Автор: Васняева Светлана Владимировна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Населённый пункт: г. Белоярский
Наименование материала: Статья
Тема: Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей
Раздел: дошкольное образование
Кинезиологические упражнения как средство развития речи детей.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии
умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные
упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире.
Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение
кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для
становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева,
А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций
рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно,
развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не
наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные
структурные изменения.
Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и
физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры
больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции
проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода
позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные
представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает
способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по
кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи. В
связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом
наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению
своими эмоциями.
Кинезиологические техники в логопедической практике
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Кинезиология уделяет
особое
внимание
таким
упражнениям,
в
которых
используются
одновременные
разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне
головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция
которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
«Колечко» (соединяем поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от
указательного к мизинцу и назад; выполняем сначала одной рукой,
потом двумя, обязательно с речевым сопровождением)
«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем
серию
п о с л ед о ват е л ь н ы х
движений, убыстряя темп)
«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в
сторону,
кулак
разворачиваем
пальцами
к
себе.
Выпрямленной
ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно
меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь
высокой скорости смены положений.
«Буратино» Ладонь
левой
руки
ребром
к
лицу,
большой
палец
приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец
правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе,
по
одному
и
перебирают
от
указательного
пальца
левой
руки
до
мизинца правой. Руки поменять.
«Ухо-нос» Левой
рукой
беремся
за
кончик
носа,
а
правой
за
противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в
ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".
Зеркальное
рисование. Берем
в
обе
руки
по
карандашу,
рисуем
одновременно
обеими
руками
зеркально-симметричные
рисунки,
буквы.
При
выполнении
этого
упражнения
расслабляются
глаза
и
руки,
синхронизируется
деятельность
обоих
полушарий
головного
мозга.
Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она выполняется с
кинезиологическими упражнениями под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями
рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении
следующих условий:
систематичность выполнения
постепенное увеличение темпа и сложности
точность выполнения движений и приемов
Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками
новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.