Напоминание

Использование блоков Дьеныша на занятиях по формированию математических представлений


Автор: Стрелецкая Анна Владимировна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБДОУ 142
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Блоки Дьеныша
Тема: Использование блоков Дьеныша на занятиях по формированию математических представлений
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стрелецкая Анна Владимировна

Использование блоков Дьенеша

на занятиях по формированию математических

представлений

В

настоящее

время

-

время

информационных

технологий,

когда

происходит

коренное

преобразование

характера

человеческого

труда

и

взаимоотношений,

и

наиболее

актуальной

сейчас

становится

проблема

человека

мыслящего,

творчески

думающего,

ищущего,

умеющего

решать

нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

В рамках реализации ФГОС дошкольного образования актуальность

данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного

обновления общества является умножение интеллектуального потенциала,

недостаточность

развития

логического

мышления

у

дошкольников

и

интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у

дошкольников.

Дошкольный возраст есть первая ступень в осмыслении и понимании

внутренних

скрытых

процессов,

свойств

и

отношений

внешнего

и

внутреннего мира — всего того, что лежит в основе любых научных знаний.

Соотношение и гармоничное сочетание внешнего и внутреннего — основа

успешного развития умственных способностей личности, способностей в

области восприятия и воображения, представления и образного мышления —

всего того, на чем основывается усвоение образцов, внешних характеристик

и свойств предметов, происходят сравнение, синтез и обобщение изучаемого

материала в системе отношений сходств и различий, множественности и

разновидностей.

2

Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует

развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности

мышления, которые во многом определяют успешность и результативность

деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

Формированию у ребенка математических представлений способствует

использование

разнообразных

дидактических

игр.

В

игре

ребенок

приобретает

новые

знания,

умения,

навыки.

Игры,

способствующие

развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих

способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является

развитие

у

ребенка

интереса

к

математике

в

дошкольном

возрасте.

Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет

ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Разработка

и

выбор

технологий

математического

развития

дошкольников зависит от того, что подлежит освоению, и от направления

развития мыслительной деятельности ребёнка.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие

материалы, одними из эффективных являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш в

1960-е годы, они весьма актуальны по сей день. Последнее десятилетие

данная методика завоёвывает все большее признание у педагогов нашей

страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования

логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного.

Логические

блоки

представляют

собой

эталоны

форм

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник)

и

являются

прекрасным

средством

ознакомления

дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами, а также

игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом,

размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению

3

процесса

развития

у

дошкольников

простейших

логических

структур

мышления и математических представлений, усвоению сенсорных эталонов.

Как показывает практика, использование блоков Дьенеша в работе с

детьми

дошкольного

весьма

способствует

ознакомлению

дошкольников

с

геометрическими фигурами и формой предметов, размером, формированию

мыслительных

умений:

сравнивать,

анализировать,

классифицировать,

обобщать,

абстрагировать,

кодировать

и

декодировать

информацию;

изучению

элементарных

навыков

алгоритмической

культуры

мышления;

формированию

познавательных

процессов

восприятия

памяти,

внимания,

воображения; развитию творческих способностей .

Блоки

Дьенеша

являются

универсальный

дидактический

материал,

позволяющий

успешно

реализовывать

задачи

познавательного

развития

дошкольников.

Логические

блоки

Дьенеша

представляют

собой

комплект

из

48

геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров,

одним из двух видов толщины.

Отдельно прилагаются карточки свойств и множество дополнений для

работы

с

«Блоками».

Другими

словами,

«Блоки»

позволяют

сочетать

всевозможные способы развития творчества для каждого из возрастов. С

помощью различных материалов младшие дошкольники будут знакомиться с

формами,

и

искать

лишнее,

а

старшие

дошкольники

-

кодировать

и

декодировать информацию о различных предметах. Использование блоков

Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их

4

признакам

и

по

существующим

во

множестве

отношениям,

включать

подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция

того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое

поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с

другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы,

мыслительные

операции,

развиваются

способности

к

моделированию

и

конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Автор методики разработал и апробировал на практике теорию о шести

этапах изучения математики.

Многие

взрослые

считают,

что теория

изучения

математических

понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. З. Дьенеш создал

данную

теорию

для малышей

от т р е х

д о восьми

лет,

учитывая

их физиологические

и возрастные

о собенно сти.

В с в я з и

с этим,

она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом

и легкостью.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей

предусматривается, чтобы дети начинали усвоение материала с простого

манипулирования

геометрическими

фигурами.

Предоставляется

детям

возможность

самим

познакомиться

с

логическими

блоками.

Дети

могут

использовать их по своему усмотрению в различных видах деятельности.

Логические блоки Дьенеша могут использоваться:

на

занятиях

(комплексные,

интегрированные),

обеспечивающих

наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

при

совместной

и

самостоятельной

игровой

деятельности

(дидактические

игры,

настольно-печатные,

подвижные,

сюжетно-ролевые

игры).

5

вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность,

аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности

структуры

игр

и

упражнений

позволяют

по-разному

варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или

упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности

для творчества педагога.

А также:

в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков,

дорожек, лабиринтов);

как

настольно-печатные

(изготовить

карты

к

играм Рассели

жильцов, Найди место фигуре);

в

сюжетно-ролевых

играх: Магазин -

деньги

обозначаются

блоками. Почта -

адрес

на

доме

обозначается

кодовыми

карточками.

Аналогично, Поезд - билеты, места.

Использование

логических

блоков

в

аппликации,

рисовании,

конструировании

и

моделировании

предметов

из

геометрических

фигур

разнообразит занятия дошкольников, делает их интересней, помогает детям

легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

Таким образом, изучив и сопоставив ряд методик, мы пришли к выводу,

что наиболее эффективным, отвечающим современным требованиям и нашей

задаче,

является

уникальный

по

своим

возможностям

дидактический

материал - логические блоки Дьенеша.

6



В раздел образования