Автор: Гутор Ирина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 35
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных умений"
Раздел: полное образование
Формирование универсальных учебных умений
Современная
система
образования
обновляется
и
изменяется
в
зависимости
от
потребностей
сегодняшнего
и
завтрашнего
развития
общества. А сегодня абсолютной ценностью общества становится человек,
следовательно, целью образования – развитие личности. В настоящее время
школа стремится обеспечить всесторонне развитие способностей ученика. В
этой
связи
образование
рассматривается
как
условие
для
его
самоопределения и саморазвития, «вращивание индивида в мир культуры». В
современной
школе
идёт
процесс
превращения
ученика
в
субъект
образования. И задача школы состоит в гармоничном и полном раскрытии
этого субъекта.
В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», осознать новую сущность
образования, как «образование через всю жизнь».
В
соответствии
с
Новыми
Образовательными
Стандартами,
перед
учителем
стоит
задача
поиска
новых
разнообразных
путей
и
форм
в
образовательном
процессе,
помогающих
ученику
достичь
наибольшего
успеха, создать для каждого ученика благоприятные условия для реализации
его
идей
и
творчества,.
Подчёркивается
необходимость
ориентации
образования
не
только
на
усвоение
обучающихся
определённой
суммы
знаний,
но
и
на
развитие
личности,
познавательных
и
созидательных
способностей.
Формирование
универсальных
учебных
действий
является
основой
способности
учащихся
к
дальнейшему
саморазвитию
и
самообразованию.
«Универсальные
учебные
действия»
–
это
совокупность
действий
обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий начинается на уроках
английского языка ещё в начальной школе. Обучение иностранному языку на
раннем
этапе
должно
строиться
на
основе
игры.
Игра
на
занятиях
по
иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной
способ
достижения
определенных
задач
обучения
на
данном
этапе.
В
качестве
примера
можно
привести
задания
творческого
характера,
так
хорошо знакомые каждому учителю и применяемые им на всех этапах урока.
1. Отгадай кроссворда.
2. Сам составь кроссвордов.
3. Нарисуй картинку и опиши её (мой дом, мой друг, моё домашнее
животное)
4. Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение.
1
5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками.
Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей.
6. Придумайте загадку (опиши например животное, но не называй его,
или опиши одноклассника, не называя имени)
Несмотря
на
кажущуюся
простоту,
подобные
задания
способствуют
выработке «умения учиться».
Если говорить о средней и старшей ступенях обучения, то формирование
общеучебных
универсальных
действий
сводятся
к
следующим
д
е
й
с
т
в
и
я
м
:
1. Поиск и выделение необходимой информации при аудировании и чтении.
2. Проектная деятельность, связанная с поиском информации с помощью
компьютера и презентацией результатов (проектов) на английском языке.
3.
Действия,
связанные
с
осознанным
и
самостоятельным
построением
устного
и
письменного
речевого
высказывания
(монологи,
диалоги,
н а п и с а н и е
э с с е
и
п и с е м )
4. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и
выбора
вида
чтения
в
зависимости
от
коммуникативной
задачи;
с
извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров;
с
определением
основной
и
второстепенной
информации;
с
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Одной
из
функций
универсальных
учебных
действий
является
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование
картины
мира
и
компетентностей
в
любой
предметной
области.
Вполне
естественно, что процесс формирования не может ограничиваться только
рамками
урока.
Он
просто
невозможен
без
внеурочной,
кружковой
деятельности.
Да
и
где
ещё,
как
ни
на
кружках
можно
дать
ребёнку
возможность познакомиться с культурой, историей и традициями других
народов
и
мировой
культурой
создать
необходимые
условия
для
формирования
личностных
универсальных
действий
—
формирования
гражданской
идентичности
личности,
доброжелательного
отношения,
уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в
межкультурном диалоге.
Несмотря
на
то,
что
профиль
школы
не
является
языковым,
мы
предлагаем
учащимся
3
программы
дополнительного
образования
по
английскому языку: «Чтение с увлечением» для учащихся 6 – 7 классов,
«Путешествие по Великобритании и США» для учащихся 8 - 9 классов и
«История Британии» для учащихся 10 – 11 классов. Кружки работают уже 4
года и учащиеся с удовольствием посещают их.
Ещё одной составляющей универсальных учебных действий является
обеспечение
возможностей
учащегося
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать
процесс
и
результаты
деятельности.
В
школе
действует
программа
2
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
с
индивидуальными
учебными планами и индивидуальными образовательными траекториями где
каждый
ученик,
в
дополнение
к
базовому
уровню,
может
выбрать
себе
предмет для изучения на профильном уровне.
Итак,
в
соответствии
с
Новыми
Стандартами
и
основной
целью,
выдвинутой в них – развитие личности ученика, языковое образование играет
в процессе развития личности ведущую роль, поскольку язык, как известно,
является
инструментом
создания
и
интерпретации
«образа
мира»,
проникновения
в
мировую
культуру
и
осознания
своей
национально
–
культурной
принадлежности,
инструментом
социального
взаимодействия,
формирования и социализации личности.
Задачей школы и учителя является создание таких условий, которые
бы
обеспечивали
“запуск”
механизмов
самообразования,
самопознания
и
самоактуализации
личности,
а
также
способствовали
бы
формированию
мотивации
достижения
успеха,
что
в
конечном
итоге
способствует
успешному формированию универсальных учебных умений.
3