Автор: Давыдова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: Пермский край г. Кунгур
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гендерное воспитание дошкольников в процессе организации театрализованных игр"
Раздел: дошкольное образование
"Гендерное воспитание дошкольников в процессе организации
театрализованных игр"
П.Ф. Лесгафт писал, что «Ребенок является зеркалом
среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды,
воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц».
Слайд: Мальчик или девочка?
В наше время стали производить кукол – пупсов, но как понять кто из них кто
мальчик или девочка не понятно. И когда у нас в группе появились такие пупсы
дети спросили: «А это кто мальчик или девочка?» Вот посмотрите у меня два
пупса, в какой руке мальчик, а в какой девочка? А как вы догадались? По
ленточке, принято завязывать малышей голубой и розовой ленточкой. А кто знает,
откуда такая традиция?
1797 году, Павел I, принял закон: все новорожденные члены императорской
фамилии после рождения становятся кавалерами орденов. Мальчики становятся
кавалерами ордена Святого Апостола Андрея, а девчушки – Святой
Великомученицы Екатерины. А к вот этим-то орденам и прилагались муаровые
ленты соответствующих цветов. К ордену Святого Апостола Андрея прилагалась
лента голубого цвета, а к ордену Святой Великомученицы Екатерины – розового.
Именно с этого времени и пошла такая традиция.
И вот наблюдая за детьми, беседуя с ними, я стала собирать материал, чем же
ещё отличаются мальчики от девочек (о чём мечтают, кем хотят стать, во что
любят играть).
Слайд: Среда
Особое внимание уделяю созданию условий для развития театрально –
игровой деятельности, где разнообразие театров помогает развить познавательный
интерес у детей. В группе есть различные виды театров пальчиковый, настольный,
кукольный, бибабо, теневой, плоскостной и т.д. Подготовила картотеку
дидактических игр по гендерному воспитанию; аудио, видео записей с
мультфильмами и фильмами интересными мальчикам и девочкам, создали в
группе мини-музей «Любимые игрушки мальчиков и девочек», подготовила
консультации и рекомендации для родителей «Секреты воспитания мальчиков»,
«Секреты воспитания девочек»
Все мы знаем, что важнейшей видом деятельности ребёнка дошкольного
возраста является - игра. Так как в игре развиваются все познавательные
процессы, усваиваются правила общественного поведения и гендерного
воспитания.
Слайд: Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:
В театрализованной игре закладываются основы будущих социальных и
гендерных ролей, происходит усвоение детьми гендерного поведения,
развиваются чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих
качествах, присущих мужчине и женщине.
Слайд: Театрализованные игры подбираю:
- с учётом гендерных и индивидуальных особенностей;
- они должны быть содержательны и разнообразны;
- должны формировать активность, самостоятельность, инициативность;
- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и
возможностей;
Слайд: Разновидностей театрализованных игр очень много, но я в своей работе
использую основные 3.
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие - игра.
3. Спектакль - игра.
Слайд: Игры с элементами театрализации.
Слайд: Речевые упражнения
Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание
текстов.
Например: с девочками играем в речевую игру «У бабушки Наташи», где девочки
примеряют на себя роль бабушки, а мальчикам больше нравится игра «Аты-баты»
Так-же используем «Чистоговорки», «Скороговорки», «Загадки», «Считалки»
(имеются картотеки)
Слайд: Этюды на выражение основных эмоций
Детям предлагается небольшой этюд (приехали гости, испачкались на улице,
опоздали на автобус) и просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой
персонаж удивлен, обижен, радуется и т. д. Предлагаю изобразить эмоции
мальчикам - солдат, девочкам – мальвин т. е одни эмоции и как по разному
изображают девочки и мальчики
А сейчас я хочу посмотреть, на сколько вы эмоциональны, все вы знаете
«Перчатки» (английская народная песенка, в переводе С. Маршака) у вас есть
карточки, можно их использовать.
Слайд: «Перчатки»
Слайд: Моделирование ситуаций
Предлагаем выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику, заботится о нём;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» –
возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный
момент делает мама и т.д.
Слайд: Сказка и её роль
Большую роль в гендерном воспитании имеет знакомство ребенка со сказками.
Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной
основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни,
эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир,
овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями
взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную
положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется
представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
Слайд: Ролевые игры
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки
предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду,
домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики
предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм,
отважность, мужские интересы и профессии). То - есть тематика сюжетно-
ролевых игр девочек – социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и
общественная.
Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой
свои богатства – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.
Наши девочки любят играть в семью, в салон красоты и в школу. Мальчикам
необходимо более обширное пространство неограниченное и незамкнутое. Наши
мальчики любят играть в спасателей, строителей и водителей спец. транспорта.
Слайд: ТРИЗ
На занятиях использую технологию триз, которая позволяет схематично
разобрать сказку, т. е. рассматривая персонажи мы отмечаем, что золушка – какая?
(добрая, заботливая, беззащитная), а мачеха - какая? (злая, жестокая), буратино –
какой? (весёлый, задорный, непоседливый), а карабас-барабас – какой? (жестокий,
жадный, властный)
Слайд: Спектакль-игра
Она требует длительной и тщательной подготовки: подбирается или
самостоятельно пишется специальная инсценировка с учётом гендерных
возрастных индивидуальных особенностей детей. Распределяются роли, в
игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы.
Всё это закрепляется в развивющей среде, которая создана с учётом гендрной
специфики, для девочек, для мальчиков.
Слайд: Театральный уголок
Весь материал подбирался с учётом гендерных и индивидуальных
особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Вывод: В результате этой работы у детей расширился кругозор, повысился
интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление
внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о
разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос,
другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят
бегать.
Слайд: Дети
Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший
друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с
воображением. Хочется надеяться, что из наших ребятишек вырастут настоящие
защитники и хранительницы уюта. А всем пожелаю, чтобы правильное
воспитание помогло нашим детям стать в жизни настоящими людьми.
«Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их
гендерных особенностей, то они могут с успехом решить любые задачи»
6. Упражнение «Пересядьте все, кто …»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ведущий говорит, что мы все разные и в тоже время все чем-то друг на друга похожи.
Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое;
плавать в реке;
ложиться спать во время;
у кого есть домашние питомцы… и т.д.»
Дети сначала просто играют, а затем делают вывод , что действительно у них есть много общего.