Автор: Стрелецкая Анна Владимировна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБДОУ 142
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Блоки Дьеныша
Тема: Использование блоков Дьеныша на занятиях по формированию математических представлений
Раздел: дошкольное образование
Стрелецкая Анна Владимировна
Использование блоков Дьенеша
на занятиях по формированию математических
представлений
В
настоящее
время
-
время
информационных
технологий,
когда
происходит
коренное
преобразование
характера
человеческого
труда
и
взаимоотношений,
и
наиболее
актуальной
сейчас
становится
проблема
человека
мыслящего,
творчески
думающего,
ищущего,
умеющего
решать
нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
В рамках реализации ФГОС дошкольного образования актуальность
данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного
обновления общества является умножение интеллектуального потенциала,
недостаточность
развития
логического
мышления
у
дошкольников
и
интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у
дошкольников.
Дошкольный возраст есть первая ступень в осмыслении и понимании
внутренних
скрытых
процессов,
свойств
и
отношений
внешнего
и
внутреннего мира — всего того, что лежит в основе любых научных знаний.
Соотношение и гармоничное сочетание внешнего и внутреннего — основа
успешного развития умственных способностей личности, способностей в
области восприятия и воображения, представления и образного мышления —
всего того, на чем основывается усвоение образцов, внешних характеристик
и свойств предметов, происходят сравнение, синтез и обобщение изучаемого
материала в системе отношений сходств и различий, множественности и
разновидностей.
2
Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует
развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности
мышления, которые во многом определяют успешность и результативность
деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.
Формированию у ребенка математических представлений способствует
использование
разнообразных
дидактических
игр.
В
игре
ребенок
приобретает
новые
знания,
умения,
навыки.
Игры,
способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих
способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является
развитие
у
ребенка
интереса
к
математике
в
дошкольном
возрасте.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет
ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Разработка
и
выбор
технологий
математического
развития
дошкольников зависит от того, что подлежит освоению, и от направления
развития мыслительной деятельности ребёнка.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие
материалы, одними из эффективных являются логические блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш в
1960-е годы, они весьма актуальны по сей день. Последнее десятилетие
данная методика завоёвывает все большее признание у педагогов нашей
страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования
логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного.
Логические
блоки
представляют
собой
эталоны
форм
—
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
равносторонний
треугольник,
прямоугольник)
и
являются
прекрасным
средством
ознакомления
дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами, а также
игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом,
размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению
3
процесса
развития
у
дошкольников
простейших
логических
структур
мышления и математических представлений, усвоению сенсорных эталонов.
Как показывает практика, использование блоков Дьенеша в работе с
детьми
дошкольного
весьма
способствует
ознакомлению
дошкольников
с
геометрическими фигурами и формой предметов, размером, формированию
мыслительных
умений:
сравнивать,
анализировать,
классифицировать,
обобщать,
абстрагировать,
кодировать
и
декодировать
информацию;
изучению
элементарных
навыков
алгоритмической
культуры
мышления;
формированию
познавательных
процессов
восприятия
памяти,
внимания,
воображения; развитию творческих способностей .
Блоки
Дьенеша
являются
универсальный
дидактический
материал,
позволяющий
успешно
реализовывать
задачи
познавательного
развития
дошкольников.
Логические
блоки
Дьенеша
представляют
собой
комплект
из
48
геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров,
одним из двух видов толщины.
Отдельно прилагаются карточки свойств и множество дополнений для
работы
с
«Блоками».
Другими
словами,
«Блоки»
позволяют
сочетать
всевозможные способы развития творчества для каждого из возрастов. С
помощью различных материалов младшие дошкольники будут знакомиться с
формами,
и
искать
лишнее,
а
старшие
дошкольники
-
кодировать
и
декодировать информацию о различных предметах. Использование блоков
Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их
4
признакам
и
по
существующим
во
множестве
отношениям,
включать
подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.
Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция
того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое
поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с
другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы,
мыслительные
операции,
развиваются
способности
к
моделированию
и
конструированию, формируются представления о математических понятиях.
Автор методики разработал и апробировал на практике теорию о шести
этапах изучения математики.
Многие
взрослые
считают,
что теория
изучения
математических
понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. З. Дьенеш создал
данную
теорию
для малышей
от т р е х
д о восьми
лет,
учитывая
их физиологические
и возрастные
о собенно сти.
В с в я з и
с этим,
она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом
и легкостью.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей
предусматривается, чтобы дети начинали усвоение материала с простого
манипулирования
геометрическими
фигурами.
Предоставляется
детям
возможность
самим
познакомиться
с
логическими
блоками.
Дети
могут
использовать их по своему усмотрению в различных видах деятельности.
Логические блоки Дьенеша могут использоваться:
на
занятиях
(комплексные,
интегрированные),
обеспечивающих
наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
при
совместной
и
самостоятельной
игровой
деятельности
(дидактические
игры,
настольно-печатные,
подвижные,
сюжетно-ролевые
игры).
5
вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность,
аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Особенности
структуры
игр
и
упражнений
позволяют
по-разному
варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.
Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или
упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности
для творчества педагога.
А также:
в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков,
дорожек, лабиринтов);
как
настольно-печатные
(изготовить
карты
к
играм Рассели
жильцов, Найди место фигуре);
в
сюжетно-ролевых
играх: Магазин -
деньги
обозначаются
блоками. Почта -
адрес
на
доме
обозначается
кодовыми
карточками.
Аналогично, Поезд - билеты, места.
Использование
логических
блоков
в
аппликации,
рисовании,
конструировании
и
моделировании
предметов
из
геометрических
фигур
разнообразит занятия дошкольников, делает их интересней, помогает детям
легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Таким образом, изучив и сопоставив ряд методик, мы пришли к выводу,
что наиболее эффективным, отвечающим современным требованиям и нашей
задаче,
является
уникальный
по
своим
возможностям
дидактический
материал - логические блоки Дьенеша.
6