Напоминание

"Гендерное воспитание дошкольников в процессе организации театрализованных игр"


Автор: Давыдова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 59"
Населённый пункт: Пермский край г. Кунгур
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гендерное воспитание дошкольников в процессе организации театрализованных игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Гендерное воспитание дошкольников в процессе организации

театрализованных игр"

П.Ф. Лесгафт писал, что «Ребенок является зеркалом

среды, он с помощью игр усваивает все привычки и обычаи своей среды,

воспринимая все, что чаще видит и узнает от окружающих его лиц».

Слайд: Мальчик или девочка?

В наше время стали производить кукол – пупсов, но как понять кто из них кто

мальчик или девочка не понятно. И когда у нас в группе появились такие пупсы

дети спросили: «А это кто мальчик или девочка?» Вот посмотрите у меня два

пупса, в какой руке мальчик, а в какой девочка? А как вы догадались? По

ленточке, принято завязывать малышей голубой и розовой ленточкой. А кто знает,

откуда такая традиция?

1797 году, Павел I, принял закон: все новорожденные члены императорской

фамилии после рождения становятся кавалерами орденов. Мальчики становятся

кавалерами ордена Святого Апостола Андрея, а девчушки – Святой

Великомученицы Екатерины. А к вот этим-то орденам и прилагались муаровые

ленты соответствующих цветов. К ордену Святого Апостола Андрея прилагалась

лента голубого цвета, а к ордену Святой Великомученицы Екатерины – розового.

Именно с этого времени и пошла такая традиция.

И вот наблюдая за детьми, беседуя с ними, я стала собирать материал, чем же

ещё отличаются мальчики от девочек (о чём мечтают, кем хотят стать, во что

любят играть).

Слайд: Среда

Особое внимание уделяю созданию условий для развития театрально –

игровой деятельности, где разнообразие театров помогает развить познавательный

интерес у детей. В группе есть различные виды театров пальчиковый, настольный,

кукольный, бибабо, теневой, плоскостной и т.д. Подготовила картотеку

дидактических игр по гендерному воспитанию; аудио, видео записей с

мультфильмами и фильмами интересными мальчикам и девочкам, создали в

группе мини-музей «Любимые игрушки мальчиков и девочек», подготовила

консультации и рекомендации для родителей «Секреты воспитания мальчиков»,

«Секреты воспитания девочек»

Все мы знаем, что важнейшей видом деятельности ребёнка дошкольного

возраста является - игра. Так как в игре развиваются все познавательные

процессы, усваиваются правила общественного поведения и гендерного

воспитания.

Слайд: Педагогическая ценность театрализованных игр дошкольников:

В театрализованной игре закладываются основы будущих социальных и

гендерных ролей, происходит усвоение детьми гендерного поведения,

развиваются чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих

качествах, присущих мужчине и женщине.

Слайд: Театрализованные игры подбираю:

- с учётом гендерных и индивидуальных особенностей;

- они должны быть содержательны и разнообразны;

- должны формировать активность, самостоятельность, инициативность;

- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и

возможностей;

Слайд: Разновидностей театрализованных игр очень много, но я в своей работе

использую основные 3.

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие - игра.

3. Спектакль - игра.

Слайд: Игры с элементами театрализации.

Слайд: Речевые упражнения

Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание

текстов.

Например: с девочками играем в речевую игру «У бабушки Наташи», где девочки

примеряют на себя роль бабушки, а мальчикам больше нравится игра «Аты-баты»

Так-же используем «Чистоговорки», «Скороговорки», «Загадки», «Считалки»

(имеются картотеки)

Слайд: Этюды на выражение основных эмоций

Детям предлагается небольшой этюд (приехали гости, испачкались на улице,

опоздали на автобус) и просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой

персонаж удивлен, обижен, радуется и т. д. Предлагаю изобразить эмоции

мальчикам - солдат, девочкам – мальвин т. е одни эмоции и как по разному

изображают девочки и мальчики

А сейчас я хочу посмотреть, на сколько вы эмоциональны, все вы знаете

«Перчатки» (английская народная песенка, в переводе С. Маршака) у вас есть

карточки, можно их использовать.

Слайд: «Перчатки»

Слайд: Моделирование ситуаций

Предлагаем выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику, заботится о нём;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» –

возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный

момент делает мама и т.д.

Слайд: Сказка и её роль

Большую роль в гендерном воспитании имеет знакомство ребенка со сказками.

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной

основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни,

эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир,

овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями

взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную

положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется

представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Слайд: Ролевые игры

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки

предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду,

домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики

предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм,

отважность, мужские интересы и профессии). То - есть тематика сюжетно-

ролевых игр девочек – социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и

общественная.

Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой

свои богатства – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве.

Наши девочки любят играть в семью, в салон красоты и в школу. Мальчикам

необходимо более обширное пространство неограниченное и незамкнутое. Наши

мальчики любят играть в спасателей, строителей и водителей спец. транспорта.

Слайд: ТРИЗ

На занятиях использую технологию триз, которая позволяет схематично

разобрать сказку, т. е. рассматривая персонажи мы отмечаем, что золушка – какая?

(добрая, заботливая, беззащитная), а мачеха - какая? (злая, жестокая), буратино –

какой? (весёлый, задорный, непоседливый), а карабас-барабас – какой? (жестокий,

жадный, властный)

Слайд: Спектакль-игра

Она требует длительной и тщательной подготовки: подбирается или

самостоятельно пишется специальная инсценировка с учётом гендерных

возрастных индивидуальных особенностей детей. Распределяются роли, в

игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы.

Всё это закрепляется в развивющей среде, которая создана с учётом гендрной

специфики, для девочек, для мальчиков.

Слайд: Театральный уголок

Весь материал подбирался с учётом гендерных и индивидуальных

особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Вывод: В результате этой работы у детей расширился кругозор, повысился

интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление

внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о

разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос,

другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят

бегать.

Слайд: Дети

Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший

друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с

воображением. Хочется надеяться, что из наших ребятишек вырастут настоящие

защитники и хранительницы уюта. А всем пожелаю, чтобы правильное

воспитание помогло нашим детям стать в жизни настоящими людьми.

«Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их

гендерных особенностей, то они могут с успехом решить любые задачи»

6. Упражнение «Пересядьте все, кто …»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все разные и в тоже время все чем-то друг на друга похожи.

Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое;

плавать в реке;

ложиться спать во время;

у кого есть домашние питомцы… и т.д.»

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод , что действительно у них есть много общего.



В раздел образования