Автор: Голубова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СКОШ"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: интегрированный урок литературного чтения и логопедического занятия
Тема: Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
Раздел: начальное образование
Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
(
интегрированный урок литературного чтения и логопедического занятия.).
Составила: Голубова Н.С. – учитель начальных классов.
Цель: Знакомство учащихся с новым произведением Н.А. Некрасова « Дедушка
Мазай и зайцы».
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить учащихся с творчеством Н.А. Некрасова,
формировать умения анализировать стихотворение, понимать настроение лирического
героя и поэта, выразительно читать стихотворение.
Воспитывающие: создавать условия для формирования познавательного интереса к
чтению, бережного отношения к природе, (готовность совершать позитивные поступки
чувства сострадания).
Развивающие: способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать
словарь учащихся, развивать эмоционально-образное восприятие литературных
произведений.
Коррекционные: развивать память, внимание, связную речь.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая
с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном
тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: сборники стихотворений Н.А. Некрасова, презентация к уроку
“Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы””, мультимедиапроектор, экран, компьютер,
учебник
Ход урока
I.Организационный момент
У:
- Проверка готовности к уроку.
Я слышу – и забываю
Я вижу – и запоминаю
Я делаю – и понимаю
Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать.
Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.
Л:
II.
Упражнение на дыхание
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть весеннего
утра,доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения,
плохое настроение.(3раза)
Артикуляционная гимнастика.
Речевая разминка Слайд1
— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность,
злость, зависть, лень и т. п.)
— К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то,
что нас окружает.)
— Прочитаем выразительно с восклицательной интонацией
У:
III. Работа по теме урока
1. Вводная беседа:
- Слайд2 Знакомо ли вам имя Н.А. Некрасова?
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича
Некрасова. Прочитайте, как оно называется.
- Слайд3 Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о
чем текст?
(Наверное о том, как Мазай спасал зайцев).
2. Знакомство с текстом (аудизапись)
- Что больше всего тронуло? Рассмешило? Удивило?
( Тронуло – как дед Мазай спасал зайцев?
Удивило – как зайцы послушны.
Рассмешило – как автор говорит о зайцах, особенно о зайчихе: )
Еле жива,а толста как купчиха.
Я её, дуру, накрыл зипуном.
Физкультминутка: «Дождик». Слайд 4
Л.
IV. Словарная работа по группам (Слайд 5-7)
1. Групповая работа.
2. Разминка для глаз. Слайд 8-11
У.
V. Выразительное чтение стихотворения обучающимися. (Слайды 12-16 )
( дети выходят к доске )
VI. Беседа после чтения:
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? ( Слайд 17)
( Дети читают начало и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь ловят
сетями, силками давят.)
- Почему за дровами он отправился на лодке? ( Слайд 18-19)
(Дров с реки в половодье нагоняет много весной, он их собирал).
- В какую беду попали зайцы?
( гибнут во время половодья, нуждаются в помощи человека).
- Ради забавы спасал Мазай зайцев?
( он спасал их от гибели, говорил « их жалко до слёз, называл ласково: бедные
зверьки, зайчики, зайчишко, плуты косые).
VII. Выборочное чтение:
- Перечитай, о чём сокрушался старый Мазай.
- Найди эпизоды, где описывается отношение Мазая к зайчишкам.
- Как он с ними разговаривает?
- Можно ли сказать, что в произведении изображён не сказочный , а реальный случай
из жизни?
VIII. Подведение итогов урока: ( Слайд 20)
- С каким произведением познакомились?
- О ком говорили на уроке?
- Какое отношение к животным побуждает автор? ( Слайд 21) (животных надо не
только любить, но и помогать им в беде, как делал Мазай )
- Понравился ли вам дед Мазай? ( Он добрый, любит животных, природу).
IХ.Рефлексия:
- С каким настроением вы будете уходить с урока?
- Как бы вы сами оценили свою работу?
- Используя смайлики покажите это.
X. Домашнее задание Выучить наизусть понравившийся отрывок. Слайд 21