный
переполох»
-
это
орган
самовыражения
учеников
школы.
Задачи
газеты
–
воспитание
активной
гражданской
позиции,
ответственности,
умения
выражать
свои
мысли
и
чувства
в
корректной
форме, пользоваться разными жанрами публицистического стиля речи.
«Школьный
переполох»
является
составляющей
частью
школьного
организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Само
создание
печатного
органа
в
школе
позволяет
организовать
творческую
деятельность
одаренных
детей.
Работа
в
газете
призвана
обеспечить
дополнительное
духовно-нравственное
и
гражданско-патриотическое
воспитание учащихся, формирование лидерских качеств личности
Газета ориентирована на учащихся
7 – 11 классов, но очень часто по
инициативе учителей в номер включаются творческие работы учеников 1-6
классов. Таким образом, охватывается весь ученический коллектив школы.
«Школьный переполох» имеет свой штат корреспондентов, который
является ядром издания. Это, как правило, ученики, которые не один год
посвящают себя работе журналиста. От номера к номеру виден их личный
рост, сами они признаются в том, что участие в газете помогает им как
при решении школьных задач, так и при решении жизненных ситуаций,
что позволяет сказать о саморазвитии и самовоспитании учеников.
В газете сложилась своя система работы. Это и заседания, на которых
обсуждаются
темы
предстоящего
выпуска,
и
индивидуальная
работа
по
редактированию
текста,
и
тематические
занятия
по
углублению
и
расширению
знаний
о
публицистике,
выездные
мероприятия,
походы
в
местную
редакцию
для
обмена
опытом,
встречи
с
корреспондентами
местной газеты «Знамя труда», участие в районных и областных слетах
журналистов.
Подготовка нового номера к печати проходит несколько этапов:
1.
Заседание газеты, на котором обсуждается предыдущий выпуск (плюсы
и
минусы)
и
темы
следующего
номера,
осуществляется
обмен
мнениями,
распределение
работы
по
возрастам,
выбор
жанра
написания материала, сроки его сдачи.
2.
Работа
(индивидуальная
или
групповая)
над
сбором
и
написанием
материала.
3.
Редактирование материала.
4.
Подготовка номера к выпуску.
5.
Выпуск газеты.
Создание газеты – это коллективная творческая деятельность учеников и
учителей. В группе учителей – единомышленников у каждого определился
свой круг обязанностей. Функции редакторов:
1.
Шутова
Е.Ю.
-
главный
редактор
(участвует
в
заседаниях
газеты,
активно
включается
в
обсуждение
тем
номера,
занимается
редактированием материалов, ведет кружок «Журналистика в нашей
жизни» ( на базе 7 классов школы, с целью привлечения в газету
«новых
сил»),
способствует
развитию
устной
и
письменной
речи
учеников)
2.
Лыксова И.В. – шеф-редактор (координатор всех действий участников
«ШП», организатор встреч, бесед, форумов, слетов; обеспечивает сроки
сдачи материала)
3.
Козлова
Е.Г.
–
выпускающий
редактор
(готовит
вместе
с
ребятами
газетный
выпуск
к
печати,
обучает
работе
в Publishe,
дает
азы
фотографирования)
Развитие газеты
2002-2003 учебный год - в нашей школе творческие, инициативные учителя
объединяются с целью создания печатного органа самовыражения учащихся
7 класса;
2004-2005
учебный
год
-
газета
«Школьный
переполох»
становится
органом
самовыражения
учащихся
школы.
Это первое
и
единственное
школьное издание в районе;
2005-2008 года – публикация статей «Школьного переполоха» в местной
районной газете «Знамя труда» ( за этот период напечатано 22 работы 13
корреспондентов
школьной
газеты,
причем
есть
ученики,
чьи
работы
печатались не один раз: Розеватов Эдуард – 2 раза, Балудина Карина – 2 раза,
Дроздова Анна – 3 раза, Чарушникова Юлия – 7 раз; у двоих из них -
Розеватова Эдуарда и Балудиной Карины – взяты интервью) ;
В таблице собраны работы учащихся школы, журналистов газеты
«Школьный переполох», опубликованные в районной газете «Знамя труда».
Публикации в районной газете «Знамя труда»
№
Название статьи
Автор
Выпуск
газеты
«Школьный
переполох»,
где
публиковался
материал
Дата
выхода
номера
«Знамя
труда»
1
« П е р е п о л о х »
п о
армии
Розеватов Эдуард
№15(9)
03.05.2005
20.05.2005
2
Почему же на десять
девчонок
по статистике девять
ребят?!
Дроздова Анна
№15(9)
03.05.2005
20.05.2005
3
Кто
там
кричит
из
твоего кармана?
Кривенко Марина
№15(9)
03.05.2005
17.06.2005
4
«На
д о с т и г н у т о м
останавливаться
нельзя»
И н т е р в ь ю
с
Розеватовым
Эдуардом
журналистом
«ШП»
с
2004
по
2006 год
24.06.2005
5
С
чего
начинается
Родина?
Подсевалова
Мария
Альманах
о
Родине
07.04.2005
09.09.2005
6
О Родине
Суворова Василиса
Альманах
о
Родине
07.04.2005
09.09.2005
7
Цель достигнута
Дроздова Анна
№17(1)
22.09.2005
7.10.2005
8
Письмо студентки
Мединская Ирина
№17(1)
22.09.2005
7.10.2005
9
А вам слабо жить по
такому расписанию?
Дроздова Анна
№18(2)
31.10.2005
09.12.2005
10
Мир глазами собаки
Балудина Карина
№20(4)
24.12.2005
03.02.2006
11
П о к о л е н и е NEXT Чарушникова
№22(6)
09.06.2006
выбирает…
Юлия
22.03.2006
12
Вот так поход!
Чарушникова
Юлия
23.06.2006
13
Смех, да и только
Чарушникова
Юлия
№23(7)
10.05.2006
14.07.2006
14
Та,
за
которой
не
угнаться
Чарушникова
Юлия
№24(8)
22.05.2006
25.08.2006
15
Праздник «Об осени
и о любви»
Субботина
Ирина,
Моисеевских
Виктория
№25(1)
20.09.2006
26.09.2006
16
Что
значит
работать
летом?
Чарушникова
Юлия
№ 26 (2)
22.09.2006
06.10.2006
17
Ветврач со скрипкой
в руках
И н т е р в ь ю
с
Балудиной
Кариной
журналистом
«ШП»
с
2002
по
2007 год
19.01.2007
18
Работать
в молодежном совете
интересно
Чарушникова
Юлия
№28(4)
28.12.2006
25.02.2007
19
Письмо водителю
Рыжиков
Александр
№29(5)
26.04.2007
11.05.2007
20
Это
не
трусость,
а
расчет
Богомазов Марк
№29(5)
26.04.2007
11.05.2007
21
О школе с любовью и
ностальгией
Чарушникова
Юлия
№32(1)
20.09.2007
31.08.2007
22
Красивые броски
Хоперский
Александр
№35(4)
20.01.2008
16.05.2008
2008 год, май – газета «Школьный переполох» становится инициатором
первого
районного форума
юных журналистов детской и молодежной
прессы
«Блестящее
перо»,
который
был
призван
объединить
школьные
издания;
2010-2011 учебный год – газета «Школьный переполох» становится
участником районного слета юных журналистов (школьные издания); два
корреспондента газеты (Белухичева Екатерина и Леоновец Илона) участвуют
в областном
этапе
всероссийского конкурса юных журналистов на базе
МОУ ДОТ «Центр Ладога».
Результативность деятельности
В
таблице
представлена
деятельность
газеты,
которая
показывает
какие
изменения
произошли в работе газеты в результате совместной работы
творческого коллектива учителей и учащихся.
Развитие газеты (деятельность)
Учеб
ный
год
Возраст
учеников
–
участник
ов
газеты
Количеств
о
выпусков,
объем
газеты
Новые
рубрики
Приложение
к
г а з е т е
(альманах,
спецвыпуски
и т.д.)
Участие
в
форумах,
с л е т а х
и
конкурсах
журналисто
в
2002-
2003
7 класс
4
выпуска
(4 стр.)
«Проба
пера»,
«Отцы и дети»,
« М ы с л и
с
уроков»,
«Словорубная
мастерская»
2003-
2004
8 класс
2
выпуска
4 стр.)
2004-
2005
7-11
класс
10
выпусков
(с
4
с т р .
выросли до
12 стр.)
«Знакомые
незнакомцы»,
«Дело
мастера
хвалит»,
«Биение
школьного
сердца»,
«Переполох
по…»,
«Поколение»
Альманах
«С
чего
начинается
Родина?»(апр
ель)
2005-
2006
7-11
класс
9 выпусков
(10-14
стр.
в среднем)
«Здоровый
образ
жизни»,
«Короче»
«О,
спорт…»
Спецвыпуск к
юбилею
школы
(февраль)
2006-
2007
7-11
класс
7 выпусков
(12-16 стр.)
«Давайте
улыбнемся»,
«Вести
отовсюду»
Спецвыпуск
для
районного
форума
«Эффективно
сть
деятельности
органов
системы
профилактики
в
р а б о т е
с
семьями
социального
риска» (май)
2007-
2008
7-11
класс
7 выпусков
(12-14 стр.)
«Это
интересно», «В
здоровом
теле
–
з д о р о в ы й
д у х » ,
« Тв о й
выбор»
Экспресс-
в ы п у с к
п о
итогам
форума
«Блестящее
перо»
Первый
районный
форум
юных
журналисто
в детской и
молодежной
прессы
«Блестящее
перо»
2008-
2009
7-11
класс
1 выпуск
(14 стр.)
Второй
районный
форум
юных
журналисто
в детской и
молодежной
прессы
«Блестящее
перо»
2009-
2010
5-11
класс
1
в ы пу с к
(8 стр.)
Военно-
полевой
блокнот
(сборник
работ
журналистско
го
д е с а н т а ,
посвященного
65-ой
годовщине
Победы
над
фашистской
Германией)
Третий
районный
форум
юных
журналисто
в детской и
молодежной
прессы
«Блестящее
перо»
2010-
2011
6-11
класс
4
выпуска
(12-16 стр.)
«Записки
юного
путешественни
ка»,
«За
честь
школы»
Спецвыпуск,
посвященный
70-ию
Сланцевского
района
Районный
слет
юных
журналисто
в (школьные
издания)
Четвертый
районный
форум
юных
журналисто
в детской и
молодежной
прессы
«Блестящее
перо»;
Областной
этап
всероссийск
ого
конкурса
юных
журналисто
в
н а
б а з е
МОУ
ДОТ
«Центр
Ладога»
2011-
2012
3-11
класс
2
выпуска
(14стр.)
и
3-ий
готовится к
изданию
(конец
ноября)
Выездной
слет
журналисто
в
г а з е т ы
«Школьный
переполох»
Как видно из таблицы, в ходе реализации продукта:
1)
произошел существенный прирост участников газеты:
2004 г. - 10 учеников из 8б класса
2009 г. – 15 учеников 7- 11 классов
2011 г. – 32 ученика 3-11 классов (23 – постоянных корреспондента и 9 –
внештатных);
2)
увеличилось количество выпусков за год, а также объем газеты ;
3)
«Школьный переполох» вышел на районный и областной уровни;
4)
юные корреспонденты успешно реализуют себя в социуме,
приобретая и развивая качества современной личности.
Результат работы заключается и в качественном изменении участников
органа
самовыражения,
а
именно
в
повышении
социальной
активности
школьников.
Этот
результат
можно
увидеть,
сравнив
работы
одного
корреспондента, работающего в школьном издании, за несколько лет. Также
вывод о качественном изменении учеников, можно сделать, проанализировав
интервью с журналистами-выпускниками:
- 2006 год, май - в газете «Школьный переполох» появились первые
выпускники – это одиннадцатиклассники, которые трудились в издании в
течение 2 лет;
- 2007 и 2008 год – это выпускники, проработавшие в газете 3 и 4 года
соответственно ( а некоторые и 5 лет с начала основания газеты как органа
самовыражения учеников класса);
- 2010 год – выпускники с 6-летим стажем работы в газете;
- 2011 год -
выпускники с 7-летим стажем работы в газете (ученики,
которые начали свою «пробу пера» уже в 5 классе).
В
мае
месяце
у
журналистов-выпускников
традиционно
берется
интервью, в котором есть вопрос : «Что дала тебе работа в «ШП»?» Ответы
ребят позволяют утверждать, что работа в школьной газете – это нужное и
важное мероприятие в жизни детей. Работа в газете:
- развивает характер;
- помогает раскрыться и показать себя;
- придает уверенности в себе, заставляет поверить в собственные силы;
- помогает стать общительным, открытым, коммуникабельным;
- помогает стать внимательным к проблемам социума;
- расширяет кругозор;
- увеличивает круг общения с интересными людьми;
- развивает воображение, письменную и устную речь, что помогает работе на
уроках.
Каждый год редакция газеты проводит анкетирование участников процесса,
с целью выявления развития личностных качеств учащихся, положительных
изменений
в
характере
ученика
после
вступления
в
ряды
журналистов.
Анкета помогает выявить, что ученики находят лично для себя, работая в
газете.
Газета «Школьный
переполох»
Год
Количество
участников
анкетирования
Воспитывает
уверенность
в себе
Помогает стать
коммуникабельным
(открытым,
общительным)
Развивает
навыки
устной и
письменной
речи
2008
15
11
14
13
2010
23
20
23
14
2011
32
30
28
18
Штат журналистов с каждым годом меняется – в начале 2011-2012 учебного
года в него вошли 32 человека. В 2011-2012 учебном году газета вышла на
новый виток своего развития, среди корреспондентов появились ребята из 3
класса, которые сами обратились в редакцию с просьбой включиться в
работу
органа
самовыражения
школы.
Для
работы
школьного
органа
самовыражения это тоже результат.
Также
имел
место эффект:
работа
в
газете
«Школьный
переполох»
привлекла внимание родителей (в деятельность издания включились целые
семьи), городской общественности. Через страницы школьной печати стала
осуществляться связь с выпускниками школы. Есть выпускники, которые
стали
самостоятельно
публиковаться
в
известных
петербургских
изданиях( Розеватов Эдуард, Дроздова Анна). Есть и те, кто после работы в
школьной
газете,
выбирал
для
поступления
факультет
журналистики
(Чарушникова Юлия).